Конспект занятия по экологическому образованию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Щемелева Анна Александровна

Конспект занятия по экологическому образованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 1. Конспект занятия по экологическому образованию.

Тема: «Что такое горы?»
Цель: Знакомство с неживой природой.

Задачи:

Образовательные:
Продолжать знакомить детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет в горах, из чего состоят горы.

Развивающие:
Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы

Воспитательные:
Воспитывать умение видеть красоту гор.
Словарная работа:

Обогащение словаря: геологи, горы пологие, крутые, снежные;
   Активизация словаря: глобус, моря, реки, океаны, леса, поля, пустыни.

Предварительная работа:
- рассматривание камней на занятиях и в свободное время;
- собирание коллекции камней;
- чтение сказки Бажова «Хозяйка Медной горы».
Средства:

глобус, презентация «Горы России», плакат «Животные и птицы живущие в горах России»; музыкальная запись: Эдвард Григ «В пещере горного короля».

Форма организации: фронтальная.

Способы: художественное слово, загадки о горах и о глобусе, вопросы к детям, положительная оценка.

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, начинаем занятие. Пожалуйста, будьте внимательными и активными. Вас ждет много интересного!
Начнем наше занятие с загадки:  


Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры -
Знаешь ты, что это …

Дети: Это горы.
Воспитатель: Да, это горы. Сегодня на занятие вы узнаете, что такое горы, что встречается в горах, какие бывают горы в нашей стране. Послушайте еще одну загадку:

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны. 
Что это?

Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно ребята. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Ребята посмотрите, глобус раскрашен разными цветами. Как вы думаете,что на глобусе нарисовано, синим цветом?Правильно, синим на глобусе отмечены моря, реки, океаны, зеленым цветом нарисованы - леса, поля, желтым - пустыни. А как вы думаете, что отмечено на глобусе коричневый цветом?

Дети: Это горы.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе?

Один ребенок показывает на глобусе горы.
Воспитатель: Ребята, а что такое горы?

Ответы детей.
Воспитатель
: Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью. А как вы думаете, зачем нужны горы?

Дети: Они нас спасают от ветров и ураганов.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как образуются горы?

Предположения детей.
Воспитатель
: Земная кора ни минуты не находится в покое. Она то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени - несколько десятков миллионов лет.
Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается. 
Ребята, скажите, горы могут нам, что ни будь рассказать о себе?

Ответы детей.
Воспитатель
: Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью, и в тоже время они притягивали человека. Многие поэты слагали стихи.
Послушайте стихотворение А.С.Пушкина «Кавказ»
…Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухо;

    А там уже рощи, зеленые сени,

    Где птицы щебечут, где скачут олени.

- Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел?

Ответы детей.

Физкультминутка.

А сейчас все дружно встали,

Отдохнули на привале. . .

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вниз,

Руки в бок, и на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в путешествие по горам России.

Показ презентации «Горы России».

Воспитатель: Какая красота. Ребята вам понравилось? Ребята в горах очень холодно, даже летом на вершинах гор лежит снег. Как вы думаете, почему там холодно?

Ответы детей.

Воспитатель: Тепло идущее от Земли, способно прогреть воздух примерно до высоты 15 километров. Чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже. Это происходит, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается.

Воспитатель: А вы знаете, из чего состоят горы?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, по камням ученые - геологи могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает.

А вы знаете, что разрушает горы?

Дети: горы разрушают дождь, ветер.

Воспитатель: Ребята, а вы можете назвать животных и птиц, которые живут в горах?

Дети: в горах живут бараны, козлы, летают - орлы, ястребы.

Воспитатель: Молодцы, а что растет в горах?

Дети: в горах растет мох, кустарники, деревья.

Воспитатель: А еще в горах есть чистейшие озера и реки.

Воспитатель: А вот композиторы по-своему видели и изображали горы.

Давайте сядем все на ковер. Сейчас вы послушаете музыку, которую написал

композитор – Эдвард Григ. Называется она «В пещере горного короля».

Закройте глаза и подумайте, что можно представить, слушая эту музыку.

После прослушивания дети рассказывают о чём эта музыка.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы?

О чем же нам рассказали горы?

Дети: Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами. В горах живут разные животные и птицы. В горах есть реки и озера. В горах очень чистый воздух и чистая вода.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?

Дети: Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями. Внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке. Если разожгли костер, то его нужно потушить и не мусорить.

Воспитатель: Ребята вы были сегодня очень внимательными и правильно отвечали на мои вопросы. Вы сегодня молодцы.



Предварительный просмотр:

Задание 1. Конспект занятия по экологическому образованию.

Тема: «Что такое горы?»
Цель: Знакомство с неживой природой.

Задачи:

Образовательные:
Продолжать знакомить детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет в горах, из чего состоят горы.

Развивающие:
Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы

Воспитательные:
Воспитывать умение видеть красоту гор.
Словарная работа:

Обогащение словаря: геологи, горы пологие, крутые, снежные;
   Активизация словаря: глобус, моря, реки, океаны, леса, поля, пустыни.

Предварительная работа:
- рассматривание камней на занятиях и в свободное время;
- собирание коллекции камней;
- чтение сказки Бажова «Хозяйка Медной горы».
Средства:

глобус, презентация «Горы России», плакат «Животные и птицы живущие в горах России»; музыкальная запись: Эдвард Григ «В пещере горного короля».

Форма организации: фронтальная.

Способы: художественное слово, загадки о горах и о глобусе, вопросы к детям, положительная оценка.

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, начинаем занятие. Пожалуйста, будьте внимательными и активными. Вас ждет много интересного!
Начнем наше занятие с загадки:  


Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры -
Знаешь ты, что это …

Дети: Это горы.
Воспитатель: Да, это горы. Сегодня на занятие вы узнаете, что такое горы, что встречается в горах, какие бывают горы в нашей стране. Послушайте еще одну загадку:

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны. 
Что это?

Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно ребята. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Ребята посмотрите, глобус раскрашен разными цветами. Как вы думаете,что на глобусе нарисовано, синим цветом?Правильно, синим на глобусе отмечены моря, реки, океаны, зеленым цветом нарисованы - леса, поля, желтым - пустыни. А как вы думаете, что отмечено на глобусе коричневый цветом?

Дети: Это горы.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе?

Один ребенок показывает на глобусе горы.
Воспитатель: Ребята, а что такое горы?

Ответы детей.
Воспитатель
: Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью. А как вы думаете, зачем нужны горы?

Дети: Они нас спасают от ветров и ураганов.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как образуются горы?

Предположения детей.
Воспитатель
: Земная кора ни минуты не находится в покое. Она то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени - несколько десятков миллионов лет.
Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается. 
Ребята, скажите, горы могут нам, что ни будь рассказать о себе?

Ответы детей.
Воспитатель
: Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью, и в тоже время они притягивали человека. Многие поэты слагали стихи.
Послушайте стихотворение А.С.Пушкина «Кавказ»
…Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухо;

    А там уже рощи, зеленые сени,

    Где птицы щебечут, где скачут олени.

- Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел?

Ответы детей.

Физкультминутка.

А сейчас все дружно встали,

Отдохнули на привале. . .

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вниз,

Руки в бок, и на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в путешествие по горам России.

Показ презентации «Горы России».

Воспитатель: Какая красота. Ребята вам понравилось? Ребята в горах очень холодно, даже летом на вершинах гор лежит снег. Как вы думаете, почему там холодно?

Ответы детей.

Воспитатель: Тепло идущее от Земли, способно прогреть воздух примерно до высоты 15 километров. Чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже. Это происходит, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается.

Воспитатель: А вы знаете, из чего состоят горы?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, по камням ученые - геологи могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает.

А вы знаете, что разрушает горы?

Дети: горы разрушают дождь, ветер.

Воспитатель: Ребята, а вы можете назвать животных и птиц, которые живут в горах?

Дети: в горах живут бараны, козлы, летают - орлы, ястребы.

Воспитатель: Молодцы, а что растет в горах?

Дети: в горах растет мох, кустарники, деревья.

Воспитатель: А еще в горах есть чистейшие озера и реки.

Воспитатель: А вот композиторы по-своему видели и изображали горы.

Давайте сядем все на ковер. Сейчас вы послушаете музыку, которую написал

композитор – Эдвард Григ. Называется она «В пещере горного короля».

Закройте глаза и подумайте, что можно представить, слушая эту музыку.

После прослушивания дети рассказывают о чём эта музыка.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы?

О чем же нам рассказали горы?

Дети: Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами. В горах живут разные животные и птицы. В горах есть реки и озера. В горах очень чистый воздух и чистая вода.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?

Дети: Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями. Внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке. Если разожгли костер, то его нужно потушить и не мусорить.

Воспитатель: Ребята вы были сегодня очень внимательными и правильно отвечали на мои вопросы. Вы сегодня молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста

целью данной работы является представление детям старшего дошкольного возраста особенностей климата и ландшафта Республики Коми, растительном и животном мире тайги и тундры...

Конспект занятия по экологическому образованию "Сравнение воробья и вороны"

Цель:-Закреплять у детей представление о внешнем виде и повадках вороны и воробья.Задачи:Образовательные:1) расширить знания детей о жизни птиц зимой: внешний вид, повадки, питание;2) учить распознава...

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе. «Обыкновенная вода».

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе.«Обыкновенная вода».Цель: Расширить знания детей о воде, как о веществе, имеющем различные физические и химические свойства....

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе

Группа: старшаяЗанятие направленно на закрепления знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношение к природе....

Конспект занятия по экологическому образованию «Экологическая тропа летом» в средней группе

Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элеме...

Конспект занятия по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа).

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе....