Наше Подмосковье
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Звёздочка» комбинированного вида
Конкурс «Наше Подмосковье»
номинация «Зеленый регион»
Проект старшей группы
«Живой уголок Богородского края»
Составитель:
Воспитатель
Анохина Татьяна Николаевна
Ногинск
2017г.
Проект «Живой уголок Богородского края»
Карта проекта.
Название проекта: «Живой уголок Богородского края»
Актуальность проекта: проект «Живой уголок Богородского края» Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна. Выбрана нами не случайно, в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель:
Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи проекта:
1. Систематизировать знания об окружающем мире.
2. Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
3.Обобщить и систематизировать знания детей: о неживой природе (воздухе, воде, почве), через опыты как элемент экологического образования; о росте и развитии дерева, их последовательности и закономерной направленности, в установлении связей между деревьями и удовлетворением потребностей в различных условиях среды, между стадиями развития.
4.Закреплять у детей знания о правилах поведения в природе: не нарушать целостность, не мусорить, бережно относиться к природе (не оставлять надписей на природных объектах, бережливым быть с водой).
5. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
6.Усилить эмоциональное восприятие природы, «окружающего леса», животных через музыку и движения.
7. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.
8.Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители.
Срок реализации проекта: июнь-октябрь
Тип проекта: познавательно-творческий
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: долгосрочный
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение «Живой уголок Богородского края»
Продукты проекта: коллективная работа плакат на тему «Наши деревья»; выставка «Мое любимое дерево»; рисование «Осенние листья», аппликация из засушенных листьев «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка «Ветка сирени»
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
- Знать о необходимых условиях для жизни деревьев, растений.
- Сформировать знания о деревьях и кустарниках в летний период.
- Сбор гербария
- Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
- Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
- Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Содержание этапов проекта.
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, чтобы спасать от нашествия гусениц. Вместе с родителями создали экологический альбом «Деревья нашего сада»; спилы разных деревьев; семена деревьев. Вместе с детьми создать план участка с объектом исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности – организовать выставку «Деревья нашего края». На музыкальном занятии – выучить хоровод «Березонька», песню «Калинка», прослушать в музыкально-поэтическом сопровождении Э.Верхарн «Из солнечных лучей ... », Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту «Деревья – наши друзья» мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложили детям схему знакомства:
- Как зовут тебя- дерево?
- Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
- Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
- Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
- Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?
Исследовательский этап.
Занятие 1. ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ»
Цель:
Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.
Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.
Воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку.
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей,
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют. ( рябина )
Ребята, посмотрите на это дерево.
Где его можно встретить?
Ответы детей (Оно растёт в садах, парках, около домов, в лесу.)
Скажите что примечательного у этого дерева? Чем оно отличается от других деревьев?
Ответы детей.
Вы обратили внимание на яркие красные ягоды рябины. В народе говорят: «Осенью одна ягодка, да и та горькая рябина».
Скажите, а ягоды нужны только для красоты или ещё для чего-то?
Ответы детей.
Потрогайте ягоды рябины. Какие они?
Ответы детей.
Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые, жёсткие. Но, сейчас, в ноябре, когда уже были морозы они стали мягче и слаще, поэтому ими любят полакомиться птицы.
Посмотрите на дерево рябины ещё раз. Много ли на нём ягод?
Ответы детей.
Существует такая примета: «Если рябины уродилось много, то зима будет морозная».
Ребята, нужно ли сажать рябину, как вы считаете? Для чего?
Ответы детей.
Занятие.2 Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»
Цели:
Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).
Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Ход наблюдения:
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю точит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.
Беседа с детьми.
Ноябрь – последний месяц осени.
Какие изменения произошли в природе? (ответы детей)
Листва с деревьев облетела, травы побурели, небо почти всё время затянуто облаками. Часто идут холодные дожди. Солнце выглядывает редко.
Ребята, а греет ли оно? (ответы детей)
А заметили ли вы что дни стали короче, длиннее стали ночи? (ответы детей)
По ночам стало морозно. А утром звонко хрустит молодой лёд на лужах, трава и опавшие листья покрываются инеем. Летят первые серебряные звёздочки – снежинки. Поэтому позднюю осень называют «серебряной». А про ноябрь говорят, что он родной брат зиме.
Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)
А теперь я прошу вас отгадать загадку:
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (иней)
Трудовая деятельность.
Сгребание опавших листьев в небольшие кучки.
Занятие 3. Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»
Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.
Занятие 4. «Осень золотая» – экскурсия в осенний сад.
Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
- «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
- «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
- «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
- «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
- «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.).
- «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
- Физкультминутка Игра «Лиса и зайцы»
Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки» Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.
Занятие 5 . КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА «КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ»
Цель: учить конструировать кормушки для птиц, используя бросовый материал.
Материалы и оборудование: пластиковые бутылки, коробки из-под соков; ножницы.
ТРУД В ПРИРОДЕ: УСТАНОВКА КОРМУШЕК ДЛЯ ПОДКОРМКИ ПТИЦ.
Цель: Подвесить изготовленные кормушки. Разложить в них корм.
Учить проявлять заботу о птицах.
Наблюдения и исследовательская деятельность.
- Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
- Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
Художественно-продуктивная деятельность.
Выставка: РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»
Цели:
Расширять представления детей о растительном и животном мире.
Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
Развивать творческие способности, воображение.
Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Материалы и инструменты:
Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о правилах поведения в природе.
Содержание деятельности:
1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.
2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».
Выставка рисунков.
Итогом проекта «Живой уголок Богородского края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.
Любить свой край, любить природу!
В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Лесная прогулка». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Итогом проекта «Деревья – наши друзья» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
- Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
- Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
Любить свой край, любить природ
Приложение
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
на тему: «Лесная прогулка»
ЗАДАЧИ:
Формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей.
Воспитание любви к природе, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.
Максимально реализовать свои двигательные возможности на положительном эмоциональном фоне в предложенных ситуациях.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- заучивание стихов, названия и девиз команд;
- проведение беседы о правилах поведения в лесу;
- повторить правила эстафет.
СОДЕРЖАНИЕ:
Звучит запись звуков леса. Дети садятся на стульчики.
В.: Ребята, сегодня мы будем говорить о земной красоте, о природе.
А как вы думаете, что такое природа?
Высказывания детей.
Ребёнок: Природа – это дом, украшенный трудом.
В.: Скажите, что является домом для человека? (дом в котором каждый из нас живёт)
Что является домом для зверей? (лес, поле, горы)
Что является домом для рыб? (река, озеро, море)
Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый ребята.
Солнышко рано встаёт,
Лучиком день начинает.
Весело птица поёт,
Песнею день начинает.
Включается запись голосов птиц.
В.: Ребята, а надо ли беречь и охранять природу?
Дети: Да.
В.: А вы знаете эти правила?
Дети: Да.
В.: Сейчас мы проверим.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй,
Только ,чур, не забывай …
Ребёнок:
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь:
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ребенок:
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Ребёнок:
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Ребёнок:
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ребёнок:
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
В.: Молодцы ребята, с вами можно ходить в лес гулять.
Давайте представим, что мы с вами станем деревьями.
Проводится разминка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево,
(Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело – прочный ствол.
(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается
(Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой
(Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается
(Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки – ветви
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют.
(Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно,
(Качают головой.)
Если ветры дуют.
(Качают поднятыми руками.)
В.: Ребята, а знаете ли вы, что за порядком в лесу следит человек. Ещё он проявляет заботу о больных зверях, подкармливает зимой птиц.
Как называется профессия этого человека?
Дети: Лесник.
Сценка «На лесной опушке».
Девочка:
Лапы ёлок прикрыли избушку, где живёт дядя Вася – лесник. Приходите к нему на опушку – всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц нам расскажет, вспомнит, как подстерёг он лису, самый лучший малинник покажет и грибные местечки в лесу.
Дядя Вася:
(Выходит из избушки и садится на пенёк. Дети подходят к нему, и присев на корточки, слушают его.)
Лес не только для нашей забавы,
Он - богатство России.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Вырастет дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
Хорошо здесь в избушке просторной,
Дядя Вася гостям своим рад.
В.: Мы готовились заранее.
И начнём соревнование.
Две команды есть у нас.
Они просто суперкласс.
Одна команда «Светлячки», а вторая «Лесовички».
Представление команд.
Первая команда:
Наша команда – «Светлячки».
Наш девиз: «Беречь леса, поля и реки, чтоб сохранилось всё навеки».
Вторая команда:
Наша команда – «Лесовички».
Наш девиз: «Будем лес любить, оберегать, будем взрослым в этом помогать».
В.: Ну, а теперь, задание командам.
Команда «Светлячки» отгадайте загадку:
Все обходят это место
Здесь земля как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи –
Нет опоры для ноги.
(болото)
Команда «Лесовички» отгадайте загадку:
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул как огонёк?
(белка)
В.: Правильно, а сейчас задание. Вы превращаетесь в белок, которые должны перенести шишку к себе в дупло через болото.
Эстафета «Белка».
На линии старт финиш стоит корзина с шишками. Первый ребёнок по команде «на старт, внимание, марш!» начинает выполнять задание. Добегает до обручей, прыгает из обруча в обруч на двух ногах. Берёт шишку из корзины и возвращается с ней обратно бегом. Кладёт шишку в пустую корзину, стоящую перед командой. Передаёт эстафету следующему и встаёт в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее выполнила задание.
В.: Эстафета «Кто больше соберёт грибов».
Раз, два, три грибочки собери!
На полу разбросаны грибы (съедобные и несъедобные). По команде дети разбегаются и начинают собирать съедобные грибы. Один гриб взял, принёс, положил в корзину. Когда соберут все грибы, подсчитывается количество собранных. Кто больше соберёт, тот победил. Если в корзине обнаружится ядовитый гриб – штраф.
В.: Помните ребята, мы с вами ходили в лес и собирали там мусор, который оставляют после себя нехорошие люди.
Сейчас мы посмотрим, как вы быстро и чисто убираете мусор.
Эстафета «Собери мусор».
На пол высыпается из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т.п.). Дети по команде собирают мусор в свою корзину. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.
В.: Ребята, сегодня вы были и ловкими, и смелыми, быстрыми и умелыми, дружными и задорными. А главное мы поговорили о том, как важно беречь природу. И хочется думать, что никто из вас не сорвёт цветок, не сломает ветки, не разорит птичьего гнезда, не оставит за собой мусор, не разведёт костёр. Так ли это?
Дети: да.
В.: Ребята! Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природой,
Давайте же всегда её беречь!
Ребёнок:
Лес нам надо охранять
В нём костров не разжигать,
Надо лесу помогать,
И деревья сохранять.
Ребёнок:
Охранять мы вместе будем
Этот сказочный народ:
Зайцы, лисы,
Волки, птицы,
Ели, клёны и дубы.
Эти дивные поляны нам природою даны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наше Подмосковье
участник форума неравнодушных людей "Инициатива" номинация "Облик Подмосковья"...
Наше Подмосковье - премия Губернатора Московской области."День Победы". Номинация: Наследники победы Муниципальное образование: Лобня г.о.
"День Победы". Номинация: Наследники победы Муниципальное образование: Лобня г.о.Цель проектаЦель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства го...
Наше Подмосковье - премия Губернатора Московской области.Проектный метод организации сюжетно- ролевой игры.«Наш любимый детский сад» средняя группа №8 «Муравьишки».
Проектный метод организации сюжетно- ролевой игры.«Наш любимый детский сад» средняя группа №8 «Муравьишки».Проблема.Узкий круг знаний детей среднего возраста о деятельности сотрудников детско...
Проект "Художественно-эстетическое оформление территории детского сада". "Наше Подмосковье" 2018г.
Проект "Художественно-эстетическое оформление территории детского сада" участовал в Ежегодной премии Губернатора Московской области "Наше Подмосковье" в 2018 году. Проект нап...
Проект Наше Подмосковье «Природа и мы» в средней группе
Цель проекта:Привить любовь ребенка к природе родного края .Развивать познавательный интерес ,уважительного и заботливого отношения к ней, расширить знания о природе.Задачи проекта:1.Обогащать предста...
Проект Наше Подмосковье «Будь здоров!» в старшей группе
Цель проекта:Формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.Задачи проекта:-Выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх; -Обобщение и расширен...
Проект "Через годы...Через поколения..." "Наше Подмосковье" 2015 г.
Проект "Через годы, через поколения..." участвовал в Ежегодной премии Губернатора Московской области "Наше Подмосковье". Проек направлен на воспитание гражданско-патриотических чув...