Экскурсия в парк
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_osenniy_park.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: «Как растения готовятся к зиме»
(экскурсия в парк «Монумент Славы»)
Цель:
- Формировать у детей представления об условиях жизни растений осенью.
Задачи:
- Познакомить детей с видами растений, произрастающими в парке «Монумент Славы»
- Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Дать знания о способах распространения семян.
- Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе.
- Познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.
- Воспитывать позитивное отношение к природному миру.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций об осени. Наблюдения на участке. Рассматривание семян и плодов. Чтение стихов и художественной литературы об осени.
Ход занятия:
- Проводится накануне в вечерний отрезок времени. Сюрпризный момент: в группу «приходит» конверт, адресованный детям. В конверте кассета и карточки с заданиями.
Воспитатель предлагает прослушать звуковое письмо:
«Здравствуйте, ребята!
Вы наверно удивились, получив такое необыкновенное письмо, и не знаете, от кого оно. Сейчас я загадаю вам о себе загадку. Слушайте внимательно, и тогда вы сразу догадаетесь, кто же я.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я ... (Осень)
Правильно, я — Осень. И не простая, а золотая. Я — самое красивое время года, которым все любуются, о котором пишут стихи и песни. Но не только красотой я знаменита. Золотой осенью в природе происходит множество интересных явлений. Я знаю, что вы интересуетесь всем, что происходит в природе вокруг нас. Поэтому я хочу пригласить вашу группу к себе в гости, в мой осенний парк. Приходите завтра, полюбуйтесь на мою красоту, понаблюдайте, что интересного произошло в парке в октябре. А чтобы вам было интереснее, я приготовила задания. Вы их прочтете и выполните завтра в парке. А сегодня вы должны подготовиться к экскурсии. Приготовьте следующие предметы для завтрашней прогулки: папку для сбора гербария, коробочки для сбора плодов и семян, увеличительное стекло, лопатку, бумагу и карандаши. На этом я с вами прощаюсь, жду вас завтра у себя в парке. До свидания.»
Воспитатель обсуждает с детьми услышанное, уточняет, для чего осень пригласила их в парк. Совместно с детьми собирает предметы, названные осенью. Предлагает детям высказать свои мнения о назначении этих предметов. Напоминает о правилах поведения на экскурсии, правилах пешеходов.
- (В парке.) Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг, обращает их внимание на красоту осеннего парка. Читает отрывки из стихотворения И. Бунина «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца...
Вопросы детям:
— С чем сравнивает поэт лес?
— Какие краски увидел он в лесу?
— Почему елочки «темнеют» на фоне остальных деревьев?
— Докажите, что это стихотворение написано об осени, а не о другом времени года.
Далее воспитатель предлагает детям начать выполнение заданий осени.
Задание 1
Собрать для гербария несколько листьев с разных кустарников и деревьев. Назвать их.
Вопросы детям:
— Листву каких деревьев можно назвать золотой? (Береза, клен)
— А какую — багряной? (Рябина, осина)
— На каких деревьях нет разноцветных листьев? (Тополь, сирень)
— На каких деревьях листья светло-коричневые? (Липа, дуб, вяз)
Воспитатель предлагает детям определить, каких листьев на деревьях больше — зеленых или разноцветных. После ответа детей объясняет, почему так происходит.
Воспитатель: В листьях и летом, и осенью есть разные краски—и зеленые, и желтые, и красные. Самый сильный цвет — зеленый. Этот цвет придает листьям особое вещество — хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света дает много, и поэтому листья остаются зелеными. Но вот наступила осень, дни стали короче, солнце светит меньше, и зеленое вещество не может образовываться. Листочки постепенно желтеют и краснеют.
Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зеленых листьев, зато много желтых и красных. А теперь давайте выполним второе задание осени.
Задание 2
Конкурс на самый необыкновенно раскрашенный лист. (Найдите такой лист, который осень раскрасила не так, как все остальные.) Дети выполняют задание, рассматривают листья, отбирают самые интересные для гербария.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что они все листья собрали с земли. Спрашивает, опадают ли листья летом. Почему же зеленые листья не осыпаются, а желтые и красные осыпаются? Педагог предлагает детям провести опыт: попробовать сорвать с ветки зеленый лист и желтый. Какой лист легче отрывается? (Желтый.)
Воспитатель предлагает детям посмотреть через лупу на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точечками. Что же это такое? Оказывается, что листья — это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся не нужны.
Летом «форточки» нужны, и листочки крепко прикреплены к ветке, а осенью между листом и веточкой образуется пробка-перегородка. Она отделяет лист от ветки, и лист плохо держится на ветке. Даже небольшой ветерок легко срывает осенние листья с веток. Так наступает листопад.
Воспитатель: А теперь представьте себе, что вы — осенние листочки. Возьмите в руки по одному любому листику и определите, с какого он дерева. (Дети выбирают листочки и рассказывают о них.) Мы поиграем в игру «...лист, лети ко мне!». Вы свободно кружитесь по дорожкам, пока я не скажу, например: «Кленовый лист, лети ко мне!». Те, у кого кленовые листья, должны подбежать ко мне, а по сигналу «Найди свое дерево!» вы должны подбежать к дереву, с которого упал ваш лист.
(Дети играют 3—4 раза, затем переходят к заданию 3.)
Задание 3
Воспитатель: Найдите и соберите плоды и семена деревьев, кустарников и трав. Скажите, как они называются (с помощью воспитателя).
Дети собирают семена и плоды, рассматривают их, называют: дуб — желудь; клен — крылатка; липа — орешек; вяз — крылатка; береза — орешек — «самолетик» с двумя прозрачными крылышками; рябина, боярышник, шиповник — ягоды с семенами; елка, лиственница, сосна — шишки с семенами;
Дети с воспитателем рассматривают семена и плоды (используя лупу), определяют, что такое семя, а что такое плод.
Вопросы детям:
— Зачем растениям плоды? (Для пищи птицам, животным, людям, у многих растений в плодах находятся семена.)
— Зачем растениям семена? (Чтобы вырастали новые растения.)
— Как растение «сажает» свои семена? (Варианты ответов детей.)
Далее воспитатель говорит о том, что у растений есть «садовники», которые помогают сеять семена. Показывает карточки с изображением следующих объектов: -ветер; -птица; -звери; -человек.
Дети определяют (с помощью воспитателя), какой «садовник» какому растению помогает сеять семена:
Ветер — семена должны быть легкие, летучие. Это крылатки (клен, липа, вяз, береза), пух (тополь, одуванчик);
Птицы — те семена, которыми можно питаться или которые спрятаны в плодах (ягоды);
Звери — те семена, которые идут в пищу или могут прицепиться к шерсти (шишки, репейник);
Человек — те семена, которые цепляются за одежду, которые сбивают ногами при ходьбе (репейник, подорожник, череда).
Детям предлагается распределить между «садовниками» семена, которые они собрали.
Задание 4.
Собрать красивый осенний букет и отнести в сад.
- (По возвращении в детский сад.) Дети с воспитателем разбирают принесенные с экскурсии листья, плоды. Ставят в вазу букет, раскладывают листья на просушку. Воспитатель обращает их внимание на последнее задание Осени.
Отгадывание загадок «Конкурс на лучшего знатока осенней природы».
С колпачком на голове,
Будто в путь готовый,Он скрывается в листве
Дуба золотого... (Желудь)
Эко ты, дерево!
И зиму и лето
Зелено! (Ель)
Маленький мужичок,
Костяная шубка. (Орех)
Летом вырастает,
Осенью опадает. (Лист)
Сидит — зеленеет,
Летит — пожелтеет,
Упадет — почернеет. (Лист)
Летом снег, просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополиный пух)
Я — из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок, и нет цветка. (Одуванчик)
Стоит Аленка, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Лучшему знатоку вручается медаль — кленовый листок. В вечерний отрезок времени в группе проводится занятие: рисование по замыслу «Осенний парк».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в парк
Учить детей замечать изменения в природе осенью. Подвести детей к понятию, что изменения происходят постепенно. Закреплять умение детей узнавать деревья по коре ствола, форме листьев, правильно показы...
Экскурсия в Парк Победы (старший дошкольный возраст)
Во время экскурсии дети знакомятся с отдельными страницами истории г. Абакана, людях, оставивших след в памяти народа , благодаря этому стимулируется интерес к изучению родного города, стремление к со...
Фотоотчет. Встреча с интересными людьми. Экскурсия в парк.Тема :" Птицы парка". Подготовительная к школе группа.МДОУ детский сад" Сказка" №98,г. Петрозаводск. Воспитатели: Анфимова Е. И., Плесанова Л. И., Фофанова Р. В.
В сентябре дети подготовительной группы « Красная Шапочка» побывали на очень интересной и познавательной экскурсии. Известный петрозаводский любитель птиц Дмитрий Ерохин провел для н...
Природоведческая экскурсия в парк- «Давай пройдёмся медленно по парку и «здравствуй» скажем каждому цветку.
Природоведческая экскурсия в парк-«Давай пройдёмся медленно по парку и «здравствуй» скажем каждому цветку . Цель: Развитие познавательной активности у...
Методическая разработка природоведческой экскурсии с детьми 5-6 лет на тему «Осенняя экскурсия в парк».
Обогащение и систематизация знаний детей о деревьях осенью....