Проект "Что нам Осень принесла" в старшей разновозрастной группе комбинированной направленности.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект для детей старше-подготовительной группы комбинированной направленности, который через интеграцию образовательных областей и различные виды детской деятельности дает возможность обобщить и систематизировать знания детей о "дарах Осени".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chto_nam_osen_prinesla.docx | 38.89 КБ |
proekt_chto_nam_osen_prinesla.docx | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 124» (комбинированного вида)
ПРОЕКТ
«Что нам осень принесла»
Образовательная область «Познавательное развитие».
(старшая разновозрастная группа комбинированной направленности)
Воспитатель: Уставщикова Елена Валерьевна.
Г. Дзержинск 2018г.
Проект на тему: «Что нам осень принесла?»
Краткая аннотация проекта: Проект для детей старше - подготовительной группы детского сада, который через интеграцию образовательных областей и разных видов детской деятельности позволяет обобщить и систематизировать знания детей о «дарах осени».
Актуальность:
Выбор темы проекта позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, грибы, ягоды, овощи, фрукты) сельскохозяйственные работы людей, осенние праздники и особенности их проведения, и применения приобретенных знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Вид проекта: информационно-исследовательский, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (три недели)
Участники: воспитанники группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта « Что нам осень принесла?»
Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Задачи:
Образовательные:
-Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.
- Расширить представление детей о времени сбора фруктов, овощей, грибов, ягод;
-Познакомить со злаковыми культурами.
. -Дать преставления детям о народном фольклерном празднике «Капустные посиделки».
-Способствовать овладению детьми навыками и умениями исполнения песенного репертуара, танцев, игр, хороводов.
-Укреплять детско-родительские отношения, активизировать участие родителей в жизни детского сада.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей в процессе расширения представлений детей об осени, овощах, фруктах, хлебе.
-Способствовать развитию умения замечать приметы осени, отображать полученные знания в художественно – творческой деятельности.
Воспитательные:
-Воспитывать: бережное отношение в природе; любознательность; положительное отношение и уважение к труду, желание трудиться; доброжелательные отношения со сверстниками; эмоциональную отзывчивость; самостоятельность в организации знакомых игр; желание участвовать в совместной деятельности и радоваться результатам.
Коррекционно-развивающие задачи:
⎯ использование естественных и специально созданных ситуаций, стимулирующих общение детей с нарушенным слухом;
⎯ использование устной речи как ведущей при общении со слабослышащими детьми;
- формирование интереса к изобразительной деятельности.
- побуждение детей к словесному обозначению выполняемых действий и полученного результата;
Предполагаемый результат:
Закрепление знаний и представлений детей об осени, ее признаках и дарах.
Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики.
Развитие познавательной активности детей;
Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, познавательной, игровой, коммуникативной).
Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе.
Постановка проблемы:
-К Детям в группу приходит осень: «Ребята, меня все ругают, обзывают, говорят, что я плохое время года. Я убиваю деревья, цветы, заставляю животных, птиц, насекомых заснуть. Из – за меня мало выходит солнышко, а небо мрачное и хмурое, и постоянно идет дождь». Воспитатель предлагает детям доказать осени, что она хорошее время года, которое готовит природу к зиме и приносит с собой много даров и подарков.
Решение проблемы:
Дети пытаются доказать Осени свою правоту, но не могут этого сделать, понимая, что у них недостаточно знаний об этом времени года.
Совместно с воспитателем ставят себе цель больше узнать о данном времени года.
Развивающая предметно - пространственная среда в группе по проекту «Что нам осень принесла?»:
- Аудиотека
- Картотека «Загадки про осень»
- Дидактические, развивающие игры
- Альбомы, раскраски
- Коллекция «Злаковые культуры»
- Предметные и сюжетные картинки
- Плакаты
- Схемы - модели для составления описательных рассказов
- Карточки со словами по лексической теме «Осень» для детей с нарушенным слухом
- Мультимедийная презентация «Осень»
Для родителей:
- Консультация «Развитие познавательной активности дошкольников»
- Консультация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».
- Информационные листы по лексической теме «Осень».
- Папка-передвижка «Осенние прогулки с детьми».
- Выставка изобразительной деятельности детей.
- Фотовыставка развлечения «Капустные посиделки».
.
Реализация проекта
Схема и содержание проекта «Что нам осень принесла?»
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога | Действия членов семьи и социальных партнеров. |
1 этап- Подготовительный (Проблема, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта) | Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, Принятие задачи. Модель трех вопросов: 1. «Что мы знаем об осени?» 2. «Что хотим узнать?» 3. «Как можно узнать?». | -Формирование проблемы, цели, задач. Ввод в игровую ситуацию. -Разработка анкет. -Заполнение тематической матрицы по проекту. | Мотивационная поддержка - показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта. |
2 этап Организационный. (Организация деятельности, реклама, (анонсирование, визитная карточка) проекта и анкетирование родителей, педагогическая диагностика развития ребенка, подготовка РППС) | Поиск информации из различных источников: 1.Подумать самостоятельно. 2. Спросить у родственников. 3. Посмотреть в книгах. 4.Посмотреть по телевизору. 5. Понаблюдать. | -Создание соответствующей развивающей среды: подбор наглядно-иллюстративного материала, видео и аудио материалов, методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы. - Подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Овощи и фрукты», «Ягоды, грибы», «Осень». -Ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу над проектом (анонсирование). -Анкетирование родителей. -Педагогическая диагностика развития ребенка. | Информационная поддержка - родители выступают источником информации для ребенка, помощником в поиске нужной информации. |
3. этап. Деятельностный. ( осуществление основных мероприятий проекта и индивидуальной работы по поиску информации детьми). | Игровая деятельность | ||
-Отображение жизненного опыта в сюжетно-ролевых играх. -дидактические (настольно - печатные, словесные, подвижные). | -Разработка сюжетно-ролевых игр по теме проекта. Изготовление, приобретение необходимых дидактических игр. | Помощь в оснащении сюжетно - ролевых игр атрибутами, в изготовлении дидактических игр и пособий. | |
Восприятие художественной литературы | |||
-Знакомство и разучивание стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме. -Восприятие литературных произведений | -Подбор стихов, загадок, пословиц Пальчиковых игр -Чтение литературы, рассматривание иллюстраций на осеннюю тематику. | Чтение детям литературных произведений, стихов, загадок, пословиц по теме. Помощь в пополнении книжного уголка в группе. | |
Коммуникативная деятельность. | |||
Рассматривание книжных иллюстраций, журналов, альбомов. Обсуждение пословиц, разгадывание загадок. Свободное общение по теме «Осень» Коммуникативные коллективные игры по типу: «Что изменилось?», «Я начну, а ты – продолжи», «Отгадай овощи». | Ситуативные разговоры, обсуждения, беседы с детьми. | Словотворчество детей и родителей: «Придумай загадку» (про овощи, фрукты, ягоды, грибы). Ситуативные разговоры, беседы познавательного характера. Чтение детям литературных произведений, стихов, загадок, пословиц по теме. Помощь в пополнении книжного уголка в группе | |
Познавательно - исследовательская деятельность. | |||
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, колосьев. Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью на участке д. сада во время прогулок. Беседы познавательного характера. -Просмотр и обсуждение презентации. Решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок. Дидактические, развивающие игры. | Подбор необходимого материала для проведения познавательно - исследовательской деятельности. Проведение бесед познавательного характера по ознакомлению с природой. Цикл наблюдений за объектами неживой природы. -Изготовление дидактических игр: «Во саду ли в огороде», «Разрезные картинки», «Четвертый - лишний», Коллекция семян «Злаковые культуры». | Помощь в подготовке необходимого материала для проведения познавательно - исследовательской деятельности. Наблюдения в природе во время совместных прогулок с детьми. | |
Продуктивная деятельность | |||
Изобразительная деятельность: Рисование, Лепка, Аппликация, Конструирование из природного и бросового материала во время проведения Н.О.Д. Самостоятельная художественно - изобразительная деятельность. | Подготовка необходимого материала и оборудования для проведения Н.О.Д. Пополнение РППС в уголке художественного творчества: иллюстративный материал, раскраски, трафареты, схемы, образцы по лексической теме «Осень». | Помощь в подготовке материала для продуктивной творческой деятельности детей (природный и иллюстративный материал) Участие в выставке творческих семейных работ на тему « Волшебные овощи» | |
Музыкально-художественная деятельность. | |||
Слушание музыкальных произведений. Разучивание песен, танцев, игр | Подбор песен, танцев, игр, музыкальных композиций. Изготовление атрибутов к песне - инсценировке «Семечки», масок козы, овощей для «Капустных посиделок» | Помощь в оформлении группы, музыкального зала. | |
Двигательная деятельность. | |||
Подвижные игры Физкультминутки | Создание картотеки физкультминуток, динамических пауз, пальчиковых и подвижных игр | Помощь в изготовлении атрибутов к подвижным играм. | |
Трудовая деятельность. | |||
Ручной труд. Изготовление поделок из природного и бросового материала во время Н.О. деятельности и самостоятельно. Сбор природного материала (листья, семена, веточки, шишки) для изготовления поделок. | Подготовка необходимого материала и оборудования для изготовления поделок Организация трудовой деятельности с детьми по сбору природного материала. | Помощь в подготовке материала для изготовления поделок. | |
4 этап. Завершающий. | Участие в выставке поделок из овощей совместно с родителями «Волшебные овощи». Участие в тематическом музыкальном развлечении «Капустные посиделки» | Проведение: 1.Выставки совместных поделок родителей и детей «Волшебные овощи». 2.Осеннего тематического музыкального развлечения «Капустные посиделки». 3.Повторного анкетирования родителей о взаимодействии и деятельности в реализации проекта. 4.Повторная диагностика детей. | Помощь и участие в проведении: 1.Выставки совместных поделок из овощей «Волшебные овощи». 2.Осеннего тематического музыкального развлечения «Капустные посиделки». |
Перспективный план работы с детьми по осуществлению проекта.
Образовательные области: | Формы организации образовательной деятельности. | Задачи. |
Познавательное развитие | Рассматривание и обследование овощей, фруктов, муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток по теме «Осень» Цикл наблюдений: -за изменениями в природе, - за температурой воздуха, - изменения цвета листьев березы, тополя, рябины, -за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников, за распространением семян и плодов, -за работой взрослых на огороде (перекопка земли, сбор сухой травы) -за привозом овощей в детский сад. -за хлебной машиной -за работой дворника (окучивание деревьев и кустарников). Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени», «Осенние работы на огороде» Ситуативные беседы: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев - овощ или фрукт?» «Почему я люблю (не люблю) осень?» О.Д. Ознакомление с предметной и социальной действительностью: «Во саду ли в огороде», «В гости к осени». О.Б.Ж. «Правила поведения в природе». «Злаковые хлебные культуры» | • углубить знания об изменениях в природе осенью; • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; • привлечь внимания к окружающим природным объектам; • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; • пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Злаковые хлебные культуры». • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, злаковых культур, созреваемых в осенний период; |
Художественно - эстетическое развитие | О.Д. Рисование: Комарова Т.С. « Космея осенью», «Укрась платочек», «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду», . «Осенний лес». Н.О.Д. Аппликация: «На лесной полянке выросли грибы» «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» Н.О.Д. Лепка: Вылепи, какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин» «Ветка рябины» (барельеф). Н.О.Д. Конструирование из бросового материала: «Хлебная машина» Н.О.Д. Конструирование из природного материала: «Лесовичок». Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Овощи и фрукты, «Ветка рябины», «Чем нам осень нравится?», «Колосок», «Осенние листочки». Лепка: «Любимые фрукты», «Хлебобулочные изделия» Слушание музыкальных произведений: А. Вивальди: «Осень». Пение: Р. нар. песня «Я капустицу полола», «Огородная - хороводная» муз. Б. Можжевелова Р.нар. песня «Семечки» Музыкальные игры: «Ворон», «Плетень» Самостоятельная музыкальная деятельность: «Сыграй песенку дождя», «Весело - грустно». | -Способствовать формированию художественно-эстетического отношения к действительности посредством активизации творческой и продуктивной деятельности детей. -Создать условия для совершенствования умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами, способствовать развитию воображения, творчества. -Приобщать детей к образам осенней поры, учить познавать красоту окружающего мира, проявленную средствами музыкальной выразительности. -Осуществлять индивидуальный подход к личности ребенка через постановку различных музыкальных номеров. |
Речевое развитие | Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Чтение стихов и загадок. Словесные игры: « Вспомни - назови», «Один - много», «Подбери действие», «Будь внимательным», «Опиши словами осень». Восприятие художественной литературы: -пословицы, поговорки, загадки об осени. -Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень» -К. Ушинский «Осенняя сказка» -И.А. Белоусов « Осень». -К. Ушинский «Хлеб» -М. Пришвин «Лисичкин хлеб» -Н.О.Д. Развитие речи: «Составление рассказов на тему «Осень наступила» «Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. «Заучивание стихотворения «Осень» И. Белоусова». | -Обогащать активный словарь детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему; -развивать связную речь, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания. -поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов. |
Социально-коммуникативное развитие. | Сюжетно-ролевые игры: -«Овощной магазин», «Магазин семян», « Семья. Собираемся на прогулку в лес», Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку - нарисуй отгадку», «С какой ветки детки?», «Вершки - корешки», «Найди дерево по описанию». «Во саду ли в огороде», «Скажи наоборот», «Четвертый - лишний», «Отгадай по описанию (овощи, фрукты).. Трудовые поручения: -сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки). -уборка опавшей листвы. -подготовка клумбы группового участка к зиме.- -укрывание корней деревьев опавшей листвой. Беседа «Осенние хлопоты человека осенью».
| -Расширить и систематизировать представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы; -Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения; -Формировать позитивное отношение к различным видам труда; -Воспитывать уважение к труду взрослых в саду, в огороде, на полях. |
Физическое развитие | Беседы: «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров » Подвижные игры: «А нас дождик не замочит», «Огород», «Урожай», «Съедобное – несъедобное», «Белки - шишки – орехи». Физкультминутки: «Клен», «Грибы» «Осень, осень». Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья» «Дует, дует ветерок» | -Формирование осознанного отношения к своему здоровью. -Повышение положительного настроя и укрепление психоэмоционального здоровья. -Развитие навыков общения. |
Формы организации работы с детьми в ходе проекта:
Виды детской деятельности: | Формы работы с детьми: | |
Игровая | Игры с правилами, сюжетно-ролевая игра, игры с сюжетными игрушками; дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение. | |
Коммуникативная | Беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; заучивание пословиц и поговорок, стихов; составление рассказов, придумывание небылиц. | |
Познавательно - исследовательская | Наблюдения ,беседы, экскурсии; решение проблемных ситуаций, дидактические упражнения; встреча с интересными людьми, ведение календаря. | |
Восприятие художественной литературы | Чтение; обсуждение; беседа; рассматривание иллюстраций, слушание; разучивание. | |
Труд в природе | Трудовые поручения на прогулке (сбор природного материала). | |
Изобразительная | Рассматривание репродукций, иллюстраций, продуктивная изобразительная деятельность | |
Конструирование | Изготовление поделок из бумаги, природного и бросового материала; | |
Музыкальная | Слушание; исполнение; музыкально-дидактические игры; игра на музыкальных инструментах; фоновая музыка, хороводные игры; тематический праздник. | |
Двигательная | Подвижные игры,, соревнования, физкультминутки, пальчиковые игры. |
Продукт проектной деятельности:
-Презентация проекта «Что нам осень принесла?».
-Семейные поделки из овощей, природного материала «Волшебные овощи»
-Осеннее развлечение «Капустные посиделки»
Результаты проектной деятельности. Подведение итогов:
Была создана РППС группы для развития познавательной активности каждого ребенка с учетом его возможностей и интересов.
У детей пополнились, систематизировались знания, и представления об осенних изменениях в природе о многообразии даров осени, повысилась познавательная и творческая активность.
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался словарный запас.
Появилось желание самостоятельно заниматься изобразительным и музыкальным творчеством, сочинять загадки и небольшие рассказы об осени, работать сообща над общим проектом.
Все родители приняли активное участие в реализации проекта.
. Литература:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под редакцией Н.Е. Вераксы Мозаика-Синтез Москва, 2014
«Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н.В. Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005
«Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л.Б. Фесюкова Харьков 2008
«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В.А.Дрязгунова Москва Просвещение 1981
«Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова. Мозаика-Синтез Москва 2005
« Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич Санкт - Петербург «Детство-Пресс»
«Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко Москва «Просвещение» 1998
«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С.Комарова Москва «Просвещение» 1991
«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р.И.Жуковская Москва «Просвещение» 1981
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 124» (комбинированного вида)
ПРОЕКТ
«Что нам осень принесла»
Образовательная область «Познавательное развитие».
(старшая разновозрастная группа комбинированной направленности)
Воспитатель: Уставщикова Елена Валерьевна.
Г. Дзержинск 2018г.
Проект на тему: «Что нам осень принесла?»
Краткая аннотация проекта: Проект для детей старше - подготовительной группы детского сада, который через интеграцию образовательных областей и разных видов детской деятельности позволяет обобщить и систематизировать знания детей о «дарах осени».
Актуальность:
Выбор темы проекта позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, грибы, ягоды, овощи, фрукты) сельскохозяйственные работы людей, осенние праздники и особенности их проведения, и применения приобретенных знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Вид проекта: информационно-исследовательский, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (три недели)
Участники: воспитанники группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта « Что нам осень принесла?»
Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Задачи:
Образовательные:
-Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.
- Расширить представление детей о времени сбора фруктов, овощей, грибов, ягод;
-Познакомить со злаковыми культурами.
. -Дать преставления детям о народном фольклерном празднике «Капустные посиделки».
-Способствовать овладению детьми навыками и умениями исполнения песенного репертуара, танцев, игр, хороводов.
-Укреплять детско-родительские отношения, активизировать участие родителей в жизни детского сада.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей в процессе расширения представлений детей об осени, овощах, фруктах, хлебе.
-Способствовать развитию умения замечать приметы осени, отображать полученные знания в художественно – творческой деятельности.
Воспитательные:
-Воспитывать: бережное отношение в природе; любознательность; положительное отношение и уважение к труду, желание трудиться; доброжелательные отношения со сверстниками; эмоциональную отзывчивость; самостоятельность в организации знакомых игр; желание участвовать в совместной деятельности и радоваться результатам.
Коррекционно-развивающие задачи:
⎯ использование естественных и специально созданных ситуаций, стимулирующих общение детей с нарушенным слухом;
⎯ использование устной речи как ведущей при общении со слабослышащими детьми;
- формирование интереса к изобразительной деятельности.
- побуждение детей к словесному обозначению выполняемых действий и полученного результата;
Предполагаемый результат:
Закрепление знаний и представлений детей об осени, ее признаках и дарах.
Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики.
Развитие познавательной активности детей;
Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, познавательной, игровой, коммуникативной).
Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе.
Постановка проблемы:
-К Детям в группу приходит осень: «Ребята, меня все ругают, обзывают, говорят, что я плохое время года. Я убиваю деревья, цветы, заставляю животных, птиц, насекомых заснуть. Из – за меня мало выходит солнышко, а небо мрачное и хмурое, и постоянно идет дождь». Воспитатель предлагает детям доказать осени, что она хорошее время года, которое готовит природу к зиме и приносит с собой много даров и подарков.
Решение проблемы:
Дети пытаются доказать Осени свою правоту, но не могут этого сделать, понимая, что у них недостаточно знаний об этом времени года.
Совместно с воспитателем ставят себе цель больше узнать о данном времени года.
Развивающая предметно - пространственная среда в группе по проекту «Что нам осень принесла?»:
- Аудиотека
- Картотека «Загадки про осень»
- Дидактические, развивающие игры
- Альбомы, раскраски
- Коллекция «Злаковые культуры»
- Предметные и сюжетные картинки
- Плакаты
- Схемы - модели для составления описательных рассказов
- Карточки со словами по лексической теме «Осень» для детей с нарушенным слухом
- Мультимедийная презентация «Осень»
Для родителей:
- Консультация «Развитие познавательной активности дошкольников»
- Консультация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».
- Информационные листы по лексической теме «Осень».
- Папка-передвижка «Осенние прогулки с детьми».
- Выставка изобразительной деятельности детей.
- Фотовыставка развлечения «Капустные посиделки».
.
Реализация проекта
Схема и содержание проекта «Что нам осень принесла?»
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога | Действия членов семьи и социальных партнеров. |
1 этап- Подготовительный (Проблема, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта) | Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, Принятие задачи. Модель трех вопросов: 1. «Что мы знаем об осени?» 2. «Что хотим узнать?» 3. «Как можно узнать?». | -Формирование проблемы, цели, задач. Ввод в игровую ситуацию. -Разработка анкет. -Заполнение тематической матрицы по проекту. | Мотивационная поддержка - показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта. |
2 этап Организационный. (Организация деятельности, реклама, (анонсирование, визитная карточка) проекта и анкетирование родителей, педагогическая диагностика развития ребенка, подготовка РППС) | Поиск информации из различных источников: 1.Подумать самостоятельно. 2. Спросить у родственников. 3. Посмотреть в книгах. 4.Посмотреть по телевизору. 5. Понаблюдать. | -Создание соответствующей развивающей среды: подбор наглядно-иллюстративного материала, видео и аудио материалов, методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы. - Подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Овощи и фрукты», «Ягоды, грибы», «Осень». -Ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу над проектом (анонсирование). -Анкетирование родителей. -Педагогическая диагностика развития ребенка. | Информационная поддержка - родители выступают источником информации для ребенка, помощником в поиске нужной информации. |
3. этап. Деятельностный. ( осуществление основных мероприятий проекта и индивидуальной работы по поиску информации детьми). | Игровая деятельность | ||
-Отображение жизненного опыта в сюжетно-ролевых играх. -дидактические (настольно - печатные, словесные, подвижные). | -Разработка сюжетно-ролевых игр по теме проекта. Изготовление, приобретение необходимых дидактических игр. | Помощь в оснащении сюжетно - ролевых игр атрибутами, в изготовлении дидактических игр и пособий. | |
Восприятие художественной литературы | |||
-Знакомство и разучивание стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме. -Восприятие литературных произведений | -Подбор стихов, загадок, пословиц Пальчиковых игр -Чтение литературы, рассматривание иллюстраций на осеннюю тематику. | Чтение детям литературных произведений, стихов, загадок, пословиц по теме. Помощь в пополнении книжного уголка в группе. | |
Коммуникативная деятельность. | |||
Рассматривание книжных иллюстраций, журналов, альбомов. Обсуждение пословиц, разгадывание загадок. Свободное общение по теме «Осень» Коммуникативные коллективные игры по типу: «Что изменилось?», «Я начну, а ты – продолжи», «Отгадай овощи». | Ситуативные разговоры, обсуждения, беседы с детьми. | Словотворчество детей и родителей: «Придумай загадку» (про овощи, фрукты, ягоды, грибы). Ситуативные разговоры, беседы познавательного характера. Чтение детям литературных произведений, стихов, загадок, пословиц по теме. Помощь в пополнении книжного уголка в группе | |
Познавательно - исследовательская деятельность. | |||
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, колосьев. Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью на участке д. сада во время прогулок. Беседы познавательного характера. -Просмотр и обсуждение презентации. Решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок. Дидактические, развивающие игры. | Подбор необходимого материала для проведения познавательно - исследовательской деятельности. Проведение бесед познавательного характера по ознакомлению с природой. Цикл наблюдений за объектами неживой природы. -Изготовление дидактических игр: «Во саду ли в огороде», «Разрезные картинки», «Четвертый - лишний», Коллекция семян «Злаковые культуры». | Помощь в подготовке необходимого материала для проведения познавательно - исследовательской деятельности. Наблюдения в природе во время совместных прогулок с детьми. | |
Продуктивная деятельность | |||
Изобразительная деятельность: Рисование, Лепка, Аппликация, Конструирование из природного и бросового материала во время проведения Н.О.Д. Самостоятельная художественно - изобразительная деятельность. | Подготовка необходимого материала и оборудования для проведения Н.О.Д. Пополнение РППС в уголке художественного творчества: иллюстративный материал, раскраски, трафареты, схемы, образцы по лексической теме «Осень». | Помощь в подготовке материала для продуктивной творческой деятельности детей (природный и иллюстративный материал) Участие в выставке творческих семейных работ на тему « Волшебные овощи» | |
Музыкально-художественная деятельность. | |||
Слушание музыкальных произведений. Разучивание песен, танцев, игр | Подбор песен, танцев, игр, музыкальных композиций. Изготовление атрибутов к песне - инсценировке «Семечки», масок козы, овощей для «Капустных посиделок» | Помощь в оформлении группы, музыкального зала. | |
Двигательная деятельность. | |||
Подвижные игры Физкультминутки | Создание картотеки физкультминуток, динамических пауз, пальчиковых и подвижных игр | Помощь в изготовлении атрибутов к подвижным играм. | |
Трудовая деятельность. | |||
Ручной труд. Изготовление поделок из природного и бросового материала во время Н.О. деятельности и самостоятельно. Сбор природного материала (листья, семена, веточки, шишки) для изготовления поделок. | Подготовка необходимого материала и оборудования для изготовления поделок Организация трудовой деятельности с детьми по сбору природного материала. | Помощь в подготовке материала для изготовления поделок. | |
4 этап. Завершающий. | Участие в выставке поделок из овощей совместно с родителями «Волшебные овощи». Участие в тематическом музыкальном развлечении «Капустные посиделки» | Проведение: 1.Выставки совместных поделок родителей и детей «Волшебные овощи». 2.Осеннего тематического музыкального развлечения «Капустные посиделки». 3.Повторного анкетирования родителей о взаимодействии и деятельности в реализации проекта. 4.Повторная диагностика детей. | Помощь и участие в проведении: 1.Выставки совместных поделок из овощей «Волшебные овощи». 2.Осеннего тематического музыкального развлечения «Капустные посиделки». |
Перспективный план работы с детьми по осуществлению проекта.
Образовательные области: | Формы организации образовательной деятельности. | Задачи. |
Познавательное развитие | Рассматривание и обследование овощей, фруктов, муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток по теме «Осень» Цикл наблюдений: -за изменениями в природе, - за температурой воздуха, - изменения цвета листьев березы, тополя, рябины, -за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников, за распространением семян и плодов, -за работой взрослых на огороде (перекопка земли, сбор сухой травы) -за привозом овощей в детский сад. -за хлебной машиной -за работой дворника (окучивание деревьев и кустарников). Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени», «Осенние работы на огороде» Ситуативные беседы: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев - овощ или фрукт?» «Почему я люблю (не люблю) осень?» О.Д. Ознакомление с предметной и социальной действительностью: «Во саду ли в огороде», «В гости к осени». О.Б.Ж. «Правила поведения в природе». «Злаковые хлебные культуры» | • углубить знания об изменениях в природе осенью; • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; • привлечь внимания к окружающим природным объектам; • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; • пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Злаковые хлебные культуры». • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, злаковых культур, созреваемых в осенний период; |
Художественно - эстетическое развитие | О.Д. Рисование: Комарова Т.С. « Космея осенью», «Укрась платочек», «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду», . «Осенний лес». Н.О.Д. Аппликация: «На лесной полянке выросли грибы» «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» Н.О.Д. Лепка: Вылепи, какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин» «Ветка рябины» (барельеф). Н.О.Д. Конструирование из бросового материала: «Хлебная машина» Н.О.Д. Конструирование из природного материала: «Лесовичок». Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Овощи и фрукты, «Ветка рябины», «Чем нам осень нравится?», «Колосок», «Осенние листочки». Лепка: «Любимые фрукты», «Хлебобулочные изделия» Слушание музыкальных произведений: А. Вивальди: «Осень». Пение: Р. нар. песня «Я капустицу полола», «Огородная - хороводная» муз. Б. Можжевелова Р.нар. песня «Семечки» Музыкальные игры: «Ворон», «Плетень» Самостоятельная музыкальная деятельность: «Сыграй песенку дождя», «Весело - грустно». | -Способствовать формированию художественно-эстетического отношения к действительности посредством активизации творческой и продуктивной деятельности детей. -Создать условия для совершенствования умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами, способствовать развитию воображения, творчества. -Приобщать детей к образам осенней поры, учить познавать красоту окружающего мира, проявленную средствами музыкальной выразительности. -Осуществлять индивидуальный подход к личности ребенка через постановку различных музыкальных номеров. |
Речевое развитие | Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Чтение стихов и загадок. Словесные игры: « Вспомни - назови», «Один - много», «Подбери действие», «Будь внимательным», «Опиши словами осень». Восприятие художественной литературы: -пословицы, поговорки, загадки об осени. -Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень» -К. Ушинский «Осенняя сказка» -И.А. Белоусов « Осень». -К. Ушинский «Хлеб» -М. Пришвин «Лисичкин хлеб» -Н.О.Д. Развитие речи: «Составление рассказов на тему «Осень наступила» «Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. «Заучивание стихотворения «Осень» И. Белоусова». | -Обогащать активный словарь детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему; -развивать связную речь, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания. -поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов. |
Социально-коммуникативное развитие. | Сюжетно-ролевые игры: -«Овощной магазин», «Магазин семян», « Семья. Собираемся на прогулку в лес», Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку - нарисуй отгадку», «С какой ветки детки?», «Вершки - корешки», «Найди дерево по описанию». «Во саду ли в огороде», «Скажи наоборот», «Четвертый - лишний», «Отгадай по описанию (овощи, фрукты).. Трудовые поручения: -сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки). -уборка опавшей листвы. -подготовка клумбы группового участка к зиме.- -укрывание корней деревьев опавшей листвой. Беседа «Осенние хлопоты человека осенью».
| -Расширить и систематизировать представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы; -Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения; -Формировать позитивное отношение к различным видам труда; -Воспитывать уважение к труду взрослых в саду, в огороде, на полях. |
Физическое развитие | Беседы: «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров » Подвижные игры: «А нас дождик не замочит», «Огород», «Урожай», «Съедобное – несъедобное», «Белки - шишки – орехи». Физкультминутки: «Клен», «Грибы» «Осень, осень». Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья» «Дует, дует ветерок» | -Формирование осознанного отношения к своему здоровью. -Повышение положительного настроя и укрепление психоэмоционального здоровья. -Развитие навыков общения. |
Формы организации работы с детьми в ходе проекта:
Виды детской деятельности: | Формы работы с детьми: | |
Игровая | Игры с правилами, сюжетно-ролевая игра, игры с сюжетными игрушками; дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение. | |
Коммуникативная | Беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; заучивание пословиц и поговорок, стихов; составление рассказов, придумывание небылиц. | |
Познавательно - исследовательская | Наблюдения ,беседы, экскурсии; решение проблемных ситуаций, дидактические упражнения; встреча с интересными людьми, ведение календаря. | |
Восприятие художественной литературы | Чтение; обсуждение; беседа; рассматривание иллюстраций, слушание; разучивание. | |
Труд в природе | Трудовые поручения на прогулке (сбор природного материала). | |
Изобразительная | Рассматривание репродукций, иллюстраций, продуктивная изобразительная деятельность | |
Конструирование | Изготовление поделок из бумаги, природного и бросового материала; | |
Музыкальная | Слушание; исполнение; музыкально-дидактические игры; игра на музыкальных инструментах; фоновая музыка, хороводные игры; тематический праздник. | |
Двигательная | Подвижные игры,, соревнования, физкультминутки, пальчиковые игры. |
Продукт проектной деятельности:
-Презентация проекта «Что нам осень принесла?».
-Семейные поделки из овощей, природного материала «Волшебные овощи»
-Осеннее развлечение «Капустные посиделки»
Результаты проектной деятельности. Подведение итогов:
Была создана РППС группы для развития познавательной активности каждого ребенка с учетом его возможностей и интересов.
У детей пополнились, систематизировались знания, и представления об осенних изменениях в природе о многообразии даров осени, повысилась познавательная и творческая активность.
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался словарный запас.
Появилось желание самостоятельно заниматься изобразительным и музыкальным творчеством, сочинять загадки и небольшие рассказы об осени, работать сообща над общим проектом.
Все родители приняли активное участие в реализации проекта.
. Литература:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под редакцией Н.Е. Вераксы Мозаика-Синтез Москва, 2014
«Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н.В. Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005
«Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л.Б. Фесюкова Харьков 2008
«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В.А.Дрязгунова Москва Просвещение 1981
«Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова. Мозаика-Синтез Москва 2005
« Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич Санкт - Петербург «Детство-Пресс»
«Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко Москва «Просвещение» 1998
«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С.Комарова Москва «Просвещение» 1991
«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р.И.Жуковская Москва «Просвещение» 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разновозрастной (старше-подготовительной) группы комбинированной направленности «Г» «Солнышко» на 2021-2022 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разновозрастной (старше-подготовительной) группы...
План по взаимодействию с семьей разновозрастной (старше-подготовительной) группы комбинированной направленности «Г» «Солнышко» 2021-2022 уч. год
План по взаимодействию с семьей разновозрастной (старше-подготовительной) группы комбинированной направленности «Г» «Солнышко» 2021-2022 уч. год...
Рабочая программа разновозрастной (старше-подготовительной) группы комбинированной направленности «Г» «Солнышко» на 2021- 2022 учебный год
Рабочая программа разновозрастной (старше-подготовительной) группы комбинированной направленности для детей с 5 до 7 лет «Г» «Солнышко» (далее Программа), разработанная на осно...
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в разновозрастной (старше-подготовительной) группе комбинированной направленности «А» «Солнышко» на средний, старший и подготовительный возраст детей.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей по Верещагиной Н.В....
Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей разновозрастной группе комбинированной направленности
Обучение грамоте детей дошкольного возраста....
Конспект образовательного события с детьми старшей разновозрастной группы комбинированной направленности О.О. « Познавательное развитие » ( ознакомление с окружающим миром) Тема : «Новый год ».
данный конспект предназначен для детей старшей группе по О,О. " Познавательное развитие"...
Конспект образовательного события с детьми старшей разновозрастной группы комбинированной направленности " Овощи в корзинке"
Конспект занятия по аппликации в старшей разновозрастной группе . Тема: " Овощи в корзинке"....