НОД для старших дошкольников (6-7 лет) «Мы - исследователи!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Разработка "Мы — исследователи!", подготовленная Федотовой Ольгой Ивановной, в соавторстве с Егоровой Еленой Михайловной, воспитателями МБДОУ детского сада №55 «Алёнушка», является по своему типу разработкой сценария НОД. Она предназначена для подготовительной к школе группы (6-7 лет), и ставит своей ключевой целью организацию познавательно-исследовательской деятельности по измерению температуры различных объектов (кубики льда, горячая и холодная вода) и выявлению результатов экспериментирования с ними (температура может изменяться в зависимости от разных условий). Также при этом решается ряд частных методических задач. Разработка в полной мере соответствует ФГОС ДО, а также методико-дидактическим принципам организации разработок данного типа, также учтены требования ГОСТ к оформлению методических материалов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: организация познавательно – исследовательской деятельности по измерению температуры различных объектов (кубики льда, горячая и холодная вода) и выявлению результатов экспериментирования с ними (температура может изменяться в зависимости от разных условий).
Задачи:
Образовательные:
- закреплять представления об агрегатных состояниях воды;
- обогащать представления детей о сезонных явлениях в природе, связанных с водой (роса, иней, град, туман, дождь);
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в природе;
- познакомить с понятием «комфортная температура»
- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей
(явления природы, лаборатория, исследования, эксперимент), учить детей отражать в речи результаты экспериментирования;
Развивающие:
- развивать способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки, делать простейшие обобщения;
Воспитательные:
- формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Предварительная работа: беседа с детьми о значении и свойствах воды, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулках, чтение стихов, загадок.
Материалы и оборудование: пластиковые стаканчики, сосуды разной формы, баночки пластиковые, термос с горячей водой (+40 до +45 градусов Цельсия), термос с холодной водой (+10 до + 12 градусов Цельсия), кубики льда, глобус, салфетки, карточки с изображением явлений природы, ноутбук, телевизор, лаборатория «Наураша в стране Наурандии».
Ход
Воспитатель. Ребята! Послушайте меня пожалуйста, пока вас не было, в группу пришло видеообращение от нашего друга мальчика Наураша.
Видеообращение. Привет друзья! Я приглашаю вас в мою лабораторию. Мне очень нужны помощники. Вас ждут интересные открытия и удивительные исследования. Сегодня мы узнаем еще больше о свойствах воды.
Воспитатель. Вы согласны принять предложение Наураша?
Ответы детей
- Итак, мы отправляемся в лабораторию, а лаборатория - это?
Ответы детей.
- Лаборатория – это такое место (помещение), в котором ученые проводят опыты и исследования.
Воспитатель. Там всегда кипит работа: ученые занимаются наукой. Наука – это познание.
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
Ответы детей.
- Быть аккуратными, не спешить, не толкаться и соблюдать тишину.
- Внимательно слушать, следить за результатами опыта и делать выводы.
Воспитатель. Сейчас мы с вами станем сотрудниками лаборатории (детям раздаются бейджики с логотипом) и начнем исследования. Предлагаю вам пройти в лабораторию и занять места.
- А какие факты о воде вам уже известны?
Ответы детей.
- Вода – это жидкость, без цвета, запаха и вкуса.
- Вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
- Вода является растворителем для многих веществ.
- Вода может находиться в трех состояниях – в твердом, жидком и газообразном. [1, 47- 49с.]
Воспитатель. Вы знаете, что все три состояния воды встречаются в природе в разное время года. Предлагаю проверить это.
В ходе совместной деятельности дети выполняют оставленные Наурашем задание.
Дидактическая игра «Когда это бывает»
- Отгадайте загадки о различных природных явлениях, связанных с водой, и определите, в какое время года их можно наблюдать?
Дети раскладывают карточки с изображением явлений природы на модели (круг с секторами) «Времена года» и определяют, в какое время года его можно наблюдать.
- Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. [2, с.11]
(Дождь)
Воспитатель. А в какое время года идут дожди? Ответы детей.
Воспитатель. А из чего состоят тучи?
Ответы детей.
- Тучи состоят из ледяных кристаллов или капель воды.
Воспитатель. Дождь – это какое состояние воды?
Ответы детей.
- Жидкое.
- Ледяной виноград
Из огромного ведра
С неба падает на землю,
Не успеешь все собрать. [3, с.301]
(Град)
Воспитатель. В какое время года мы можем наблюдать град?
Ответы детей.
- Летом, весной
Воспитатель. А на что похож град?
Ответы детей.
-На частички непрозрачного льда шарообразной или неправильной формы.
Воспитатель. Град – это какое состояние воды?
Ответы детей.
-Твердое.
3. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
Мы пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем [2, с.13]
(Росинка)
Воспитатель. А в какое время года вы можете увидеть капельки росы на траве?
Ответы детей.
-Летом, весной.
Воспитатель. А что такое роса?
Ответы детей.
-Водяные капли.
Воспитатель. Они образуются из влажного воздуха и оседают в виде капель на охлажденную поверхность растений, почвы, предметов.
- Роса – это какое состояние воды?
Ответы детей.
- Жидкое
- В белом бархате деревья-
И заборы, и трава.
И не снег и не лед,
Серебром все уберет. [2, с.5]
(Иней)
Воспитатель. А что такое иней?
Ответы детей.
- Иней – это частички застывшей росы.
Воспитатель. В какое время года иней покрывает ветки деревьев, траву на лужайках?
Ответы детей.
-Зимой, осенью.
Воспитатель. Иней – это какое состояние воды
Ответы детей.
- Газообразное.
- Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. [2, с.15]
(Туман)
Воспитатель. На что похож туман?
Ответы детей.
- На облако.
Воспитатель. Туман – это облако у поверхности земли или моря.
Из чего оно состоит?
Ответы детей. Оно состоит из маленьких водяных капелек.
Воспитатель. В какое время года вы можете наблюдать за туманом? Ответы детей. Весной, летом, осенью, зимой
Воспитатель. Туман – это какое состояние воды?
Ответы детей.
- Газообразное.
Воспитатель. Какой мы можем сделать вывод.
Ответы детей.
- Вода в природе может находиться в трех состояниях – в жидком, твердом, газообразном.
Воспитатель. А вы знаете, что тема воды отражена во многих произведениях искусства – в живописи, в музыке, в литературе. Композиторы сочинили и сочиняют о ней великолепную музыку. Сейчас под одно музыкальное произведение мы немного отдохнем.
Музыкальное сопровождение: Георг Фридрих Гендель «Музыка на воде».
Физкультминутка «Превращение воды»
Представьте, что вы капельки воды. Если я скажу
«Вода» - идете цепочкой друг за другом;
«Пар» - двигаетесь на носочках врассыпную;
«Лед» - собираетесь в группу, плотно друг другу.
Сигнал. А вот и наш Наураша, у него все готово к исследованиям.
Проведение опытов с помощью лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Измерение температуры различных состояний воды (вода, лед) [3, с.17]
- Измерение температуры холодной воды.
Холодную воду налить в стакан с синей наклейкой. Провести измерение ее температуры. Вода холодная.
- Измерение температуры горячей воды.
Горячую воду налить в стакан с красной наклейкой. Отметить, что рыбка одевается в скафандр, потому что ей стало жарко (для рыбки это горячая вода).
- Измерение температуры льда.
Лед положить в стакан с белой наклейкой. Показатель при измерении температуры, возможно будет выше нуля. Объяснить это тем, что лед находится в теплой группе и он немного растаял. Напомнить, что вода превращается в лед при нуле градусов.
- Эксперимент с горячей водой.
Осторожно налить горячую воду в стакан с красной наклейкой. Добавить стакан холодной воды.
Воспитатель. Какие изменения вы видите?
Ответы детей.
- Столбик термометра опустился, значит температура понизилась.
- Горячая и холодная вода перемешались. Вода стала теплой.
Воспитатель. Температура такой воды комфортная для рыбки.
- Эксперимент с холодной водой.
Холодную воду налить в стакан с синей наклейкой. Провести измерение температуры. Добавить 2 кубика льда. Измерить температуру.
Воспитатель. Какие изменения вы видите?
Ответы детей.
- Столбик термометра опустился, значит температура понизилась.
- Лед поделился холодом с водой и стал таять.
Воспитатель. Какие выводы мы можем сделать?
Ответы детей.
- Вода и лед имеют разную температуру, которая может изменяться (в зависимости от разных условий).
Воспитатель. Ребята, нравится ли вам проводить исследования в цифровой лаборатории? В каких исследованиях вы хотите ещё поучаствовать?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, я очень рада, что работа в лаборатории принесла вам удовольствие. Как хорошо вы справились со всеми заданиями, с измерением температуры воды в разных состояниях. А теперь поблагодарим Наураша и попрощаемся с ним. До новых исследований и открытий.
Литература
- Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2017. – 208с.
- Тимофеева Л.Л. Загадки природы. Рабочая тетрадь дошкольника. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 24с.
- 1000 веселых загадок для детей.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.-384с.
- «Наураша в стране Наурандии» ™. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство к программе / автор оригинальной идеи – Олег Поваляев, руководитель проекта - Татьяна Дюдина, дизайн обложки – Юлия Чернова. – М., 2014.-72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсный материал Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ дошкольников и младших школьников Я - исследователь 2014
Защита творческого проекта " История возникновения снеговика" ( гуманитарная секция, 1 возрастная категория)Всероссийский конкурс...
Познавательное занятие для старших дошкольников "Юные исследователи"
Интеграция образовательных областей.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»- формировать у детей интерес к явлениям природы; - формировать представление о Мировом океане и ...
Статья Жегаловой И. С по Опытно- экспериментальной деятельности старших дошкольников на тему: «Мы исследователи»
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как моро...
Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками «Почемучки-исследователи»
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства -...
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников " Я - исследователь,2021"
Презентация к конкурсу " Я- исследователь,2021"...
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников " Я - исследователь,2021"
Тема:" Что такое плесень и откуда она берётся"...
Опытно- экспериментальная деятельность старших дошкольников «Мы исследователи»
Что я слышу- забываю .Что я вижу- я помню.Что я делаю- я понимаю....