Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Птицы нашего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Птицы нашего края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ptitsy.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию
для детей старшей группы «Птицы нашего края»
Цели: развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении ее к среде обитания; обогащение словарного запаса; учить детей давать ответы на вопросы; активизировать внимание и память (через элементы раскрашивания запоминать внешний облик птицы); учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Материал: таблички: дятел, лесной доктор, березовая птица, заботливый сосед.
Ход занятия
Вводная беседа
Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит — плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это... (птица).
Сегодня мы будем говорить о птице нашего края. О какой, узнаете чуть позже. А сейчас ответьте на такой вопрос: какие птицы обитают в нашем краю?
Загадки
- А сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки?
Озороной мальчишка Эта птица никогда
В сером армячишке Для птенцов не вьет гнезда.
По двору шныряет, Сядет где-то на суку
Крохи собирает. (Воробей) И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка)
Не сверкает опереньем, Зимой на ветках — яблоки!
Не приятен он на вид, Скорей их собери!
А чудесным звонким пеньем Но вдруг вспорхнули яблоки,
Всех на свете удивит. Ведь это... (снегири).
Можно слушать без конца
Знаменитого певца. (Соловей)
Кто летает, кто стрекочет —
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
А кого в лесу недаром
Называют санитаром?
О себе загадку нам
Загадать он хочет сам:
— По деревьям я скачу,
Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук-тук!
Где тут, где тут вредный жук? {Дятел)
Рассказ воспитателя о дятле
Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой отлучки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу.
Набухают быстро почки,
Появляются листочки,
Всюду гомон, птичья трель —
Это в лес пришел апрель.
Звонкий хор веселых птичьих голосов пришел в лес вместе с весной Щебетание и посвистывание перекликаются с громкой барабанной дробью. Кто же это барабанит в лесу? (Ответы детей.)
Да, барабанную дробь выбивает своим крепким клювом большой пестрый дятел.
Это он присел на сук и стучит: тук-тук! Тук-тук!
(Рассматривание изображения дятла и перенос цветовой гаммы на свои раскраски.)
- А кто из вас видел дятла? Как он выглядит? Расскажите. (Расскaзы для детей.)
- Посмотрите на картинку. Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него черная. Раскрасим на страничке книжки-раскраски спинку дятла. Крылья у дятла тоже черные, но с белыми крапинками.
Брюшко этой птицы белое с черным крапинками. Нарисуйте крапин ки на брюшке. А на голове у дятла ярко-красное пятнышко, точно беретик. Нарисуйте его.
Хвост у дятла большой и упругий. Почему? (Ответы детей.)
Из-за окраски дятла называют «березовой птицей». Как вы думаете, почему? (Ответы-рассуждения детей.)
Представьте, что дятел сел на березу. Сложно его заметить: то белые, то черные крапинки — совсем как ствол березы.
У дятла большой и крепкий клюв. Вы, конечно же, понимаете почему?
Только крепкий клюв может сделать дырочку в достаточно твердом стволе дерева. А язычок у дятла длинный, иначе трудно будет проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры
Крепкий клюв помогает дятлу мастерить себе жилище. Двенедели надо дятлу, чтобы выдолбить большое дупло. Весной в этом дупле появляются у дятла птенцы.
Они родятся слепыми, неоперившимися. Родители старательно будут выкармливать их мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек. Но скоро птенцы подрастут и начнут сами добывать себе корм.
Целый день дятлы перестукиваются в лесу, отыскивая, чем бы прокормиться. Любит дятел весной полакомиться березовым соком.
На березе поутру
Дятел продолбил кору,
И полился на песок
Ароматный сладкий сок.
Тут как тут лесной народ:
Сок прозрачный дружно пьет.
Дятел — длинным язычком,
Бабочка пьет хоботком.
Муравьи и мошкара
Будут тут сновать с утра,
Так бегать по дорожке,
Что замочат ножки.
Всех береза напоила,
Силой крепкой наделила.
А за сок спасибо дятлу:
Постарался он для всех,
Напоил он насекомых,
Напоил он птичек всех.
- Все лето дятел кормится насекомыми. А зима наступит — чем ему кормиться? (Предположения детей.)
- Зимой дятлы остаются в наших краях и не улетают именно потому, что вместо живого корма — насекомых — есть в лесу много сосновых и еловых шишек с семенами. Сорвет дятел шишку, закрепит ее в расщелине дерева, начнет своим крепким клювом вылущивать из шишки вкусные семена. Часть семян уронит — не беда. Вслед за дятлом прилетят к тому месту другие птицы и начнут подбирать упавшие на снег семена, еловые и сосновые. Оказывается, дятел не только о себе позаботился...
Итог занятия
- Вот и все, что я хотела рассказать вам сегодня.
- Что же нового, интересного вы узнали о дятле?
Литература:
- 100 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль, 2001.
- Курзин А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ–педагогики- Мозырь, 2003.
- Нуждина Т.Д. Экология для малышей «Чудо- всюду». Мир животных- Ярославль, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»
учить детей различать и называть деревья и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные и птицы нашего края"
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные и птицы нашего края"...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем. "Шерсть"
Уточнить знания детей о происхождении шерсти. Знакомить детей с обработкой шерсти, изделиями, полученными из нее....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками«Птицы нашего края» (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ)
Занятие по развитию речи на дифференциацию звуков (С-Ц)...
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Животные нашего края»
Цель: Систематизировать знания детей о диких животных.Закрепили умение описывать игрушкуУмение называть детенышей животных....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Мой край родной»
Закрепление названия птиц, деревьев Краснодарского края....
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по страницам Красной книги Приморского края»
Цель: развитие познавательного интереса у дошкольников; воспитание бережного отношения к природе....