Мастер - класс "Формирование познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка в различных видах деятельности""
методическая разработка по окружающему миру на тему
Мастер- класс "Формирование познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка в различных видах деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Степнячок» Акбулакского района Оренбкургской области
Мастер-класс по теме: «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
Хакимова Н.Н., воспитатель МБДОУ
«Детский сад №5 «Степнячок»
2018г.
Цель: Распространение опыта по формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
- сформировать у участников мастер – класса в воспитательно – образовательном процессе на использование бросового материала для развития познавательной активности дошкольников и формирование познавательных интересов.
Оборудование:бутылка с песком наполненная мелкими игрушками.
Участники мастер-класса: Педагоги МДОУ района.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас. Наш век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное.
А детство, это пора познаний и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.
Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.
Игры с песком – одно из самых любимых детских занятий. Но что делать, если песка нет и погода не позволяет выйти на улицу? Взрослые и дети включили фантазию и использовали песок в обычной пластиковой бутылке. Сегодня педагоги используют самые разнообразные пособия и оборудование.
Предлагаю ещё один, который назвала «Чудо в бутылке». Это «чудо», несомненно, разнообразит предметно-развивающую среду группы.«Чудо в бутылке» понравилось и детям, и педагогам нашего детского сада. Теперь в группах можно увидеть «бутылки с сюрпризом». Все они сделаны вместе с детьми и самими детьми.
Обычную пластиковую бутылку заполнили песком и вложили в неё различные сюрпризы: батарейку, матрёшку, карандаш, колёса от машинок, пуговицы, киндер-сюрпризы и другие мелкие детали. Сюрпризов в бутылке много, но придётся их поискать. А для этого надо бутылку покрутить в руках, потрясти, покатать…
Для формирования у дошкольников интереса к познанию окружающего мира использую нетрадиционные методы. Один из которых «чудо в бутылке». Использую в коррекционных и развивающихся играх с детьми всех возрастных групп (начиная с ясельных и заканчивая подготовительными к школе группами).
Может использоваться в различных видах детской деятельности:
непосредственно образовательная деятельность;
самостоятельная деятельность детей;
образовательная деятельность во время режимных моментов (фронтально или индивидуально).
Для облегчения периода адаптации к новым условиям детского сада с детьми младшего дошкольного возраста предлагаю «чудо в бутылке». Обращаю внимание детей на то, что вокруг них много предметов.
Использую сюрпризный момент и «чудо в бутылке». Вызываю интерес к обычному — через необычное. Учимся различать предметы по силуэтам; понятиям, связанным с формой; распознавать предметы… Создание комфортного психологического микроклимата в группе, бодрого и радостного настроения у детей.
Предлагаю детям среднего дошкольного возраста рассмотреть сюрприз в бутылке, описать его форму, размер, цвет; читаю стихи, загадываю загадки. Предлагаю создать коллективную работу и придумать для неё название.
С детьми старшего дошкольного возраста учимся ориентироваться в пространстве: овладение понятиями вверх-вниз, вперед-назад, налево-направо, а также правильность понимания и использования падежных форм и пары предлогов:«сверху-снизу»,«спереди-сзади», «справа-слева», «на-под», «за-перед»;
умение правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него; умение ориентироваться в пространстве в покое и в движении.
Применяется для организации диагностической, развивающей, коррекционно-развивающей работы с детьми. Как использовать в детском саду?
Сенсорное развитие: упражнения для закрепления представлений о цвете, форме, величине,развитие мелкой моторики; игры на воображение и распознавание образов, развития памяти и образного мышления.
Дети учатся узнавать предметы по характерным признакам, развивают сенсорные способности, тактильные ощущения, развивается речь.
Развитие речи: закрепление названий разных цветов и их оттенков, сочинение сказок и рассказов.
Сюжетно-ролевая игра: использование сюрпризов для свободной игры детей.
Изобразительная деятельность: разыгрывание сюжетов сказок, рассказов с помощью «чуда» из бутылки.
Дошкольники придумывают рассказы, сказки и изображают на бумаге . При этом придуманная сказка может быть толчком для обыгрывания в театральной студии.
Результативность: работу по формированию у дошкольников интереса к познанию окружающего мира с использованием «чуда в бутылке» считаю успешной, так как у детей возник устойчивый интерес к познанию, наблюдательности, умению мыслить и анализировать.
Удалось увлечь детей и помочь им увидеть удивительное и непонятное в обычных, хорошо знакомых предметах и явлениях.
При ощущении поддержки со стороны взрослого, дети преодолели чувство страха, нерешительности, неуверенности в себе. У них проснулась инициатива, зародилась настойчивость. Пусть не сразу было всё абсолютно понятным. Но на островках детской памяти остались первые радостные впечатления от собственных открытий, появилось желание познавать самому.
СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ
«А теперь давайте отправимся путешествовать. Кто же будет нашим героем? (Покрутили бутылочку).
Ага, вот и МАТРЁШКА. Сначала матрёшка идёт прямо и встречает..кого? (покрутили бутылочку) ЖИРАФА !!!
Что же с ними приключилось дальше?» ( Самостоятельно придумывают продолжение сказки).
КТО МОЖЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ:
— учителя-логопеды
— педагоги по изобразительной деятельности
— музыкальные руководители
— инструктора по физической культуре
— воспитатели
— педагоги-психологи
— родители
Форма задаёт необычность использования пособия в практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность по познавательному развитию и художественному творчеству через интеграцию различных видов деятельности.
Способствовать развитию речевой речи ребенка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, стимулировать фантазию. Проявлять творческие способности....
Развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности в среднем возрасте.
Научная статья раскрывает основные принципы формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности в среднем возрасте....
Консультация для воспитателей "Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности"
консультация для воспитателей...
"Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его вовлеченность в различные виды деятельности".
"Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его вовлеченность в различные виды деятельности"....
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности
Консультация по вопросу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности....
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...
«Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности»
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возрастаФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательны...