Исследовательско - творческий проект «Моя метеостанция»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников: соревнований, игр, походов и экскурсий в природной среде. Поэтому в воспитании детей так велико значение метеостанции и экологической тропинки. Наблюдать сезонные изменения в природе, учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, все это помогает развивать в ребенке гармоничную личность; учит точности расчетов, учит мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты и сопереживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_meteostantsiya.docx | 47.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "ГУСЕЛЬКИ"
Проект на тему:
«Моя метеостанция»
( для детей старшего дошкольного возраста)
Подготовила:
воспитатель Iкв. категории
М.А. Князева
Югорск
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Актуальность
- Цели
- Задачи
- Принципы
- Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста
- Целевые ориентиры
- Содержательный раздел
- Содержание содержательного раздела
- Методы, приемы и формы проведения занятий
- Перспективный план занятий
3. Список литературы
Приложения
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников: соревнований, игр, походов и экскурсий в природной среде. Поэтому в воспитании детей так велико значение метеостанции и экологической тропинки.
Наблюдать сезонные изменения в природе, учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, все это помогает развивать в ребенке гармоничную личность; учит точности расчетов, учит мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты и сопереживания.
Актуальность
Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека. Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески. Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
Цель:
- Усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними. Формирование представлений об универсальной ценности природы;
- Воспитание потребности в общении с природой. Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания;
- Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным округом.
Задачи:
- Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
- Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой. Умение работать с метеостанцией;
- Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются – к теплу», «фиалка загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.);
- Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений;
- Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.;
- Воспитывать интерес и потребность в общении с природой;
- Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада;
- Воспитывать основы экологической культуры.
Принципы
- принцип сезонности (учет природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени).
- принцип систематичности и последовательности (постановка задач «от простого к сложному»).
- принцип природосообразности (учет «природы « детей, т.е. возрастных особенностей и индивидуальных способностей).
- принцип интереса (опора на интересы и жизненный опыт детей).
Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты. А также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно- логического мышления.
Целевые ориентиры
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Дети получают и закрепляют на практике правила поведения в природе, учатся наблюдать и фиксировать свои наблюдения.
Работа в группах, совместное решение поставленных проблемных вопросов способствует развитию умения у дошкольников ориентироваться в окружающем мире, чувствовать волшебство мира вокруг нас, вдумываться в неисчерпаемую глубину их значения.
Совершенствуется развитие познавательных навыков, критического мышления детей.
- Содержательный раздел
Основными участниками образовательного процесса являются ребенок, педагог, родители.
Методические приемы, формы работы
Совместная деятельность с детьми: беседы, словесные игры, логические задачи, художественное слово. А также экскурсии, развлечения, наблюдение.
Организованная образовательная деятельность: знакомство с предметами, рисование, опыты.
Продуктивная деятельность: изготовление условных обозначений погодных явлений, дождемера.
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь 2018г. – май 2019г.).
Перспективный план проекта
Октябрь | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Совместная деятельность с детьми: беседа на тему «Что такое погода?». Дид. игра: «Что нам нужно одеть». | Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление о понятии «климат». Обратить внимание как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата. | Дневник наблюдений. Продуктивная деятельность «Нарисуй погоду» |
СДД «Как заполнять календарь погоды» Д/и «Какая погода сейчас?» | Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой. | Дневник наблюдений, условные обозначения погодных явлений, дней недели. |
ООД на тему: «Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде» Логическая задача: «О чем говорят эти вещи»; Сл/и: «Подбери слово, противоположное по смыслу». | Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников). | Нп/и «Времена года» (Игровое поле, символизирующее четыре времени года; предметные картинки (зонт, резиновые сапоги, валенки, варежки, солнечные очки, панама). |
Д/и: «Когда это бывает», «Отгадай-ка». | Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, дать понятие о том, что солнце нужно всем живым существам. | Макет солнца; Схема: «Положение солнца в разные времена года». |
Ноябрь | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
ООД «Как измерить температуру воздуха»; опыт с термометром; правила пользования термометром. | Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением. Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений. Подвести к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, между температурой воздуха и состоянием растений. | Персонаж Знайка; термометр для воспитателя, модели термометров для детей; оборудование для опытов: стаканы с теплой и холодной водой. |
ЧХЛ сказка «О солнышке и дождике»; СДД опыт «Пусть пойдет дождь»; П/и «Ходят капельки по кругу». | Дать знания о дожде как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона. | Персонаж: Капитошка – капелька; оборудование для опыта: поднос с водой, губки и стаканчики на каждого ребенка. |
СДД: как работает оборудование на метеоплощадке в нашем саду | Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра, осадкомер – количество осадков). | Простейшие метеорологические приборы. |
Логическая задача: «Книжка про осень»; Д/и: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом»; кроссворд «Осень». | Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»). | Книжка – календарь; кроссворд «Осень». |
Декабрь | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Стихи: А. Тараскин «Сколько знаю я дождей»; О. Григорьева «Какой дождь». П/и «Ходят капельки по кругу». | Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состоянии в разные времена года. Познакомить детей с образованием дождя, его характером в зависимости от сезона года. Выяснить значение дождя для животных и растений. | Глобус – модель земного шара; дид. картинки: разные состояния воды (снег, иней, туман, сосульки, лед, морозные узоры). |
ООД на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; Д/и: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека. | Выставка поделок для игр с ветром; оборудование для опыта: две свечки; репродукции картин: Как изображен ветер на картинах художников И. Айвазовского «Девятый вал», И. Грабаря «На озере» Муз. сопровождение: Е. Ботярова «Ветер злой, осенний». |
СДД Экскурсия на метеостанцию в аэропорт г. Советский | Познакомить детей с работой метеостанции, ее оборудованием. | Фото - выставка |
СДД: итоговое мероприятие на тему «Осень проходит»; работа с календарем погоды; кроссворд «Осень»; Д/и «Что сначала, что потом», «Что нам нужно одеть?»; стихи: К. Бальмонт «К зиме». | Уточнить представления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Формировать умение пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли и др. | Выступление детей с отчетами по дневникам с природными явлениями. СР/и « Я синоптик» |
Декабрь | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. З. Александрова «Снежок», «Первый снег». | Дать представление о том, как образуется снег, показать зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы. | Модель термометра; Продуктивная деятельность: вырезание снежинок Муз. сопровождение: Э. Григ «Вальс – экспромт». |
Организованная образовательная деятельность на тему «Пернатые синоптики». | Познакомить детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели. | Мультимедийная презентация о птицах; рисование на темы примет. |
Организованная образовательная деятельность на тему «Декабрь – студень». | Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»). | Выставка детских работ на темы примет Муз. сопровождение: М. Крутицкий «Зима». |
Организованная образовательная деятельность на тему «Снег и лед». | Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму. | Мультимедийная презентация на тему «Снег и лед» |
Январь | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
ООД аппликация на тему «Снежная шуба» | Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия. | Мультимедийная презентация «Признаки глубокой зимы» |
ООД ЧХЛ на тему «Январь – просинец»; заучивание стих. С. Маршака «Январь». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Растет день, растет и холод» и др.). | Народный календарь, модель года, дневник наблюдений. |
СДД викторина «Времена года»; Д/и «Не зевай» (времена года, месяцы – называй). | Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность. Развивать внимательность, любознательность. | Модель года (куклы: Старик – годовик, куклы по сезонам, двенадцать кукол – месяцы) по желанию. |
Совместная деятельность с детьми: Рисование «Дым столбом – мороз за окном». | Учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы; развивать творчество. | Дневник наблюдений. |
Февраль | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Домашнее задание: наблюдение за поведением домашних животных, получить информацию по приметам от родителей. | Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор. | Выставка: народные приметы в рисунках детей. |
Беседа на тему «Февраль-бокогрей». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («У февраля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»). | Книжка – самоделка «Веселые рифмушки». |
Модуль «Веселые снежинки» | Создать приятную атмосферу, вызвать веселое настроение. В увлекательной форме раскрыть детям некоторые свойства природных объектов (настоящие снежинки летают на улице, а в комнате тают). | Снежинки из разных материалов |
СДД: итоговое мероприятие ( игра-путешествие) на тему «Прошла зима холодная» | Уточнить представления детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам. | Выставка детских работ на тему зима. |
Март | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
Беседа на тему «Погода и человек»; Д/и «Что нам нужно одеть?»; Д/у «Хорошо – плохо». | Дать представления детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность. | Разработка памятки «Правила ЗОЖ» |
ООД рисование на тему «Плывут в небе облака», Д/и «На что похоже облако» | Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. | Выставка «Такие разные облака» |
Кинолекторий на тему: «Март - протальник». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне». | Модуль: «Путешествие луковки Таси» |
СДД Рисование «Грач на горе – весна на дворе» | Продолжать учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы. | Выставка детских работ Музыкальное сопровождение: А. Вивальди «Весна». |
ООД Рр на тему «Природа дарит чудеса» | Закреплять умение работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках. При выполнении задания договариваться между собой, работать в паре, развивать наблюдательность, любознательность. | Персонаж «Капитошка – капелька»; календарь погоды. |
Апрель | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
ООД на тему «Когда улыбается фиалка»; стихи: В. Лукша «Удивительные часы»; Д/и «Найди нужный цветок». | Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами. | Мультимедийная презентация; дидактические картинки с изображением цветов: василек, ромашка, клевер, цикорий, колокольчик, ветреница, мак, незабудка, кувшинка, одуванчик, фиалка, календула. |
СДД экскурсия в минизоопарк «Прометей» | Создать веселое, бодрое настроение. В увлекательной форме закрепить представление о природном явлении. Развивать творчество, воображение: рассказать о том, что нарисовал ветерок. | Дневник наблюдений |
Совместная деятельность с детьми: организованная образовательная деятельность на тему «Апрель-снегогон». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет». | Выставка рисунков на темы примет. |
Организованная образовательная деятельность на тему «Чудо рядом с тобой». | Пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать знакомство с растениями-барометрами. | Мультимедийная презентация о животных, растениях, - синоптиках |
Май | ||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности |
ООД на тему «Насекомые – предсказатели погоды». | Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду: паук плетет паутину – к ясной погоде; муравьи закрывают ходы в муравейник – к дождю. | Мультимедийная презентация о насекомых – синоптиках |
СДД «Наша метеостанция» | Продолжать знакомить с работой метеостанции. | Фотовыставка |
Беседа на тему «Май – травень». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод». | Рифмование примет, Муз. сопровождение: П. Чайковский «Подснежник» (из цикла «Времена года») |
СДД: итоговое мероприятие на тему «Веснянка» | Уточнить представления детей о весенних явлениях природы. Сформировать представления о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. | Модуль «Веселая капелька» (встреча с Капитошкой) |
- Список литературы
- Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования. -3-у изд, испр. И доп. – М.:МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2015. 250 с.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольныхучреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
- Пенькова Л. С. Под парусом лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М.:ЛИНКА- ПРЕСС, 2006.- 288с.
- Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. :
Детство – пресс, 2003.
- Справочник СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного учреждения. №5 май/2008 – 61 с.
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский творческий проект "Путешествие в мир музыки"
Совместный проект взрослых, детей и их родителей "Путешествие в мир музыки". Дети очень любят слушать музыку, петь, танцевать и часто задавали вопросы о музыке, о том как она появилась, сами сочиняли ...
Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫
Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...
Исследовательско - творческий проект "КЕМ БЫТЬ?"
Исследовательско - творческий проект позволил создать условия для автоматизации звуков и развития связной речи детей логопатов посредством обогащения и активизации социальных знаний....
Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"
Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...
Проект: Исследовательско - творческий проект «Ласточка»
Все мы знаем, как красив и богат растительный и животный мир нашего края.Одним из интересных объектов. для изучения родной природы,стала для нас необыкновенно красивая птичка- ласточка.Поэтому ,мы с в...
Проект: Исследовательско - творческий проект «Ласточка»
Все мы знаем, как красив и богат растительный и животный мир нашего родного края.Одним из интересных объектов родной природы, стала для нас необыкновенно красивая птичка- ласточка. Поэтому, мы с воспи...
Исследовательско -творческий проект в старшей группе Тема проекта: «История возникновения новогодней игрушки».
Цель проекта: познакомить с историей возникновения и видоизменения новогодних игрушек. Расширять кругозор детей; развивать творческие способности.Задачи проекта: Познакомить с историей возникновения н...