Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Зеленые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Зеленые друзья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема: «Зеленые друзья»
Подготовительная группа
Цель:
Систематизация представлений о лесе как об экосистеме.
Задачи:
1. Воспитательные:
-формировать доброжелательность, чуткое и бережное отношение к окружающему нас миру, умение воспринимать красоту природы, желание прийти на помощь.
2. Развивающие:
-развивать умение обобщать по существенным признакам, строить суждения с доказательствами;
-поощрять инициативу, индивидуальность каждого ребенка, умение нестандартно мыслить, работать коллективно;
-развивать память, внимание, воображение, творческие способности, умение рассуждать.
3. Образовательные:
-уточнить представления детей о необходимых условиях жизни на Земле;
-расширить знания детей о лекарственных растениях;
- обратить внимание детей на то, что природа - источник не только красоты, но и пользы;
-познакомить детей с водными растениями;
-учить детей делать простейшие опыты;
-дать представление о том, что чистый воздух необходим для здоровья человека, в процессе опытнической деятельности подвести детей к выводу о выделении растениями кислорода на свету;
-закрепить правила поведения в лесу.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и картин леса, чтение стихотворений, рассказов о природе, разгадывание загадок, повторение правил поведения в лесу;
Беседы: «Важность лекарственных растений ни с чем несравнима», «Растения на суше и в воде»;
Материалы и оборудование: мешочки с лекарственными травами, банка с холодной водой, настольная лампа, роголистник (водное растение), шкатулка с секретом, картина леса, картинки с растениями.
Ход образовательной деятельности:
I. Организационный момент
Дети находят письмо. Воспитатель открывает письмо и читает детям послание от лесных жителей.
- «Дорогие ребята! Мы лесные жители. Просим вас помочь. Плохие люди вырубают и поджигают лес. Топчут траву и засоряют поляны.»
Воспитатель: Ну что ребята поможем лесным жителям?
Что будем делать?
Я думаю, что нам надо разобраться, чем полезны леса и как мы можем помочь лесным жителям.
Ответы детей.
II. Экологический эксперимент
1. Загадка
Послушайте загадку:
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
- О каком зеленом друге говорится в загадке? (о лесе)
- О каких ладошках идет речь? (о листьях)
- а как вы думаете, без чего человек не может жить? (без еды, воды, воздуха.)
- а что будет, если воздух исчезнет? (мы не сможем жить, дышать)
Загадки:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.(Вода)
Вырос мягкий стебелек,
Он и ростом невысок,
Достает до ног едва,
Называется… (трава)
Высоченный великан
Будто угодил в капкан,
Никуда он не идет,
На одной ноге растет.
Как огромными руками,
По ветру шуршит ветвями. (Дерево)
Им мы дышим, газы в нем.
Как его мы назовем? (Воздух)
Висит в небе высоко,
Светит ярко, далеко.
Всех увидит, обогреет,
Темноту везде рассеет,
Прыгнет зайчиком в оконце.
Догадались? Это … (солнце).
Пять царств, в которых организмов много,
Мы называем матушкой-… (природой)
Воспитатель: ребята сегодня к нам в гости пришел профессор «Совушкин» и мы узнаем о тайнах растений.
2. Эксперимент
- Здравствуйте, ребята! Я рад что выбрался к вам в гости.
- Для начала проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно.
- Что вы почувствовали? (нам нечем дышать)
- Какой мы можем сделать вывод?
- Без воздуха нет жизни. А как вы думаете, откуда берется свежий воздух? (его нам дают растения, листочки)
- А кто-нибудь знает, чем мы дышим?
- Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. Откуда мы получаем кислород? (Кислород нам дают листочки деревьев и других растений). Листья - это самые настоящие фабрики кислорода, только необычные, без труб и без дыма. Как вы думаете, что необходимо растениям для жизни? (вода, свет, тепло, воздух, питание)
- Верно, в листья по стеблю из почвы идет вода. Солнышко светит на листочки и под воздействием энергии света листья выделяют кислород. Растения тоже не могут жить без воздуха. Только они поглощают ту его часть, которую животные и люди выдыхают, то есть углекислый газ.
3. Опыт:
Профессор «Совушкин»
- Хотите проверить, что растения дышат и под воздействием света выделяют кислород? (да)
Профессор объясняет поэтапно опыт. Дети выполняют задание.
- Подойдите к столу, возьмите водное растение и поместите его в банку с холодной водой, банку поставьте на хорошо освещенное место. Освещение мы создадим искусственным путем, свет лампочки заменит свет и тепло солнца. Ставят банку под настольную лампу, включают её. Видите ли, вы, какие изменения произошли? (появились пузырьки)
- Это пузырьки воздуха или кислород, которым дышат люди и животные.
- Посмотрите, сколько кислорода дало маленькое растение.
- Что надо сделать, чтобы было больше кислорода? Чем больше растений, тем воздух чище, дышать свободно и легко. Что мы с вами можем сделать, чтобы было много растений? Что надо делать, чтобы было много растений? (беречь и сажать леса, озеленять города, особенно те места, где много фабрик и заводов)
- Теперь и вы знаете тайну образования кислорода. Я уверен, что вы будете бережно относиться ко всем растениям. Ведь если их не будет, не будет и нас.
Профессор «Совушкин»: Ребята давайте маленько разомнемся.
Физминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Профессор «Совушкин»: надеюсь сегодняшний опыт вам открыл много нового и интересного. Мне пора возвращаться в свою лабораторию продолжать делать открытия.
"До свидания»
4. «Тайны леса»
Заходит в группу Лесовичок.
Лесовик: Здравствуйте ребята! Я к вам спешил. Живу я на красивой поляне, слежу за порядком, лес оберегаю. В лесу много тайн и чудес. Но сначала расскажите мне как надо вести себя в природе. А помогут вам в этом напоминающие знаки. Объясните, о чем они говорят? (дети объясняют сюжет, изображенный на карточках).
- Вспомните, что растет на лесной поляне? (колокольчики, ландыши, лютики.)
- Сколько много цветов вы знаете. Зачем лесу нужны цветы? Какая от них польза кроме запаха и красоты? (Д. люди любуются цветами, но цветут они вовсе не для людей, яркие краски и душистый аромат необходим и цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Цветы дают кров и пищу многим насекомым. Некоторых цветы кормят соком-нектаром, других – пыльцой, третьих – и тем и другим. Цветочный нектар собирают пчелы, а потом получают из него душистый мед. А сколько маленьких насекомых живет в цветах!
Лесовик: - Я расскажу вам какие еще растения можно увидеть на лесной полянке. Они появятся, если вы угадаете их по описанию.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
- Листья этого растения круглые и упругие, с прочными прожилками, не боятся вытаптывая. Его называют зеленым бинтом и прикладывают к царапинам и ссадинам. Что это за растение? (подорожник)
- На листьях и стеблях этого растения есть особые волоски. Каждый волосок как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Но его листья богаты витаминами. Не бери его голыми руками - обожжешься. О каком это растении? (крапива)
Дидактическая игра «Угадай по запаху»
- У меня есть мешочек, а в мешочке цветочек. Понюхайте, подержите, название скажите, (мята)
- А вот другой мешочек. Что в нем? (валериана)
- А теперь посмотрите на это растение. Как оно называется? (ромашка)
- Правильно, в народе его называют ромашкой, но у этого растения есть еще и другое название - поповник.
- Повторите название растений, которые мы поместили на полянку, (крапива, подорожник, валериана, мята, поповник) Как одним словом назвать эти растения? (лекарственные)
- Какие еще лекарственные растения вы знаете? (чабрец, тысячелистник, душица.)
- Молодцы! Все эти растения надо беречь, если их бездумно рвать они могут пропасть. Я желаю вам поменьше болеть, а если вы все-таки простудились, то лучше используйте лекарственные растения, чем таблетки. Ведь сама природа позаботилась о вашем здоровье.
- Как прекрасно пахнут цветы на поляне. Давайте вдохнем их аромат. Люди, которые научились правильно дышать меньше болеют. Я научу вас дышать правильно.
Упражнения будем выполнять стоя. Закрываем правую ноздрю большим пальцем и делаем медленный вдох через левую ноздрю. Медленно выдохнем через левую ноздрю. (5 раз)
Закрываем левую ноздрю указательным пальцем и также делаем вдох - выдох. (5 раз)
Делаем поворот головой вправо-влево и вдох носом шумно, выдох мягкий, через полуоткрытый рот (5 раз)
- Ребята, я рад был встрече с вами. Помните и выполняйте правила поведения в природе, ведь человек в гостях у природы. Приходите в лес с добром. На память о нашей встрече дарю вам шкатулку с секретом.
"До скорой встречи»
5. Заключение
Воспитатель- Ребята, что же лежит в шкатулке? (шкатулка не открывается). Ваши знания и сообразительность помогут ее открыть. Определите, какое слово лишнее: подорожник, поповник, астра; муравей, майский жук, кукушка; ель, дуб, клен.
- Вы верно ответили, и шкатулка открылась.
Посмотрите, здесь картинки с изображением насекомых и растений. Зачем же нам их подарил Лесовик?
Давайте наклеим эти картинки на плакаты, которые расскажут о пользе зеленых растений, о необходимости их беречь и развесим эти плакаты там, где собирается много людей. Этим мы и поможем лесным жителям, привлечем внимание людей к такой важной проблеме!
Берегите русский лес!
Он - источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клены, ели,
Берегите лес!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Спешим помочь друзьям» во ІІ младшей группе
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию «Спешим помочь друзьям»во ІІ младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-908101-1491546752.jpg)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Наши пернатые друзья»
Конспект по ознакомлению детей с миром природы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-965077-1509163988.jpg)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «О дружбе и друзьях»
расширять знания о сверстниках, расширять понятия о дружбе и дружелюбных взаимоотношениях....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе с ЗПР на тему: «Витаминка и ее друзья»
Дети знакомятся с названиями витаминов, их роли в укреплении огранизма человека....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/17/picture-1058623-1537171994.jpg)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомление с социальным миром в младшей группе на тему: «Друзья»
Цель: развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/18/picture-1164704-1568818186.jpg)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Приключения дяди Федора с друзьями в большом городе».
Образовательная деятельность направлена на закрепление правил безопасности на дороге и дома....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 3-4 лет «Магнитик и его друзья».
Знакомство детей с некоторыми свойствами железа...