КАРТОТЕКА ТРИЗ-РТВ игр интеллектуально-творческой направленности для детей дошкольного возраста.
картотека по окружающему миру по теме

Моисеенко Светлана Петровна

ИГРЫ И ТРЕНИНГИ  НА  ФОРМИРОВАНИЕ У  ДЕТЕЙ  СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ;

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ  НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ И КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  СФЕРЫ  «ОСОБЫХ» ДЕТЕЙ;

Игры на формирование умения выделять функции объекта;

Игры на определение линии развития объекта;

Игры на выявление подсистемных связей;

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта;

Игры на сравнение систем;

Игра на классификацию объекта;

Универсальные системные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_triz-rtv_igr.docx53.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида   с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей

№41 «Лесная сказка» города Лесосибирска

Приложение к авторской программе ТРИЗ-РТВ «Свет»

КАРТОТЕКА ТРИЗ-РТВ игр

интеллектуально-творческой направленности

для детей дошкольного возраста

Составитель: Моисеенко Светлана Петровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

2014 год

ИГРЫ И ТРЕНИНГИ  НА  ФОРМИРОВАНИЕ У  ДЕТЕЙ  СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

Блок 1.

Функциональное назначение объектов

Цель:  создать условия для определения детьми назначений предметов, увидеть возможности их использования в окружающем мире.

«Угадай, кто я?»

     Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею…». Действие изображается при помощи пластики. Дети называют изображённое действие. «А ещё я умею..», - говорит ребёнок и показывает следующее движение.

После 3 – 4 изображённых действий дети отгадывают объект. Например: прыгать, кататься, лежать… (мячик).

     Если дети назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально задуман, предлагается вспомнить, для кого эти функции характерны. Количество участников – до 10 человек.

«Метель»

 Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

                 Закружила метель, словно чудо – карусель,

                 Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…

 И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

«Кто же это делает?»

(разновидность игры «Да – Нет»)

     Один из участников загадывает предмет, остальные дети по очереди задают ему вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно. Все вопросы должны касаться функционального назначения предмета: «Это летает? Режется? Нужно для письма?» и т.д. За правильную отгадку можно предлагать фишку или передавать право ведущего.

«Обгонялки»

     Каждый ребёнок придумывает себе образ. Затем дети становятся в круг и по очереди себя называют. После этого так же по очереди называют свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов: скакунчик, поливалка и т.д. Кто не может быстро назвать своё прозвище, выходит из игры на один круг.

     Количество участников должно быть не менее 10 человек, тогда у каждого ребёнка будет возможность подумать, пока до него дойдёт очередь. Игра проходит в 5 – 6 кругов, поэтому все дети должны будут найти не менее 5 разных функций своего образа.

«Неумейка»

     Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например:1 ребёнок: «Я  - воробей.  Я не умею танцевать, но  умею переносить грузы».

2 ребёнок: «Я - экскаватор. Я не умею прыгать, но ловко поворачиваюсь»  и т.д.

«Я  еду в деревню»

     Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3 – 4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море и т.д.

«Повторяка»

     Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а дети «примеряют» эту функцию на себя:

  • я – Лягушка. Я умею прыгать;
  • я – Машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам;
  • я – Карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки, и т.д.

     Основная сложность данного тренинга заключается в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

«Расскажи сказку»

     Дети по ролям пересказывают хорошо знакомую сказку, но героев называют не именами и названиями, а производными от функций. Например, в сказке «Теремок»: «Бежит Пищалка… Подошла болотная (сидит в болоте) Сиделка к теремку…».

     Блок 2.   Отслеживание изменения свойств и функций объектов во времени

Цель: мотивировать детей к самостоятельному умению замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии (этапа) развития.

«Как это было?»

     Детям предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на разных стадиях их развитиях или созданиях, и предлагается разложить их в правильной последовательности.

     Если условие соблюдено, картинки складываются в единую сплошную линию.

«Репка»

     Воспитатель называет объект и предлагает потянуть репку. Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Если всё названо правильно, воспитатель объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка остаётся на грядке. Например, икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем… вытащили репку.

«Ромашка»

      В игре используется волчок. Вокруг него раскладывают предметные картинки. Волчок раскручивают. Когда стрелка укажет на один из объектов, кто – то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем. Игра адресована старшим дошкольникам.

«Был. Есть. Будет»

  Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко сейчас – гладкое, сочное, красное…; было – зелёное, кислое, терпкое…; будет – сухое, сморщенное, червивое.

     Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.

«Что было? Что будет»

     Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические «кадрики» к сюжету, нарисованные вместе с детьми. Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или ещё будет (по отношению к предыдущему выступлению). Например, Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.

      Блок 3.   Выстраивание надсистемных и подсистемных связей. Выделение свойств

  Цель: анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств.

«Волшебный мешочек»

     В мешочек из непрозрачного материала складывают несколько предметов или игрушек. Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения. Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект. Желательно, чтобы в мешочке находилось не более 5 – 6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, так как вместо свойств ребёнок может называть части предмета и ответ будет очевидным.

«Ты мой кусочек»

     Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные – его части: я – машина, а ты – мой кусочек. Я – твой руль, колесо, фара и т.д.

     В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: я – машина, а ты – мой кусочек. Я – твоя фара, а ты мой кусочек. Я – лампочка в фаре, а ты – мой кусочек и т.д.

«Угадай – ка»

     Ребёнок загадывает себе образ и описывает его, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Разрешается ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т.д.). Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только да или нет.

«Что – то – часть чего – то»

     Принцип этой игры взят из игровой телепередачи. Понадобится разрезная предметная картинка из 12 – 16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке.

«Поедем кататься»

     Каждый ребёнок получает медальон с изображением какого – то предмета. В разных уголках комнаты отмечают «станции» при помощи картинки или предмета. Дети паровозиком движутся по комнате. Возле станции даётся сигнал: «Приехали!» Воспитатель объявляет название станции по классу (станция посуды, транспорта), по материалу (станция деревянных изделий), по свойству (станция такого – то цвета) и т.д. В зависимости от названного признака дети решают, выходить им или нет. Те, кто вышел, должен аргументировать своё решение.

«Выбери нужное»

Данная игра практикует навык классификации. На стол вперемежку высыпают предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство по любому признаку, а дети должны выбрать максимум предметов, у которых это свойство наблюдается.

«Чудо – Юдо»

     Детям показывают картинку, составленную по принципу «Фоторобот» (фантастическое животное, созданное путём соединения частей разных животных). Задача детей – как можно быстрее определить все объекты, из которых составлен образ. Картинки для этого тренинга можно заранее изготовить с подгруппами детей в процессе индивидуальной работы в свободное время.

«Домино»

     По сигналу дети становятся в пары лицом друг к другу. Затем по очереди каждая пара должна назвать свой общий признак: цвет или детали одежды, пол, место жительства или нахождения и т.д.

«Волшебная дорожка»

      Игра начинается с тренинга на сортировку объектов по классу. Желательно брать не более 4 классов на одну игру, например, по 5 – 6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, растений. Затем в один ряд выкладывают 4 – 5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий для выложенных предметов признак.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ  НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ И КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  СФЕРЫ  «ОСОБЫХ» ДЕТЕЙ

Главная цель  дидактических игр – вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

Игра «Угадай, из какой я сказки»

 Цель. Дать возможность детям при помощи взрослого узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.

Оборудование.    Карточки с изображением персонажей сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок»: репка, колобок, теремок, Курочка Ряба, мышка, медведь, заяц, собака, кошка, лягушка, лиса, волк. На обратной стороне карточки – загадка о данном персонаже.

Ход игры

     Дети сидят полукругом. У педагога на столе карточки, положенные изображением вниз (не более 2 – 3 карточек). Педагог выбирает любую и читает загадку, а дети должны отгадать, о каком персонаже идёт речь. Если дети правильно дают ответ, педагог переворачивает карточку и показывает картинку с изображением персонажа. Затем педагог спрашивает детей: «В какой сказке живёт (например) мышка? Как эта сказка называется?»

     Если данный персонаж есть не в одной сказке, то педагог задаёт детям следующий вопрос: «А ещё, в какой сказке живёт мышка?»

Игра «Кто в какой сказке живёт»

Цель. Дать возможность самостоятельно выделять предметы в группу (сказку), опираясь на главный зрительный образ.

Оборудование. 4 большие картинки размером 12х12 см, на которых изображены репка, колобок, теремок, Курочка Ряба, и 25 картинок размером 10х10 см с изображением всех персонажей сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка».

Ход игры

     Педагог последовательно выкладывает 4 большие картинки с изображением репки, теремка, колобка, Курочки Рябы. (Названия сказок заменяются предметными картинками.) Педагог спрашивает детей о том, что изображено на картинках, и поясняет, что детям необходимо вспомнить основных персонажей каждой сказки: «Кто в какой сказке живёт». Затем из маленьких картинок выбирает одну любую и опрашивает детей: «В какой сказке живёт (мышка)?» Далее, когда ответ получен, педагог в столбик выкладывает картинку с изображением персонажа сказки сверху вниз.

Игра «Весёлый – грустный»

Цель. Стимулировать детей к пониманию эмоциональных состояний сказочных персонажей, изображённых на картинках, осуществлять перенос умений об эмоциональных состояниях на конкретные образы сказок.

Оборудование.

Предметные картинки:

     Колобок (весёлый, грустный)

     Репка (весёлая, грустная)

Сюжетные картинки:

     Персонажи «Теремка» (весёлые, грустные)

     Персонажи «Репки» (весёлые, грустные)

     Персонажи «Курочки Рябы»: дед, баба (весёлые, грустные).

Ход игры

      В гости к детям приходит сказочный персонаж – Ворона. Она «читает» детям выдержки из строк, отражающие эмоциональные состояния персонажей. При этом она «показывает» картинки с эмоциональными состояниями персонажей. Дети должны найти ошибку (если она есть) Вороны при выборе соответствующей картинки.

Игра «Расскажем сказку вместе»

Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, то есть действовали эмоционально.

Оборудование. Картинки с изображением последовательных эпизодов сказки «Курочка Ряба».

Ход игры

      Педагог медленно рассказывает сказку «Курочка Ряба» (или другую адаптированную для «особых» детей сказку – тексты приведены ниже).

      Так как многие понятия, используемые в сказках, не знакомы детям, проза более сложна для восприятия, мною адаптированы известные народные сказки для детей с проблемами в развитии. Приводимые тексты сказок – авторские.

      Ребёнок последовательно выставляет на

фланелеграфе  эпизоды сказки (с помощью педагога). Затем , когда все эпизоды сказки разложены верно, педагог ещё раз рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Что умеет делать»

(проводится с середины 2 младшей группы)

Цель: умение выделять функции объекта.

Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Ход игры:

Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

«Дразнилка»

(проводится с середины средней группы)

-//-

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …

Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

«Мои друзья»

(проводится с начала средней группы)

-//-

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

Ведущий ребенок.

Ход игры:  Дети выбирают объекты природного мира.

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).

Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это те, кто умеет дышать (птицы, животные и др.).

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это те, кто умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).

Игры на определение линии развития объекта

«Чем был – чем стал»

(проводится с начала средней группы)

Цель: определение линии развития объекта.

Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют …

Ход игры: При уточнении понятия относительности размера

Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.

Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

«Раньше – позже»

(проводится со 2 младшей группы)

-//-

Правила игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите, какая  медведя сделана берлога?

Дети: Большая, крепкая, добротная.

Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

Дети: Ее не было, росли деревья.

Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

Дети: Росли маленькие ростки.

Воспитатель: А еще раньше?

Дети: Семечки в земле.

Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

Игры на выявление подсистемных связей

«Где живет?»

(проводится со 2 младшей группы)

Цель: выявление подсистемных связей.

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. Дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

«Что можно сказать о предмете, если там есть…»

(проводится с середины  средней группы)

-//-

Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры:

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?

Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?

Дети: Кошка, котенок.

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта

«Хорошо – плохо»

(проводится со 2 младшей группы)

Цель: объединение надсистемы и подсистемы объекта.

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

«Волшебный светофор»

(проводится с начала средней группы)

-//-

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

Игры на сравнение систем

«На что похоже»

(проводится со 2 младшей группы)

Цель: сравнение систем объектов.

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют  объекты похожие на него.

Примечание:  Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

«Давай поменяемся»

(проводится с середины средней группы)

-//-

Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.

Ход игры:

Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.

Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.

Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться  клубком.

Игра «Фантазия»

Цель: мотивировать детей  самостоятельно находить ресурсы предметов,  заменять их на другие предметы.

Ход:  Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками,  замками).

- все спички

- карандаши

- игрушки

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход:  Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Игра на классификацию объекта

«Все в мире перепуталось»

(проводится со 2 младшей группы).

Цель: умение классифицировать предметы, объекты.

Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.

Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

Правила игры со средней группой:

Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом.  Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.)

Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).

Универсальные системные игры

«Чудесный экран» («девятиэкранка»)

Цель: формирование развёрнутого системного мышления.

Форма организации игр:

- Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.

Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки).

Игра  «Один – много»

Цель: понимание понятий система, подсистема.

Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна).

-Чего в расческе много? (зубчиков)

Аналогично: -коробка                       стол                        

                      -книга                            дерево                    

                       -ковер                           дом

                      -клубок                          цветок

                      -морковь                        дом

Игра «Кто кем будет?»

(со средней группы)

Цель: расширять знания о прошлом и будущем предмета.

Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:

- кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:

- Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Игра «Кем был раньше?»

(со средней группы)

Цель: умение называть прошлое предмета.

Ход: Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком), сильный (слабым).

Игра «Найди друзей»

(со средней группы)

Цель: создать условия для определения разных мест обитания объекта и искать объекты, выполняющие те же самые функции.

        

Ход: Воспитатель называет объект, выделяя функцию, а дети говорят, кто (что) выполняет эту же функцию

Например: Ведущий: Машинка перевозит груз.

Дети: Перевозит груз пароход, слон …

Игра «Раньше – позже»

(со средней группы)

Цель: мотивировать детей на  определение  временной зависимости объекта и его функцию.

Ход: Ведущий называет какую-либо  ситуацию, а дети говорят, что было до этого  или, что будет после.

Например: Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?

Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка (мама кормила свою дочку).

И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.

Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?»

(со средней группы)

Цель: дать возможность детям «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.

Ход: Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту.

Например: - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а ночью добывает себе пищу).

- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова?

(это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка).

- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?

(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).

Игра «Бином фантазии»

(со средней группы)

Цель: сформировать у детей потребность  комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения.

Ход: Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы, нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги ( в, над, через, около, у …).

Например: Подушка и крокодил.

- подушка под крокодилом;

- крокодил, прыгающий через подушку;

- крокодил в подушке;

- подушка, прыгающая через крокодила.

Вопрос: Как это случилось?  (Дети придумывают ситуацию, рассказ).

Игра «маятник» (Хорошо-плохо)

(со средней группы)

Цель: дать возможность детям выделять противоречия в предметах.

Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.

Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево (-) – то отрицательные свойства.

Игра «Маленькие человечки»

(со средней группы)

Цель: дать возможность самостоятельно различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

Ход: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

Человечки твердого тела –

Человечки жидкого тела –

Человечки газообразного тела –

Игра «Узнай меня»

Цель: дать возможность детям описывать предмет, не называя его.

Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным.  (Арбуз)

- Я холодная голубая  и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные представители живут. Меня люди любят. (Речка).

Игра «Кто? С кем? Где? Когда?»

( с подготовительной группы)

Цель: дать возможность при помощи взрослого по условной схеме составлять смешные истории.

Ход: Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека. У каждого маленький листочек бумаги и ручка.

На каждый вопрос из схемы дети пишут на листке одно слово – ответ. Заворачивают верхний край листа «от себя» так, чтобы написанное не было видно, и передают лист другому ребенку.

Ведущий называет следующий вопрос. Опять дети отвечают, загибают край листа и передают другому.

Вопросы:

-Кто?

-С кем?

-Где?

-Когда?

-Что делали?

-Кто пришел?

-Что сказал?

По окончании игры воспитатель собирает все листы, разворачивает и зачитывает полученные рассказы.

Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!»…

Игра «Цепочки ассоциации»

Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);

Длинное, серое, тягучее (жвачка…);

Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);

Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);

Зеленое и прыгучее…

Холодное, белое …

Игра «Перевирание сказки»

(с подготовительной группы)

Цель: мотивировать детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы.

Ход: Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее «перевирают».

Например: Сказка «Царевна-лягушка».

-Было у отца 3 сына (не 3 ,а 20).

-Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться!» (В лес по грибы идти).

-Сыновья отвечают: «А где нам жен искать?» (грибы искать).

-Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша (не по стреле, а по валенку).

-У старшего сына упала стрела на боярский двор (на елку, по шишке).

-У среднего сына – на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь     (в магазин, попала в бутылку молока).

-У младшего сына в болото, к лягушке (в цирк, попала в укротителя тигров).

Примечание: Всю сказку рассказывать не надо.

Сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»

Игра «Префиксы»

Цель: дать возможность комбинировать слова с префиксами, получая интересные слова, придумывая рассказы.

Ход: На доске пишутся с левой стороны префиксы, а с правой любые объекты. Затем присоединить префикс к слову. Обсудить интересные слова.

Игра «Что умеет делать?»

(со 2 младшей группы)

Цель: создать условия детям выделять функцию объекта.

Ход: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него.

Например:

Ведущий : - Ромашка.

Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.

Ведущий: - Занавеска.

Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.

Игра «Букварина»

(со старшей группы)

Цель: закреплять буквы, количественный счет.

Ход:   1. Пишется свое имя или другое слово.

2. Затем это слово зашифровывается. Место написания букв и их количество соответствуют номеру написания этой буквы в слове. Под местом буквы подразумевается номер строки.

3. Можно составлять эти буквы картинкой

4. Затем идет обводка контура.

Игра «На что похоже?»

Цель: дать возможность «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.

Ход: Ведущий  предлагает детям карточку со схемой и спрашивает:

- На что похоже?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Литература

1. Страунинг А.М. Росток том 1, том 2:  Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста – Обнинск, 2000г.

2. Сидорчук Т.А., Корзун А.В.  Воображаем, размышляем, творим - 2006г.

3. Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать - 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как универсальное средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста

В данной статье рассматривается техника конструирования из бумаги – оригами, раскрывается актуальность ее использования в ДОУ, ее значение в развитии личности ребенка дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Оригами - средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста»

Оригами хорошая технология, которая способствует у детей развитию речи, творческих способнотей, активизирует мыслительные процессы....

ПДС «Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

В статье раскрывается тема использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления, сущность и функции метода моделирования, алгоритм обучения моделированию. Освещена тема мо...

«Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

Моделирование развивает у детей инициативность, самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени....