Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Мой край родной»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Закрепление названия птиц, деревьев Краснодарского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_od_moy_kray_rodnoy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                                   

  Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы

«Мой край родной»

 Цель: воспитать чуткое отношение к природе, к земле, любовь к ней; вызвать желание познавать окружающий мир; дать понять, что в природе все взаимосвязано; не разрушать природу; содержать ее в чистоте.       

Задачи

Обучающие:

закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе

уточнить и расширить знания детей о  животном и растительном мире Краснодарского края.

закрепить понятие: заповедник, Красная книга.

закрепить «правила друзей  природы».

Развивающие:

 формировать реалистические представления о природе;        

 развивать умение детей ориентироваться по карте Краснодарского края.

активизировать внимание детей и память, развивать логическое мышление

Воспитательные:

приучать детей запоминать некоторые мудрые изречения, в которых собран опыт многих поколений предков.    

воспитывать чувство единства человека и природы.      

Активизировать внимание детей и память, развивать логическое мышление.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Словарная работа: ввести в словарь: заповедник. Активизировать в речи: смешанный лес, лиственный лес, хвойный лес, ядовитые, съедобные и др.

 Предварительная работа: беседа о заповеднике, рассматривание Красной книги, чтение рассказов о животных, птицах, о лесе, о растениях Н.Сладков «Азбука леса», М.Пришвин «Глаза леса», Н.Сладков «Запущенный лес». Экскурсия на набережную к Волге.

 Материал: Красная книга, книга «Природа вокруг нас». Экологические игры : «Наполни корзину грибами», «С какого дерева лист». Таблицы «Правила друзей природы». Таблицы: «Смешанный лес», «Хвойный лес», «Лиственный лес». Разрезные картинки «Цветы». Экологическая карта Краснодарского края. Аудиозапись                                 

 Ход   занятия

Воспитатель: Все мы- люди, звери, птицы, рыбы, насекомые- живем на планете Земля. Это наш общий дом.

За миллионы лет все виды животных и растений приспособились и притерлись друг к другу. И мы знаем, что человек- это часть природы. Люди порой безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они не задумывались над тем, что при этом грубо нарушали равновесие в природе, во благо одному делу причиняли вред другому.

Нужно бережно относиться ко всему окружающему: и к лесу, куда мы ходим за грибами и ягодами, и к болотам, где растет клюква, и к речке, где мы купаемся в жаркий день, и к березке, которая шелестит листвой.

Пусть всем хватит места на нашей планете. Давайте будем беречь все это, жить, не обижая друг друга, не обижая братьев наших меньших.

 Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о родной природе Волгоградской области, нашего родного края, о его богатствах. Я познакомлю вас с необычной книгой « Природа вокруг нас». Эта книга непростая, в ней всего несколько страниц, но каждая страница оживет и заговорит, если вы поможете ей, расскажите о том, что на ней изображено. Итак, отгадайте, какая первая страничка?

                       - Богатырь стоит, богат.    

                        Угощает всех ребят:

                        Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

                        Машеньку - орешком,  Толю – сыроежкой,

                        Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой.

                      - Догадались, ребята, что за чудо – богатырь?

     Дети: Это лес!

                        1 страничка (открывает) «Лесная страничка».    

     Воспитатель: расскажите, какие леса в нашем крае?

     Работа у экологической карты нашего края  и с таблицами  «Какой лес?»

    Дети: (хвойный лес, где растут сосны, ели. Лиственный лес, где растут осины, березы, дубы, клены. Много дубовых рощ. Смешанный  лес – и хвойные, и лиственные деревья).

     Воспитатель: - Почему лес надо беречь?

     Дети: (приносит пользу: очищает воздух от грязи, выделяет кислород; кормит людей, лечит … (выслушать все ответы детей)

  Игра « Я знаю деревья…» (игра с мячом проводится в кругу)                                                                                                                                

   Молодцы! А теперь –

                    Игра «Угадай, с какого дерева лист?»    

      Воспитатель: Ребята, отгадайте- ка загадки:

              - Стоит Лукашка – белая рубашка, а шляпка надета шоколадного цвета. (белый гриб)

              - Я в красной шапочке расту среди корней осинок, меня узнаешь за версту, зовусь я …(подосиновик)

               - Под березой старичок, на нем бурый колпачок. (подберезовик)

               - Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый …(мухомор) и др.

            - Молодцы, знаете вы грибы. Грибы нам тоже дарит лес. А сейчас мы посмотрим, умеете ли вы отличать съедобные грибы от несъедобных?

                 Игра «Наполни корзину грибами».

       - Ребята, а как вы думаете, грибы могут обижаться на людей и почему?

    Дети: выслушиваем ответы детей и делаем выводы.

                           2 Страничка  «Звери и птицы – наши друзья».

            Воспитатель: А знаете ли вы птиц, которые живут у нас?

            Дети: скворцы, журавли, воробьи, галки, синицы, тетерева и др.

           Воспитатель: хорошо вы знаете птиц. Одни птицы у нас зимуют, другие улетают в теплые края. Сейчас я посмотрю, как вы знаете зимующих и перелетных птиц.

  Игра «Покормите птиц зимой» (панно – кормушка для зимующих птиц)

        «В  лесу»

  Воспитатель: молодцы, знаете перелетных и зимующих птиц нашего края.

       - Ребята, а как вы думаете, птицы могут обижаться на людей? Почему?

 Дети: выслушиваются ответы детей (обобщить ответы)

  Воспитатель: А какие животные живут в наших лесах?

  Дети: волк, лиса, кабан, лось, еж и др.

Игра «Узнай животное»

(дети по очереди рассказывают о своем животном, другие узнают его по описанию)

  1. Уши у этого животного длинные, а хвостик пушистый и короткий. Задние лапы длиннее передних. Недаром про него говорят: «Под горку вскачь, а в горку хоть плачь». Глазки у него по бокам расположены. В народе его называют Косым. Зубы у него острые, которыми он,  как ножницами, срезает кору с деревьев. Кто это?     (Заяц).
  2. Попробуй угадать, о каком звере идет речь.

Шерсть – рыжеватая, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапки стройные, тонкие. Этот зверек встречается во многих русских народных сказках, умный и хитрый, кого угодно проведет! А еще это – проворный и осторожный зверек. Питается птичками, ящерицами, уточками, мышками. Охотится и на зайчиков.(Лиса) А в народе говорят «Лиса – всему лесу краса».

  1. Живут они в стаях. Шерсть густая, жесткая, большая голова, лапы большие, уши настороженные, глаза зеленые. Хвост большой, пушистый. Это животное боятся многие животные и люди. Кто это? В народе говорят: «Он санитар леса».  (Волк).
  2. Это очень крупное животное. У него большие ветвистые рога, которыми он защищается от врагов. Ноги длинные. Живет в лесу, питается травой, корой деревьев и ветками.   (Лось)

Воспитатель: Хорошо вы знаете животных нашего края. Ребята, а как вы думаете, почему животные обижаются на людей?

Дети: Выслушать ответы детей (не убивать, беречь, сохранять…)

  Воспитатель: Да, некоторых животных осталось мало, люди занесли их в специальную книгу, о которой вы уже слышали, это Красная книга (показ книги). А в нашей области есть заповедники. Это территория, где живут редкие животные. В заповедниках нельзя охотиться, ломать деревья и кусты, рвать цветы, разжигать костры.

                Физкультминутка «Звериная зарядка»

     Раз – присядка,                                  присесть

     Два – прыжок.                                   Подпрыгнуть

    Это – заячья зарядка.                       Ладошки на голову – на макушке

       А лисята как проснуться,                     кулачками потереть глаза

      Любят долго потянуться,                      потягивание с отводом рук

      Обязательно зевнуть,                            зевнуть, прикрыв рот ладошкой

      Ну и хвостиком вильнуть.           движение бедрами из стороны в сторону

      А волчата спинку выгнуть                     прогнуться вперед

      И легонечко подпрыгнуть                     легкий прыжок вверх

      А кому зарядки мало -                   развести руки в стороны на уровне пояса

      Начинаем все с начала.                       ладонями вверх

 Воспитатель: А теперь следующая страничка. Но сначала отгадайте загадки:

  1. Белые горошки на зеленой ножке.      (Ландыши)
  2. Только солнышко пригрело – появился из-под снега самый первый, тонкий нежный… Что это за цветок? (подснежник)
  3. Кувшинки и блюдца не тонут не бьются.    ( Кувшинка)
  4. Стоит в саду кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое?       (Ромашка)
  5. Эй, звоночек, синий цвет! С язычком, а звона нет.  (Колокольчик)

                                  3 страничка «Цветы»

 Воспитатель: Эта страничка очень красивая. А еще  какие цветы растут в нашем крае?

  Дети: мать-и-мачеха, незабудка, фиалка, василек.

  Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему эти цветы занесены в Красную книгу?

  Дети: выслушать ответы детей.

  Воспитатель: Если бы каждый человек поступал так, как вы говорите, как много было бы красивых цветов на лугу, в лесу. Сколько бы цветов сохранилось в нашем крае. Изучайте цветы, узнавайте о них больше, умейте различать их, знайте их название, познакомьтесь с теми свойствами растений, которые человек может использовать для здоровья!

                        Игра «Собери Букет»  (разрезные картинки)

        Следующая страничка необычная, а называется она

                         «Юные экологи» - 4 страничка

              - Сейчас мы посмотрим, как вы помогаете природе.

          1. Вот вы увидели муравейник и быстрее к нему. Нет, мы не разрушим его, просто близко к нему подойдем, чтобы за муравьями  понаблюдать. Можно так делать?

          2. А вот, гуляя по лесу или лугу, увидели красивую бабочку, стрекозу. Осторожно подошли. Поймали, просто подержали в руках, рассмотрели и отпустили. Правильно ли мы поступаем?

          3. Какие красивые кусты сирени. Подошли, потянули ветку к себе, нарвали целый букет, да еще один. Правильно ли вы поступили?

   Воспитатель: Вижу, что вы, ребята, многое знаете о природе. Давайте еще раз вспомним правила поведения в природе.

                             «Правила друзей природы»

              (дети показывают таблички и говорят правило)

  1. Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.
  2. Не сшибайте грибы, даже несъедобные.
  3. Не обрывайте паутину и не убивайте пауков.
  4. Не разоряйте птичьих гнезд.
  5. Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.
  6. Не шумите в лесу, шумом вы отпугиваете животных, мешаете им.

   Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по любимому краю.

                  Вы, настоящие знатоки природы нашего края!

                  Награждение (вручение медалей «Юный эколог»)

                   Любите и охраняйте природу нашего края!

                  Песня «У мосточка, у реки»   (с движениями)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Деревья нашего края»

Цель: расширять знания детей о деревьях родного края.Интеграция образовательных областей:Образовательная область «Познавательное развитие»: Расширять  представления детей о видах леса, в зависимо...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Наш край родной»

Цель:Расширять представления о природе, богатстве родного края, его населении, воспитывать бережное отношение к окружающему мируЗадачи:• Закреплять и углублять знания по теме «Птицы&ra...