Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Зеленые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Истомина Елена Сергеевна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Зеленые друзья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_zelenye_druzya.odt13.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «Зеленые друзья»

Подготовительная группа

Цель:

Систематизация представлений о лесе как об экосистеме.

 Задачи:

1. Воспитательные:

-формировать доброжелательность, чуткое и бережное отношение к окружающему нас миру, умение воспринимать красоту природы, желание прийти на помощь.

2. Развивающие:

-развивать умение обобщать по существенным признакам, строить суждения с доказательствами;

-поощрять инициативу, индивидуальность каждого ребенка, умение нестандартно мыслить, работать коллективно;

-развивать память, внимание, воображение, творческие способности, умение рассуждать.

3. Образовательные:

-уточнить представления детей о необходимых условиях жизни на Земле;

-расширить знания детей о лекарственных растениях;

- обратить внимание детей на то, что природа - источник не только красоты, но и пользы;

-познакомить детей с водными растениями;

-учить детей делать простейшие опыты;

-дать представление о том, что чистый воздух необходим для здоровья человека, в процессе опытнической деятельности подвести детей к выводу о выделении растениями кислорода на свету;

-закрепить правила поведения в лесу.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций и картин леса, чтение стихотворений, рассказов о природе, разгадывание загадок, повторение правил поведения в лесу;

Беседы: «Важность лекарственных растений ни с чем несравнима», «Растения на суше и в воде»;

Материалы и оборудование: мешочки с лекарственными травами, банка с холодной водой, настольная лампа, роголистник (водное растение), шкатулка с секретом, картина леса, картинки с растениями.

Ход образовательной деятельности:

I. Организационный момент

Дети находят письмо. Воспитатель открывает письмо и читает детям послание от лесных жителей.

- «Дорогие ребята! Мы лесные жители. Просим вас помочь. Плохие люди вырубают и поджигают лес. Топчут траву и засоряют поляны.»

Воспитатель: Ну что ребята поможем лесным жителям?

Что будем делать?

Я думаю, что нам надо разобраться, чем полезны леса и как мы можем помочь лесным жителям.

Ответы детей.

II. Экологический эксперимент

1. Загадка

Послушайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

- О каком зеленом друге говорится в загадке? (о лесе)

- О каких ладошках идет речь? (о листьях)

- а как вы думаете, без чего человек не может жить? (без еды, воды, воздуха.)

- а что будет, если воздух исчезнет? (мы не сможем жить, дышать)

Загадки:

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.(Вода)

Вырос мягкий стебелек,
Он и ростом невысок,
Достает до ног едва,
Называется… (трава)

Высоченный великан
Будто угодил в капкан,
Никуда он не идет,
На одной ноге растет.
Как огромными руками,
По ветру шуршит ветвями. (Дерево)

Им мы дышим, газы в нем.
Как его мы назовем? (Воздух)

Висит в небе высоко,
Светит ярко, далеко.
Всех увидит, обогреет,
Темноту везде рассеет,
Прыгнет зайчиком в оконце.
Догадались? Это … (солнце).

Пять царств, в которых организмов много,
Мы называем матушкой-… (природой)

Воспитатель: ребята сегодня к нам в гости пришел профессор «Совушкин» и мы узнаем о тайнах растений.

2. Эксперимент

- Здравствуйте, ребята! Я рад что выбрался к вам в гости.

- Для начала проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно.

- Что вы почувствовали? (нам нечем дышать)

- Какой мы можем сделать вывод?

- Без воздуха нет жизни. А как вы думаете, откуда берется свежий воздух? (его нам дают растения, листочки)

- А кто-нибудь знает, чем мы дышим?

- Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. Откуда мы получаем кислород? (Кислород нам дают листочки деревьев и других растений). Листья - это самые настоящие фабрики кислорода, только необычные, без труб и без дыма. Как вы думаете, что необходимо растениям для жизни? (вода, свет, тепло, воздух, питание)

- Верно, в листья по стеблю из почвы идет вода. Солнышко светит на листочки и под воздействием энергии света листья выделяют кислород. Растения тоже не могут жить без воздуха. Только они поглощают ту его часть, которую животные и люди выдыхают, то есть углекислый газ.

3. Опыт:

Профессор «Совушкин»

- Хотите проверить, что растения дышат и под воздействием света выделяют кислород? (да)

Профессор объясняет поэтапно опыт. Дети выполняют задание.

- Подойдите к столу, возьмите водное растение и поместите его в банку с холодной водой, банку поставьте на хорошо освещенное место. Освещение мы создадим искусственным путем, свет лампочки заменит свет и тепло солнца. Ставят банку под настольную лампу, включают её. Видите ли, вы, какие изменения произошли? (появились пузырьки)

- Это пузырьки воздуха или кислород, которым дышат люди и животные.

- Посмотрите, сколько кислорода дало маленькое растение.

- Что надо сделать, чтобы было больше кислорода? Чем больше растений, тем воздух чище, дышать свободно и легко. Что мы с вами можем сделать, чтобы было много растений? Что надо делать, чтобы было много растений? (беречь и сажать леса, озеленять города, особенно те места, где много фабрик и заводов)

- Теперь и вы знаете тайну образования кислорода. Я уверен, что вы будете бережно относиться ко всем растениям. Ведь если их не будет, не будет и нас.

Профессор «Совушкин»: Ребята давайте маленько разомнемся.

Физминутка:

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Профессор «Совушкин»: надеюсь сегодняшний опыт вам открыл много нового и интересного. Мне пора возвращаться в свою лабораторию продолжать делать открытия.

"До свидания»

4. «Тайны леса»

Заходит в группу Лесовичок.

Лесовик: Здравствуйте ребята! Я к вам спешил. Живу я на красивой поляне, слежу за порядком, лес оберегаю. В лесу много тайн и чудес. Но сначала расскажите мне как надо вести себя в природе. А помогут вам в этом напоминающие знаки. Объясните, о чем они говорят? (дети объясняют сюжет, изображенный на карточках).

- Вспомните, что растет на лесной поляне? (колокольчики, ландыши, лютики.)

- Сколько много цветов вы знаете. Зачем лесу нужны цветы? Какая от них польза кроме запаха и красоты? (Д. люди любуются цветами, но цветут они вовсе не для людей, яркие краски и душистый аромат необходим и цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Цветы дают кров и пищу многим насекомым. Некоторых цветы кормят соком-нектаром, других – пыльцой, третьих – и тем и другим. Цветочный нектар собирают пчелы, а потом получают из него душистый мед. А сколько маленьких насекомых живет в цветах!

Лесовик: - Я расскажу вам какие еще растения можно увидеть на лесной полянке. Они появятся, если вы угадаете их по описанию.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

- Листья этого растения круглые и упругие, с прочными прожилками, не боятся вытаптывая. Его называют зеленым бинтом и прикладывают к царапинам и ссадинам. Что это за растение? (подорожник)

- На листьях и стеблях этого растения есть особые волоски. Каждый волосок как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Но его листья богаты витаминами. Не бери его голыми руками - обожжешься. О каком это растении? (крапива)

Дидактическая игра «Угадай по запаху»

- У меня есть мешочек, а в мешочке цветочек. Понюхайте, подержите, название скажите, (мята)

- А вот другой мешочек. Что в нем? (валериана)

- А теперь посмотрите на это растение. Как оно называется? (ромашка)

- Правильно, в народе его называют ромашкой, но у этого растения есть еще и другое название - поповник.

- Повторите название растений, которые мы поместили на полянку, (крапива, подорожник, валериана, мята, поповник) Как одним словом назвать эти растения? (лекарственные)

- Какие еще лекарственные растения вы знаете? (чабрец, тысячелистник, душица.)

- Молодцы! Все эти растения надо беречь, если их бездумно рвать они могут пропасть. Я желаю вам поменьше болеть, а если вы все-таки простудились, то лучше используйте лекарственные растения, чем таблетки. Ведь сама природа позаботилась о вашем здоровье.

- Как прекрасно пахнут цветы на поляне. Давайте вдохнем их аромат. Люди, которые научились правильно дышать меньше болеют. Я научу вас дышать правильно.

Упражнения будем выполнять стоя. Закрываем правую ноздрю большим пальцем и делаем медленный вдох через левую ноздрю. Медленно выдохнем через левую ноздрю. (5 раз)

Закрываем левую ноздрю указательным пальцем и также делаем вдох - выдох. (5 раз)

Делаем поворот головой вправо-влево и вдох носом шумно, выдох мягкий, через полуоткрытый рот (5 раз)

- Ребята, я рад был встрече с вами. Помните и выполняйте правила поведения в природе, ведь человек в гостях у природы. Приходите в лес с добром. На память о нашей встрече дарю вам шкатулку с секретом.

"До скорой встречи»

5. Заключение

Воспитатель- Ребята, что же лежит в шкатулке? (шкатулка не открывается). Ваши знания и сообразительность помогут ее открыть. Определите, какое слово лишнее: подорожник, поповник, астра; муравей, майский жук, кукушка; ель, дуб, клен.

- Вы верно ответили, и шкатулка открылась.

Посмотрите, здесь картинки с изображением насекомых и растений. Зачем же нам их подарил Лесовик?

Давайте наклеим эти картинки на плакаты, которые расскажут о пользе зеленых растений, о необходимости их беречь и развесим эти плакаты там, где собирается много людей. Этим мы и поможем лесным жителям, привлечем внимание людей к такой важной проблеме!

Берегите русский лес!

Он - источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели,

Берегите лес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Спешим помочь друзьям» во ІІ младшей группе

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию «Спешим помочь друзьям»во ІІ младшей группе...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «О дружбе и друзьях»

расширять знания о сверстниках, расширять понятия о дружбе и дружелюбных взаимоотношениях....