«Зеленые друзья на подоконнике» Образовательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру на тему

Коренева Елена Павловна

Целью проекта стало, вызвать интерес дошкольников к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания и представления о комнатных растениях, прививать внимательное и бережное отношение к живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:  

Познакомить детей с многообразием комнатных растений, формировать экологические представления об отдельных представителях комнатных растений;

Уточнять представления о назначении основных органов и частей комнатных растений, о целостности комнатных растений;

Формировать дифференцированные представления об условиях выращивания комнатных растений в уголке природы, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло);

Развивать интерес, активность дошкольников, удовлетворять детскую пытливость, любознательность;

Побуждать проявлять интерес к жизни комнатных растений, способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями; желание ухаживать за комнатными растениями;

Воспитывать чувства детей, умение радоваться, воспринимая красоту комнатных растений, желание сохранить их, стимулировать и поощрять добрые поступки детей.

Актуальность проекта:

В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Экологическое образование выступает необходимым условием формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении. 

Комнатные растения, выходцы из разных мест обитания: пустыни, влажных тропических лесов и сухих субтропиков, горных лесов, альпийских лугов, являются одним из доступных и важных объектов для воспитания и обучения детей и развития у них элементарной экологической культуры.  Они находятся в уголке природы в условиях, соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов к среде обитания, что наглядно представлено в особенностях их строения и функционирования и доступно пониманию детей дошкольного возраста.                

Осуществляя экологическое развитие детей 4-5 лет, важно останавливать свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребёнка, а это в первую очередь – комнатные растения.

Некоторые люди недооценивают значение комнатных цветов. Цветы помогают развить творческие способности, благотворно воздействуют на сердечно - сосудистую систему и на физическое, психологическое и энергетическое состояние человека в целом. Комнатные цветы очищают пространство вокруг себя, создают атмосферу комфорта, защищают помещение от нежелательных влияний. Главное, о чём нужно помнить – о комнатных цветах нужно заботиться и дарить им свою любовь, только тогда они будут служить надёжной защитой от многих жизненных невзгод... 

В процессе общения с детьми было выявлено, что у детей не в полном объёме сформированы знания о комнатных растениях   в соответствии с возрастом, были  трудности в различении комнатных растений по внешнему виду, способам ухода, дети называли не все растения в группе. Нехватка знаний о растениях и умений правильного ухода за ними явилась пусковым механизмом для начала проектной деятельности.

Объект проекта:

Комнатные растения

Предмет проекта:

Разнообразие комнатных растений и правила ухода за растениями.

Цель проекта:

Вызвать интерес дошкольников к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания и представления о комнатных растениях, прививать внимательное и бережное отношение к живой природе.

Задачи проекта:

Образовательные: Формировать знания детей о комнатных растениях.

Дать представления о строении, значимости комнатных растений.

Побуждать проявлять интерес к жизни комнатных растений, способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями;

Учить делать элементарные выводы и умозаключения.

Обогащать словарный запас детей.

Развивающие: Развивать навыки исследовательской работы, воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе желание ухаживать за комнатными растениями, коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Методы проекта:

Исследовательские: опыты, наблюдения.

Наглядные: рассматривание альбомов, энциклопедий, иллюстраций, просмотр презентаций, консультации для родителей.

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения, указания, словесные инструкции.

Формы организации проекта:

Познавательная непосредственно-образовательная деятельность, дидактические игры, трудовая, художественно-творческая, игровая деятельность детей, самостоятельная деятельность детей.

Принципы реализации проекта:
            Систематическое  и целенаправленное ознакомление детей с многообразием комнатных растений и правилами ухода за растениями.

Доступность знаний, учёт возрастных особенностей детей.
            Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания о комнатных растениях, умения и навыки по уходу за комнатными растениями.

Срок реализации проекта: Долгосрочный, шесть месяцев.

Участники проекта: Воспитатель, дети, родители.

Необходимые материалы: Комнатные растения, предметы по уходу за комнатными растениями, картинки, альбомы, литература по теме.

Предполагаемый продукт проекта: Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей многообразием комнатных растений; оформление групповой энциклопедии «Мир комнатных растений»; составление картотеки стихов, загадок; подборка дидактических игр; более бережное отношение детей к растительному миру; заинтересованное отношение детей к поисковой деятельности; активное участие большинства родителей в реализации проекта.  

Список литературы:  

С. Н. Николаева «Юный эколог» система работы в средней группе детского сада. М., 2010 г.

С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 2002г.

С. Н. Николаева «Как приобщить ребенка к природе» методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях. М., Новая школа, 1993 г.

С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1973 г.

М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.

Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.

О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», М., 2001 г.

В. И. Серпухова «Комнатные растения», М., 1991 г.

В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 1981 г.

А. И. Иванова. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва 2004г.

Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.

кому воспитанию дошкольников” 2005 год.

Л. А. Каменева Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1983.

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» СПб., 2002

4

План схема по реализации проекта

Этапы и сроки

Основные направления реализации проекта

(мероприятие)

Материалы и средства реализации проекта

I этап - подготовительный

(сентябрь)

Оформление консультаций, памяток, буклетов для родителей.

Подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий, художественной литературы.

Оформление картотеки

стихотворений, загадок, пословиц;

Оформление картотеки дидактических и словесных игр.

Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды.

Подбор атрибутов для труда.

приложение № 1

Презентация комнатные растения; фотографии и иллюстрации, настольно-печатные игры.

приложение № 2

приложение № 3

пополнение и оформление уголка природы; оснащение уголка творчества природным и бросовым материалом; пополнение книжного уголка литературой по теме;

оформление уголка познания дидактическими играми, материалом для рассматривания: энциклопедии, книги, журналы о комнатных растениях;

создание уголка экспериментирования: лупы, предметы для экспериментирования, карточки – схемы для фиксации опытов и др.

лейки, инвентарь по уходу за растениями, тазы, ветошь, щетки, фартуки и др.

II этап - основной

(октябрь – январь)

 

Беседы:

«Растения в нашем уголке природы»;

«Как появились растения»; «Без растений на земле»; «Части растения»;

«Комнатные растения – друзья или враги?»;

«О целебных свойствах комнатных растений»;

«Бальзамин и алоэ»;

«Что я знаю о комнатных растениях?»;

«Где растут растения».

«Растения в нашей жизни»; «Уход за комнатными растениями»;

«Что необходимо растениям для жизни?»;

«Как дети с родителями заботятся о комнатных растениях?» и др.

Познавательная непосредственно образовательная деятельность:

«Зеленые друзья»;

«Путешествие в царство комнатных растений»;

«Уход за комнатными растениями»;

«Знакомство с Геранью»;

«В гости к комнатным цветам»;

«Скорая помощь для растений» и др.

Рассматривание книг, энциклопедий, журналов о комнатных растениях, сюжетных и предметных картинок, фотографий, иллюстраций.

Посещение природного уголка детей старшей и подготовительной группы.

Наблюдения:

«Комнатные растения украшают наш дом»;

«Сравнение комнатных и садовых растений»;

«Зеленые друзья на подоконнике»;

«Полив растений»;

«За цветущим растением»;

«Что изменилось?»;

«Индивидуальные потребности некоторых растений»;

«Кому в горшочке тесно?».

Работа в «уголке природы» по уходу за комнатными растениями.

Опыты:

«С водой и без воды»;

«Растение может обеспечить себя питанием»;

«Лабиринт»;

«Как увидеть движение воды через корни?»;

«Дыхание листа»;

«С ветками (выявление потребности растений в тепле)»; «С почвой».

Чтение художественной литературы,

разучивание стихотворений,

разгадывание загадок о комнатных растениях.

Художественное творчество:

Рисование: «Кактус», «Цветёт на окошке цветок -  огонёк», «Герань», «Яркие цветочки у нас на окошке»;

Конструирование из бумаги «Горшочек для цветов», «Цветок»;

Лепка «Красавица - толстянка», «Цветущий кактус»;

Аппликация обрывная с элементами рисования «Цветущая герань»;

Аппликация из салфеток «Красавица фиалка»;

изготовление поделок из природного и бросового материала.

 

Настольные игры:

«Разрезные картинки», «Собери цветок», «Кто, где растет», «Сложи цветок» и др.

Дидактические и словесные игры:

«Найди по описанию»;

«Третий лишний»;

«Горячо — холодно»;

«Где спряталась матрешка?»;

«Угадай растение по описанию»;

«Чего не стало?»;

«Магазин цветов»;

«Отгадай, что за растение»;

«На какой цветок села бабочка?»;

«Чей цветок?»;

«Украсим комнату» и др.

Подвижные игры:

«У кого какой цветок?»;

«Что и как растет»;

«Каждое растение на свое место»;

«Солнышко и дождик»;

«Мы по кругу ходили».

Сюжетно – ролевые игры:

«Я – цветовод»;

«День рождения»;

«Цветочный магазин»; «Семья».

Театрализованная деятельность:

Кукольный театр «Дюймовочка»,

Игра импровизация «Волшебник цветовод»,

Этюды, композиции:

«Цветы», «Я цветочек не простой, угадай какой», «Кто это», «Покажи комнатное растение»

приложение № 4

картинки, фотографии, живые комнатные растения.

приложение № 5

Д. Г. Хессайон «Всё о комнатных растениях»;

 Ю. В. Сергиенко «Полная энциклопедия комнатных растений;

 Е. А. Волкова, О. Ю. Петина «Лучшие комнатные растения»; журналы «Цветы в доме»;

«Домашние цветы»;

«Цветущие комнатные растения»;

«Любимые цветы в доме»;

С. В. Вохринцева «Комнатные растения».

организовать экскурсии

приложение № 6

инвентарь по уходу за растениями

приложение № 7

Л.В. Скребцова

«Сказки комнатных цветов»;

С. Георгиев «Бабушкин садик»;

Г. Сапгир «Садовник»; «Колокольчики и гном»

Т. Шорыгина «О чем рассказали цветы»;

Ж. Санд «Цветок солнца»;

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»;

В. Катаев «Цветик – семицветик»;

 Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»;

картотека стихотворений, загадок, пословиц

раскраски, бросовый и природный материал, бумага разной фактуры, краски, кисти, карандаши, пластилин.

плоскостные геометрические фигуры, счетные палочки, лото, домино.

картотека дидактических и словесных игр,

приложение № 8

атрибуты и предметы заменители для игр

атрибуты для театральной деятельности, маски, шапочки, эмблемы комнатных растений.

III этап - заключительный

 (февраль)

Акция «Подари комнатное растение группе»

Досуг совместно с родителями «В королевстве комнатных растений»

Оформление паспортов комнатных растений

Оформление групповой энциклопедии «Мир комнатных растений»

организовать пополнение уголка природы новыми цветами.

сценарий досуга

приложение № 9

энциклопедия «Мир комнатных растений»

Выводы:

Особая педагогическая значимость проекта «Зеленые друзья на подоконнике» заключается в следующем: он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. В ходе проекта дети познакомились с комнатными растениями, стали проявлять: интерес к, особенностям жизни и развитию комнатных растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; появились навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. В период работы над проектом дети обогатили и пополнили словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей развилось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности, появилось желание передавать свои чувства в рисунках и поделках из различных материалов. Родители стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий. Постоянное сотрудничество с родителями поможет воспитывать будущих созидателей жизни. Кроме того, проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Проект был интересен всем субъектам сотрудничества: воспитателю, детям и их родителям. Поэтому, в перспективе планируется продолжить проектную деятельность.

 

                  

                  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Наш Бажов"

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил сказы П.П.Бажова. Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.Но, к сожалению, очень редко мы можем услышать их по радио, увидеть ...

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода»

Экспериментально – исследовательская опытническая деятельность: знакомим со свойствами воды...

Исследовательский проект для детей старшей дошкольного возраста «Мир воды»

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с водным миром. Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников в воде, ее свойствах, качествах, о животном и растительном мире вод...

Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Осенняя ярмарка"

Дошкольное детство – это начальный этап формирования человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На протяжении дошкольного детства  р...

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста « Удивительный мир динозавров»

Интерес к теме динозавров возник у детей самостоятельно, после рассматривание энциклопедий. Дети сами предложили изучить динозавров.Цель проекта: изучить с детьми историю возникновения жизни на Земле,...

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой домашний питомец"

Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным прочно вошли в нашу жизнь: обще...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЯЗЫК - ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»

Материал помогает развивать у детей познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического эксперимен­тирования. Учит детей о том, что язык выполняет мно­го разных фун...