РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
статья
Задача педагогов не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию. Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас, на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения.
Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Задача педагогов не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию. Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас, на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. Дети очень любят экспериментировать – это связано с возрастными особенностями, так как у них преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод помогает в познании окружающего мира. С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у дошкольников. Сегодняшние дети –это дети эпохи глобальной информатизации. В современной, стремительно изменяющейся жизни дошкольникам необходимо не только знать, но и в первую очередь уметь добывать нужные знания самостоятельно и уметь оперировать имеющимся багажом сведений, быть творческим и думающим самостоятельно.
Использование современных педагогических подходов открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Дошкольный возраст – важный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную. Одним из направлений нашей деятельности является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Для организации развития исследовательской деятельности с детьми мы поставили перед собой задачи:
1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, то
есть, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего
мира.
3.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, умение работать в коллективе.
4. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных
средств: символов, моделей схем, условных знаков.
5. Развивать речь детей в процессе развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия, делать выводы.
6.Приобщать детей к многообразию и красоте окружающего мира, воспитывать экологическую культуру поведения.
Цель экспериментальной деятельности – углублять представления о живой и
неживой природе, развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез,
классификация, сравнение, обобщение).
Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать
мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого
эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательные ценности. Очень важно, какую позицию в работе с детьми выбрал педагог, необходимо придерживаться определенных правил:
1. Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских
идей.
2. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
3. Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую
успех оценку.
4. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведение эксперимента до конца.
5. Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков
потери интереса у детей.
6. Подводить итоги эксперимента.
Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать
поставленную проблему, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения саморазвития дошкольников. Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. В опытноэкспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Экспериментирование помогает выработать у детей самостоятельно-исследовательские умения, учить собирать и обрабатывать полученную информацию. Это поможет развить у ребенка творческие способности и логическое мышление. Развитие познавательной активности у детей очень актуальный вопрос в данный момент. Современные требования направляют нас на достижения у дошкольников постоянных познавательных интересов, интеллектуального развития и детской одаренности, формировать у дошкольников такие качества как креативность и способность к поиску знаний. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. И в активном процессе познания у ребенка задействованы все органы чувств. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в экспериментальном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Исследование психологов указывают на то, что дети значительно лучше ощущают, запоминают, осмысливают, понимают, усваивают, закрепляют изучаемый материал, если в процессе познания участвует больше органов чувств одновременно. Современный ребенок – это активный участник образовательного процесса, у которого качественно и быстро развиваются способности к познанию, усиливается познавательная активность. Организация познавательно-исследовательской деятельности, развитие умственной работоспособности, формирование познавательной активности – важнейшие направления в нашей работе. Проводимые детьми опыты дают возможность объединить такие виды детской деятельности, как познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную и все стороны воспитания. В ходе экспериментальной деятельности у детей формируется ряд навыков осуществления данной деятельности. Они видят проблему и выделяют ее, ставят цель и принимают решения, решают проблемные ситуации, проводят анализ объекта или явления, выделяют признаки, сравнивают различные свойства, делают предположения, делают умозаключения и выводы.
В процессе детского эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными и первооткрывателями. Что может быть интереснее и удивительнее для детей, чем эксперименты и опыты в познании окружающего мира? Ребенок постоянно исследует окружающие его предметы, ему свойственно стремление получать новые впечатления, экспериментирование, поиск новых сведений об окружающей его действительности. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования познавательной деятельности. Ребенок проявляет интерес ко всему, что его окружает. Он познает свойства предметов в ходе
взаимодействия с ними, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую деятельность. Перед нами ставится задача изменить способ подачи информации, сделать процесс образования не только увлекательным, но и способствовать развитию личности в соответствии с требованиями общества. В дошкольном возрасте необходимо создать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития личности ребенка. Академик Н.Н.Поддьяков доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на саморазвитии ребенка, на способность обучаться в дальнейшем.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
А грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширении познавательного опыта. Наряду с этим, образовательные и воспитательные задачи необходимо решать в ходе плодотворного контакта с семьей и полном взаимоотношении между педагогами и родителями.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них
программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и
доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников
предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Таким образом, в результате познавательно – исследовательской деятельности у дошкольника, увеличивается объем знаний, получаемых в процессе совместной и самостоятельной деятельности, развивается мышление, расширяется кругозор, совершенствуется речь. Поисковая деятельность с детьми развивает нравственную сторону личности ребенка: бережное отношение к природе, к труду людей. Дети учатся совместной работе, общению друг с другом во время достижения единой цели.
Литература
1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования/ Т. И Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Издательство
«Детство-Пресс», 2011. – 528с.
2. Королева, Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. – СПб.:
Детство-Пресс,2015. –64с.
3. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.:Педагогическое общество России, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...
Развитие познавательно-исследовательской активности у детей в процессе проектной деятельности в ДОУ.
Организация проектной деятельности в ДОУ для совершенствования познавательно-исследовательской активности у детей....
Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"
laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон ...
Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.
В докладе представлена и описана предметно - пространственная среда, влияющая на развитие познавательно - исследовательской активности, ее описание и значение. Доклад представлен на межрайонном семина...
Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...