Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Перелетные птицы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksn.pereletnye_ptitsy.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной деятельности
для детей подготовительной к школе группы
«Перелетные птицы»
воспитатель
Васильева В. В.
Высшая квалификационная категория
Задачи
Образовательная задача: познакомить с условиями перелета птиц в теплые края.
Развивающая задача: учить детей делать умозаключения на основе собственных действий и выводов;
развивать грамматически правильную речь, посредством собственных высказываний;
развивать ассоциативное мышление, путем подбора схем и самостоятельного рисования схем;
закрепить название горных хищных птиц
Воспитательная задача: способствовать формированию умения взаимодействовать в парах, в малых группах; продолжать формировать интерес к исследовательской деятельности.
Словарная работа
Закрепить понятие слова «интервью»
Индивидуальная работа
Формировать у Алеши Ф. умение выполнять задание в паре.
Предварительная работа
1. Выставка книг, иллюстраций на тему «Тайны птичьего мира».
2. Выставка детских рисунков «Перелетные птицы».
4. Рисование перелетных птиц и составление описательных рассказов.
5. Разучивание стихотворений, потешек, загадок, пословиц, поговорок о птицах.
6. Чтение произведений В. Бианки «Все самые», «Лесная газета» , И. Соколова-Микитова «Скворцы».
7. Прослушивание фонограммы «Перелетные птицы» («Ласточка», «Иволга», «Соловей», «Кукушка»), "хищные птицы"
8. Наблюдение за птицами на прогулке.
Оборудование к занятию
Панно "Природа"
Презентация "Перелет птиц"
Аудиозапись: "В мире животных"
Карандаши
Прозрачные стаканы наполненных водой и молоком (по количеству детей), камни мелкие (по количеству детей)
Листы бумаги с наклеенными, на обратной стороне силуэтами птиц (один лист на пару детей);
Восковые мелки (по количеству детей)
Микрофон (игрушка)
Иллюстрации птиц перелетных ,хищных и зимующих
Схемы для каждой перелетной птицы
2 вентилятора
Силуэты птиц (по количеству детей)
Методы
наглядные (иллюстративный материал, слайды),
практические (установление причинно-следственных связей, исследовательские), словесные (разговор, беседа, вопросы), игровые и воображаемые ситуации, мотивирование детской деятельности.
Формы организации
ролевая игра, разбор ситуаций, групповые обсуждения, совместное партнерство
Ход занятия
Звучит музыка из телепередачи «В мире животных» На стенде макет "Природа" (деревья, скворечник, гнездо). У детей на груди бейджики с изображением птиц.
Воспитатель.
- Ребята, я приглашаю вас на очередное заседание клуба «Любителей природы». Проходите в нашу студию, посмотрите вокруг и подумайте, какая тема сегодняшнего заседания? ("Перелетные птицы"). Как вы пришли к такому выводу? (На мольберте панно с деревьями и скворечником, на стенде птицы и на экране – клин журавлей в небе). На нашем заседании, как обычно, присутствует журналист. Он возьмет у вас интервью, которое поможет подробнее обсудить нашу тему. Что такое интервью? (Интервью - это беседа между людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы).
-Чья очередь сегодня быть журналистом?
Ребенок берёт микрофон.
Ребенок На этом стенде много птиц. Оставьте только перелетных. (дети выполняют задание вместе)
(Ласточка, лебедь, скворец, жаворонок, кукушка, зяблик)
Ребенок . Что общего и чем отличаются перелетные птицы? (размер, цвет оперения, пение, место гнездования, обитания, корм).
Ребенок . Подберите схему, которая соответствует каждой птице. (дети выполняют задание все вместе, рассуждая и обговаривая свой выбор)
Воспитатель.
Спасибо журналисту за помощь. Так почему же осенью птицы вынуждены покидать родные места? (Засыпает вся природа, у птиц нет корма).
-Недавно я прочла стихотворение, которое меня очень заинтересовало, и я задумалась.
Я хочу вам его прочесть.
Чтение стихотворения
Летели мы через моря,
Летели через горы.
И труден был наш перелет,
И все мечтали: скоро,
Ах, очень скоро будет луг,
И скоро будет речка.
Лети, лети скорей, дружок,
Стучало мне сердечко.
А холод силы забирал
И солнце, словно - печка.
Лети, лети скорей, дружок,
Стучало мне сердечко.
-Как вы поняли это стихотворение? От чьего имени оно написано? (это стихотворение о перелете птиц, о трудностях перелета, написано от лица птицы)
-Как вы считаете, это правда, что перелет для птиц - тяжелое испытание?(ответы детей)
- Этот вопрос мы и попытаемся обсудить сегодня.
- Чтобы лучше понять условия перелета птиц, я предлагаю совершить перелет вместе с птицами, не выходя из нашей студии.
(Презентация "Перелет птиц")
Слайд 2
- При перелете птицы пролетают над лесами. Встречаются ли опасности для перелетных птиц в лесу? Какие? (Птицы опускаются на поляну для отдыха и их могут подстерегать хищники)
Слайд 3
Какие именно хищники опасны для перелетных птиц? (волк, лиса, рысь, медведь)
Слайд 4
Путь птиц пролегает и над широкими полями.
Слайд 5
Имеется ли опасность перелета над полями? (в полях часто бывают сильные ветры). И чем же опасен ветер для полета птиц?
Слайд 6
(сильный ветер сбивает птиц с пути, затрудняет движение)
Вы так считаете? Это ваша гипотеза. Можно ли ее проверить?
Опыт с вентилятором
-Возьмите каждый по птичке и слега подуйте на нее. Что наблюдаете? Поднесите птичку к вентилятору. Что наблюдаете теперь? (поток ветра отбрасывает птицу назад).
-Гипотезу подтвердили – сильные ветры затрудняют перелет птиц.
Слайд 7
- При полете в дальние страны птицы перелетают над высокими горами. Встречаются ли опасности на этом участке пути? (Хищные птицы)
- Каких горных хищных птиц вы знаете? (орел, беркут, гриф, сокол)
Слайд 8
- На своем пути птицы встречают разные природные явления.
Слайд 9
Одно из которых, вы сейчас наблюдаете. Что это? (туман)
Несет ли туман опасность во время перелета? (Во время тумана птицы могут сбиться с пути, т.к. ничего не видно).
- Как убедится в том, что в тумане ничего не видно? Может нам провести опыт? Чтобы было удобнее, разделитесь на группы по 4 человека и подойдите к столам. Перед вами стаканы с молоком и водой, и камешки. Представьте, что молоко - это туман, а вода - ясная погода. Возьмите по одному камешку и опустите их в один из стаканов. Результатами наблюдений поделитесь друг с другом. (Дети делают вывод, что при тумане ничего не видно).
На столах находятся листы бумаги и восковые мелки
- В этом тумане заблудились птицы. Разгоните туман с помощью восковых мелков. (дети выполняют задание в паре - заштриховывают листы и появляется контур птицы)
- Каким птицам вы помогли преодолеть туман? (дети называют птиц, которых узнали)
Слайд 10
- Совершая полет, птицы вынуждены преодолевать и огромные водные пространства. Какие? (моря, океаны)
Опасен ли океан при перелете птиц? (огромное расстояние).
-Так в чем же опасность? (птицам негде спуститься на отдых)
Эксперимент: долго ли можно простоять на одной ноге с поднятыми в стороны руками?
Слайд 11
- Птицы могут попасть и в шторм. Чем это погодное условие опасно для птиц? (В полете у птиц замерзают и намокают крылья, они падают в воду, разбиваются о камни и скалы).
(Слайд 12)
- Какими бы небыли опасности, часть птиц все же преодолела все трудности и долетела до жарких стран.
- Мы исследовали сегодня только часть опасностей, которые встречают птицы на своем пути при перелете, но есть и другие. Я предлагаю вам продолжить исследование условий перелета птиц дома с родителями.
Но и сегодня, на заседании нашего клуба, мы многое выяснили.
Хотели бы вы рассказать об этом другим ребятам? (Ответы детей).
Что помогает нам при составлении рассказа? (схемы). Схемы чего можно нарисовать? (схемы опасностей). Разделитесь на две группы, и внутри группы договоритесь, кто какую схему будет рисовать. Опасности, которые исследовали мы сегодня, перед вами.
Слайд 13
(Дети выполняют задание).
- На этом заседание нашего клуба завершается. До новых встреч.
-Я предлагаю пойти со схемами к другим детям и рассказать обо всем, что вы узнали сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему "Профессии".
...
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме: "Мебель. Бытовые приборы. Дифференциация звуков М-Мь, Н-Нь".
Для логопедов, воспитателей логопедических групп....
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе "Снежная Королева"
Развивать умение детей самостоятельно воспроизводить конструкцию, опираясь на ее графические модели....
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «В гостях у сказки». (Викторина).
Викторина поможет воспитателям обобщить знания детей о сказках (содержание, название, жанровые особенности), воспитывать будущего читателя. Создать положительный эмоциональный настрой всех участн...
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе " Мы помним"
Мы всегда будем помнить о защитниках Великой Отечественной войны!...
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по художественному конструированию. Тема «Я иду по зеленому лугу…» (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Конспект образовательной деятельности по художественному конструированию из авторского конструктора Урадовских Г.В....
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Поможем Буратино»
Цель: Обобщение и закрепление знаний полученных в течение года.Задачи:Образовательные задачи: Закрепить знание детей о последовательности дней недели, времени года, месяцев; закрепить в памяти де...