Конспект по познавательно- исследовательской деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Шарапова Елена Петровна

Познавательно-исследовательская деятельность  в детском саду стала одним из важнейших компонентов в организации  образовательной деятельности. "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму" - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт,познавая окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сеньор Помидор»

Подготовила воспитатель1 кв.категории  Шарапова Е.П.

Ход занятия:

Орг.момент.

Дети по просьбе воспитателя становятся в круг .Передают  мягкий клубочек  для того ,чтобы поздоровались друг с другом по имени, передают клубочек с пожеланиями.

Пример: Здравствуй ,Наиль, я тебе желаю хорошего дня!

-Здравствуй , Оля , я желаю тебе здоровья! (хорошего настроения, любви, хороших друзей, доброго утра и т.д.).В конце воспитатель желает всем детям хорошего настроения, и предлагает детям отправиться на поиски нового и интересного.

В:Ребята!Мы поприветствовали друг друга ,пожелали друг другу хорошего дня, прекрасного настроения ,а значит мы можем смело отправляться за знаниями, отправиться на поиски чего-то нового и интересного. Все готовы?

Дети: Да!

В:Тогда скажите мне пожалуйста, почему мы с вами так сегодня одеты? Люди каких профессий могут одевать белые халаты?

Р: врач

Р:продавец,повар…

В: А ещё ,ребята, как вы думаете? А ещё белые халаты надевают учёные  или исследователи (по другому) То есть люди ,которые проводят различные опыты ,эксперименты ,исследования для того, чтобы узнать много нового и интересного, сделать какое-то открытие. А исследования проводятся в лаборатории, где всегда чисто ,светло, тепло и главное, ТИХО. Сегодня мы с вами тоже будем работать в нашей мини-лаборатории ,попытаемся провести исследование и узнаем много нового.

Сейчас вы поделитесь на две группы учёных ,для того ,чтобы было удобнее работать и выполнять некоторые исследования .(дети выбирают Красные круги, зелёные листочки на самоклейке - приклеиваем к халатам)

А вот ЧТО мы будем исследовать ,поможет узнать волшебная корзинка.

Воспитатель загадывает загадку :

Он нам дарит сок томатный ,

Вкусный, нежный ,ароматный

Любит солнышко  сеньор

Красный спелый…( ПОМИДОР)

Ответьте пожалуйста и на татарском языке:

-Кэрзиндэ нэрсе бар?

-Помидор.

-Кэрзиндэ ничэ помидор бар?

-Бер помидор.

-Помидор нинди?

-Кызыл,темле,чиста.

Дети отгадывают загадку ,воспитатель достаёт из корзинки помидор(макет)

В: правильно ,это ПОМИДОР. Дети ,а как по-другому можно назвать помидор?

Р3: (поднимает руку) –ТОМАТ.

В:А скажите это фрукт или овощ ,и почему

Р4:-это овощ, потому что растёт в огороде на грядке.

В: Дети ,давайте посмотрим на фланелеграф ,и я вам расскажу ,откуда родом помидор .

(На фланелеграфе изображены картинки :МЕКСИКА,МЕКСИКАНЦЫ,ДАМЫ С УКРАШЕННЫМИ ШЛЯПКАМИ)

В: Помидор прибыл к нам из далёкой страны ,которая называется Мексика ,где всегда тепло и никогда  не бывает снега. Там живёт весёлый и трудолюбивый народ. А в нашей стране появился в далёкие времена. Помидоры не использовали для еды. Они служили украшением .Придворные дамы украшали свои шляпки  цветами и плодами помидор. Вот такая история Синьора – Помидора.

А вот интересно ,ребята ,а из чего вырастает помидор?

Р5. Из семечка.

В:Помидор появляется из маленького семечка.(Рассматриваем на фото семена помидоров)Семена у него какие по форме? По цвету? (круглые, овальные могут быть ,серого цвета).

 Сегодня мы с вами вместе попробуем исследовать весь путь развития помидора. И узнаем : как же из маленького семечка вырастает настоящий помидор. Какие условия необходимы для этого.

В: Ребята у меня здесь лежали два вида семян :огуречные и семена помидоров, но форточка была открыта и ветер-озорник  залетел и перепутал все семена. А вы мне поможете их рассортировать?

Игра «Отбери семена» 

Дети работают в паре и  отбирают семена.

В :Какие ребята вы молодцы! Вы такие внимательные! Все правильно сделали и не запутались в семенах.

Семена мы отобрали , но я вам хочу открыть одну тайну. Не все семена могут прорасти , а только здоровые ,хорошие.  Сейчас мы с вами проведём эксперимент и узнаем какие семена годятся к посадке, а какие семена плохие, пустые и садить их не следует.

Эксперимент : «Хорошие и плохие семена»

Семена опускаем в воду. Те ,что опустились на дно – хорошие, подойдут для посадки , а те ,которые всплыли наверх – пустые и расти не будут. (почему ?-потому что они лёгкие ,внутри них пусто, а у тяжёлых семян внутри зёрнышко есть. Оно тяжёлое и поэтому тонет. Значит оно здоровое.)Давайте эти семена мы посушим и оставим до весны, а я вам заранее отобрала здоровые, хорошие семена, которые мы посадим в землю.

В : ребята , семена мы посадили, а что же мы должны сделать , чтобы появился росток?

Стихотворение читает АЙСЕЛЬ

Чтоб смог росточек распуститься

В земле он должен поселиться.

А мы его польём водицей-

Пускай скорей укоренится.

(воспитатель поливает водой)

физкульминутка ( тихо, громко, медленно, быстро).

В:Овощи часто спорили, кто из них важнее.

Вариант 1.

Ох-ох-ох – лучше всех горох.
Ха-ха-ха – это чепуха!
Ор-ор-ор – всех вкуснее помидор.
Овь-овь-овь – сладкая морковь.
Ла-ла-ла – вкусная свекла.
Оп-оп-оп – душистый укроп.
Ук-ук-ук – мы режем лук.
Ли ли-ли ли – помидоры мы нашли.

Дети соединяют ритмично
Хлопают в ладоши.
Ударяют кулачками по коленям.
Хлопают ладонями по коленям.
Ритмично сжимают пальцы
Ритмично сжимают и
имитируют движения нарезки лука

Хлопают в ладоши.

Игра «СОБЕРИ КАРТИНКУ»

Воспитатель уточняет: помидоры начинают цвести. На кустах помидоров появляются небольшие жёлтые цветочки, похожие на звёздочки. Через некоторое время цветок отцветёт , а внутри него появляется зелёный плод. Ну вот ребята мы с вами уже увидели помидор .А как вы думаете, помидор уже созрел?

Р: нет, зрелый помидор бывает красного или бурого цвета.

В: Ребята ,мы же с вами сегодня учёные ,исследователи ,а значит немного и волшебники. Давайте поможем помидору поскорее созреть.

ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ КОЛЛЕКТИВНУЮ АППЛИКАЦИЮ . РАБОТА С ЦВЕТНЫМ ПЕСКОМ.

Сюрпризный момент: Стук в дверь.

 В:Ой ,ребята ,здесь какая-то посылка, а рядом письмо. Интересно, от кого это письмо, что за посылку нам прислали.

Открывает письмо: Здравствуйте ,дорогие ребята! Это я ,Ветер-озорник ,тот ,кто перепутал ваши семена. Я долго наблюдал за вами из окна и увидел ,какие вы трудолюбивые и любознательные ,старательные и внимательные !Какие вы молодцы. И мне захотелось вам сделать какой- нибудь сюрприз. Он в этой посылке. Это вам и вашим гостям!

Вот так Ветер-озорник !Ну ,давайте скорее смотреть ,что там в посылке.

Дети открывают посылку ,а там настоящий куст со спелыми помидорами.

Обращает внимание на листья помидора:

В: давайте поблагодарим Ветер и скажем ему дружное спасибо и на русском и на татарском языках:

Дети : Спасибо! Рэхмет!

Аккуратно срезаем помидоры, угощаем гостей и оставляем себе.

В: Помидор - полезный овощ. В нём много витаминов. Что мы можем приготовить из помидоров: Ответы детей: салат, томатный сок ,положить в пиццу и т.д.

В: Но для начала их нужно помыть, что мы с вами сейчас и сделаем и пожелаем гостям приятного аппетита.

Сегодня вы были настоящими исследователями и сделали много новых открытий. Своими знаниями вы можете поделиться со своими мамами и папами.  Хочу похвалить сегодня всех за старания, умения , трудолюбие и любознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа)

Замечательное средство интеллектуального развития детей - детское экспериментирование. Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение, их любознательность и постоянное стремление к экс...

конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности сдетьми старшей компенсирующей направленности "Снежный колобок" "

Готовясь к этому открытому мероприятию, я много материала просмотрела на сайтах, очень хотелосьпостроить занятие интересно непринуждённо.Дети на занятие очень порадовали, их не смутило присутствие ...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»

Программные задачи:Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.Развивать познавательные способности детей.О...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух везде и всюду»

Данный вид деятельности был   представлен вниманию жюри на  городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2014". По условиям конкурса  действие проходило   на базе "чужого...

Конспект интегрированной познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе. Тема: «Путешествие в весенний лес»

Итоговое занятие по Ф.Э.М.П. во второй младшей группе: упражнять в сравнении двух равных групп предметов, используя способ приложения и наложения; умении различать понятия - длинный-короткий, широкий-...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)

    Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...