СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ: «ЗЕЛЁНЫЙ МИР ДЕТСКОГО САДА»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zelyonyy_mir_detskogo_sada.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ:

«ЗЕЛЁНЫЙ МИР ДЕТСКОГО САДА»

Информационная карта проекта

      Тип проекта: информационно-творческий;

      Участники проекта: дети, родители, воспитатели     

Срок реализации проекта: сентябрь-  ноябрь 2017 года.

      Актуальность проекта

      На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода  воздуха, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.  

      Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.

      И мы — педагоги совместно с детьми, родителями и «Общественным центром Голованово» начали эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с облагораживания территории наших детских садов.

     В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети расширят свой кругозор по отношению к растениям родного края, изучат их внешний вид и их полезные качества. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

Цель проекта:

Повышение экологической культуры, экологического сознания и мышления через привлечение детей, родителей и общественного центра к озеленению  территории детского сада.  

Задачи проекта:

Для детей: 

Образовательные:
-  познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете;  

- определить наиболее распространённые растения;

- иметь представления  о пользе растений;

- углубить знания о приёмах по уходу за растениями;

- учить детей работать в коллективе.

Развивающие:  
- развивать умение сравнивать и анализировать;

-  развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- обогащать словарный запас детей и их знания о растениях;

-  развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках;

- способствовать развитию  воспитания экологической культуры.

Воспитательные:
-  воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Для педагогов:

- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;

- выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития;

- составление картотеки дидактических игр, загадок, стихов по теме проекта;

- разработка сценария итогового мероприятия;

- помочь ребенку добывать новые знания;

- организовать и скоординировать деятельность детей, родителей, педагогов и общественного центра, осуществляя при необходимости практическую помощь.

Для родителей: 

- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;

- выполнять  совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в МАДОУ;

- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;

-  распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

Реализация проекта.

I ЭТАП. Организационно-подготовительный.

- формирование цели, задач, разработка проекта;

- подбор материала для осуществления проекта;

- целевая экскурсия к деревьям на территории детского сада;

- просмотр презентаций о родном городе «Город, вид с неба» , «Пейзажи», «Хвойные деревья», «Лиственные деревья», «Кому нужны деревья?».

- наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влиянии на состояние деревьев;

- беседы с родителями «Деревья вокруг нас»;

- подбор материала общественным центром для посадки на территории детского сада.

II ЭТАП. Практический (основной).

1) Беседы с детьми:

«Для чего нужны деревья?»;

«Почему говорят: «Лес — это лёгкие Земли?»;

«Кто живёт в лесу?»

2) Проведение Н.О.Д.:

Интегрированная: «Дары деревьев»;

ФЦКМ «Свойства дерева»;

Рисование «Фантазия».

3) Дидактические игры: 

«К названному дереву – беги!»;

«Найди дерево  по  описанию»;

«Где спрятано растение?»;

«Узнай растение»;

«Загадай,  мы  отгадаем»;

«Найди растение по названию»;

«Чего не  стало?».

4) Заучивание стихов:

«Ходит осень по дорожке...»;

«Листья солнцем наливались...».

5) Трудовая деятельность:

Посадка материала совместно с детьми, родителями, педагогами, предоставленного родителями, фондом «Общественный центр Голованово».

III ЭТАП. Заключительный.

- проведение итогового мероприятия;

- награждение активистов (педагогов, родителей).

Ожидаемые результаты:

- активное сотрудничество с родителями по данной теме, что способствует становлению партнёрских отношений;

- привлечение общественности к проблеме озеленения территории детского сада;

- формирование единой системы становления нравственных качеств личности ребёнка через расширение кругозора детей и интереса к растениям родного края. (Формирование знаний детей о лесе, о деревьях и растениях, растущих на территории детского сада. Стремление детей к исследованию объектов живой и неживой природы. Формулирование выводов, установление причинно-следственные связей. Овладевание детьми навыками экологически целесообразного поведения в природе. Формирование представлений детей о  бережному и заботливому отношению к природе).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические игры

К названному дереву – беги!

Задача. Тренировка в быстром нахождении названного дерева.

        Ход. Игра организуется, как подвижная. Воспитатель объясняет, что водящий может ловить тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз, два, три – беги!»

Найди дерево  по  описанию

Задача.    Найти предмет  по  описанию.

        Ход. Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, акация и рябина). Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог. Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что либо спрятать.

Узнай растение

Задача.  Найти растение по названию.

       Ход. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову сейчас растение, а вы должны найти его, показать и рассказать про это растение. Кто быстрее это сделает, получит фишку».

Загадай,  мы  отгадаем

Задача. Описать предметы и найти по описанию.

      Ход. Один ребенок выходит за дверь. Он водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растения.

Найди дерево по названию

Задача.  Найти дерево по слову - названию.

       Ход. Воспитатель называет дерево, растущее на территории детского сада, а дети должны найти его. Кто быстрее это сделает, получит фишку.

Чего не  стало?

Задача.  Назвать деревья  по памяти.

       Ход. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть картинки с деревьями и закрыть глаза. В это время он меняет местами картинки с деревьями на столе, а затем просит детей переставить картинки так, как они лежали прежде.

                 Стихи об осени

                         ***

Листочки танцуют, листочки кружатся

 И ярким ковром мне под ноги ложатся.

 Как будто ужасно они занятые,

 Зелёные, красные и золотые…

 Листья кленовые, листья дубовые,

 Пурпурные, алые, даже бордовые…

 Бросаюсь я листьями вверх наугад

 Я тоже устроить могу листопад!

                        ***

 Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди. И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья

Сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый -

Кленовый.

                        ***

 Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождём шумит!

                         ***

Осенние листочки на веточках сидят,

 Осенние листочки детям говорят:

 Осиновый – а-а-а…

 Рябиновый – и-и-и…

 Березовый – о-о-о…

 Дубовый – у-у-у…

 Закричали все: «Ау!»

 Никто не отзывается,

 Лишь эхо откликается.

 Наше эхо возвращается

 К нам тихо: «Ау! Ау!»

 Эхо! Эхо! Вот потеха.

 Это эхо каждый раз

 Передразнивает нас.

 Е. Благинина

                        ***

Громко я в лесу кричала,

 Гулко эхо отвечало.

 Скоро будут холода?

 Отвечало эхо: «Да!»

 Сколько елочек, смотри!

 Отвечало эхо: «Три!»

 Старый дуб совсем засох.

 И вздохнуло эхо: «Ох!»

 Ну, прощай, иду домой!

 Огорчилось эхо: «Ой!»

 И. Калинина

Налетит сердитый ветер,

 Зашумит, задышит бор

 И послышится скрипучий

 Деревянный разговор.

 Ох, ах, ах, ох,

 До чего я стар и плох!

 Молча слушают осинки,

 Им, осинкам, невдомек,

 Что когда-то

 Был ветвистым,

 молодым, зеленолистым.

Загадки

                * * *

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

                 * * *

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

* * *

Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (Лиственница)

* * *

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна)

* * *

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

* * *

Белые овечки

Бегают по свечке. (Верба)

* * *

Никто её не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

* * *

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

* * *

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

* * *

Платье потерялось —

Пуговки остались. (Рябина)

* * *

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

* * *

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Интегрированная  НОД «Дары деревьев».

Задачи:

- дать детям знания о значении деревьев для человека и живых существ;

- познакомить детей с пословицами о деревьях;

- закрепить знания о знакомых деревьях;

- воспитывать интерес к деревьям;

- закрепить навыки аккуратного наклеивания;

- подвести детей к выводу о бесценности красоты и пользы природы, необходимости беречь деревья;

- воспитывать у детей любознательность, экологическое мировоззрение.

Интеграция областей: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Оборудование:

Корзина с восемью шишками. К каждой шишке привязана ленточка со словами.

Раздаточные листы бумаги с упражнением «Найди тень от дерева», карандаши.

Репродукции с картин художников-пейзажистов.

Картинка с изображением дерева с гнездом, дуплом и норками между корней.

Для аппликации: белые салфетки, листы голубого картона с наклееной почвой и кроной (из зеленой салфетки) — фон для аппликации, розовые фломастеры, желтые круги - «солнце».

Ход занятия:

Ребята, какое время годы наступило? Осень!

Деревья - большие друзья человека и всех живых существ. Деревья одаривают всех их подарками, а взамен не требуют ничего.

Вот перед вами корзина. Что там лежит? Шишки. А с какого дерева они? С сосны.

Но эти шишки не простые, к каждой ленточка привязана. А на ленточке слова, рассказывающие о том, чем могут одарить деревья.

Первая шишка: «Дерево накормит».

Вот на этой шишке на ленточке написано: «Дерево накормит». Что бы это значило? Как деревья могут накормить?

 

Деревья могут подарить нам вкусные и полезные для здоровья плоды. Вспомните, плоды каких деревьев вы кушали. Груши, персики, сливы, вишни,  абрикосы, орехи, черешня, мандарины, лимоны, апельсины.

Вторая шишка: «Чистый воздух».

Растения очищают воздух, насыщают его кислородом, а кислород необходим для дыхания всем: и людям, и животным, и растениям. Растет у нас такое дерево - лиственница. Лиственница умеет очень хорошо очищать воздух: одно дерево может очистить воздух на всей территории нашего детского сада.

Как по-вашему, где воздух чище: в лесу или в городе? Почему? В городе воздух грязнее из-за машин, заводов, труб. Поэтому «для города каждое дерево дорого».

Третья шишка: «Тень».

В знойный летний день нам хочется спрятаться от палящих солнечных лучей. И деревья предлагают нам для этого свою тень. Недаром с таринной пословице говориться: «Доброго дерева сень (крона) сулит добрую тень».

Дидактическое упражнение «Найди тень от листочка».

А вам задание: соедините линией листочка с его тенью.

Дети карандашом проводят линии от листка к его тени.

Четвертая шишка: «Красота»

Мы с вами не раз наблюдали за деревьями, которые растут вокруг нас. Вспомните названия этих деревьев. Мы видели их зимой и летом, весной и осенью, голые ветви и одетые в зеленый, а сейчас они одели разноцветный наряд. И всегда мы любовались красотой деревьев. Недаром есть такая поговорка: «Сады и леса - земли краса». Художники во все времена пытались отразить в своих картинах красоту деревьев. Взгляните на репродукции с некоторых таких картин. (Например: Иван Шишкин «Золотая осень»).

Физкультминутка: «Выросли деревья в поле».

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания, руки вверх, встать на носочки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет.

(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

(Дети садятся на стульчики).

Пятая шишка: «Лечение».

Деревья могут помочь вылечить множество болезней. В цветках, листьях, плодах, коре, даже корнях много полезного. Нужно только знать и уметь пользоваться этим даром деревьев.

Цветки липы излечат больное горло при ангине. Плоды рябины умеют заживлять раны. Масло из грецкого ореха заживит ожог. Цветки и плоды боярышника помогут больному сердцу. Деревья могут помочь не только излечиться, но и защититься от болезней, не заболеть.

Шестая шишка: «Древесина».

Дерево дарит человеку замечательный материал - древесину. Древесиной называют бревна и доски. Из которых люди изготавливают множество нужных, удобных и красивых предметов. Деревянные вещи красивые, крепкие, удобные, гладкие на ощупь, долго служат людям.

Посмотрите вокруг. Есть ли в этой комнате деревянные предметы? Назовите их. Столы, стулья, кубики, полки, карандаши, контсруктор, декоративные ложки.

А если вспомнить, что бумага тоже делается из древесины деревьев, то вы сможете назвать еще много предметов. Книги, расскраски, альбомы, журналы и газеты, картинки, обои на стенах.

Дидактическая игра: «Из какого дерева?»

Детям предлагается образовать от названных прилагательных словосочетания «существительное плюс предлог»

Дубовый стол сделан … (из дуба),

Сосновая скамейка сделана … (из сосны),

Липовая ложка сделана … (из липы),

Березовый веник сделан … (из березы),

Можжевеловая дощечка … (из можжевельника),

Калиновая дудочка … (из калины),

Кленовые ворота … (из клена).

Как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы выросло дерево, из которого можно изготовить небольшой стол? Для этого нужно очень много времени, много лет. Именно поэтому лесники следят за тем, чтобы в тех местах, где срубили деревья, сразу же высаживаль новые, молодые деревья. Ведь «срубить дерево- пять минут, вырастить - сто лет» и «не мудрено срубить, мудрено вырастить».

Психогимнастика: «Расти деревце».

Ребята, представьте, что вы меленькие зернышки. вы сидите под землей. Вдруг вы почувствовали, что стало теплее и потянулись вверх. Земля расступилась и ваш росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. Теплые солнечные лучики коснулись ваших стебельков, а ветерок качнул вас влево, затем вправо. Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило вас за верхушку своими лучами и потянуло вверх. вы стали расти. Все выше и выше. И вдруг брызнул дождик. вы стали пить дождевую воду и становится сильными и большими. Вот росток превратился в маленькое деревце. У вашего деревца выросли и раскинулись в стороны ветви. и вы рады жить на этой земле, вдыхать свежий воздух. пить дождевую воду и греться в лучах теплого солнышка.

Седьмая шишка: «Укрепление почвы».

Деревья корнями как бы «вцепляются» в почву, и не дают дождю и ветру ее размыть и разрушить. На склонах холмов и оврагов специально высаживают деревья, чтобы они своими корнями укрепляли почву и не давали обрушиться ей на склоне.

Восьмая шишка: «Жилище».

Дерево — это дом для многих живых существ. Взгляните на картинку. Кто живет среди ветвей дерева? В ветвях деревьев вьют гнезда птицы. А кто живет в дупле? В дупле дерева могут жить белки, а еще совы и другие птицы, могут поселиться дикие пчелы. А кто устраивает себе дом среди корней дерева?

 Змеи, ежи устраивают себе норы между корнями дерева.

 Под корой дерева живут различные насекомые.

Вот как много даров может преподнести дерево. И мы, люди, должны быть благодарны деревьям. А как мы можем выразить свою благодарность деревьям? Что мы можем сделать для них? Посадить новые деревья, полить их в жаркий день, не ломать веток, не ранить кору. Ведь «кто с дерева кору снимает — то его убивает». А на память о нашем занятии мы сделаем аппликация «Дерево в цвету».

Пальчиковая гимнастика: «Корни».

Высокие, красивые дереья здесь растут.

 (Показываем руками деревья: руки подняты вверх, локти прижаты к столу, пальцы разведены в стороны и напряжены)

А корни под землею для них водичку пьют.

 (Показываем руками корни: ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной, пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть).

Аппликация: «Дерево в цвету».

Детям предлагается выполнить аппликацию из цветной бумаги и салфеток. Дети сами наклеивают ствол дерева, солнце; скатывают из белых салфеток цветы, наклеивают их и розовым фломастером ставят точку в середине каждого «цветка».  

Подвести детей к выводу о бесценности красоты и пользы природы, необходимости беречь деревья.

Дети, давайте сделаем выставку из наших деревьев?

Готовые работы вывешиваются на стенд по ИЗОдеятельности.

НОД по рисованию: «Осенние листочки».

Цель:

Познакомить детей с техникой печатания листьев.

Задачи:

- развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа;

- учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа;

- обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы детей;

- создать условия для свободного выбора детьми деятельности;

- создать условия для принятия детьми решений.

Интеграция областей: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: экскурсия по осеннему лесу, беседа на тему: «Какие бывают осенние листья».

Материалы и оборудование:

  • Осенние листья с различных деревьев;
  • Гуашь, баночки-непроливайки, бумага А4, кисти, салфетки на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья, по ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают: гуси,

Грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет вдали.

-Какими бывают осенние листья? (яркими, разноцветными)

-Скажите, чей листочек? (воспитатель показывает детям листья, они называют, какому дереву они принадлежат? Воспитатель подсказывает, если дети затрудняются ответить).

-А вы хотите сами нарисовать такие волшебные листья?

Воспитатель предлагает почувствовать себя детям в роли художника-волшебника. Дети соглашаются с принятием роли, берут на себя эту роль.

А вот и наши чудесные листочки!

-Возьмите их и попробуйте составить композицию.

-Посмотрите, что у вас получилось?

Воспитатель поддерживает инициативу и самостоятельность детей. Они высказывают свои предположения, мысли. Рассматривают, уточняют.

- Как вы думаете, с чего мы начнем работу над рисунком? (составим композицию из листьев)

- А сейчас мы с вами будем раскрашивать листья красками.

Физминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечиками чик-чик.

Раз - сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Сели, встали, сели, встали,

Руки кверху все подняли,

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Рефлексия

Задает вопросы:

- Что мы сегодня с вами рисовали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Хотели бы вы еще почувствовать художниками-волшебниками?

- Что для вас было самым простым в работе?

-Что вызвало трудности?

Дети делятся впечатлениями, выражают чувства к проделанной работе.

- Давайте с вами сделаем красивую выставку наших работ?

Работы вывешиваются на стенд по ИЗО деятельности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зелёный мир детского сада".

Проект выполнила и подготовила Иванова Татьяна Викторовна в подготовительной группе № 7"Звёздочки"МБДОУ № 12....

Педагогический социально-значимый, здоровьесберегающий проект для детей 5-7 лет "Во саду ли, в огороде..."

Это здоровьесберегающий проект направленный на сохранение своего здоровья и желание употреблять в пищу продукты, которые содержат витамины!...

Социально-значимый педагогический проект по экологическому образованию для детей 5 – 6 лет «Самое синее в мире Черное море мое»

Педагогический проект по экологическому воспитанию, направленный на желание детей старшего дошкольного возраста беречь Чёрное море и его обитателей!...

Социально значимый экологический проект «Подари дереву жизнь»

Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьки...

Социально-значимый образовательный проект «Малыши – крепыши»! в 1-й младшей группе)

Пояснительная записка.Тема проекта: «Малыши – крепыши»!(создание условий для здорового образа жизни в 1-й младшей группе) Вид проекта: обучающий, игровой.Продолжительность проек...