"Птицы – наши друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Фиткулина Гайша Габжамильевна

Конспект итоговой образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Птицы – наши друзья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ptitsy-nashi_druzya.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

итоговой образовательной деятельности

в старшей группе

Тема: «Птицы – наши друзья»                                      

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Виды деятельности: познавательная, речевая, продуктивная, игровая.

Цель: -  расширение кругозора детей

Программные задачи:

-продолжать расширять знания детей о птицах; 

-закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелётных;

-развивать умение группировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи между  внешним обликом птиц, характером их питания и местом обитания;

-закреплять умение называть различные группы животных обобщающим словом: птицы, звери, рыбы, насекомые;

-развивать логическое мышление, воображение, речь, зрительное восприятие в процессе игрового общения, память, внимание;

-активизировать словарный запас детей, дать понятие  о сложных словах  – «насекомоядные», «водоплавающие»

-воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к птицам,  нормы поведения в природе.

Предварительная работа: Беседы о птицах; наблюдение за птицами; чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах;  рассматривание иллюстраций с изображением птиц, насекомых, животных; загадывание загадок, заучивание скороговорок о птицах.

Материалы:  сказочный персонаж – Буратино; картинки  с изображением птиц, раздаточный материал для дидактической игры «Четвертый лишний»  по количеству детей; различные иллюстрации птиц для вырезания; ватман;  ножницы; клей; салфетки.

Методы и приемы:

- беседа,  - словесные игры;

-мотивация – игровая обучающая ситуация с литературным персонажем;

- рассматривание картинок, иллюстраций;

- подвижная игра;

- тренировочные графические упражнения;

- практическая  работа – изготовление плаката «Берегите птиц».

 ( в группу приходит  Буратино,  в руках у него рогатка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите  - кто к нам пришел, узнаете? (ответы детей).  Здравствуй,  Буратино!  (дети тоже здороваются). А что это у тебя в руках? И зачем она тебе?

Буратино: Здравствуйте, дети! А это у меня рогатка, буду из нее птиц стрелять.

Воспитатель: Буратино, а что ты о птицах знаешь?

Буратино: Ничего знать не хочу, кому они нужны, никакой от них пользы!

Воспитатель: Ты что Буратино, птицы очень нам нужны. Ребята, давайте расскажем Буратино все,  что мы знаем о птицах.

  • Кто такие птицы? Чем отличаются птицы от других животных?

Дети: Птица летает, у неё есть перья и клюв.

  •  А где живут птицы?

Дети: Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком.

  • Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?

Дети: Птицы дикие и домашние.

  • Назовите домашних птиц.

Дети: Куры, утки, гуси, индюки.

  • Диких птиц  много. А какие бывают дикие птицы?

Дети: Птицы бывают зимующие и перелетные.

  • Почему их так называют?

Дети: Перелетные птицы осенью улетают в теплые страны, зимуют там, а весной прилетают к нам, а другие остаются у нас зимовать –   зимующие.

Воспитатель: Давайте подойдем к столу. Буратино, ребята, посмотрите,  сколько у нас птиц. Все они живут в лесу. Только вот беда, все птицы перепутались зимующие и перелетные. Чтобы нам их разобрать нужно их назвать.

  •  Задание «Разделите перелётных и зимующих птиц? » Дети должны разделить птиц и назвать их.

Дети: Воробей, сорока, ворона, синица, снегирь, дятел, свиристель - зимующие птицы.

Грач, ласточка, скворец, кукушка, гусь, утка, соловей – перелетные птицы.

  • Почему птицы улетают  на зиму в теплые края – на юг?

Дети: потому что  нет корма.

  • Как вы думаете, ребята, – какие птицы первыми  улетает? И когда это происходит?  (ответы  детей).

Воспитатель: Раньше всех нас покидают птицы, которые питаются насекомыми  - насекомоядные (едят насекомых – насекомоядные, сложное слово, в нем спрятались два слова). Они улетают сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые (скворцы, ласточки, стрижи, жаворонки, мухоловки, трясогузки, соловьи, кукушки, иволги).

А когда замерзают водоемы (реки и озера), направляются к югу водоплавающие птицы (плавать в воде) – гуси, утки, лебеди.

Воспитатель: Скажите, где птицы откладывают и высаживают яйца?

Дети: Птицы откладывают и высаживают яйца в гнездах.

Воспитатель: Из чего птицы строят гнезда?

Дети: Из прутьев, веточек и утепляют пухом, ватой.

Воспитатель: Правильно. Мы еще не рассказали Буратино, как называются детеныши птиц. Давайте поиграем в игру «птички и птенчики»

Я буду называть птиц, а вы их птенцов. Говорю – ворона, дети – воронята, скворец, дети – скворчата и т. п.

  • игра «птички и птенчики»

(например: сорока – сорочонок - сорочата, грач-грачонок – грачата, кукушка – кукушонок – кукушата, гусь – гусенок – гусята и т.п.).

  • Упражнение «Четвёртый лишний».

Детям раздаются карточки с изображением четырёх животных. Каждый ребёнок называет лишнее изображение и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелётные.

      Варианты: - скворец, ласточка, снегирь, соловей;

                         - утка, гусь, грач, лебедь;

                         -сорока, ворона, бабочка, утка;

                         - дятел, кукушка, белка, скворец;

                         - бабочка, стрекоза, муха, воробей;

                         -грач, гусь, скворец, ласточка;

                         -лиса, заяц, кабан, синица;

                         - сорока, сова, снегирь, страус;

                       - соловей, клест, трясогузка, ласточка

  • «Реши задачу».

На участок детского сада зимой прилетело 3 скворца и 1 грач. Сколько птиц прилетело на участок?

(это перелетные птицы, на зиму они улетают на юг)

Летом к нам прилетело сначала 3 снегиря, а потом ещё 2? Сколько птиц к нам прилетело?

(это зимующие птицы, и летом они к нам не прилетают) 

Воспитатель: Буратино,  ребята знают много сказок, где герои – птицы.

  • Назовите сказки, где встречаются птицы

Дети  по очереди называют птиц из сказок.

  («Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Гуси – лебеди», «Сказка о царе Султане», «Лиса и гуси», «Лиса и журавль», «Зимовье» (петух), «Зимовье зверей» (петух, гусь), «Жихарка» (петух), «Петух да собака», «Колосок» (петух), «Бобовое зёрнышко» (петух), «Финист – ясный сокол», Конёк – горбунок» (жар-птица), «Лягушка-путешественница» (утки), «Кукушка», «Буратино» (дятел), «Кот, петух и лиса» (петух), «Ворона и лисица»)

Физкультминутка. Подвижная игра «В птицу превратись»

Воспитатель говорит слова: «Раз, два, три  вокруг себя повернись и в птицу превратись». Например, в воробья - дети имитируют походку, повадки и голоса воробьёв, затем в цаплю, ворону, трясогузку, утку и т. д.

  • Назовите птиц, в названии которых есть звук «с» - (сорока, синица, снегирь, свиристель, соловей, скворец, стриж, ласточка, овсянка, гусь, трясогузка.).

  • Ребята, давайте научим Буратино  произносить быстро скороговорку про кукушку: Кукушка кукушонку купила капюшон,

                           Кукушонок в капюшоне был смешон.

Воспитатель:

  • Скажите, почему мы называем птиц - «наши друзья»? Чем полезны птицы?

Дети: птицы поедают личинок, насекомых, червяков, которые уничтожают деревья и урожаи в полях.

Воспитатель:     Какую птицу называют санитаром леса?

Дети: это птица - дятел.

 Воспитатель (читает  памятки):

1:каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы всяких мошек, комаров, тлей. Например, у рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое “комариное время”, можно спокойно ловить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Ласточки-береговушки питаются ими.

2: (отрывок из произведения  К. Благослонова и В.Строкова «Трясогузка белая»):

 Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое, или поднимается в воздух и догоняет улетавшую добычу. Трясогузка – очень подвижная птичка. Даже, отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою простенькую весёлую песню. Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3-5 шагов. Чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.

3: Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов, которые наносят большой вред нашим урожаям. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады. Теперь вам понятно, почему говорят: “Птицы – наши помощники!”

4: Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Очень печально – растет и число птиц в « Красной книге». Очень жаль: птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе!

Воспитатель: Но не только от этого страдают птицы.

 (читает стихотворение Л.Кондратенко “Птицы загрустили”):

Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц.

Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.

И птицы загрустили, не стали щебетать,

И все они решили туда не прилетать.

В садах уже не слышен веселый перелив,

В них нет ни красных вишен и нет в них спелых слив.

Все сохнет, увядает, страдает все село,

Страдает и не знает, что в нем произошло.

Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц…

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, хорошо ли поступил мальчик? (Ответы детей).

  Правильно, ребята, ведь без птиц не будет у нас урожая  фруктов, овощей и других растений, так как их съедят прожорливые гусеницы, другие насекомые. Так что, Буратино, птицы нам очень нужны, никогда не бери в руки рогатку, не обижай птиц и птенцов!

Буратино: Простите меня ребята, я теперь узнал много интересного про птиц, и никогда не буду их обижать.

Воспитатель:  Чтоб от вредных насекомых

                         Сады цветущие не гибли зря,

                         Всегда в любое время года

                         Берегите птиц, друзья!

Ребята, сделаем  газету – коллаж с изображением птиц,  и подарим Буратино на память о нашей встрече, чтоб он никогда не обижал птиц, берег их и помогал им!

  • Дети  садятся за столы, где лежат подготовленные  вырезки из журналов, газет, либо распечатанные изображения птиц, вырезают и наклеивают на подготовленный заранее лист ватмана с надписью «БЕРЕГИТЕ ПТИЦ»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо

План конспектпроведения непосредственно – образовательной   деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.

Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...