Исследовательско - творческий проект «Моя метеостанция»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Князева Марина Андреевна

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников: соревнований, игр, походов и экскурсий в природной среде. Поэтому в воспитании детей так велико значение метеостанции и экологической тропинки. Наблюдать сезонные изменения в природе, учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, все это помогает развивать в ребенке гармоничную личность; учит точности расчетов, учит мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты и сопереживания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_meteostantsiya.docx47.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ           

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "ГУСЕЛЬКИ" 

Проект на тему:

 «Моя метеостанция»

( для детей старшего дошкольного возраста)

Подготовила:

воспитатель Iкв. категории

 М.А. Князева

Югорск

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цели
  4. Задачи
  5. Принципы
  6. Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста
  7. Целевые ориентиры
  1. Содержательный раздел
  1. Содержание содержательного раздела
  2. Методы, приемы и формы проведения занятий
  3. Перспективный план занятий

3. Список литературы

         Приложения

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

        Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников: соревнований, игр, походов и экскурсий в природной среде. Поэтому в воспитании детей так велико значение метеостанции и экологической тропинки.

        Наблюдать сезонные изменения в природе, учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, все это помогает развивать в ребенке гармоничную личность; учит точности расчетов, учит мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты и сопереживания.

Актуальность

           Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер  деятельности. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.          Прогнозирование погоды — это деятельность  познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения,  выводы.

            Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески.  Этот   метод   помогает   детям   разобраться  в  причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.

Цель:

  • Усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними. Формирование представлений об универсальной ценности природы;
  • Воспитание потребности в общении с природой. Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания;
  • Создание  благоприятных  эмоциональных  условий  при ознакомлении дошкольников с родным округом.

Задачи:

  1. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
  2. Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой. Умение работать с метеостанцией;
  3. Развивать чуткость и внимательность к миру  природы: замечать изменения  в состоянии объектов природы («комары вьются  – к теплу», «фиалка загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.);
  4. Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений;
  5. Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.;
  6. Воспитывать интерес и потребность в общении с природой;
  7. Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада;
  8. Воспитывать основы экологической культуры.

Принципы

- принцип сезонности (учет природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени).

- принцип систематичности и последовательности (постановка задач «от простого к сложному»).

- принцип природосообразности (учет «природы « детей, т.е. возрастных особенностей и индивидуальных способностей).

-  принцип интереса (опора на интересы  и жизненный опыт детей).

Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста

        В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты.  А также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно- логического мышления.

Целевые ориентиры

          Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

        Дети получают и закрепляют на практике правила поведения в природе, учатся наблюдать и фиксировать свои наблюдения.

Работа в группах, совместное решение поставленных проблемных вопросов способствует развитию умения у дошкольников ориентироваться в окружающем мире, чувствовать волшебство мира вокруг нас, вдумываться в неисчерпаемую глубину их значения.

        Совершенствуется развитие познавательных навыков, критического мышления детей.

  1. Содержательный раздел

Основными участниками образовательного процесса являются ребенок, педагог, родители.

Методические приемы, формы работы

Совместная деятельность с детьми: беседы, словесные игры, логические задачи,  художественное слово. А также  экскурсии, развлечения, наблюдение.

Организованная образовательная деятельность: знакомство с предметами, рисование, опыты.

Продуктивная деятельность: изготовление условных обозначений погодных явлений,  дождемера.

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь 2018г. – май 2019г.).

Перспективный план проекта

Октябрь

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Совместная деятельность с детьми: беседа на тему «Что такое погода?». Дид. игра: «Что нам нужно одеть».

Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление о понятии «климат». Обратить внимание как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата.

Дневник наблюдений. Продуктивная деятельность «Нарисуй погоду»

СДД «Как заполнять календарь погоды» Д/и «Какая погода сейчас?»

Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой.

Дневник наблюдений, условные обозначения погодных явлений, дней недели.

ООД на тему: «Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде»

Логическая задача: «О чем говорят эти вещи»; Сл/и: «Подбери слово, противоположное по смыслу».

Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников).

Нп/и «Времена года» (Игровое поле, символизирующее четыре времени года; предметные картинки (зонт, резиновые сапоги, валенки, варежки, солнечные очки, панама).

Д/и: «Когда это бывает», «Отгадай-ка».

Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, дать понятие о том, что солнце нужно всем живым существам.

Макет солнца; Схема: «Положение солнца в разные времена года».

Ноябрь

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

ООД «Как измерить температуру воздуха»; опыт с термометром; правила пользования термометром.

Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением. Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений. Подвести к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, между температурой воздуха и состоянием растений.

Персонаж Знайка; термометр для воспитателя, модели термометров для детей; оборудование для опытов: стаканы с теплой и холодной водой.

ЧХЛ сказка «О солнышке и дождике»; СДД опыт «Пусть пойдет дождь»;

 П/и «Ходят капельки по кругу».

Дать знания о дожде как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона.

Персонаж: Капитошка – капелька; оборудование для опыта: поднос с водой, губки и стаканчики на каждого ребенка.

СДД: как работает оборудование на метеоплощадке в нашем саду

Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра, осадкомер – количество осадков).

Простейшие метеорологические приборы.

Логическая задача: «Книжка про осень»;

Д/и: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом»; кроссворд «Осень».

Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»).

Книжка – календарь; кроссворд «Осень».

Декабрь

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Стихи: А. Тараскин «Сколько знаю я дождей»; О. Григорьева «Какой дождь». П/и «Ходят капельки по кругу».

Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состоянии в разные времена года. Познакомить детей с образованием дождя, его характером в зависимости от сезона года. Выяснить значение дождя для животных и растений.

Глобус – модель земного шара; дид. картинки: разные состояния воды (снег, иней, туман, сосульки, лед, морозные узоры).

ООД на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; А. Барто «Эти капризы»;

 опыт «Ветер – это движение воздуха»;

Д/и: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»;

продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

Выставка поделок для игр с ветром; оборудование для опыта: две свечки; репродукции картин: Как изображен ветер на картинах художников И. Айвазовского «Девятый вал», И. Грабаря «На озере» Муз. сопровождение: Е. Ботярова «Ветер злой, осенний».

СДД

 Экскурсия на метеостанцию  в аэропорт г. Советский

Познакомить детей с работой метеостанции, ее оборудованием.

Фото - выставка

СДД: итоговое мероприятие на тему «Осень проходит»; работа с календарем погоды; кроссворд «Осень»; Д/и «Что сначала, что потом», «Что нам нужно одеть?»; стихи: К. Бальмонт «К зиме».

Уточнить представления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Формировать умение пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли и др.

Выступление детей с отчетами по дневникам с природными явлениями. СР/и « Я синоптик»

Декабрь

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. З. Александрова «Снежок», «Первый снег».

Дать представление о том, как образуется снег, показать зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы.

Модель термометра; Продуктивная деятельность: вырезание снежинок Муз. сопровождение: Э. Григ «Вальс – экспромт».

Организованная образовательная деятельность на тему «Пернатые синоптики».

Познакомить детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели.

Мультимедийная презентация о птицах; рисование на темы примет.

Организованная образовательная деятельность на тему «Декабрь – студень».

Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»).

Выставка детских работ на темы примет Муз. сопровождение: М. Крутицкий «Зима».

Организованная образовательная деятельность на тему «Снег и лед».

Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму.

Мультимедийная презентация на тему «Снег и лед»

Январь

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

ООД аппликация  на тему «Снежная шуба»

Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия.

Мультимедийная презентация «Признаки глубокой зимы»

ООД ЧХЛ на тему «Январь – просинец»; заучивание стих. С. Маршака «Январь».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Растет день, растет и холод» и др.).

Народный календарь, модель года, дневник наблюдений.

СДД викторина «Времена года»;

Д/и «Не зевай» (времена года, месяцы – называй).

Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность. Развивать внимательность, любознательность.

Модель года (куклы: Старик – годовик, куклы по сезонам, двенадцать кукол – месяцы) по желанию.

Совместная деятельность с детьми: Рисование «Дым столбом – мороз за окном».

Учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы; развивать творчество.

Дневник наблюдений.

Февраль

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Домашнее задание: наблюдение за поведением домашних животных, получить информацию по приметам от родителей.

Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор.

Выставка: народные приметы в рисунках детей.

Беседа на тему «Февраль-бокогрей».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («У февраля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»).

Книжка – самоделка «Веселые рифмушки».

Модуль  «Веселые снежинки»

Создать приятную атмосферу, вызвать веселое настроение. В увлекательной форме раскрыть детям некоторые свойства природных объектов (настоящие снежинки летают на улице, а в комнате тают).

Снежинки из разных материалов

СДД: итоговое мероприятие ( игра-путешествие) на тему «Прошла зима холодная»

Уточнить представления детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам.

Выставка детских работ на тему зима.

Март

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Беседа на тему «Погода и человек»;

Д/и «Что нам нужно одеть?»; Д/у «Хорошо – плохо».

Дать представления детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность.

Разработка памятки «Правила ЗОЖ»

ООД рисование на тему «Плывут в небе облака»,

Д/и «На что похоже облако»

Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые. Показать зависимость количества облаков от таяния снега.

Выставка «Такие разные облака»

 Кинолекторий на тему: «Март - протальник».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне».

Модуль: «Путешествие луковки Таси»

СДД Рисование «Грач на горе – весна на дворе»

Продолжать учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы.

Выставка детских работ Музыкальное сопровождение: А. Вивальди «Весна».

ООД Рр на тему «Природа дарит чудеса»

Закреплять умение работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках. При выполнении задания договариваться между собой, работать в паре, развивать наблюдательность, любознательность.

Персонаж «Капитошка – капелька»; календарь погоды.

Апрель

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

ООД  на тему «Когда улыбается фиалка»; стихи: В. Лукша «Удивительные часы»; Д/и «Найди нужный цветок».

Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами.

Мультимедийная презентация; дидактические картинки с изображением цветов: василек, ромашка, клевер, цикорий, колокольчик, ветреница, мак, незабудка, кувшинка, одуванчик, фиалка, календула.

СДД  экскурсия в минизоопарк «Прометей»

Создать веселое, бодрое настроение. В увлекательной форме закрепить представление о природном явлении. Развивать творчество, воображение: рассказать о том, что нарисовал ветерок.

Дневник наблюдений

Совместная деятельность с детьми: организованная образовательная деятельность на тему «Апрель-снегогон».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет».

Выставка рисунков на темы примет.

Организованная образовательная деятельность на тему «Чудо рядом с тобой».

Пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать знакомство с растениями-барометрами.

Мультимедийная презентация о животных, растениях, - синоптиках

Май

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

ООД на тему «Насекомые – предсказатели погоды».

Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду: паук плетет паутину – к ясной погоде; муравьи закрывают ходы в муравейник – к дождю.

Мультимедийная презентация о насекомых – синоптиках

СДД «Наша метеостанция»

Продолжать знакомить с работой метеостанции.

Фотовыставка

Беседа на тему «Май – травень».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод».

Рифмование примет, Муз. сопровождение: П. Чайковский «Подснежник» (из цикла «Времена года»)

СДД: итоговое мероприятие на тему «Веснянка»

Уточнить представления детей о весенних явлениях природы. Сформировать представления о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам.

Модуль «Веселая капелька»

(встреча с Капитошкой)

  1. Список литературы

  1. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
  2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования. -3-у изд, испр. И доп. – М.:МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2015. 250 с.
  3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольныхучреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
  4. Пенькова Л. С. Под парусом лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М.:ЛИНКА- ПРЕСС, 2006.- 288с.
  5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. :

Детство – пресс, 2003.

  1. Справочник СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного учреждения. №5 май/2008 – 61 с.

         Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский творческий проект "Путешествие в мир музыки"

Совместный проект взрослых, детей и их родителей "Путешествие в мир музыки". Дети очень любят слушать музыку, петь, танцевать и часто задавали вопросы о музыке, о том как она появилась, сами сочиняли ...

Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫

Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...

Исследовательско - творческий проект "КЕМ БЫТЬ?"

 Исследовательско - творческий проект позволил создать условия для автоматизации звуков и развития связной речи детей логопатов посредством обогащения и активизации социальных знаний....

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...

Проект: Исследовательско - творческий проект «Ласточка»

Все мы знаем, как красив и богат растительный и животный мир нашего края.Одним из интересных объектов. для изучения родной природы,стала для нас необыкновенно красивая птичка- ласточка.Поэтому ,мы с в...

Проект: Исследовательско - творческий проект «Ласточка»

Все мы знаем, как красив и богат растительный и животный мир нашего родного края.Одним из интересных объектов родной природы, стала для нас необыкновенно красивая птичка- ласточка. Поэтому, мы с воспи...

Исследовательско -творческий проект в старшей группе Тема проекта: «История возникновения новогодней игрушки».

Цель проекта: познакомить с историей возникновения и видоизменения новогодних игрушек. Расширять кругозор детей; развивать творческие способности.Задачи проекта: Познакомить с историей возникновения н...