"ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему
«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»
Опираясь на общие требования закона «Об образовании в РФ» педагоги дошкольных учреждений должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации». Саморазвитие личности ребенка возможно в деятельности, которая включает в себя не только его внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу. Поэтому на современном этапе большое внимание в дошкольных учреждениях необходимо уделять поисково-исследовательской деятельности.
Немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность. Основная цель экспериментирования – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и решению.
Задачи экспериментирования:
-формировать знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы.
-развивать умения и навыки проведения элементарных опытов с предметами неживой природы;
-развивать речь детей, умение логически рассуждать, строить гипотезы, делать выводы;
- развивать наблюдательность
- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
-воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Проводимые эксперименты с песком позволяют детям понять качество изучаемого объекта - например что песок бывает сухим, бывает мокрым, на нем можно оставлять следы, мокрый песок более пластичен, чем сухой.
Эксперименты с водой также позволяют детям узнать, что воде течет, но ее можно собрать при помощи губки. Проводя наблюдения за трудом няни в группе, мамы дома - ребенок видит и осознает предназначение и важность предмета в жизни человека.
Через опыт и эксперимент ребенок понимает что вода не всегда может быть прозрачной, она может окраситься в желаемый цвет, а также происходит ее превращение, когда она меняет свои оттенки.
Любой эксперимент тесно связан с игрой-так мы увлекаем детей играми с водой «Поймай рыбку!», «Вылови совочком», «Тонет- не тонет?», «Кто живет в воде?», «Меткий стрелок» и т.д.
Осознавая качества и свойства изучаемого объекта ребенок приходит к знанию, такому например что «Растения как и человек, не могут жить без воды!»
Знакомство с природным материалом (с крупами) происходит через игры «Найди сюрприз», «Накорми петушка!», «Приготовь обед и накорми!», «Собери в баночку!» и т.д.
Играя с детьми мы стараемся вовлекать ребенка в проблемную ситуацию, задавая вопросы «А что будет если?». Обследуя предмет, открывая его новые свойства, признаки, вовлекая весь спектр органов чувств в познании предмета, ребенок понимает и устанавливает закономерности, связи в окружающем мире.
Организованная работа по формированию познавательно-исследовательской деятельности посредством игры направлена на развитие познавательной инициативы, обогащение представлений каждого ребенка об окружающем мире, умение устанавливать причинно-следственные, пространственные и временные связи, способствует развитию самостоятельности, умению отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, управлять своим эмоциональным состоянием, активизирует творческую, поисковую активность в любых нестандартных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Детско - родительский проект по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"...
Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"
laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон ...
Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Участвую в обмене опытом...
Выступление на ГМО «Развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности посредством элементов робототехники»
протокол ГМО...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Задача педагогов не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию. Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас, на испол...