КАРТОТЕКА ТРИЗ-РТВ игр интеллектуально-творческой направленности для детей дошкольного возраста.
картотека по окружающему миру по теме
ИГРЫ И ТРЕНИНГИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ;
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ И КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ «ОСОБЫХ» ДЕТЕЙ;
Игры на формирование умения выделять функции объекта;
Игры на определение линии развития объекта;
Игры на выявление подсистемных связей;
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта;
Игры на сравнение систем;
Игра на классификацию объекта;
Универсальные системные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_triz-rtv_igr.docx | 53.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей
№41 «Лесная сказка» города Лесосибирска
Приложение к авторской программе ТРИЗ-РТВ «Свет»
КАРТОТЕКА ТРИЗ-РТВ игр
интеллектуально-творческой направленности
для детей дошкольного возраста
Составитель: Моисеенко Светлана Петровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
2014 год
ИГРЫ И ТРЕНИНГИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ | ||
Блок 1. Функциональное назначение объектов | Цель: создать условия для определения детьми назначений предметов, увидеть возможности их использования в окружающем мире. | «Угадай, кто я?» Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею…». Действие изображается при помощи пластики. Дети называют изображённое действие. «А ещё я умею..», - говорит ребёнок и показывает следующее движение. После 3 – 4 изображённых действий дети отгадывают объект. Например: прыгать, кататься, лежать… (мячик). Если дети назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально задуман, предлагается вспомнить, для кого эти функции характерны. Количество участников – до 10 человек. |
«Метель» Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами: Закружила метель, словно чудо – карусель, Все дорожки замела. Нам в подарок принесла… И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии. | ||
«Кто же это делает?» (разновидность игры «Да – Нет») Один из участников загадывает предмет, остальные дети по очереди задают ему вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно. Все вопросы должны касаться функционального назначения предмета: «Это летает? Режется? Нужно для письма?» и т.д. За правильную отгадку можно предлагать фишку или передавать право ведущего. | ||
«Обгонялки» Каждый ребёнок придумывает себе образ. Затем дети становятся в круг и по очереди себя называют. После этого так же по очереди называют свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов: скакунчик, поливалка и т.д. Кто не может быстро назвать своё прозвище, выходит из игры на один круг. Количество участников должно быть не менее 10 человек, тогда у каждого ребёнка будет возможность подумать, пока до него дойдёт очередь. Игра проходит в 5 – 6 кругов, поэтому все дети должны будут найти не менее 5 разных функций своего образа. | ||
«Неумейка» Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например:1 ребёнок: «Я - воробей. Я не умею танцевать, но умею переносить грузы». 2 ребёнок: «Я - экскаватор. Я не умею прыгать, но ловко поворачиваюсь» и т.д. | ||
«Я еду в деревню» Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3 – 4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море и т.д. | ||
«Повторяка» Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а дети «примеряют» эту функцию на себя:
Основная сложность данного тренинга заключается в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции. | ||
«Расскажи сказку» Дети по ролям пересказывают хорошо знакомую сказку, но героев называют не именами и названиями, а производными от функций. Например, в сказке «Теремок»: «Бежит Пищалка… Подошла болотная (сидит в болоте) Сиделка к теремку…». | ||
Блок 2. Отслеживание изменения свойств и функций объектов во времени | Цель: мотивировать детей к самостоятельному умению замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии (этапа) развития. | «Как это было?» Детям предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на разных стадиях их развитиях или созданиях, и предлагается разложить их в правильной последовательности. Если условие соблюдено, картинки складываются в единую сплошную линию. |
«Репка» Воспитатель называет объект и предлагает потянуть репку. Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Если всё названо правильно, воспитатель объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка остаётся на грядке. Например, икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем… вытащили репку. | ||
«Ромашка» В игре используется волчок. Вокруг него раскладывают предметные картинки. Волчок раскручивают. Когда стрелка укажет на один из объектов, кто – то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем. Игра адресована старшим дошкольникам. | ||
«Был. Есть. Будет» Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко сейчас – гладкое, сочное, красное…; было – зелёное, кислое, терпкое…; будет – сухое, сморщенное, червивое. Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта. | ||
«Что было? Что будет» Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические «кадрики» к сюжету, нарисованные вместе с детьми. Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или ещё будет (по отношению к предыдущему выступлению). Например, Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет. | ||
Блок 3. Выстраивание надсистемных и подсистемных связей. Выделение свойств | Цель: анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств. | «Волшебный мешочек» В мешочек из непрозрачного материала складывают несколько предметов или игрушек. Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения. Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект. Желательно, чтобы в мешочке находилось не более 5 – 6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, так как вместо свойств ребёнок может называть части предмета и ответ будет очевидным. |
«Ты мой кусочек» Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные – его части: я – машина, а ты – мой кусочек. Я – твой руль, колесо, фара и т.д. В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: я – машина, а ты – мой кусочек. Я – твоя фара, а ты мой кусочек. Я – лампочка в фаре, а ты – мой кусочек и т.д. | ||
«Угадай – ка» Ребёнок загадывает себе образ и описывает его, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Разрешается ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т.д.). Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только да или нет. | ||
«Что – то – часть чего – то» Принцип этой игры взят из игровой телепередачи. Понадобится разрезная предметная картинка из 12 – 16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке. | ||
«Поедем кататься» Каждый ребёнок получает медальон с изображением какого – то предмета. В разных уголках комнаты отмечают «станции» при помощи картинки или предмета. Дети паровозиком движутся по комнате. Возле станции даётся сигнал: «Приехали!» Воспитатель объявляет название станции по классу (станция посуды, транспорта), по материалу (станция деревянных изделий), по свойству (станция такого – то цвета) и т.д. В зависимости от названного признака дети решают, выходить им или нет. Те, кто вышел, должен аргументировать своё решение. | ||
«Выбери нужное» Данная игра практикует навык классификации. На стол вперемежку высыпают предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство по любому признаку, а дети должны выбрать максимум предметов, у которых это свойство наблюдается. | ||
«Чудо – Юдо» Детям показывают картинку, составленную по принципу «Фоторобот» (фантастическое животное, созданное путём соединения частей разных животных). Задача детей – как можно быстрее определить все объекты, из которых составлен образ. Картинки для этого тренинга можно заранее изготовить с подгруппами детей в процессе индивидуальной работы в свободное время. | ||
«Домино» По сигналу дети становятся в пары лицом друг к другу. Затем по очереди каждая пара должна назвать свой общий признак: цвет или детали одежды, пол, место жительства или нахождения и т.д. | ||
«Волшебная дорожка» Игра начинается с тренинга на сортировку объектов по классу. Желательно брать не более 4 классов на одну игру, например, по 5 – 6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, растений. Затем в один ряд выкладывают 4 – 5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий для выложенных предметов признак. | ||
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ И КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ «ОСОБЫХ» ДЕТЕЙ | ||
Главная цель дидактических игр – вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки. | ||
Игра «Угадай, из какой я сказки» | Цель. Дать возможность детям при помощи взрослого узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов. | Оборудование. Карточки с изображением персонажей сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок»: репка, колобок, теремок, Курочка Ряба, мышка, медведь, заяц, собака, кошка, лягушка, лиса, волк. На обратной стороне карточки – загадка о данном персонаже. Ход игры Дети сидят полукругом. У педагога на столе карточки, положенные изображением вниз (не более 2 – 3 карточек). Педагог выбирает любую и читает загадку, а дети должны отгадать, о каком персонаже идёт речь. Если дети правильно дают ответ, педагог переворачивает карточку и показывает картинку с изображением персонажа. Затем педагог спрашивает детей: «В какой сказке живёт (например) мышка? Как эта сказка называется?» Если данный персонаж есть не в одной сказке, то педагог задаёт детям следующий вопрос: «А ещё, в какой сказке живёт мышка?» |
Игра «Кто в какой сказке живёт» | Цель. Дать возможность самостоятельно выделять предметы в группу (сказку), опираясь на главный зрительный образ. | Оборудование. 4 большие картинки размером 12х12 см, на которых изображены репка, колобок, теремок, Курочка Ряба, и 25 картинок размером 10х10 см с изображением всех персонажей сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка». Ход игры Педагог последовательно выкладывает 4 большие картинки с изображением репки, теремка, колобка, Курочки Рябы. (Названия сказок заменяются предметными картинками.) Педагог спрашивает детей о том, что изображено на картинках, и поясняет, что детям необходимо вспомнить основных персонажей каждой сказки: «Кто в какой сказке живёт». Затем из маленьких картинок выбирает одну любую и опрашивает детей: «В какой сказке живёт (мышка)?» Далее, когда ответ получен, педагог в столбик выкладывает картинку с изображением персонажа сказки сверху вниз. |
Игра «Весёлый – грустный» | Цель. Стимулировать детей к пониманию эмоциональных состояний сказочных персонажей, изображённых на картинках, осуществлять перенос умений об эмоциональных состояниях на конкретные образы сказок. | Оборудование. Предметные картинки: Колобок (весёлый, грустный) Репка (весёлая, грустная) Сюжетные картинки: Персонажи «Теремка» (весёлые, грустные) Персонажи «Репки» (весёлые, грустные) Персонажи «Курочки Рябы»: дед, баба (весёлые, грустные). Ход игры В гости к детям приходит сказочный персонаж – Ворона. Она «читает» детям выдержки из строк, отражающие эмоциональные состояния персонажей. При этом она «показывает» картинки с эмоциональными состояниями персонажей. Дети должны найти ошибку (если она есть) Вороны при выборе соответствующей картинки. |
Игра «Расскажем сказку вместе» | Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, то есть действовали эмоционально. | Оборудование. Картинки с изображением последовательных эпизодов сказки «Курочка Ряба». Ход игры Педагог медленно рассказывает сказку «Курочка Ряба» (или другую адаптированную для «особых» детей сказку – тексты приведены ниже). Так как многие понятия, используемые в сказках, не знакомы детям, проза более сложна для восприятия, мною адаптированы известные народные сказки для детей с проблемами в развитии. Приводимые тексты сказок – авторские. Ребёнок последовательно выставляет на фланелеграфе эпизоды сказки (с помощью педагога). Затем , когда все эпизоды сказки разложены верно, педагог ещё раз рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки. |
Игры на формирование умения выделять функции объекта | ||
«Что умеет делать» (проводится с середины 2 младшей группы) | Цель: умение выделять функции объекта. | Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Ход игры: Воспитатель: Что может слон? Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает. |
«Дразнилка» (проводится с середины средней группы) | -//- | Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др. Ход игры: Воспитатель: Кошка. Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка … Воспитатель: Собака. Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище. |
«Мои друзья» (проводится с начала средней группы) | -//- | Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущий ребенок. Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира. Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк). Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это те, кто умеет дышать (птицы, животные и др.). Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это те, кто умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.). |
Игры на определение линии развития объекта | ||
«Чем был – чем стал» (проводится с начала средней группы) | Цель: определение линии развития объекта. | Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют … Ход игры: При уточнении понятия относительности размера Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим. Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем. Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево? Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя. |
«Раньше – позже» (проводится со 2 младшей группы) | -//- | Правила игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом. Ход игры: Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога? Дети: Большая, крепкая, добротная. Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше? Дети: Ее не было, росли деревья. Воспитатель: Правильно, а еще раньше? Дети: Росли маленькие ростки. Воспитатель: А еще раньше? Дети: Семечки в земле. Воспитатель: А что будет с берлогой потом? Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей. |
Игры на выявление подсистемных связей | ||
«Где живет?» (проводится со 2 младшей группы) | Цель: выявление подсистемных связей. | Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. Дети называют среду обитания живых объектов. Ход игры: Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую! Воспитатель: Где живет медведь? Дети: В лесу, зоопарке. Воспитатель: А еще? Дети: В мультиках, в книжках. Воспитатель: Где живет собака? Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие. |
«Что можно сказать о предмете, если там есть…» (проводится с середины средней группы) | -//- | Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику. Ход игры: Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками? Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах. Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»? Дети: Кошка, котенок. |
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта | ||
«Хорошо – плохо» (проводится со 2 младшей группы) | Цель: объединение надсистемы и подсистемы объекта. | Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке. Ход игры: Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему? Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая. Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему? Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков. |
«Волшебный светофор» (проводится с начала средней группы) | -//- | Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа. |
Игры на сравнение систем | ||
«На что похоже» (проводится со 2 младшей группы) | Цель: сравнение систем объектов. | Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. Воспитатель: На что похожа колючка ежика? Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д. |
«Давай поменяемся» (проводится с середины средней группы) | -//- | Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект. Ход игры: Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота. Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком. Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать. Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком. |
Игра «Фантазия» | Цель: мотивировать детей самостоятельно находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы. | Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками). - все спички - карандаши - игрушки |
Игра «Волшебные картинки» | Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами). | Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части. |
Игра на классификацию объекта | ||
«Все в мире перепуталось» (проводится со 2 младшей группы). | Цель: умение классифицировать предметы, объекты. | Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает. Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру. Правила игры со средней группой: Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.) Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля). |
Универсальные системные игры | ||
«Чудесный экран» («девятиэкранка») | Цель: формирование развёрнутого системного мышления. | Форма организации игр: - Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования. Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки). |
Игра «Один – много» | Цель: понимание понятий система, подсистема. | Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна). -Чего в расческе много? (зубчиков) Аналогично: -коробка стол -книга дерево -ковер дом -клубок цветок -морковь дом |
Игра «Кто кем будет?» (со средней группы) | Цель: расширять знания о прошлом и будущем предмета. | Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого: - кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д. При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например: - Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов. |
Игра «Кем был раньше?» (со средней группы) | Цель: умение называть прошлое предмета. | Ход: Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком), сильный (слабым). |
Игра «Найди друзей» (со средней группы) | Цель: создать условия для определения разных мест обитания объекта и искать объекты, выполняющие те же самые функции.
| Ход: Воспитатель называет объект, выделяя функцию, а дети говорят, кто (что) выполняет эту же функцию Например: Ведущий: Машинка перевозит груз. Дети: Перевозит груз пароход, слон … |
Игра «Раньше – позже» (со средней группы) | Цель: мотивировать детей на определение временной зависимости объекта и его функцию. | Ход: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после. Например: Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже? Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка (мама кормила свою дочку). И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий. |
Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?» (со средней группы) | Цель: дать возможность детям «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части. | Ход: Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту. Например: - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а ночью добывает себе пищу). - Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка). - Что можно сказать об объекте, в котором есть сор? (это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора). |
Игра «Бином фантазии» (со средней группы) | Цель: сформировать у детей потребность комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения. | Ход: Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы, нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги ( в, над, через, около, у …). Например: Подушка и крокодил. - подушка под крокодилом; - крокодил, прыгающий через подушку; - крокодил в подушке; - подушка, прыгающая через крокодила. Вопрос: Как это случилось? (Дети придумывают ситуацию, рассказ). |
Игра «маятник» (Хорошо-плохо) (со средней группы) | Цель: дать возможность детям выделять противоречия в предметах. | Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально. Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево (-) – то отрицательные свойства. |
Игра «Маленькие человечки» (со средней группы) | Цель: дать возможность самостоятельно различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов. | Ход: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут. Человечки твердого тела – Человечки жидкого тела – Человечки газообразного тела – |
Игра «Узнай меня» | Цель: дать возможность детям описывать предмет, не называя его. | Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают. Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают. Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз) - Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные представители живут. Меня люди любят. (Речка). |
Игра «Кто? С кем? Где? Когда?» ( с подготовительной группы) | Цель: дать возможность при помощи взрослого по условной схеме составлять смешные истории. | Ход: Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека. У каждого маленький листочек бумаги и ручка. На каждый вопрос из схемы дети пишут на листке одно слово – ответ. Заворачивают верхний край листа «от себя» так, чтобы написанное не было видно, и передают лист другому ребенку. Ведущий называет следующий вопрос. Опять дети отвечают, загибают край листа и передают другому. Вопросы: -Кто? -С кем? -Где? -Когда? -Что делали? -Кто пришел? -Что сказал? По окончании игры воспитатель собирает все листы, разворачивает и зачитывает полученные рассказы. Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!»… |
Игра «Цепочки ассоциации» | Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей. | Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства. Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок); Длинное, серое, тягучее (жвачка…); Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы); Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …); Зеленое и прыгучее… Холодное, белое … |
Игра «Перевирание сказки» (с подготовительной группы) | Цель: мотивировать детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы. | Ход: Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее «перевирают». Например: Сказка «Царевна-лягушка». -Было у отца 3 сына (не 3 ,а 20). -Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться!» (В лес по грибы идти). -Сыновья отвечают: «А где нам жен искать?» (грибы искать). -Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша (не по стреле, а по валенку). -У старшего сына упала стрела на боярский двор (на елку, по шишке). -У среднего сына – на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь (в магазин, попала в бутылку молока). -У младшего сына в болото, к лягушке (в цирк, попала в укротителя тигров). Примечание: Всю сказку рассказывать не надо. Сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» |
Игра «Префиксы» | Цель: дать возможность комбинировать слова с префиксами, получая интересные слова, придумывая рассказы. | Ход: На доске пишутся с левой стороны префиксы, а с правой любые объекты. Затем присоединить префикс к слову. Обсудить интересные слова. |
Игра «Что умеет делать?» (со 2 младшей группы) | Цель: создать условия детям выделять функцию объекта. | Ход: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него. Например: Ведущий : - Ромашка. Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить. Ведущий: - Занавеска. Дети: - затемняет, пачкается, может стираться. |
Игра «Букварина» (со старшей группы) | Цель: закреплять буквы, количественный счет. | Ход: 1. Пишется свое имя или другое слово. 2. Затем это слово зашифровывается. Место написания букв и их количество соответствуют номеру написания этой буквы в слове. Под местом буквы подразумевается номер строки. 3. Можно составлять эти буквы картинкой 4. Затем идет обводка контура. |
Игра «На что похоже?» | Цель: дать возможность «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление. | Ход: Ведущий предлагает детям карточку со схемой и спрашивает: - На что похоже? Дети предлагают свои варианты ответов. |
Литература
1. Страунинг А.М. Росток том 1, том 2: Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста – Обнинск, 2000г.
2. Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим - 2006г.
3. Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать - 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оригами как универсальное средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста
В данной статье рассматривается техника конструирования из бумаги – оригами, раскрывается актуальность ее использования в ДОУ, ее значение в развитии личности ребенка дошкольного возраста....
Оригами - средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста.
Интересно знать....
Консультация для родителей «Оригами - средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста»
Оригами хорошая технология, которая способствует у детей развитию речи, творческих способнотей, активизирует мыслительные процессы....
ПДС «Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»
В статье раскрывается тема использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления, сущность и функции метода моделирования, алгоритм обучения моделированию. Освещена тема мо...
Консультация для родителей «Оригами - средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста»
для родителей...
«Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»
Моделирование развивает у детей инициативность, самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени....