Кружковая работа
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
На данной странице представлена моя кружковая работа с детьми старшего дшкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_v_mire_prirody.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
дополнительного образования
«В мире природы »
(Старший дошкольный возраст 6-7 лет, срок реализации – 1 год)
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 35
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Пояснительная записка.
В процессе освоения экологических знаний ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания приобретают качестве системности. Тем самым возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет детям творчески применять знания и умения в повседневном общении с природой.
Цель кружковой работы: развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Задачи кружковой работы:
1. Расширять представления детей о различных природных объектах.
2. Знакомить с растениями и животными родного края.
3. Объяснять экологические зависимости.
4. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
5. Учить правильному поведению в природной среде.
6. Закреплять знания о животных, обитающих в нашей стране.
7. Расширять представления о классификации животного мира.
Возраст детей: 6-7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Итогом реализации кружковой работы "В мире природы" будет проведение экологической викторины "Юный эколог"; диагностика экологических знаний, умений и навыков детей.
месяц | неделя | тема | цель | литература | ||
ноябрь | 1 | «Планета Земля в опасности!» | Дать детям представление о том, что планета Земля- это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями. Кроме воды, есть материки - твердая земля- суша, где живут люди. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 13) | ||
2 | «Беседа об осени» | Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года (заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.); растения и животные приспособились к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края). | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.39) | |||
3 | «Через добрые дела можно стать юным экологом» | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах. Что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог- это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.42) | |||
4 | Наблюдение«Чем ель не похожа на другие деревья? Как различить ель, сосну и лиственницу? | У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху короткие, молодые, внизу длинные, старые, широкие. На ели висят продолговатые шишки, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель - хвойное дерево. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.44) | |||
декабрь | 1 | «Беседа о лесе» | Уточнять и расширять представление детей о лесе. (В лесу растет много разных деревьев, кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов). | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.45) | ||
2 | Наблюдение «Снег – он какой? | Снег бывает разный. Цвет снега зависит от чистоты: белый - это чистый снег; серый, бурый - очень грязный, такой бывает на проезжих дорогах; цветной- от цветного дыма из заводской трубы, это ядовитый снег. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 71) | |||
3 | Наблюдение «Что такое пар и когда его можно увидеть? » | Воспитатель демонстрирует детям нагревающуюся воду (в чайнике, кастрюле), обращает внимание на видимые струйки пара и на то, что они поднимаются вверх. Делает вывод: вода может быть не только жидкой, она становится твердой (льдом), если ее сильно охлаждать (на морозе). | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 56) | |||
январь | 1 | Образовательная Ситуация «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 66) | ||
2 | Образовательная ситуация «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.57) | |||
февраль | 1 | Наблюдение «Снежинки очень красивы» проводится во время снегопада. | В свободное время воспитатель предлагает детям индивидуально или коллективно нарисовать на тонированной бумаге ветки в инее и снежинки. Чтобы снежинки получились правильного строения и разных узоров, воспитатель может предложить заранее заготовленные шести лучевые картонные трафареты трех размеров. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.59) | ||
2 | Наблюдение «Зимние узоры на окне» | Воспитатель загадывает детям 2-3 загадки про узоры на окне. Дает задание: дома, в детском саду или в других местах (например, в транспорте) найти замершее окно, рассмотреть узоры, объяснить, как они получились. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.60) | |||
3 | Образовательная ситуация «Земля – живая планета» | Уточнить представления детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли. (На ней есть жизнь (растения, животные, человек),потому что на планете есть вода, воздух, тепло- эти условия нужны всем живым существам. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.60) | |||
4 | Образовательная ситуация «Волк и лиса – хищные животные» | Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.63) | |||
март | 1 | Образовательная ситуация «Подарок любимому человеку к 8 марта» | Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим близким людям. Учить выражать это отношение к окружающим близким людям. Учить выражать это отношение готовностью сделать приятное изготовить подарок своими руками и преподнести его в праздничный день. Продолжать знакомить с произведениями искусства, на которых изображена природа. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.78) | ||
2 | Наблюдение за луком. | Уточнить представления детей о том, что из луковицы- репки можно вырастить лук если создать благоприятные условия, то есть посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.77). | |||
3 | «Что мы знаем о птицах» | Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.82). | |||
4 | Занятие «Сравнение кроликов и зайцев» | Уточнить представления детей о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных. Дать представление о диких кроликах, местах их обитания, образе жизни. Показать их отличие от зайцев и домашних кроликов. Уточнить признаки домашних и диких животных. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр.85). | |||
апрель | 1 | Занятие «Морские коровы и Красная книга» | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать воображение в изобразительной деятельности. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр 92). | ||
2 | Занятие «Лес в жизни человека» | Уточнить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 93). | |||
3 | Экологический поход | Показать детям пробуждающуюся природу – первоцветы, набухающие почки, цветущие деревья и кустарники, развертывающиеся листья. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 96). | |||
4 | Занятие «Птичий город на деревьях» | Дать детям представление о заповедниках как местах, где богатую природу специально охраняют. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 103). | |||
май | 1 | Занятие «Кому нужна вода?» | Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. (Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку). Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, длястирки белья, для полива растений. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 106). | ||
2 | Занятие «Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером» | Уточнить представления детей: о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей; об аквариуме как сообществе водных обитателей, которое сложилось усилиями людей (воспитателей и детей). Упражнять в устанавливании цепочки питания, сравнении естественного и искусственного водоемов. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 110). | |||
3 | Комплексное занятие «Море бывает в беде» | Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные. | С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (стр. 111). |
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр.
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Список литературы:
1) Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания до- школьников 6-7 лет/ С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
2) Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»
Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»
Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...
Непосредственно-образовательная деятельность для родителей по работе кружка "Волшебная мастерская" на тему "Одуванчиковая сказка" (открытое занятие по кружковой работе)
Конструирование весенних цветов - одуванчиков....
Перспективный план работы по кружковой работе в первой младшей группе на тему «Пластилиновая мозайка»
планирование на год. самообразование...
Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, я...
Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)
Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...