Дикие животные нашей полосы
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Конспект комплексной НОД в средней группе «Дикие животные нашей полосы»
Задачи:
— Формировать обобщающие понятия домашние животные, дикие животные, дифференцировать их.
— Закреплять умение детей называть детенышей животных в единственном и множественном числе.
— Развивать внимание, мышление, речь, мелкую и общую моторику, изобразительные навыки.
— Создавать эмоционально положительный настрой в группе.
— Воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.
Материалы и оборудование:
- Магнитная доска.
- Листы картона со стволами и ветками деревьев.
- Плоскостные изображения диких животных: еж, заяц, белка, лиса, волк, медведь.
- Макеты жилищ животных: пенек с норкой, дерево с дуплом, кустик, горка с норой, логово, берлога.
- Макет дома и леса.
- Набор карточек «Дикие животные и их детеныши».
- Коробка с сыпучестями и игрушечные наборы диких и домашних животных.
- Аудиозапись «Звуки леса».
- Елочные шишки и две корзины.
- Конверт с письмом.
- Воздушный шар, накаченный гелием.
- Зеленая краска, салфетки, поролоновые тампоны.
- Сенсорная дорожка («кочки и мостик»).
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Сегодня к нам снова пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши красивые улыбки!
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем весело играть и даже отправимся в путешествие. Но для этого мы должны быть бодрыми и веселыми! Нам с вами нужно скорее-скорее просыпаться! Встаньте все в кружок и повторяйте за мной.
Самомассаж.
— С добрым утром глазки, вы проснулись? (массируются веки глаз)
— С добрым утром ушки, вы проснулись? (массируются уши)
— С добрым утром носик, ты проснулся (массируются крылья носа)
— С добрым утром ручки, вы проснулись (гладить руки сверху – вниз)
— С добрым утром ножки, вы проснулись? (гладить ноги сверху – вниз)
— С добрым утром солнце, я проснулся! (встать на носочки, потянуть руки вверх и улыбнуться).
Отправляемся в путешествие.
Воспитатель: Ребятки, к нам в группу сегодня принесли какое-то удивительное письмо… Посмотрите, какой-то листик на конверте, какие-то странные следы… Интересно было бы узнать, откуда оно и от кого… А вам интересно? Тогда давайте откроем его и прочитаем.
Письмо. Здравствуйте, наши дорогие мальчики и девочки! Нам очень скучно и грустно у себя в лесу и поэтому мы приглашаем вас к себе в гости- на лесную полянку.
(Показ слайда или картинок диких животных)
Воспитатель: Ой, ребята, а кто такие дикие животные? (Это животные, которые живут в лесу и заботятся о себе сами: сами добывают еду, сами строят себе жилище). Послушайте, ребята, стихотворение про диких животных. (Читает ребенок).
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Воспитатель: Ну что же, ребятки, хотите отправиться в гости к диким животным? Прямо в лес? А как же мы туда доберемся? Ой, я знаю, знаю, мы полетим туда на воздушном шаре! Беритесь все за веревочку, закрывайте глаза, и мы отправляемся в путь!
(Звучит музыка «Звуки леса», воспитатель читает стихотворение).
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Воспитатель: Вот и очутились мы в лесу, открывайте глазки! Посмотрите, сколько деревьев вокруг. Только что-то они какие-то невеселые… И животных почему-то никаких не видно… Придется нам с вами их поискать! А каких вообще диких животных вы знаете? (Заяц, белка, еж, волк, лиса, медведь, олень, лось и др.)
Волк.
Воспитатель: Смотрите, вот чей-то дом виднеется. Интересно, кто здесь живет? Серый и зубастый. Воет в день ненастный: «У-у-у.,.» (волк).
А какой он, ребята? (злой, сердитый, серый, зубастый, страшный)
А как называется его жилище?(логово) А чем волк питается?
Воспитатель: Здравствуй, волк! Что случилось, почему грустишь?
Волк «шепчет» на ухо воспитателю: Ах вот в чем дело! Представляете, ребята, заходили в гости к лесным жителям домашние животные. И так все вместе веселились, так плясали, что все-все перепутались, и теперь не знают, кто из них дикие, а кто домашние. Поможем разобраться?
Воспитатель: А кто же такие домашние животные? Почему их так называют?
(В коробке с сыпучестями спрятаны маленькие фигурки диких и домашних животных. Дети достают по одной фигурке, называют животное. Диких ставят к макету леса, домашних- к макету дома).
Воспитатель: Вот и разобрались! Ну а мы отправимся на поиски других животных. Ты подожди нас здесь, мы еще вернемся.
Заяц
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, у нас болото на пути и ручей. Тяжело пройти будет. Но мы постараемся. Правда? Смотрите, тут дорожка есть через болото- по кочкам придется прыгать, а через ручеек по бревнышку пройдем. Давайте встанем друг за другом. Ровненько, не спеша пойдем, чтобы друг друга в болото не столкнуть.
(Дети строятся в колонну и по одному переходят через ручей и болото).
Ой, смотрите — кустик! Кажется, там кто-то прячется. Ну-ка угадаем, кто это.
Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою-в беленькой.
Воспитатель: Точно, заяц! А какой он, ребята? (трусливый, длинноухий, серый, косой). А какая у зайчика шубка зимой? Почему? Где зайчик живет? А кого он боится? А чем заяц питается? Чтобы заяц не боялся, поможем ему стать сильным и смелым-научим его делать зарядку!
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
(Прыжки вперед-назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись
(Движения выполнять по содержанию текста)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(Приседание на корточки, потирание рук)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(Выполнение прыжков, стоя на месте)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
(Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг — и ускакал.
(Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)
Воспитатель: А теперь нам пора отравляться дальше.
Белка.
Воспитатель: Ой, шишки под ногами! Кто же их здесь раскидал?
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (белка).
Верно, это белка. Смотрите, вот на дереве ее домик. Как он называется? А вот и сама белочка из дупла выглядывает. Здравствуй, белочка! Ребята, какая она? (проворная, быстрая, пушистая, рыжая). А зимой у белки какая шубка? Хлопотунья-белочка, чем ты занимаешься? Припасы на зиму готовишь? А чем питается белка?
Послушайте стишок про белочку (читает ребенок).
Шубки золотистые,
Хвостики пушистые.
Непоседы, шалунишки,
В домик свой таскают шишки.
Много ягод и грибов
Впрок до зимних холодов.
Эти белки не лентяйки-
Очень добрые хозяйки.
Воспитатель: Белка просит нас помочь ей собрать шишки. Поможем?
(Дети делятся на две команды. Проводится эстафета с шишками. Нужно обежать стул, и сложить все шишки в две корзинки.)
Молодцы, ребята! Белка очень довольна! А мы продолжим свой путь.
Еж.
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, вот пенечек стоит. А под пенечком чья-то норка. Только пенек весь листьями засыпан. Надо нам подуть посильнее, чтобы все листочки улетели, тогда мы и узнаем, кто там в норке живет.
(Дуем все вместе дуют на листья, и они «улетают»).
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой.
Воспитатель: Кто же это, ребята? (еж) Какой он? (маленький, колючий) А что еж любит есть? (насекомых, мышей, змей, мышей) А как называется домик ежа? (норка) Как вы думаете, если мы придем в лес зимой, мы сможем увидеть ежа? Почему? (нет, еж зимой спит).
Интересно, почему наш еж такой грустный? Что случилось, ежик? Ах вот оно что! Тебя лиса напугала! Ну ничего, ежик, сейчас мы споем тебе веселую песенку, станцуем, и ты сразу перестанешь ее бояться! Поможем ежику, ребята? Споем ему песню?
(Поем песенку «Дождик», танцуем)
Молодец, ежик, совсем перестал бояться! А нам снова пора в дорогу.
Лиса.
Воспитатель:
Смотрите-ка- горка!
А под горкой-норка!
Кто-то в норке здесь живет,
В гости нас к себе зовет.
Давайте угадаем, кто же это?
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
(лисица)
Воспитатель: Вот она- лисичка! Какая она, ребята? (хитрая, рыжая, пушистая) А где она живет? А чем питается? Лиса хочет нам что-то рассказать.
Лиса «шепчет » на ухо воспитателю: Весной у всех зверей в лесу появляются детеныши. Но звери забыли, как правильно называть своих деток, и мы просим помочь нам разобраться.
Воспитатель: Вы ребятки умные и знаете, как называются лесные детеныши. Поможем?
На магнитной доске выставляются наборы карточек:
Лиса-лисенок-лисята
Заяц-зайчонок-зайчата
Белка-бельчонок-бельчата
Волк-волчонок-волчата
Еж-ежонок-ежата
Кабан-кабаненок-кабанята
Олень-олененок-оленята
Медведь-медвежонок-медвежата.
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь лесные жители во всем разобрались! Но так все устали, так умаялись, что даже пить захотели! Давайте сводим их на водопой!
(Дети спокойно идут по кругу за воспитателем).
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”).
Медведь.
Воспитатель: Я еще чей-то домик вижу впереди. Кто там живет?
Он мохнатый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом ягоды жует,
Дикий мед у пчел берет.
(медведь)
Воспитатель: Точно, это медведь! Здравствуй, Мишка косолапый! Ребята, а медведь какой? (косолапый, бурый, неуклюжий). А чем медведь питается? А что медведь зимой делает? Где он спит? Мишка, почему же все животные в лесу так загрустили?
(Мишка «шепчет» на ухо воспитателю)
Воспитатель: Ах вот оно что! Знаете, ребятки, отчего так грустят лесные жители? Потому что весна уже наступила, а листья на деревьях все никак не появляются. Видите, все деревья стоят голые, без листьев.
Надо это дело срочно исправлять!
Мы животным диким будем помогать!
Станет лес нарядным, с яркою листвой.
Дикие животные обретут покой!
Воспитатель: Но сначала Мишка хочет, чтобы наши пальчики стали волшебными! И тогда у нас все-все получится!
Пальчиковая гимнастика.
Затем дети рассаживаются по своим местам, где приготовлены листы бумаги со стволами и ветками деревьев, салфетки, зеленая краска и поролоновые тампоны. Рисуем листву на деревьях. Работы вывешиваются на доску.
Воспитатели: Молодцы, ребята, хорошо потрудились! Все лесные обитатели очень вам благодарны и угощают вас орешками и грибами. Ну а нам пора возвращаться в наш детский сад.
(Беремся за веревку шарика.)
Закрывайте глазки, полетели назад! Вот и снова мы в детском саду! Открывайте глаза.
Понравилось вам наше лесное путешествие? У кого в гостях мы сегодня побывали? Хорошо, ребятки, все вы молодцы-постарались!
А теперь давайте скажем «До свидания» нашим гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ...
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Логопедическое занятие "Дикие животные средней полосы"
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе по теме "Дикие животные средней полосы". Цель: Закрепление знаний детей по теме "Дикие животные". ...
Интегрированное занятие по ФЦКМ и ФЭМП "Как найти дорожку к дедушке в сторожку?" / Дикие животные средней полосы / Старшая группа
Тема НОД: " Как найти дорожку к дедушке в сторожку?"Цель: Развивать интерес и любовь к родной природе. Закреплять знания детей о диких животных средней полосы.Задачи: Закреплять навыки порядково...
Проект "Дикие животные нашей полосы"
Технологическая карта реализации проекта....
Конспект комплексного занятия в средней группе «Дикие животные нашей полосы»
Конспект комплексного занятия в средней группе «Дикие животные нашей полосы»Задачи:— Формировать обобщающие понятия домашние животные, дикие животные, дифференцировать их.&mda...
Сценарий игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Наши любимые животные» (дикие животные средней полосы)
Сценарий игровой образовательной ситуации "Наши любимые животные"...