Конспект прогулки «Волшебница осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гончарова Ольга Викторовна

Цель: формировать обобщенное представление детей об осени; развивать представления детей о многообразии природных явлений, учить устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект прогулки «Волшебница осень»

Цель: формировать обобщенное представление детей об осени; развивать представления детей о многообразии природных явлений, учить устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

  • Продолжать совершенствовать диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе, отвечать полным ответом на вопрос воспитателя;
  • Развивать мышление, память, интонационную выразительность речи;
  • Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

Оборудования и материалы:

  • Мешочек с муляжами овощей и фруктов;
  • Муляжи грибов;
  • Пустая корзина;
  • Корзина с фруктами;
  • Картинки осенних листьев с загадками.

Виды детской деятельности, используемые на прогулке: беседа, дидактическая игра, игры разной подвижности, литературное слово, сюрпризный момент.

Место проведения прогулки: территория ДОУ.

Ход прогулки:

Дети вместе с воспитателем выходят из группы на улицу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный день! Давайте встанем все вместе в круг, возьмемся за руки и поделимся друг с другом хорошим настроением (дети берутся за руки и приговаривают слова).

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!»

Какое хорошее настроение сразу у всех стало! Правда, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: А я хочу вам загадать загадку. Послушайте внимательно и постарайтесь ее отгадать:

«Дождик с раннего утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает,

Это все когда бывает?»

Дети: Осенью.

Воспитатель: Послушайте, как описала осень поэтесса Татьяна Бокова в своем стихотворении «Осень скверы украшает»

«Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды. 
На полях идёт уборка —
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай —
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай.»

Посмотрите  вокруг, осень действительно все украсила разноцветными красками. Мы с вами живем в очень богатом дарами природы крае. У вас у всех есть дома огороды и сады. Вы вместе со своими родителями собирали осенний урожай?

Дети: Да!

Воспитатель: Какие осенние дары вы собирали?

Дети: Яблоки, груши, орехи, айву, виноград и многое другое.

Воспитатель: Молодцы ребята. Скажите, а вы помните названия осенних месяцев?

Дети: Сентябрь, октябрь и ноябрь.

Воспитатель: Правильно. Вика, расскажи нам стихотворение про сентябрь.

Дети: Пришел сентябрь с красками,

Коснулся листьев ласково.

И деревце простое,

Вдруг стало золотое!

Воспитатель: Осень бывает ранняя и поздняя. Сентябрь – это ранняя осень. Скажите, что происходило в сентябре с природой?

Дети: Начали желтеть листья, солнце стало реже светить, часто идут дожди, дни стали короче.

Воспитатель: А чем занимаются люди?

Дети: Собирают урожай фруктов и овощей.

Воспитатель: Правильно! А я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный мешочек». (дети по очереди засовывают руку в мешочек и берут один предмет, описывают его форму и размер, вытаскивают и демонстрируют его всем детям).

Игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель: Очень интересная игра! Вам понравилась?

Дети: Да!

Воспитатель: Продолжаем вспоминать осенние месяцы. Тихон расскажи свое стихотворение.

Дети: «В октябре, в октябре,

Частый дождик на дворе.

На лугах легла трава

Замолчал кузнечик

Заготовлены дрова на зиму для печек.»

Воспитатель: Октябрь – середина осени, золотая пора. Что происходит в октябре в природе?

Дети: Листья опадают, им не хватает солнечного тепла и света. Птицы собираются в стаи, животные готовят свои норки, а так же запасы на зиму. А люди собирают грибы.

Воспитатель: Посмотрите  ребята, какая у меня есть красивая корзинка! Но она совсем пустая… Я очень хочу собрать в нее грибы, но одной мне не справиться. Поможете мне?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте вместе поищем грибы на нашем участке возле деревьев.

Игра «Собери грибочки»

(дети ходят вместе с воспитателем по участку и собирают муляжи грибов, заранее разложенные воспитателем)

Воспитатель: Спасибо ребята за помощь! Целую корзину грибов набрали! Какие из вас выйдут отличные грибники. А я вам предлагаю отдохнуть и выполнить со мной небольшую разминку.

Динамическая пауза

Меж лиловых  мягких лап

Дождик кап – кап – кап

(дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)

Где сучок давно засох

Вырос мох – мох – мох.

 (Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)

Где листок к листку прилип

Вырос гриб, гриб, гриб.

(Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)

Кто нашел его друзья?  

(Дети стоят прямо, пожимая плечами)

Это я, я, я!

 (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)

Воспитатель: Как хорошо мы размялись! Арина, расскажи пожалуйста свое стихотворение.

Дети: «Руки мерзнут в ноябре,

Холод, ветер на дворе.

Осень поздняя несет

Первый снег и первый лед.

Воспитатель: Ноябрь – это последний месяц осени, поздняя осень. Как вы думаете, что будет происходить в природе?

Дети: Выпадет первый снег, на речках появится тонкий первый лед, некоторые животные впадут в спячку, перелетные птицы улетят на юг.

Воспитатель: Правильно ребята. Очень скоро закончатся теплые, солнечные деньки и наступят холода. Скажите, а какие птицы останутся с нами зимовать?

Дети: Голуби, вороны, воробьи.

Воспитатель: А мы сейчас поиграем в игру «Воробушки и кот».

Подвижная игра «Пес Барбос и воробьи»

(на полу рисуется или выкладывается из веревки большая окружность, в центр получившегося круга встает кот. Внутри круга рассыпаны фишки – это зерна, которые должны собирать воробушки, запрыгивая в круг.  Если кот ловит воробушка, тот выходит из игры. Воспитатель и дети в конце игры называют самых ловких и проворных воробьев)

Воспитатель: Замечательно поиграли! Ребята, я недавно встречала осень, она подарила мне эти листочки. Но они не простые, а волшебные – с загадками. Слушайте внимательно и отгадывайте (пока воспитатель загадывает детям загадки, няня незаметно выносит корзину с фруктами, накрытую платком).

Загадки:

Загляни в осенний сад,

Чудо-Мячики висят.

Красноватый, спелый бок

Ребятишкам на зубок.  (Яблоко)

Фрукт похож на неваляшку,

               Носит желтую рубашку.

               Тишину в саду нарушив,

               С дерева упала... (груша)

Из него изюм готовят,

Выжимают сладкий сок,

Гроздья спелые на Солнце,

Жемчугом горят его!  (Виноград)

Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он твёрже всех,
Называется ...
(орех.)

Она – южанка, витаминами богата,

Медовый вкус и мякоть нежная, как вата.

Когда неспелая, то терпкости полна,

Эта оранжевая, круглая … (хурма)

Шар один, а ягод много,

               На рубин они похожи,

               В гнёздах-камерах сидят,

               Сладостью своей манят!   (Гранат)

Воспитатель: Какие вы любознательные! Все загадки отгадали. Ой, посмотрите ребята, что это за корзинка?  (снимает платок) Это наверно осень нас угостила своими дарами за хорошие знания! Нужно поблагодарить осень за угощения.

Дети: Спасибо!

Воспитатель: О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Что больше всего вам понравилось в нашей прогулке?

Ответы детей.

Воспитатель: А нам пора возвращаться в группу, вымыть руки с мылом и попробовать гостинцы, которые нам подарила осень!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Волшебница Осень". Подготовительная группа

Волшебница ОсеньКОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙСеминар музыкальных руководителейЦель: Повышение педагогической ко...

Конспект занятия "Волшебница осень"

    Аннотация: данный конспект направлен на развитие речи и познание детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных интересных игр.         ...

Конспект-презентация «Волшебница осень»

Конспект-презентация «Волшебница осень» в подготовительной к школе группе с использованием информационно-коммуникативных технологийОсновная цель работы:Обобщить и систематизировать знания ...

Конспект НОД "Волшебница Осень"

Занятие по развитию речи в старшей группе...

Конспект-презентация «Волшебница осень»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени.Слайд 1. Беседа об осени.Воспитатель задает детям вопросы.Какое сейчас время года? (Ответы детей)Почему вы решили, что на улице осень? (От...