"Птицы – наши друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект итоговой образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Птицы – наши друзья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ptitsy-nashi_druzya.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
итоговой образовательной деятельности
в старшей группе
Тема: «Птицы – наши друзья»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Виды деятельности: познавательная, речевая, продуктивная, игровая.
Цель: - расширение кругозора детей
Программные задачи:
-продолжать расширять знания детей о птицах;
-закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелётных;
-развивать умение группировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи между внешним обликом птиц, характером их питания и местом обитания;
-закреплять умение называть различные группы животных обобщающим словом: птицы, звери, рыбы, насекомые;
-развивать логическое мышление, воображение, речь, зрительное восприятие в процессе игрового общения, память, внимание;
-активизировать словарный запас детей, дать понятие о сложных словах – «насекомоядные», «водоплавающие»
-воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к птицам, нормы поведения в природе.
Предварительная работа: Беседы о птицах; наблюдение за птицами; чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах; рассматривание иллюстраций с изображением птиц, насекомых, животных; загадывание загадок, заучивание скороговорок о птицах.
Материалы: сказочный персонаж – Буратино; картинки с изображением птиц, раздаточный материал для дидактической игры «Четвертый лишний» по количеству детей; различные иллюстрации птиц для вырезания; ватман; ножницы; клей; салфетки.
Методы и приемы:
- беседа, - словесные игры;
-мотивация – игровая обучающая ситуация с литературным персонажем;
- рассматривание картинок, иллюстраций;
- подвижная игра;
- тренировочные графические упражнения;
- практическая работа – изготовление плаката «Берегите птиц».
( в группу приходит Буратино, в руках у него рогатка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите - кто к нам пришел, узнаете? (ответы детей). Здравствуй, Буратино! (дети тоже здороваются). А что это у тебя в руках? И зачем она тебе?
Буратино: Здравствуйте, дети! А это у меня рогатка, буду из нее птиц стрелять.
Воспитатель: Буратино, а что ты о птицах знаешь?
Буратино: Ничего знать не хочу, кому они нужны, никакой от них пользы!
Воспитатель: Ты что Буратино, птицы очень нам нужны. Ребята, давайте расскажем Буратино все, что мы знаем о птицах.
- Кто такие птицы? Чем отличаются птицы от других животных?
Дети: Птица летает, у неё есть перья и клюв.
- А где живут птицы?
Дети: Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком.
- Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?
Дети: Птицы дикие и домашние.
- Назовите домашних птиц.
Дети: Куры, утки, гуси, индюки.
- Диких птиц много. А какие бывают дикие птицы?
Дети: Птицы бывают зимующие и перелетные.
- Почему их так называют?
Дети: Перелетные птицы осенью улетают в теплые страны, зимуют там, а весной прилетают к нам, а другие остаются у нас зимовать – зимующие.
Воспитатель: Давайте подойдем к столу. Буратино, ребята, посмотрите, сколько у нас птиц. Все они живут в лесу. Только вот беда, все птицы перепутались зимующие и перелетные. Чтобы нам их разобрать нужно их назвать.
- Задание «Разделите перелётных и зимующих птиц? » Дети должны разделить птиц и назвать их.
Дети: Воробей, сорока, ворона, синица, снегирь, дятел, свиристель - зимующие птицы.
Грач, ласточка, скворец, кукушка, гусь, утка, соловей – перелетные птицы.
- Почему птицы улетают на зиму в теплые края – на юг?
Дети: потому что нет корма.
- Как вы думаете, ребята, – какие птицы первыми улетает? И когда это происходит? (ответы детей).
Воспитатель: Раньше всех нас покидают птицы, которые питаются насекомыми - насекомоядные (едят насекомых – насекомоядные, сложное слово, в нем спрятались два слова). Они улетают сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые (скворцы, ласточки, стрижи, жаворонки, мухоловки, трясогузки, соловьи, кукушки, иволги).
А когда замерзают водоемы (реки и озера), направляются к югу водоплавающие птицы (плавать в воде) – гуси, утки, лебеди.
Воспитатель: Скажите, где птицы откладывают и высаживают яйца?
Дети: Птицы откладывают и высаживают яйца в гнездах.
Воспитатель: Из чего птицы строят гнезда?
Дети: Из прутьев, веточек и утепляют пухом, ватой.
Воспитатель: Правильно. Мы еще не рассказали Буратино, как называются детеныши птиц. Давайте поиграем в игру «птички и птенчики»
Я буду называть птиц, а вы их птенцов. Говорю – ворона, дети – воронята, скворец, дети – скворчата и т. п.
- игра «птички и птенчики»
(например: сорока – сорочонок - сорочата, грач-грачонок – грачата, кукушка – кукушонок – кукушата, гусь – гусенок – гусята и т.п.).
- Упражнение «Четвёртый лишний».
Детям раздаются карточки с изображением четырёх животных. Каждый ребёнок называет лишнее изображение и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелётные.
Варианты: - скворец, ласточка, снегирь, соловей;
- утка, гусь, грач, лебедь;
-сорока, ворона, бабочка, утка;
- дятел, кукушка, белка, скворец;
- бабочка, стрекоза, муха, воробей;
-грач, гусь, скворец, ласточка;
-лиса, заяц, кабан, синица;
- сорока, сова, снегирь, страус;
- соловей, клест, трясогузка, ласточка
- «Реши задачу».
На участок детского сада зимой прилетело 3 скворца и 1 грач. Сколько птиц прилетело на участок?
(это перелетные птицы, на зиму они улетают на юг)
Летом к нам прилетело сначала 3 снегиря, а потом ещё 2? Сколько птиц к нам прилетело?
(это зимующие птицы, и летом они к нам не прилетают)
Воспитатель: Буратино, ребята знают много сказок, где герои – птицы.
- Назовите сказки, где встречаются птицы
Дети по очереди называют птиц из сказок.
(«Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Гуси – лебеди», «Сказка о царе Султане», «Лиса и гуси», «Лиса и журавль», «Зимовье» (петух), «Зимовье зверей» (петух, гусь), «Жихарка» (петух), «Петух да собака», «Колосок» (петух), «Бобовое зёрнышко» (петух), «Финист – ясный сокол», Конёк – горбунок» (жар-птица), «Лягушка-путешественница» (утки), «Кукушка», «Буратино» (дятел), «Кот, петух и лиса» (петух), «Ворона и лисица»)
Физкультминутка. Подвижная игра «В птицу превратись»
Воспитатель говорит слова: «Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись». Например, в воробья - дети имитируют походку, повадки и голоса воробьёв, затем в цаплю, ворону, трясогузку, утку и т. д.
- Назовите птиц, в названии которых есть звук «с» - (сорока, синица, снегирь, свиристель, соловей, скворец, стриж, ласточка, овсянка, гусь, трясогузка.).
- Ребята, давайте научим Буратино произносить быстро скороговорку про кукушку: Кукушка кукушонку купила капюшон,
Кукушонок в капюшоне был смешон.
Воспитатель:
- Скажите, почему мы называем птиц - «наши друзья»? Чем полезны птицы?
Дети: птицы поедают личинок, насекомых, червяков, которые уничтожают деревья и урожаи в полях.
Воспитатель: Какую птицу называют санитаром леса?
Дети: это птица - дятел.
Воспитатель (читает памятки):
1:каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы всяких мошек, комаров, тлей. Например, у рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое “комариное время”, можно спокойно ловить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Ласточки-береговушки питаются ими.
2: (отрывок из произведения К. Благослонова и В.Строкова «Трясогузка белая»):
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое, или поднимается в воздух и догоняет улетавшую добычу. Трясогузка – очень подвижная птичка. Даже, отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою простенькую весёлую песню. Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3-5 шагов. Чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.
3: Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов, которые наносят большой вред нашим урожаям. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады. Теперь вам понятно, почему говорят: “Птицы – наши помощники!”
4: Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Очень печально – растет и число птиц в « Красной книге». Очень жаль: птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе!
Воспитатель: Но не только от этого страдают птицы.
(читает стихотворение Л.Кондратенко “Птицы загрустили”):
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц.
Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.
И птицы загрустили, не стали щебетать,
И все они решили туда не прилетать.
В садах уже не слышен веселый перелив,
В них нет ни красных вишен и нет в них спелых слив.
Все сохнет, увядает, страдает все село,
Страдает и не знает, что в нем произошло.
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц…
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, хорошо ли поступил мальчик? (Ответы детей).
Правильно, ребята, ведь без птиц не будет у нас урожая фруктов, овощей и других растений, так как их съедят прожорливые гусеницы, другие насекомые. Так что, Буратино, птицы нам очень нужны, никогда не бери в руки рогатку, не обижай птиц и птенцов!
Буратино: Простите меня ребята, я теперь узнал много интересного про птиц, и никогда не буду их обижать.
Воспитатель: Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда в любое время года
Берегите птиц, друзья!
Ребята, сделаем газету – коллаж с изображением птиц, и подарим Буратино на память о нашей встрече, чтоб он никогда не обижал птиц, берег их и помогал им!
- Дети садятся за столы, где лежат подготовленные вырезки из журналов, газет, либо распечатанные изображения птиц, вырезают и наклеивают на подготовленный заранее лист ватмана с надписью «БЕРЕГИТЕ ПТИЦ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо
План конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...
Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.
Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...
Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)
quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.
Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...