Экологический проект "Зеленый мир детского сада"
проект (подготовительная группа)
Использование проектной деятельности помогает мне выбирать более эффективные средства воспитания и обучения. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.Использование проектной деятельности помогает мне выбирать более эффективные средства воспитания и обучения. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letniy_ekologicheskiy_proekt_zelenyy_mir_detskogo_sada.doc2_33.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Зеленый мир детского сада»
Группа№5«Любознайки».
Воспитатели: Нурсалканова Г.Ж
Машновская А.В
«Речку, лес, в ромашках луг
Получай в наследство
Охраняй их, юный друг,
Береги их с детства!»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: «Зеленый мир детского сада»
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Для детей: Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство- это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Для родителей: Возможность общаться со своими детьми «на равных», обсуждать предложенные темы, спорить, высказывать своё мнение, выслушать мнение ребёнка. Вместе наблюдать, экспериментировать, ходить в походы, бывать на природе, чаще проводить время в кругу семьи. Возможность приобрести новые знания о деревьях об их разнообразии, о пользе для оздоровления детей, повышении их иммунитета.
Для педагога: Использование проектной деятельности помогает мне выбирать более эффективные средства воспитания и обучения. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.
В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.
Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. При отборе содержания проекта опора идёт на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов деятельности. Продумывается мотивация, заранее моделируются проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения.
ПРОБЛЕМА:
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев , но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа .
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Мы начали эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений на территории детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Данный проект раскрывает ценность деревьев при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные дошкольному восприятию игровые формы работы.
Продуктом проекта является Карта зеленых насаждений детского сада, красная книга – изготовленная совместно с родителями, сбор овощей для передачи животным СЮНа, экскурсии по достопримечательностям города..
Цель проекта 1
1. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер - семьи и детского сада;
Детская цель проекта: (самостоятельно сформулированная детьми ):
- «открыть» царство зеленого мира и стать заботливыми хозяевами
нашей «маленькой планеты» - детского сада, города.
заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой.
Задачи:
- приобщение детей и родителей к празднованию 65-ти летия города;
- выращивание овощей на опытническом участке;
- воспитывать чувства взаимопомощи к животным;
- знакомство с достопримечательностями города Железногорска;
- социальное взаимодействие с учреждениями города.
Основная идея проекта «Зеленый мир детского сада» представляется как часть программы сотрудничества семьи и детского сада в экологическом воспитании детей среднего и старшего дошкольного возраста. Проект носит комплексный характер, нацеленный на решение ряда педагогических задач. Проект ориентирован на практическую деятельность детей на территории детского сада и рядом расположенной лесой зоне.
Карта проекта «Зеленый мир детского сада»
Проект создавали и принимали участие:
- Воспитанники детского сада
- Родители
- Воспитатели
- Специалисты
Продолжительность: долгосрочный.
Данный проект осуществлялся в течение трех месяцев (июль, август, сентябрь).
Ожидаемый результат:
В результате работы педагогического коллектива дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение; испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, проявляют доброту и чуткость, бережное отношение ко всему окружающему; проявляют эстетические чувства- умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности; проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Дети знакомы с растениями, растущими на территории детского сада и их функциями; знакомы с некоторыми целебными свойствами деревьев для здоровья человека; имеют первоначальные навыки "чтения" карты детского сада, уход за овощами на опытническом участке детского сада и помощь животным обитающим в СЮНе; -имеют представление о природе родного города и достопримечательностях.
Родители:
-активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность; -знают и применяют целебные свойства растений для оздоровления детей;
- создание красной книги деревьев.
Адресная направленность:
Представленный педагогический опыт в области исследуемой проблемы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно-образовательных задач.
Содержание проекта:
I ЭТАП Подготовительный
Задачи: | мероприятия |
Выявление проблемы. Заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о деревьях. Определение готовности ребёнка помогать и: | Совместно с детьми продумать продукт проекта. 4. Коллективная разработка карты "Зеленый наряд детского сада" |
Ⅱ этап – основной – практический
В течение лета
Физическое развитие
«Рано солнышко встает - на зарядку всех зовет! »
Задачи | Мероприятия |
- Продолжение работы по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости) ; -Формирование у детей потребности в ежедневной двигательной активности; - Знакомство с доступными для детей дошкольного возраста способами укрепления здоровья. | Закаливание: это воздушные и солнечные ванны, хождение босиком, игры с водой, купание в бассейне (по погодным условиям). Беседы: « Правила поведения в лесу», «Болезни грязных рук»; «Ядовитые грибы и растения»; «Закаляйся, если хочешь быть здоров»; «Чистота – залог здоровья», «Лето красное – для здоровья время прекрасное! », «Полезные и вредные привычки», Факторы опасности при лесных пожарах». Подвижные игры с элементами имитации: «К названному дереву беги», «Что мы видели, не скажем », «Воробушки», «Деревья качаются», «Догонялки», «Зайцы и волк», «Перепрыгни через ручеёк», «полоса препятствий» ,«У медведя во бору», «Мы веселые ребята». Игровое упражнение «Вдыхаем запахи леса». |
Познавательно – речевое развитие
«Как прекрасен этот мир - посмотри! »
Задачи | Мероприятия |
-Развитие речи и речевого общения дошкольников; -Развитие у детей способности слушать литературные произведения различных жанров, принимать участие в рассказывании знакомых произведений; - Стимулирование интереса детей к познанию окружающего мира посредством представлений о природе и человеке; - Воспитание у детей интереса, внимания и доброжелательного отношения к окружающему, желание беречь и защищать природу. | Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы о лесе. Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи Прослушивание аудиозаписи «голоса природы», Чтение сказок об охране природы « Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река»,
Целевые экскурсии по территории детского сада. Беседы с детьми: Чтение летних экологических сказок, о деревьях. Придумывание загадок, знакомство с пословицами, поговорками о природе Наблюдение за цветником и огородом Игры эксперименты: «Где легче дышать?», «Условия для созревания урожая». Логоритмическое упражнение «Ветер дунул нам в лицо», «эхо». Сбор листьев и веточек для гербария. "Прогулка в ельник», составление рассказа о целебных свойствах ели. «Путешествие в волшебный лес!»; «Люблю березку русскую». |
Социально-личностное развитие
«В семейке дружной нашей мы весело живём! »
Задачи | Мероприятия |
-Развивать у детей умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; - Расширять представления об окружающем мире; - Формировать умение ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость. | Дидактические игры: «Я садовником родился», «Съедобное не съедобное», «Узнай по описанию», «когда это бывает?», «Что растет в лесу». «Кто летает?», Вкус и запах» .Найди свое дерево»,.»Зоопарк», «Что такое хорошо что такое плохо», «Кому что нужно», «Эхо», «Вершки – корешки». «Узнай чей лист», «Лесник», «Когда это бывает», «Отгадайте, что за растение», «Что будет если….». Сюжетно – ролевые игры: «Игра-путешествие на зелёную поляну», «Команда спасателей», » Большая стирка», « Магазин», «Скорая помощь», «Аптека», «Фотоателье», «Библиотека», «Дочки – матери», «Поездка в лес за грибами», «Семья», »Ветеринарная аптека», «Собираемся в поход», «Кругосветное путешествие», «Наши дружрые соседи», « Юный друг природы», « Ветеринар», « Цветочный магазин», « Лесничий». Развлечение: «В лес за грибами». Строительные игры: «Пароход», ««Многоэтажный лес». Строительство», Строим стадион», «Детский сад», «Зоопарк» Кукольные спектакли: «Мы друзья природы», «Как Маша в лес за калиной ходила", Лесной Детский сад". Лаборатория «Юные мичуринцы», Эксперимент: «Удивительные свойства дерева». Работа в цветнике и на огороде Развлечение «Школа юных пожарных». |
Художественно-эстетическое развитие
«Мы рисуем, танцуем, поем - очень весело живем! »
Задачи | Мероприятия |
- Развитие творческих способностей детей в различных видах художественно - эстетической деятельности; - формирование у детей запаса музыкальных впечатлений, использование их в разных видах деятельности; - Создание условий для развития мелкой моторики и навыков овладения коллективным творчеством | Развлечение «Здравствуй лето» Коллективная разработка карты "Зеленый наряд детского сада" Слушание и пение песен о лете Зарисовка деревьев «Угадай настроение музыки» Конкурс рисунков на асфальте «Счастливое детство» Рисование на песке. Рисование « Береги природу», « Мое любимое дерево». Ручной труд и конструирование: «Изготовление книги леса». Лепка и аппликация: «Портрет березки», лепка «Чудо-дерево». Оттиск параллоном «Дерево» Отпечатки листьев. Рельефная лепка «Бабочка на цветке» Аппликация путём обрывания бумаги «Березовая роща». Рисование ладошкой «Лес», Аппликация «Деревья». «Развесистое дерево». |
Работа с родителями, детско-родительские проекты
«Вместе с семьёй»
Задачи | Мероприятия |
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. | Консультации: «Детский травматизм и его предупреждение», «Предупреждение солнечных ударов», «Первая помощь при ушибах, ранах, укусах насекомых», Привлечение родителей к проведению праздников и развлечений в ДОУ Конкурс презентаций «Папа, мама, я и лето»; Изготовление поделок из природного материала; Засушивание гербария; Акция: «Посади деревце, кустик». Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье» Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев. Выставка рисунков на тему: «Вот оно какое наше лето» (совместная деятельность с детьми) . Детско-родительский проект «Изготовление книги леса». Детско - родительский проект «Плодовые деревья и кустарники». Оформление альбомов вместе с родителями по одному из выбранных плодовых деревьев |
План работы на июнь
мероприятия |
Работа с родителями Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье». « Правила поведения в лесу». Акция: «Посади цветочек». Привлечение родителей к проведению праздников и развлечений в ДОУ Детско-родительский проект «Изготовление книги леса». Работа с детьми в рамках летне – оздоровительного проетка ДОУ Развлечение «Здравствуй лето» Конкурс рисунков на асфальте «Счастливое детство. Беседы с детьми: «Какие деревья растут на территории детского сада», Аппликация путём обрывания бумаги «Березовая роща». Игра-фантазирование «Слушаем шелест листвы». Подвижные игры с элементами имитации: «К названному дереву беги», «Что мы видели, не скажем », «Воробушки», «Деревья качаются». Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы о лесе. Целевые экскурсии по территории детского сада. "Прогулка в ельник», составление рассказа о целебных свойствах ели. «Какие деревья растут на территории детского сада», Дидактические игры: «Я садовником родился», «Съедобное не съедобное», «Узнай по описанию», «когда это бывает?». Чтение сказок об охране природы « Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река», Сюжетно - ролевые игры: «Игра-путешествие на зелёную поляну», «Команда спасателей». Собираемся в поход», «Семья», Строительные игры: «Пароход», «Строительство». Логоритмическое упражнение «Ветер дунул нам в лицо». Кукольный спектакль: «Мы друзья природы». Игры с песком, лаборатория «Юные мичуринцы». |
План работы на июль
мероприятия |
Работа с родителями: Консультации: «Детский травматизм и его предупреждение». «Первая помощь при ушибах, ранах, укусах насекомых». Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев. Изготовление поделок из природного материала; Детско - родительский проект «Плодовые деревья и кустарники». Оформление альбомов вместе с родителями по одному из выбранных плодовых деревьев. Работа с детьми в рамках летне-оздоровительного проекта ДОУ Развлечение «Школа юных пожарных». Беседы с детьми: Коллективная разработка карты "Зеленый наряд детского сада". Слушание и пение песен о лете, Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, прослушивание аудиозаписи «голоса природы». "Белоствольная красавица". Беседа о пользе березки для человека. "Защитим наши деревья" - придумать знаки охраны деревьев. Зарисовка деревьев, рисование « Береги природу», « Мое любимое дерево». «Угадай настроение музыки» Лепка и аппликация: «Портрет березки», лепка «Чудо-дерево». Оттиск параллоном «Дерево» Логоритмическое упражнение «эхо». Ручной труд и конструирование: «Изготовление книги леса». Дидактические игры:«Что растет в лесу». «Кто летает?», Вкус и запах» .Найди свое дерево»,.»Зоопарк», », «Что будет если….». Подвижные игры: «Догонялки», «Зайцы и волк», «Перепрыгни через ручеёк», «полоса препятствий» Сюжетно-ролевые игры: Большая стирка», « Магазин», «Скорая помощь», «Аптека», «Фотоателье», «Библиотека», «Дочки – матери», Строительные игры: « Строим стадион», «Многоэтажный лес». Кукольный спектакль: «Как Маша в лес за калиной ходила". Эксперимент: «Удивительные свойства дерева», «Условия для созревания урожая». |
План работы на август - сентябрь
мероприятия |
Работа с родителями Выставка рисунков на тему: «Вот оно какое наше лето» (совместная деятельность с детьми). Конкурс фото презентаций «Папа, мама, я и лето»; Засушивание гербария. Работа с детьми в рамках летне-оздоровительного проекта Развлечение: «Путешествие в волшебный лес!»; Беседы с детьми: «Какую пользу приносят деревья», Чтение летних экологических сказок, о деревьях. "Столовая для птиц" - найти на карте деревья, которые кормят птиц, Придумывание загадок, знакомство с пословицами, поговорками о природе. Отпечатки листьев. Рельефная лепка «Бабочка на цветке» Рисование ладошкой «Лес», Аппликация «Деревья». «Развесистое дерево». Дидактические игры: «Что такое хорошо что такое плохо», «Кому что нужно», «Эхо», «Вершки – корешки». «Узнай чей лист», «Лесник», «Когда это бывает», «Отгадайте, что за растение. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Мы веселые ребята». Игровое упражнение «Вдыхаем запахи леса». Сюжетно – ролевые и гры: «Поездка в лес за грибами», «Семья», »Ветеринарная аптека», «Кругосветное путешествие», «Наши дружрые соседи», « Юный друг природы», « Цветочный магазин», « Лесничий». Строительные игры: «Детский сад», «Зоопарк». Кукольный спектакль: «Лесной Детский сад". Работа в цветнике и на огороде. Игры эксперименты: «Где легче дышать?» Сбор урожая и передача животным СЮНа. |
Ⅲ этап – итоговый
1.Презентация проекта на II образовательном форуме г.Железногорска.
2. Продукт проекта
- Карта зеленых насаждений детского сада. (август)
На карте размечена территория детского сада и соответствующими карточками обозначены места произрастания деревьев. Эта работа выполнялась совместно с детьми.
3. Книга леса. Совместная работа детей и родителей.
4. Социальное взаимодействие с СЮН.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду"....
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....
«Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»
Семинар-практикум для воспитателей ...
«Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»
Семинар-практикум для воспитателей ...
Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.
В презентации раскрывается понятие " Экологическое пространство",виды пространств и т.д...