Проект " Зеленый мир детского сада"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Социально-значимый проект для старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_proektov_sots_proekt_zelyonyy_mir_detskogo_sada_kalinina_rogotneva.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» №117 г.Сочи
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«ЗЕЛЁНЫЙ МИР ДЕТСКОГО САДА»
Подготовила:
Черепанова Людмила Ивановна
г. Сочи
2015г
Информационная карта проекта
Проект «Зелёный мир детского сада» проводится на базе МДОУ «Детский сад» №117 г. Сочи совместно с родителями.
Тип проекта: информационно-творческий;
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Срок реализации проекта: среднесрочный — 4 недели сентября.
Актуальность проекта:
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
И мы — педагоги совместно с детьми, родителями ,начали эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с облагораживания территории нашего детского сада..
В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети расширят свой кругозор по отношению к растениям родного края, изучат их внешний вид и их полезные качества. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Цель проекта:
Повышение экологической культуры, экологического сознания и мышления через привлечение детей, родителей и общественного центра к озеленению территории детского сада.
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные:
- познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
- определить наиболее распространённые растения;
- иметь представления о пользе растений;
- углубить знания о приёмах по уходу за растениями;
- учить детей работать в коллективе.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать и анализировать;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- обогащать словарный запас детей и их знания о растениях;
- развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках;
- способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Для педагогов:
- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;
- выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития;
- составление картотеки дидактических игр, загадок, стихов по теме проекта;
- разработка сценария итогового мероприятия;
- помочь ребенку добывать новые знания;
- организовать и скоординировать деятельность детей, родителей, педагогов и общественного центра, осуществляя при необходимости практическую помощь.
Для родителей:
- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
- выполнять совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в МДОУ;
- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;
- распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.
Реализация проекта.
I ЭТАП. Организационно-подготовительный.
- формирование цели, задач, разработка проекта;
- подбор материала для осуществления проекта;
- целевая экскурсия к деревьям на территории детского сада;
- просмотр презентаций о родном городе «Город, вид с неба» , «Пейзажи», «Хвойные деревья», «Лиственные деревья», «Кому нужны деревья?».
- наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влиянии на состояние деревьев;
- беседы с родителями "Деревья вокруг нас";
- подбор материала для посадки на территории детского сада.
II ЭТАП. Практический (основной).
1) Беседы с детьми:
«Для чего нужны деревья?»;
«Почему говорят: «Лес — это лёгкие Земли?»;
«Кто живёт в лесу?»
2) Проведение Н.О.Д.:
Интегрированное Н.О.Д. по Ф.К.Ц.М. и аппликации: «Дары деревьев»;
ФЦКМ «Свойства дерева»;
Рисование «Фантазия».
3) Дидактические игры:
«К названному дереву – беги!»;
«Найди дерево по описанию»;
«Где спрятано растение?»;
«Узнай растение»;
«Загадай, мы отгадаем»;
«Найди растение по названию»;
«Чего не стало?».
4) Заучивание стихов:
«Ходит осень по дорожке...»;
«Листья солнцем наливались...».
5) Трудовая деятельность:
Посадка материала совместно с детьми, родителями, педагогами, предоставленного родителями,
III ЭТАП. Заключительный.
- проведение итогового мероприятия;
- награждение активистов (педагогов, родителей).
Ожидаемые результаты:
- активное сотрудничество с родителями по данной теме, что способствует становлению партнёрских отношений;
- привлечение общественности к проблеме озеленения территории детского сада;
- формирование единой системы становления нравственных качеств личности ребёнка через расширение кругозора детей и интереса к растениям родного края. (Формирование знаний детей о лесе, о деревьях и растениях, растущих на территории детского сада. Стремление детей к исследованию объектов живой и неживой природы. Формулирование выводов, установление причинно-следственные связей. Овладевание детьми навыками экологически целесообразного поведения в природе. Формирование представлений детей о бережному и заботливому отношению к природе).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактические игры
К названному дереву – беги!
Задача. Тренировка в быстром нахождении названного дерева.
Ход. Игра организуется, как подвижная. Воспитатель объясняет, что водящий может ловить тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз, два, три – беги!»
Найди дерево по описанию
Задача. Найти предмет по описанию.
Ход. Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, акация и рябина). Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог. Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что либо спрятать.
Узнай растение
Задача. Найти растение по названию.
Ход. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову сейчас растение, а вы должны найти его, показать и рассказать про это растение. Кто быстрее это сделает, получит фишку».
Загадай, мы отгадаем
Задача. Описать предметы и найти по описанию.
Ход. Один ребенок выходит за дверь. Он водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растения.
Найди дерево по названию
Задача. Найти дерево по слову - названию.
Ход. Воспитатель называет дерево, растущее на территории детского сада, а дети должны найти его. Кто быстрее это сделает, получит фишку.
Чего не стало?
Задача. Назвать деревья по памяти.
Ход. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть картинки с деревьями и закрыть глаза. В это время он меняет местами картинки с деревьями на столе, а затем просит детей переставить картинки так, как они лежали прежде.
Стихи об осени
***
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад
Я тоже устроить могу листопад!
***
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди. И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый -
Кленовый.
***
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!
***
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…
Рябиновый – и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
Закричали все: «Ау!»
Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Наше эхо возвращается
К нам тихо: «Ау! Ау!»
Эхо! Эхо! Вот потеха.
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас.
Е. Благинина
***
Громко я в лесу кричала,
Гулко эхо отвечало.
Скоро будут холода?
Отвечало эхо: «Да!»
Сколько елочек, смотри!
Отвечало эхо: «Три!»
Старый дуб совсем засох.
И вздохнуло эхо: «Ох!»
Ну, прощай, иду домой!
Огорчилось эхо: «Ой!»
И. Калинина
Налетит сердитый ветер,
Зашумит, задышит бор
И послышится скрипучий
Деревянный разговор.
Ох, ах, ах, ох,
До чего я стар и плох!
Молча слушают осинки,
Им, осинкам, невдомек,
Что когда-то
Был ветвистым,
молодым, зеленолистым.
Загадки
* * *
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
* * *
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
* * *
Вроде сосен, вроде ёлок,
Но зимою без иголок. (Лиственница)
* * *
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (Сосна)
* * *
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
* * *
Белые овечки
Бегают по свечке. (Верба)
* * *
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
* * *
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
* * *
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
* * *
Платье потерялось —
Пуговки остались. (Рябина)
* * *
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
* * *
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Интегрированное Н.О.Д. по Ф.К.Ц.М. и аппликации: «Дары деревьев».
Задачи:
- дать детям знания о значении деревьев для человека и живых существ;
- познакомить детей с пословицами о деревьях;
- закрепить знания о знакомых деревьях;
- воспитывать интерес к деревьям;
- закрепить навыки аккуратного наклеивания;
- подвести детей к выводу о бесценности красоты и пользы природы, необходимости беречь деревья;
- воспитывать у детей любознательность, экологическое мировоззрение.
Интеграция областей: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Оборудование:
Корзина с восемью шишками. К каждой шишке привязана ленточка со словами.
Раздаточные листы бумаги с упражнением «Найди тень от дерева», карандаши.
Репродукции с картин художников-пейзажистов.
Картинка с изображением дерева с гнездом, дуплом и норками между корней.
Для аппликации: белые салфетки, листы голубого картона с наклееной почвой и кроной (из зеленой салфетки) — фон для аппликации, розовые фломастеры, желтые круги - «солнце».
Ход занятия:
Ребята, какое время годы наступило? Осень!
Деревья - большие друзья человека и всех живых существ. Деревья одаривают всех их подарками, а взамен не требуют ничего.
Вот перед вами корзина. Что там лежит? Шишки. А с какого дерева они? С сосны.
Но эти шишки не простые, к каждой ленточка привязана. А на ленточке слова, рассказывающие о том, чем могут одарить деревья.
Первая шишка: «Дерево накормит».
Вот на этой шишке на ленточке написано: «Дерево накормит». Что бы это значило? Как деревья могут накормить?
Деревья могут подарить нам вкусные и полезные для здоровья плоды. Вспомните, плоды каких деревьев вы кушали. Груши, персики, сливы, вишни, абрикосы, орехи, черешня, мандарины, лимоны, апельсины.
Вторая шишка: «Чистый воздух».
Растения очищают воздух, насыщают его кислородом, а кислород необходим для дыхания всем: и людям, и животным, и растениям. Растет у нас такое дерево - лиственница. Лиственница умеет очень хорошо очищать воздух: одно дерево может очистить воздух на всей территории нашего детского сада.
Как по-вашему, где воздух чище: в лесу или в городе? Почему? В городе воздух грязнее из-за машин, заводов, труб. Поэтому «для города каждое дерево дорого».
Третья шишка: «Тень».
В знойный летний день нам хочется спрятаться от палящих солнечных лучей. И деревья предлагают нам для этого свою тень. Недаром с таринной пословице говориться: «Доброго дерева сень (крона) сулит добрую тень».
Дидактическое упражнение «Найди тень от листочка».
А вам задание: соедините линией листочка с его тенью.
Дети карандашом проводят линии от листка к его тени.
Четвертая шишка: «Красота»
Мы с вами не раз наблюдали за деревьями, которые растут вокруг нас. Вспомните названия этих деревьев. Мы видели их зимой и летом, весной и осенью, голые ветви и одетые в зеленый, а сейчас они одели разноцветный наряд. И всегда мы любовались красотой деревьев. Недаром есть такая поговорка: «Сады и леса - земли краса». Художники во все времена пытались отразить в своих картинах красоту деревьев. Взгляните на репродукции с некоторых таких картин. (Например: Иван Шишкин «Золотая осень»).
Физкультминутка: «Выросли деревья в поле».
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
(Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
(Потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
(Дети садятся на стульчики).
Пятая шишка: «Лечение».
Деревья могут помочь вылечить множество болезней. В цветках, листьях, плодах, коре, даже корнях много полезного. Нужно только знать и уметь пользоваться этим даром деревьев.
Цветки липы излечат больное горло при ангине. Плоды рябины умеют заживлять раны. Масло из грецкого ореха заживит ожог. Цветки и плоды боярышника помогут больному сердцу. Деревья могут помочь не только излечиться, но и защититься от болезней, не заболеть.
Шестая шишка: «Древесина».
Дерево дарит человеку замечательный материал - древесину. Древесиной называют бревна и доски. Из которых люди изготавливают множество нужных, удобных и красивых предметов. Деревянные вещи красивые, крепкие, удобные, гладкие на ощупь, долго служат людям.
Посмотрите вокруг. Есть ли в этой комнате деревянные предметы? Назовите их. Столы, стулья, кубики, полки, карандаши, контсруктор, декоративные ложки.
А если вспомнить, что бумага тоже делается из древесины деревьев, то вы сможете назвать еще много предметов. Книги, расскраски, альбомы, журналы и газеты, картинки, обои на стенах.
Дидактическая игра: «Из какого дерева?»
Детям предлагается образовать от названных прилагательных словосочетания «существительное плюс предлог»
Дубовый стол сделан … (из дуба),
Сосновая скамейка сделана … (из сосны),
Липовая ложка сделана … (из липы),
Березовый веник сделан … (из березы),
Можжевеловая дощечка … (из можжевельника),
Калиновая дудочка … (из калины),
Кленовые ворота … (из клена).
Как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы выросло дерево, из которого можно изготовить небольшой стол? Для этого нужно очень много времени, много лет. Именно поэтому лесники следят за тем, чтобы в тех местах, где срубили деревья, сразу же высаживаль новые, молодые деревья. Ведь «срубить дерево- пять минут, вырастить - сто лет» и «не мудрено срубить, мудрено вырастить».
Психогимнастика: «Расти деревце».
Ребята, представьте, что вы меленькие зернышки. вы сидите под землей. Вдруг вы почувствовали, что стало теплее и потянулись вверх. Земля расступилась и ваш росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. Теплые солнечные лучики коснулись ваших стебельков, а ветерок качнул вас влево, затем вправо. Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило вас за верхушку своими лучами и потянуло вверх. вы стали расти. Все выше и выше. И вдруг брызнул дождик. вы стали пить дождевую воду и становится сильными и большими. Вот росток превратился в маленькое деревце. У вашего деревца выросли и раскинулись в стороны ветви. и вы рады жить на этой земле, вдыхать свежий воздух. пить дождевую воду и греться в лучах теплого солнышка.
Седьмая шишка: «Укрепление почвы».
Деревья корнями как бы «вцепляются» в почву, и не дают дождю и ветру ее размыть и разрушить. На склонах холмов и оврагов специально высаживают деревья, чтобы они своими корнями укрепляли почву и не давали обрушиться ей на склоне.
Восьмая шишка: «Жилище».
Дерево — это дом для многих живых существ. Взгляните на картинку. Кто живет среди ветвей дерева? В ветвях деревьев вьют гнезда птицы. А кто живет в дупле? В дупле дерева могут жить белки, а еще совы и другие птицы, могут поселиться дикие пчелы. А кто устраивает себе дом среди корней дерева?
Змеи, ежи устраивают себе норы между корнями дерева.
Под корой дерева живут различные насекомые.
Вот как много даров может преподнести дерево. И мы, люди, должны быть благодарны деревьям. А как мы можем выразить свою благодарность деревьям? Что мы можем сделать для них? Посадить новые деревья, полить их в жаркий день, не ломать веток, не ранить кору. Ведь «кто с дерева кору снимает — то его убивает». А на память о нашем занятии мы сделаем аппликация «Дерево в цвету».
Пальчиковая гимнастика: «Корни».
Высокие, красивые дереья здесь растут.
(Показываем руками деревья: руки подняты вверх, локти прижаты к столу, пальцы разведены в стороны и напряжены)
А корни под землею для них водичку пьют.
(Показываем руками корни: ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной, пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть).
Аппликация: «Дерево в цвету».
Детям предлагается выполнить аппликацию из цветной бумаги и салфеток. Дети сами наклеивают ствол дерева, солнце; скатывают из белых салфеток цветы, наклеивают их и розовым фломастером ставят точку в середине каждого «цветка».
Подвести детей к выводу о бесценности красоты и пользы природы, необходимости беречь деревья.
Дети, давайте сделаем выставку из наших деревьев?
Готовые работы вывешиваются на стенд по ИЗОдеятельности.
Н.О.Д. по рисованию: «Осенние листочки».
Цель:
Познакомить детей с техникой печатания листьев.
Задачи:
- развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа;
- учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа;
- обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы детей;
- создать условия для свободного выбора детьми деятельности;
- создать условия для принятия детьми решений.
Интеграция областей: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: экскурсия по осеннему лесу, беседа на тему: «Какие бывают осенние листья».
Материалы и оборудование:
- Осенние листья с различных деревьев;
- Гуашь, баночки-непроливайки, бумага А4, кисти, салфетки на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья, по ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают: гуси,
Грачи, журавли.
Вот уж последняя стая,
Крыльями машет вдали.
-Какими бывают осенние листья? (яркими, разноцветными)
-Скажите, чей листочек? (воспитатель показывает детям листья, они называют, какому дереву они принадлежат? Воспитатель подсказывает, если дети затрудняются ответить).
-А вы хотите сами нарисовать такие волшебные листья?
Воспитатель предлагает почувствовать себя детям в роли художника-волшебника. Дети соглашаются с принятием роли, берут на себя эту роль.
А вот и наши чудесные листочки!
-Возьмите их и попробуйте составить композицию.
-Посмотрите, что у вас получилось?
Воспитатель поддерживает инициативу и самостоятельность детей. Они высказывают свои предположения, мысли. Рассматривают, уточняют.
- Как вы думаете, с чего мы начнем работу над рисунком? (составим композицию из листьев)
- А сейчас мы с вами будем раскрашивать листья красками.
Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечиками чик-чик.
Раз - сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Сели, встали, сели, встали,
Руки кверху все подняли,
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Рефлексия
Задает вопросы:
- Что мы сегодня с вами рисовали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Хотели бы вы еще почувствовать художниками-волшебниками?
- Что для вас было самым простым в работе?
-Что вызвало трудности?
Дети делятся впечатлениями, выражают чувства к проделанной работе.
- Давайте с вами сделаем красивую выставку наших работ?
Работы вывешиваются на стенд по ИЗОдеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект " Зеленый наряд детского сада"
совместный проект воспитатели-дети-родители подготовительной группы. ....
Экологический проект для старшей группы детского сада Проект "Зеленый мир детского сада"
Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться...
Семейный экологический проект "Зеленый мир, детского сада"
Дошкольный возраст является первой ступенью системы непрерывного экологического воспитания, цели и задачи которой должны определяться с учетом концепции общего экологического образования.Экологическое...
Проект: "Зеленый мир детского сада"
Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой....
Экологический проект "Зеленый мир детского сада"
Использование проектной деятельности помогает мне выбирать более эффективные средства воспитания и обучения. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает...
Информационная карта проекта СПДС «Дружные ребята» ГБОУ СОШ № 7 Название проекта: «Зеленый мир детского сада»
Информационна карта проекта СПДС "Дружные ребята" ГБОУ СОШ № 7 Название проекта: "Зеленый мир детского сада"...
Экологический проект "Зеленый наряд детского сада: деревья и кустарники".
Проект направлен на формирование экологической культуры, понимание необходимиости заботится заботитсч о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой....