Конспект НОД "Волшебница Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность по развитию речи
в старшей группе «Волшебница Осень»
Цель: Создать условия для развития речи детей.
Задачи:
- Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.
- Учить детей составлять простые и сложные предложения.
- Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением, согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные прилагательные.
- Развивать логическое мышление, память, внимание, тактильные ощущения.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, сумочка (мешочек), украшенный осенними листочками, «волшебная палочка», картина «Осень», мяч, гриб, жёлудь, шишка, ветка рябины, осенний листочек, листья (по количеству детей) - рябины, берёзы, тополя, ветки ели, палочки Кюизенера по количеству детей, карточки схемы.
ХОД:
- Сегодня я расскажу вам сказку.
Жила-была волшебница, и звали ее Осень. (СЛАЙД №1) Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (сумочке) (педагог показывает мешочек (сумочку), украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (педагог извлекает из сумочки большую мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. (СЛАЙД №2)
Дотронется она до листьев и сразу они меняют свой цвет. (СЛАЙД №3) Какими становятся листочки? ( Желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми). Как можно одним словом сказать про цвет листьев? Какие они? (осенние, разноцветные, красивые, разные)
- Правильно! Осень – настоящая волшебница и очень добрая. (СЛАЙД №4)
Посмотрите, какую замечательную картину прислала Осень нам в подарок.
Давайте её внимательно рассмотрим.
Вопросы по картине:
- Какое время года нарисовала осень-художница на картине?
- Что вы видите на переднем плане картины?
- Вдали что видите?
- Какую осень мы видим на этой картине? Почему?
- Ребята, что такое листопад?
- Я назвала эту картину «Золотая осень», а как бы вы назвали эту картину?
- Посмотрите, у меня есть мяч. Мяч осенний и волшебный! Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать!
Игра «Осенний мяч» (дети встают в круг)
Вопросы от мячика:
- Сколько осенних месяцев вы знаете? (три)
- Назовите их (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какая бывает осень? (Золотая, ранняя, поздняя)
- Какие красивые слова вы бы могли сказать про осень? (Золотая, яркая, разноцветная, таинственная, грустная, пёстрая, художница, щедрая, очаровательная…)
- Замечательно!
Ребята, присаживайтесь на стульчики, закройте глаза и представьте, что вы в осеннем лесу (включается аудио запись «Звуки осеннего леса»)
- Скажите, какие звуки вы услышали в осеннем лесу? (Крики птиц, шум ветра, шелест листвы, плеск воды…)
Всё верно ребята! А какие особенные запахи у осени? (Запах сухой травы, запах прелых листьев, удивительный запах грибов, запах дыма)
Дыхательная гимнастика «Запах осени»
- Ребята, предлагаю вам вдохнуть осенний лесной запах (вдох через нос, выдох через рот – 3-4 раза)
В «волшебной» сумочке лежат разные осенние предметы, мы сейчас с вами угадаем, что можно найти в осеннем лесу.
Игра «Угадай – ка» (Дети на ощупь угадывают предметы, которые находятся в коробке - гриб, жёлудь, шишка, ветка рябины, листочек).
Отвечать нужно полным ответом.
- в лесу можно найти жёлудь, он гладкий, приятный на ощупь
- в лесу можно найти шишку с чешуйками
- в лесу можно найти гриб, у которого есть шляпка и ножка
- в лесу можно найти ветку с оранжевыми ягодами рябины
- в лесу можно найти жёлтый листок
- А я нашла в лесу вот такие листочки. (СЛАЙД №5) Посмотрите внимательно, и скажите, с каких деревьев они облетели?
Игровое упражнение, «С какого дерева листок»
- этот лист упал с берёзы, это берёзовый лист
- этот лист упал с клёна, это кленовый лист и т.д. с остальными листочками.
Молодцы! Всё верно назвали.
Ой, на ковре сколько листочков! Предлагаю с ними поиграть.
Подвижная игра с листочками (под музыку)
«У кого рябины лист тот тихонько покружись!
Лист березовый вы взяли – с ним тихонько поплясали!
Если с тополя листок – слышен ножек топоток!
У кого же ветка ели – с ней тихонечко присели!
- Замечательно поиграли, отдохнули.
Сейчас ребята, я предлагаю вам пройти за столы, и нарисовать осенний листочек, а помогут нам в этом наши «умные» палочки (палочки Кюизенера).
(Дети по предложенным схемам выкладывают на столе осенние листочки).
- Замечательные работы у вас получились! Если мы объединим их все вместе, то получится…? (Листопад)
Воспитатель: А сейчас посмотрим сценку о том, как животные приготовились к зиме!
Входят дети, одетые в костюмы зайца, белки, ежа и медведя.
Заяц: Пора мне зайчку линять!
Пора мне шубу поменять.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу!
Белка: А я спешу, спешу, спешу!
На сучках грибы сушу.
Орехов делаю запас,
Вот как стараюсь!
Медведь: В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима опять!
Пусть мне во сне приснится мёд.
Проснусь, когда весна придет.
Ёж: Я тоже буду спать, как мишка!
Я поохотился за лето: грибы искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это!
Устал я, выбился из сил!
Листков себе я принесу,
Квартиру сделаю в лесу.
Проснусь – пойду встречать весну,
Опять охотится начну!
Воспитатель: Спасибо звери за рассказ, не буду вас задерживать, идите к себе в лес!
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу! Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхо!
Игра «Эхо»
Воспитатель: Эхо лесное спросить могу?
Дети: Ау-ау-ау
Воспитатель: Куда это листья с деревьев пропали?
Дети: Опали-опали-опали!
Воспитатель: Птички-певички, давно ли галдели?
Дети: Летели-летели! На юг улетели!
Воспитатель: Белки и зайцы про вас мы не знаем!
Дети: Линяем-линяем-линяем!
Воспитатель: Так что же творится в лесу?
Дети: Осень-осень-осень!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе
Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...
Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.
Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...
Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.
Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...
Конспект ООД "Осень, осень, в гости просим"
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография)...
Конспект праздника "Осень, осень, В гости просим!"
Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе...
Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию
Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Конспект утренника "Осень, осень, осень..."
Конспект утренника...