Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Птицы нашего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Наталья Калмыковская

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Птицы нашего края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ptitsy.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию

для детей старшей группы «Птицы нашего края»

Цели: развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении ее к среде обитания; обогащение словарного запаса; учить детей давать ответы на вопросы; активизировать внимание и память (через элементы раскрашивания запоминать внешний облик птицы); учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Материал: таблички: дятел, лесной доктор, березовая птица, заботливый сосед.

Ход занятия

Вводная беседа

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла...

Прилетит — плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это... (птица).

Сегодня мы будем говорить о птице нашего края. О какой, узнаете чуть позже. А сейчас ответьте на такой вопрос: какие птицы обитают в нашем краю?

Загадки

  • А сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки?

Озороной мальчишка                Эта птица никогда

В сером армячишке                Для птенцов не вьет гнезда.

По двору шныряет,                        Сядет где-то на суку

     Крохи собирает. (Воробей)        И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка)

Не сверкает опереньем,                    Зимой на ветках — яблоки!

Не приятен он на вид,                    Скорей их собери!

А чудесным звонким пеньем            Но вдруг вспорхнули яблоки,

Всех на свете удивит.                    Ведь это... (снегири).

Можно слушать без конца

Знаменитого певца. (Соловей)

Кто летает, кто стрекочет —

Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

А кого в лесу недаром

Называют санитаром?

О себе загадку нам

Загадать он хочет сам:

— По деревьям я скачу,

Проверяю их, лечу.

Клювом я стучу: тук-тук!

Где тут, где тут вредный жук? {Дятел)

Рассказ воспитателя о дятле

Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой отлучки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу.

Набухают быстро почки,

Появляются листочки,

Всюду гомон, птичья трель —

Это в лес пришел апрель.

Звонкий хор веселых птичьих голосов пришел в лес вместе с весной Щебетание и посвистывание перекликаются с громкой барабанной дробью. Кто же это барабанит в лесу? (Ответы детей.)

Да, барабанную дробь выбивает своим крепким клювом большой пестрый  дятел.

Это он присел на сук  и стучит: тук-тук! Тук-тук!

(Рассматривание изображения дятла и перенос цветовой гаммы на свои раскраски.)

  • А кто из вас видел дятла? Как он выглядит? Расскажите. (Расскaзы для детей.)
  • Посмотрите на картинку. Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него черная. Раскрасим на страничке книжки-раскраски спинку дятла. Крылья у дятла тоже черные, но с белыми крапинками.

Брюшко этой птицы белое с черным крапинками. Нарисуйте крапин ки на брюшке. А на голове у дятла ярко-красное пятнышко, точно беретик. Нарисуйте его.

Хвост у дятла большой и упругий. Почему? (Ответы детей.)

Из-за окраски дятла называют «березовой птицей». Как вы думаете, почему? (Ответы-рассуждения детей.)

Представьте, что дятел сел на березу. Сложно его заметить: то белые, то черные крапинки — совсем как ствол березы.

У дятла большой и крепкий клюв. Вы, конечно же, понимаете почему?

Только крепкий клюв может сделать дырочку в достаточно твердом стволе дерева. А язычок у дятла длинный, иначе трудно будет проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры

Крепкий клюв помогает дятлу мастерить себе жилище. Двенедели надо дятлу, чтобы выдолбить большое дупло. Весной в этом дупле появляются у дятла птенцы.

Они родятся слепыми, неоперившимися. Родители старательно будут  выкармливать их мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек. Но скоро птенцы подрастут и начнут сами добывать себе корм.

Целый день дятлы перестукиваются в лесу, отыскивая, чем бы прокормиться. Любит дятел весной полакомиться березовым соком.

На березе поутру

Дятел продолбил кору,

И полился на песок

Ароматный сладкий сок.

Тут как тут лесной народ:  

Сок прозрачный дружно пьет.

Дятел — длинным язычком,

Бабочка пьет хоботком.

Муравьи и мошкара

Будут тут сновать с утра,

Так бегать по дорожке,

Что замочат ножки.

Всех береза напоила,

Силой крепкой наделила.

А за сок спасибо дятлу:

Постарался он для всех,

Напоил он насекомых,

Напоил он птичек всех.

  • Все лето дятел кормится насекомыми. А зима наступит — чем ему кормиться? (Предположения детей.)
  • Зимой дятлы остаются в наших краях и не улетают именно потому, что вместо живого корма — насекомых — есть в лесу много сосновых и еловых шишек с семенами. Сорвет дятел шишку, закрепит ее в расщелине дерева, начнет своим крепким клювом вылущивать из шишки вкусные семена. Часть семян уронит — не беда. Вслед за дятлом прилетят к тому месту другие птицы и начнут подбирать упавшие на снег семена, еловые и сосновые. Оказывается, дятел не только о себе позаботился...

Итог занятия

  •             Вот и все, что я хотела рассказать вам сегодня.
  • Что же нового, интересного вы узнали о дятле?

Литература:

  1. 100 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль, 2001.
  2. Курзин А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ–педагогики- Мозырь, 2003.
  3. Нуждина Т.Д. Экология для малышей «Чудо- всюду». Мир животных- Ярославль, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные и птицы нашего края"

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные и птицы нашего края"...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем. "Шерсть"

Уточнить знания детей о происхождении шерсти. Знакомить детей с обработкой шерсти, изделиями, полученными из нее....

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Животные нашего края»

Цель: Систематизировать знания детей о диких животных.Закрепили умение описывать игрушкуУмение  называть детенышей животных....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Мой край родной»

Закрепление названия птиц, деревьев Краснодарского края....