"Хотим все знать "Познавательно – исследовательская деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
«Хотим все знать» Познавательно – исследовательская деятельность
Как гласит китайская народная мудрость
Расскажи - и я забуду, покажи и я запомню,
дай попробую и я пойму
На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. «Играть, создавать, исследовать» - вот девиз, под которым происходит развитие дошкольника.
Моя работа направлена на развитие исследовательской деятельности детей.
А ее цель:
- воспитывать интерес к познанию нового, неизведанного, способность к активизации познавательной деятельности детей.
- развивать навыки проведения исследовательской деятельности, мышления, монологическую речь, умение выдвигать гипотезы, обобщать.
- расширять кругозор (в процессе познавательной деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления)
Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их интересными, необычными, запоминающимися и полезными.
В своей работе использую разные методы и приемы обеспечивающие реализацию познавательной деятельностью:
проблемные ситуации («Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится?, что внутри шишки?, Какого цвета снег?
- игры – экспериментирования;
- наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.;
- «Песочная терапия»
- Мультимедийное оборудование
- вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь? »
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую - опыты.
Их провожу как во время организованной деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как? » и «почему? », дали обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью
Любой эксперимент предполагает проведение каких – либо практических действий. Для этого по мере возможности создаю условия: подбираю необходимые материалы, оборудование.
Моя очередная задача помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными.
А для более удобной работы и развития у детей любознательности, бережного отношения к окружающему уголок природы и уголок экспериментирования совмещены, где находятся: разные коллекции, предметы из разного материала, гербарии, комнатные растения, различный природный материал позволяют детям получить представления о многообразии мира природы. Все эти условия для экспериментальной деятельности где вместе с детьми определяем свойства и качества таких материалов как, бумага, металл, резина, древесина. Узнаем свойства воздуха и воды, особенности почвы, рассматриваем через лупу насекомых, выращиваем растения, наблюдаем за их изменением в процессе роста.
Также уголок пополняю познавательными книгами, энциклопедиями. Имеются дидактические игры такие как: «Ассоциации», «Коробок ощущений».
Опыты: Производство искусственного инея (Вода испаряется соль остается на веточках)
Ах, какие наши глазки? Рассматриваем строение глаза в зеркало. В игры играем, знания о зрении закрепляем
Игры: «Поводырь», «Угадай на ощупь» Кто дальше видит?
Волшебная расческа
Опыт с расческой: на нее примагничиваются кусочки бумаги.
Юные исследователи.
Рассматривание через лупу песчинок сахарного и речного песка
Изучаем свойства сахарного песка и пластилина
А куда нам без воды…? Узнаем свойства воды. Поиграем и узнаем…
Игры: «Буря в стакане воды» (определяем силу дыхания. Чем сильнее дуть в воду через коктельную палочку или соломинку, тем больше будет пузырей)
А что внутри?
Рассматриваем строение шишки: состоит из множества чешуек, имеет внутри семена.
Строение кукурузы: она тоже состоит из множества семян прикрепленных к одному основанию (початок).
Строение колосков пшеницы и ржи : в одном колоске находятся множество зерен, которые можно перемолоть и получить муку и испечь пироги.
В песочнице, с песком играем, много что о нем узнаем
Игры с песком в песочнице во время прогулок. Определяем свойства и качества песка:
- Сырой песок – лепиться,
- Сухой – не лепиться, хорошо просеивается через сито
Уголок экспериментирования
Нам все интересно. Что и как растет.
Вот какой у нас горох, а горох у нас не плох.
Сами сажаем, сами наблюдаем. И результат получаем.
Любому растению нужен уход (наблюдения за ростом цветов хлорофитума при рыхлении и его отсутствия)
Семена или росток? Так, сажаем мы цветок.
Шары надуваем, свойства резины мы определяем. Рассматривание предметов из резины. Определение свойств и качеств.
Рассматривание предметов из металла. Определение свойств и качеств металла.
Рассматривание предметов из бумаги. Определение свойств и качеств бумаги.
Мы не только наблюдаем, а чтобы не забыть в специальных журналах отмечаем.
Рисуем, выполняем аппликации, лепим разными изо средствами с использованием природного и бросового материала.
Выполняем поделки из природного материала.
Наблюдения на участке за растениями, насекомыми и природными явлениями.
Конечно же ни какая хорошая работа не будет продвигаться без участия родителей. И для большей заинтересованности детей и стремление их к активному участию в познавательном процессе, привлекаю родителей к совместной деятельности с детьми. Организовываем выставки на разные темы.
В уголке для родителей оформила рубрику «Читайте с нами».
Сделала книгу «Родительская энциклопедия» в которой размещаю разные статьи, памятки касающиеся воспитания и развития детей.
В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.
Используемая литература.
«Неизведанное рядом», О. В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. (Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);
«Рукотворный мир» (Сценарии игр – занятий для дошкольников), О.В. Дыбина.
«Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», журнал «Ребенок в детском саду» №3,4,5, 2003 г.
«Наш дом - природа», Н.А. Рыжова.
«Программа экологического воспитания для детей дошкольного возраста»,
Н. Г. Калегина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы на тему "Хотим все знать" (познавательно исследовательская деятельность с детьми)
выступление из опыта работы с детьми по познавательно исследовательской деятельности с детьми....
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Хоть полсвета обойдёшь, лучше дома не найдёшь»
Цель:§ развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.Задачи:§ познакомить детей со свойствами разных материалов (солома, веточки, камень).§...
Конспект организованной образовательной деятельности познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме: «Хоть полсвета обойдёшь, лучше дома не найдёшь»
Цель: развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование....
Интегрированный досуг с элементами логоритмики с использованием исследовательской деятельности по теме: «Мы хотим узнать, как правильно дышать".
Интегрированный досуг с элементами логоритмики с использованием исследовательской деятельности по теме: «Мы хотим узнать, как правильно дышать" для детей подготовительной группы....
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Хоть полсвета обойдёшь, лучше дома не найдёшь»
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериме...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Все о соли знать хотим».
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Все о соли знать хотим»....
Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Все о соли знать хотим».
Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....