Проектная деятельность как средство формирования творческих и познавательных способностей детей.
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Правильно организованная проектная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях,впечатлениях,способствует воспитанию любознательности, успешности ребёнка,самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство формирования творческих и познавательных способностей детей.
Проектная деятельность помогает развивать творческие способности детей, способствует умению слушать, общаться, анализировать, помогает увидеть проблему с разных сторон, развивает воображение, память, речь, укрепляет связи между родителями, детьми и педагогами.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – я пойму». Ребёнок должен сам творить, изобретать. Для этого в детском саду необходимо создать условия для развития проектной деятельности, т. е. уголки экспериментирования, планирование на год, пополнение развивающей среды. Три составляющие проектной деятельности: 1) развитие у детей исследовательских умений и навыков,2) детская практика, 3)мониторинг исследовательской деятельности дошкольников. Правильно организованная проектная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности, успешности ребёнка, самостоятельности.
На сегодняшний день возрастают требования к детям - первоклашкам. Новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребёнком. Необходимо формировать компетентную, социально адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Главным является, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к делу и формирование активной позиции у дошкольников. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможности для совершенствования. Дошкольнику необходимо самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские навыки. Педагогу нужно сформировать умения, сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности. Педагоги ищут новые пути развития творческого воображения и мышления детей. Сегодня в дошкольной науке отстаивается взгляд на ребёнка, как на саморазвивающую систему, что определяет усилия взрослых не на обучение определённым знаниям, а направляет их педагогические умения на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и является технология проектирования. Проектирование-это коллективная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Цель работы технологии - формирование творческой личности. Для достижения цели были определены задачи:
способствовать развитию творческого мышления, любознательности, познавательных интересов к окружающей действительности;
создать условия для свободного экспериментирования путём преобразования пространственной среды;
создать условия для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности.
Метод проектов является одним из ведущих методов в организации образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС Д О.
Как педагогическая технология метод проектов это совокупность поисковых, проблемных, исследовательских методов, творческих по своей сути, т. е. в его основе лежит развитие познавательных интересов и познавательных действий ребёнка, через его включение в различные виды деятельности, охватывающие социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое, физическое. Дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач, проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Использование в детском саду метода проектов позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Познавательный интерес - это отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, которое характеризуется наличием интереса к поставленной задаче и её решением, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать на практике. Каждая ступень развития ребёнка имеет свои задачи познавательной деятельности.
2 младшая группа. Основная часть участия в проектах отводится родителям и педагогам. Например, творческие проекты «Масленица», «Зимние виды спорта», «Малыш и книга». В результате возникают детские праздники, конкурсы семейного дизайна.
Средняя группа. Дети принимают участие в исследовательских проектах «Огород на подоконнике», «Здоровое питание - здоровые дети», где сами экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде плакатов. Основными задачами по реализации проектов выступают: развитие познавательных способностей, умение наблюдать, описывать, систематизировать знания об окружающем мире, формируются элементарные представления и взаимосвязи в жизни, в природе.
Старший возраст. Создаётся проблемная ситуация. Структура проектной деятельности: постановка проблемы, целеполагание (что нужно сделать для решения этой проблемы), выдвижение гипотез (сбор данных), анализ полученных результатов, формулирование выводов.
Формы работы: 1)совместно с педагогом, 2)познавательные занятия с элементами экспериментирования, 3)опыты и фокусы, 4) долгосрочные наблюдения и эксперименты, 5) самостоятельная экспериментальная деятельность детей. Весь материал изучения разделён на части: живая природа, неживая природа, рукотворный мир, измерение.
Как можно фиксировать результат деятельности:
- устный рассказ об увиденном, 2)сравнение, классификация, 3)фото, 4) зарисовка, схемы, макеты.
Как оснастить уголок экспериментирования: подобрать разные виды бумаги, песок и землю, утиль - материал, энциклопедии, дневники, фотоальбомы. Детям нравятся проекты. Например, «Этот загадочный космос», «Новый год у ворот», «Наша Армия родная», «Моя мама». Продукты детской деятельности могут найти своё отражение в макетах «Арктика», «Скотный двор», «Звери леса» (аппликация, лепка, конструирование).
Каковы принципы развития творческих способностей детей:
принцип беглости мышления (мозговой штурм);
принцип сотрудничества (выполнение задания в паре, в группе);
принцип благоприятного климата (обязывает взрослого поддерживать благоприятную среду);
принцип неоцениваемой деятельности (право на ошибку).
Формирование интереса к исследованиям является главным фактором развития творческого потенциала личности. Предметно-развивающая среда, центры экспериментирования, оснащённость дидактическими играми, пособиями групповой комнаты вызывает интерес у детей. Необходимо разработать с детьми план безопасного поведения в уголке экспериментов. Разные формы детского экспериментирования можно использовать в разных видах деятельности: во время игр, на прогулке, в трудовой деятельности.
На первом этапе педагог ставит проблему, намечает пути её решения, а само решение осуществляется детьми. Важно научить детей самостоятельно находить и подбирать нужный материал, оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, то есть развивать собственную творческую активность. Для достижения этих задач можно использовать наводящие вопросы: «Что для этого тебе надо?» «Расскажи, что будешь делать?» «Где можно взять данный предмет?». Уважительное отношение к детским высказываниям развивает в детях чувство защищённости. Помощь в формулировании отражении в речи их действий и умозаключений, представление свободы выбора, перемещение в пространстве способствуют проявлению их творческой активности, самостоятельности, уверенности в себе.
На втором этапе обучения, педагог ставит проблему, а метод её решения дети ищут сами. Стоит задача научить детей разными способами находить решение проблемных задач.
На третьем этапе обучения, где постановка проблемы, отыскивание метода и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно, приходится решать задачу как сделать, чтобы ребёнок старшего возраста смог самостоятельно пройти через все структурные компоненты проектной деятельности. Для этого можно использовать карточки – символы, подсказывающие способы деятельности: презентация, помощь родителей, использование дневниковых записей с графическим описанием опытов.
Четвёртый этап - презентация.
Проекты классифицируются: творческие, информационные, игровые, исследовательские.
По составу участников проекты бывают: индивидуальные, групповые, фронтальные.
По срокам реализации: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
Этапы проекта:
1)выбор цели; 2)разработка проекта; 3)выполнение; 4) подведение итогов.
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали маленький философ.
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задаёт вопросов «почему?». С.Я.Маршак.
Подготовила воспитатель МБДОУ№338
Сураева О.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника
Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же хара...
"Проектная деятельность как средство формирования первичных экономических представлений у детей среднего дошкольного возраста"
Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Происходящие преобразования в обще...
«Применение нетрадиционных техник художественно – творческой деятельности как средство формирования творческих способностей детей дошкольников с ОНР».
Перспективный план работы по самообразованию на 2020 - 2021 г.г.Воспитатель Кондовая Юлия Сергеевна_группы № 4_МБДОУ «Детский сад № 68__Тема: «Применение нетрадиционных техник художественн...
Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста....
Презентация опыта работы «Проектная деятельность как средство развития творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста
Общество на современном этапе своего развития предъявляет особые требование к ребенку дошкольного возраста – сформированность целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формиров...
Опыт работы на тему: Проектная деятельность как средство формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
Опыт работы на тему: Проектная деятельность как средство формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста....
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья
В наше время одним из приоритетных направлений в образовании является доступность образовательной среды для всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с огранич...