Самообразование воспитателя
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Самообразование воспитателя
Дьяконовой Елены Валентиновны
Тема: «Приобщение ребенка к социальному миру посредством правового воспитания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 233.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад «Лучик»- филиал МБДОУ «Детский сад «Ивушка»
Самообразование воспитателя
Дьяконовой Елены Валентиновны
Тема: «Приобщение ребенка к социальному миру посредством правового воспитания»
Пояснительная записка.
Еще с давних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Проблема защиты детей обсуждается во всем мире, ведь зачастую бывает так, что даже самые близкие ребенку люди могут его обидеть и тем самым нарушить его права.
Многие философы и мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.
Вопрос, с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека?
По рекомендациям ЮНЕСКО (сформулированным еще в 1974 году) эту работу предлагается начинать с дошкольного возраста. Государства мира приняли участие в создании Конвенции о правах ребенка, которая была принята в 1989 году.
Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами страны, в которой он живет, и понимать: власть взрослого над ним не безгранична – она «подчиняется» требованиям этих законов.
Актуальность.
Будущее страны во многом зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что «образование ребенка должно быть направленно на подготовку его к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости».
Сегодня возрастает актуальность проблемы воспитания правовой культуры взрослых и детей. А что такое правовая культура? Это совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка, что находит отражение в деятельности ДОУ, ориентированной на выполнение установок и требований ФГОС ДО через уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. У детей необходимо сформировать понятия о своих правах и умение ими пользоваться, а задача педагогов создать условия для формирования правовых знаний и умений.
Эта работа должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений со взрослыми другими детьми.
Начинать работу целесообразно с детьми старшего дошкольного возраста (шестой, седьмой год жизни). Нормативно-целевым ориентиром в образовательной работе с детьми по формированию основ правовой культуры стала картина психологического склада ребенка на пороге школы. Ребенок уже может регулировать свое поведение, исходя из бытовых и игровых правил и норм. К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие), владеет образными и речевыми средствами, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками. Основными принципами являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью; сотрудничество детей, педагогов и родителей.
Первый этап работы - знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», принятой для всех детей мира, с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить свои права и обязанности.
Второй этап- ознакомление с собственными правами: право на образование, на отдых, на имя и т.д.
Третий этап- чтение художественной литературы с последующим обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; беседы о жизни детей разных стран.
Цель.
Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- дать детям элементарные знания и представления о международном документе по защите прав ребенка;
- создать условия для позитивной социализации ребенка- дошкольника, его личностного развития, формирования чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности;
- воспитывать чувство уверенности в себе, дружелюбное отношение к сверстникам, социальную терпимость, уважение к достоинству и личным правам другого человека;
- приобщать детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям.
Основные принципы работы:
1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно- воспитательного процесса.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2. Творческий характер образовательного процесса.
Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности.
Ребенок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4. Построение учебно - воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.
5. Учет системного строения высших психических функций.
При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
6. Предпочтение значимого, осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение «по единицам, а не по элементам», принцип целостности.
7. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.
Педагогу нет необходимости быть необъективным- он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
8. Рациональная организация двигательной активности.
9. Обеспечение адекватного восстановления сил.
Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей.
11. Обеспечение прочного запоминания.
Научно обоснованная система повторения- необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
Формы и методы непосредственно образовательной деятельности:
- игра (развивающая, дидактическая, сюжетно- ролевая, ситуативная, театрализованная, режиссерская);
- рассматривание;
- наблюдение;
- чтение;
- рассказ;
- беседа;
- проблемная ситуация;
- совместные действия;
- занятие- игра.
Методические ресурсы:
- дидактические игры;
- плакаты;
- картины;
- дидактические карточки;
- раздаточный материал;
- мультимедийные презентации.
Планируемые результаты:
- дети знают и понимают первоначальные основы правового воспитания;
- знают свои права, гарантированные законами страны, в которой они живут;
- понимают взаимосвязь прав и обязанностей.
- презентация опыта работы на педагогическом совете ДОУ
Срок реализации:
01.09.2018- 31.05.2019г.
Законодательно- нормативное обеспечение.
1. Федеральный закон от 29 декабря2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20 ноября 1989г. ). Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г.
3. Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993г. (ст. 38, ст. 41, ст. 42, ст. 43).
4. Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000г., 22августа, 21декабря 2004г., 26,30 июня 2007г., 23июля 2008г.)
Список используемой литературы:
1. Буркацкая А. Поощрение и наказание // Ребенок в детском саду. – 2007. –
№5
2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. - №4
3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.
4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. - №6.
6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.
7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007.
8. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
10. Н.Г.Зеленова. «Я – ребенок, и я имею право!».
11. Т.В.Макарова. «Толерантность и правовая культура дошкольников».
12. Т.А.Харитончик. «Правовое воспитание».
13. Т.А.Шорыгина. «Моя семья».
14. Л.Ю.Татаринкова «Права маленького гражданина».
Перспективный план работы с детьми.
Месяц | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Итоговый продукт |
Сен- тябрь | «Что такое права человека» -познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы. | -Беседа «Конвенция о правах ребенка». -Беседа «Правила поведения, по которым мы живем» -Песня «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Кичалкина). -Д/игра «Мы разные, но у нас равные права» | -Рассматривание сюжетных картин «Права детей». -Фотоальбом «Счастливое детство». | Рисование «Моя мечта» |
Октябрь | «Твои и мои права» -сформировать понимание взаимосвязи прав и обязанностей, способность строить дружеские отношения со сверстниками, не ущемляя права других. | -Д/игра «Я не должен» | -Рисование: «Чем я люблю заниматься». | Творческая мастерская: «Мои права» |
Ноябрь | «Право на жизнь» -довести до сознания того, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие; государство заботится об охране жизни. | -Беседа «Имею право жить». -Д/игра «Я один дома». | -Игра-драматизация по сказке «Три поросенка». -Рассматривание иллюстраций по теме. | Рисование «Пусть всегда будет солнце». |
Декабрь | «Право на имя» -познакомить детей с правом каждого человека на имя; подвести их к пониманию того, что у каждого человека есть имя и его имя может звучать по-разному. | -Аудиозапись «Книга ласковых имен О. Кириллова. -Д/ига «Назови друга ласково». -Д/игра «Отгадай по голосу». -Беседа «Что означает твое имя?» -А. Мухлынина «Как гномы себе имя выбирали». Т. Шорыгина «Имя». Э. Успенский «Я не заноза» -Просмотр мультфильма «Смешарики»: серия «Право на имя» -Ситуативный разговор «Дай имя своей игрушке». | -Сюжетно-ролевая семья «Семья»: сюжет «В семье появился ребенок». -Рисование по сказке «Три медведя». | Настольный театр «Три поросенка». |
Январь | «Право на семью» -дать детям первоначальное представление о возникновении семьи; формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка; воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг к другу. | -Беседа «Моя семья». -Беседа «Как ты заботишься о своих близких?» -Л. Толстой «Старый дед и внучок» Д. Габе «Моя семья». Е. Трутнева «Наша бабушка». Н. Артюхова «Трудный вечер». В. Осеева «Сыновья», «Печенье». -Прослушивание песен: «Младший брат» муз. И сл. С. Николаевой; «Песенка про папу» муз. В. Шаинского, сл. М. Танича; «Мама, ты мой самый лучший друг» муз. И сл. Л. Олифировой. | -Рассматривание сюжетных картинок по теме. -Д/игра «Моя семья». -Театрализован-ная игра по сказке «Репка». -Настольная игра «Семья гномов» -Сюжетно-ролевая игра «Семья». | Рисование «Моя семья». |
Февраль | «Право на медицинское обслуживание» -познакомить детей с правом на медицинское обслуживание; формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. | -Творческая мастерская «Если хочешь быть здоров». -Презентация «Здоровье в порядке – спасибо зарядке». -Спортивное развлечение «Мы Мороза не боимся – в спорте с холодом сразимся». -День Здоровья. - Просмотр мультфильма «Смешарики»: серия «Азбука прав ребенка». -Беседа «Кто нас лечит?» -Д/игра «Вредно-полезно». - К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; И.Турчина «Человек заболел». | -Сюжетно-ролевые игры «Больница»; «Аптека». -Рисование «Как я закаляюсь». -Рассматривание сюжетных картин по теме «Малыши-крепыши». -Подвижные игры по интересам. -Слушание П. Чайковский «Болезнь куклы» | Рисование «Как я закаляюсь». |
Март | «Право на жилье и его неприкосновенность» -познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность; воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила общежития. | -Д/игра «Назови свой адрес». -Презентация «Какие дома у сказочных героев». -Л. Васильева-Гангнус «Дом, в котором ты живешь»; -Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»; -Ю. Коринец «Таинственный дом»; С. Михалков «Три поросенка». - «Лиса и крот» Б. Заходера. -Обсуждение пословиц: «Красна изба не углами, а пирогами», « В гостях хорошо, а дома лучше», «Мой дом – моя крепость». -Театрализованная постановка по мотивам р.н.сказок «Кот, лиса и петух», «Теремок». | -Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад». -Конструирование «Дом моей мечты». -Просмотр мультфильма «Винни-пух в гостях у Кролика». -Рассматривание иллюстраций художника Ю. Васнецова: «Коза-хлопота», «Петушок», «Сорока-белобока». | Рисование «Домики трех поросят». |
Апрель | «Право на отдых» -познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на отдых и досуг. | -Беседа «Расскажи о своих любимых праздниках» -Беседа «Делу время – потехе час». -Д. Хармс «Очень вкусный пирог»; О. Высотская «В нашем детском саду». -Развлечение «Мешок яблок» по сказке Сутеева -Презентация «Наши праздники». | -Сюжетно-ролевые игры «Кафе мороженое», «Салон красоты». - Дискотека под музыку из мультфильмов. -Рисование «Как я люблю отдыхать». | Фотовыставка «Отдых в детском саду и дома» |
Май | Итоговое занятие -закрепить знания детей о Конвенции, о правах ребенка; продолжать развивать у детей правовое сознание, воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека, прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим, развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях. | -Д/игра «Кто в домике живет». Д/игра «Я не должен». -Д/игра «Расколдуй право» -Беседа «Имею право жить». -Беседа «Мои права и обязанности» Презентация «Кто нарушил право?» (по страницам сказок). - Л. Вохмянина «Сонечка и волшебник Права»; - М. Бушкова «Сказка о том, как Белочка с Ежиком дружила»; - О. Несват «Рыбка». -Викторина «Что мы знаем о наших правах». | -Рассматривание сюжетных картин «Права детей». -Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Больница». -Просмотр мультфильма «Смешарики»; серии «Азбука прав ребенка». -Настольно-дидактическая игра «Исправь ошибку». | «Права детей» |
Взаимодействие с родителями.
Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть на проблему взаимодействия детского сада с родителями с целью создания единого образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, закон «Об образовании РФ» обязывает педагогов и родителей стать равно ответственными участниками образовательного процесса по данной теме через анализ взаимоотношения детей в семье и повышение уровня правовой культуры родителей.
Привлекая родителей к правовому воспитанию, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав своего ребенка. Правовое воспитание детей дошкольного возраста требует единства и согласованности действий дошкольного учреждения с семьей. Когда единство действий дошкольных учреждений и семьи обеспечивает формирование нравственных чувств и представлений ребенка, прочных навыков и привычек поведения, организованную и целенаправленную его деятельность, воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями и ребенку легче овладеть установленными нормами поведения.
Перспективный план работы с родителями.
Месяц | Формы работы с родителями. |
Сентябрь | -Анкетирование «Права ребенка в семье и детском саду». -Тематический правовой уголок по ознакомлению с Конвенцией о правах ребенка. |
Октябрь | -Фотовыставка «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду». -Консультация «Типы родительской любви». |
Ноябрь | -Консультация «Жестокое обращение с детьми». |
Декабрь | -Консультация «Искусство быть родителем» |
Январь | -Рубрика «Говорят взрослые»: тема «Что такое семья?» «Когда семья вместе, так и душа на месте». |
Февраль | -Спортивный праздник «Веселые старты». -Памятка «Полезные советы для родителей по формированию здорового образа жизни». |
Март | -Рубрика «Говорят дети»: тема «Моя мама…» -Консультация «Четыре заповеди мудрого родителя». |
Апрель | -Конкурс стенгазет «Отдыхаем всей семьей». |
Май | -Выставка рисунков «Моя семья». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ»
Консультация для воспитателей ...
План самообразования воспитателя ДОУ По теме: « Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» воспитателя Мякоткиной Елены Владимировны
Самообразование...
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...
Консультации для педагогов (воспитателей) Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ
Консультации для педагогов (воспитателей)Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированн...
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....