Конспект занятия по экологии «Скоро зима».
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Конспект занятия по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmalko_konspekt_ekologiya.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Шмалько Марина Сергеевна. Воспитатель.

Конспект занятия по экологии «Скоро зима».

Цель: обогащать представления о подготовке диких животных к зиме; формировать интерес и бережное отношение к природе; воспитывать заботливое отношение к животным.

Демонстрационный материал: панорама «Лес в ноябре», игрушки: дикие животные (зайчик-, зайчиха-мать, ежик, белка), «дорожка препятствий» (кочки, ребристые дорожки, дуги…), игра «Сортировка запасов» (орешки фундук, семечки, каштаны… на 4 -5 детей мисочка со смесью, 3 мисочки для сортировки), «лужицы» и листочки из цветного картона для игры «Зайчик».

Ход занятия:

Организационный момент: дети рассаживаются на ковре, вместе с воспитателем вспоминают время года, обсуждают, что осень почти подошла к концу, - скоро наступит зима.

Основная часть:

В гости к детям приходит зайчишка.

Зайчишка: Ребята, помогите мне, пожалуйста, я заблудился в лесу и очень хочу вернуться к маме-зайчихе.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем зайчику. Как вы думаете, где может жить зайчиха. (Ответы детей) Правильно, мама-зайчиха живет в лесу. Пойдемте в лес и поможем найти маму зайчику.

Воспитатель с детьми идут «по дорожке препятствий», делают круг по группе, возвращаются на ковёр. Воспитатель ставит на низкий столик панораму «Лес в ноябре».

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес.



Мерзнет ветер в ноябре,
Холодом простужен:
Он на утренней заре
Встретился со стужей.
Тучей неба синева
От земли закрыта,
И осенняя трава
Инеем покрыта.
Лед на лужице блестит,
Лужа замерзает.
Это к нам зима спешит,
Осень провожает.
(Г. Соренкова)

Как по приметам можно определить время года в лесу? (Ответы детей). Листья на деревьях почти опали, на рябине висят красные гроздья ягод. Животные питаются этой ягодой, она для них очень полезна, содержит большое количество витаминов. Прислушайтесь, поют ли в лесу птицы? (Ответы детей). Не слышны голоса птиц, потому что многие птицы улетели в теплые края, где у них будет достаточно пищи. Птицы, которые будут зимовать в лесу, усиленно кормятся и делают запасы. Под ногами шелестят осенние листья. Ой, кто это шевелится под ногами, да еще и фырчит? Этот ежик.

Зайчонок: Здравствуй, ежик, ты не видел мою маму - зайчиху?

Ежик: Нет, не видел я твою маму. У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме. В опавшей листве много пищи, а потом мне еще нужно сделать из листьев и травы гнездо. Зимой, когда будет холодно, я буду спать в гнезде.

Игра «Ёжик».

         Шли по лесу не спеша

        Вдруг увидели ежа

        Ежик, ежик, мы друзья

        Дай погладить нам тебя.

Ход игры: 

Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени или ложится и сворачивается клубочком.

Дети и воспитатель встают вокруг него и поют.

Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».

Воспитатель: Ежик, мы не будем тебе мешать. Дети прощаются с ежиком и видят белочку.

Зайчик: Здравствуй, белочка, а ты не видела мою маму-зайчиху.

Белочка: У меня много дел, я никого не видела. Скоро зима, надо делать запасы мне и моим бельчатам. Зимой орешков не будет, ни ягод, ни грибов, поэтому я запасаю заранее. В свое гнездо я несу орешки, грибочки развешиваю на веточках деревьев. Высохнут грибы и вот будем их зимой есть.

Игра с белочкой «Сортировка запасов». Для игры дети садятся за столики, на которых предварительно расставлены мисочки для сортировки.

Белочка: спасибо вам, ребята, за помощь.

Воспитатель: Белочка, тебе зимой в лесу холодно?

Белочка: Мне зимой не холодно. Зимой мой мех станет теплым, и из рыжего превратиться в серый.  А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как дети одеялом.

Зайчик: Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Прощай, белочка, мне надо торопиться и найти маму.

Воспитатель: Мы отправляемся дальше на поиски зайчихи. Дети, кто еще в лесу живет? (Ответы детей)

Да, в лесу еще живут лоси, олени, барсуки, медведи, волки, лисы…

Зайчик: Ой, я очень боюсь лисички, она может меня есть!

Воспитатель: Да, не бойся, зайчик, мы тебя не дадим в обиду.

Зайчик: А, вон и мама моя! Мама!!!

Зайчиха: Мой маленький зайчонок, как я рада тебя видеть! Дети, спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка. Он еще совсем маленький и глупенький, заблудился в лесу.

Зайчонок: Я заблудился, а ребята помогли мне. Я очень боялся встретить лису и волка.

Зайчиха: Конечно, этих зверей нам нужно опасаться.

Воспитатель: Зайчиха, расскажи ребятам, как вы готовитесь к зиме?

Зайчиха: Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще, и еще мы не так заметны будем на снегу.

Воспитатель предлагает детям побыть зайчиками, почувствовать, как холодно и неуютно ему в холодном лесу в конце осени. По ковру раскладываются «лужицы» и жёлтые листья. Воспитатель читает стихотворение А. Блока, а дети, изображая зайчиков, прыгают по ковру, стараясь не наступать на «лужи».

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Зайчиха: Дети, когда будете возвращаться в детский сад, не ходите по левой дорожке, там медведь готовиться к зимней спячке.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как медведь готовиться к зиме? (Ответы детей). Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест - запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной с проявлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать. Да и лиса с волком тоже готовятся к зиме.

Воспитатель: Кто нам расскажет, как они готовятся? (ответы детей)

Зайчиха обобщает ответы детей: «Эти животные зимой не впадают в спячку. У них меняется   мех на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу - различных грызунов»

Рефлексия.

Воспитатель: Спасибо, тебе зайчиха. Мы теперь знаем, что осенью животные готовятся к зиме, каждый занят своим делом, мы им мешать не будем. Ребята, кого мы сегодня встретили в лесу? (ответы детей). Вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего? (Ответы детей).

Воспитатель: мы непременно совершим еще путешествие, а теперь нам пора вернуться в наш детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для старшей группы "Зимующие птицы" .

«Зимующие птицы»Цели: обобщить знания детей о зимующих  птицах; выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в не...

Конспект занятия по экологии «Зимушка зима»

Конспект занятия по экологии «Зимушка зима»...

Конспект занятия по экологии Тема: «Зимующие птицы»

Конспект занятия по экологииТема: «Зимующие птицы»Программное содержание:Цель: закрепить знания детей по теме зимующие птицы.Задачи:1.     Закреплять понятие «Зимующие птицы», пред...

конспект занятия Познавательное развитие. "Скоро зима"

Дать детям представлегие о жизни диких животных зимой....

Конспект занятия по экологии "Птицы зимой"

Конспект занятия по экологии "Птицы зимой"...

Конспект занятия по экологии «Воробьи зимой»

Конспект занятия по экологии «Воробьи зимой»...