Конспект занятия с дошкольниками средней группы на тему: « В гости в осенний лес» (познавательно-тематическое занятие на прогулке)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ермак Вероника Александровна

Цель: занятия состоит в формировании экологических представлений у детей 6-7 лет. Создать условия эмоциональной и познавательной сферы с помощью опытно - экспериментальной деятельности. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_v_oseniy_les_po_duh.nr_.v.docx41.07 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья « Чеховский центр содействия развитию семьи и семейных форм устройства»

__________________________________________________________________________

Разработка  практико-значимого проекта - конспекта  занятия

 с дошкольниками средней  группы

на тему: « В гости в осенний лес» (познавательно-тематическое

занятие на прогулке)

Автор: воспитатель Ермак В.А.

Цель: занятия состоит в формировании экологических представлений у детей 6-7 лет. Создать условия эмоциональной и познавательной сферы с помощью опытно - экспериментальной деятельности. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 

-ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; продолжить знакомство с возникновением  мира;

- дать представление о мире, в котором живет человек, как Даре Бога человеку.

-систематизировать знания и естественнонаучные представления об окружающем мире: продолжить ознакомление детей с разными видами деревьев; учить определять названия деревьев по листьям, научить детей замечать изменения, происходящие в природе (похолодание, осадки, опадание листвы,  познакомить детей с осенним явлением природы – листопадом, особенности поведения птиц).

 -воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства доброго ,бережного отношения к творениям  окружающего мира : любовь к природе, умение понимать ее красоту, воспитывать желание защищать и оберегать природу;

-развивать диалогическую форму речи;

-развивать слуховое восприятие;

-развивать связную, доказательную речь;

-продолжать развивать проективное мышление, воображение, творческую инициативу, индивидуальность;

-уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас

 -развитие творческих способностей – умение отражать в своих рисунках красоту мира, совершенствовать технику рисования гуашью по цветному фону.

-развивать интерес к музыкальному искусству как отражению красоты творений окружающего мира.

Материал:

1.​ Книга 1 учебно-методического комплекта ”Добрый мир. Православная культура для малышей”.

2.​ Музыкальные материалы учебно-методического комплекта ”Добрый мир. Православная культура для малышей”.

3. Методическое пособие учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей»

4. Стихотворение А.Н.Майкова: « Кроет уж лист золотой»

Предварительная работа с детьмирассматривание иллюстраций об осени; наблюдения на участке за деревьями и расцвечиванием листьев, рассматривание листьев, семян и плодов. Чтение стихов и художественной литературы об осени. Загадывание загадок . Слушание произведения «Осенняя песня». Цикл «Времена года». Октябрь. Муз. П.И.Чайковский.

Воспитатель: Наш красивый и добрый мир, в котором мы с вами живем – это подарок – подарок человеку. Все, что нас окружает - называется миром. Это и земля, люди, солнце, луна, звезды, моря, океаны, птицы, рыбы, животные.

 Ребята, помните, я рассказывала вам о сотворении нашего мира, как добрый Бог последовательно создавал все, что мы видим вокруг. Кто помнит, что сотворил Бог в первый день? (день, ночь) Правильно, в первый день Бог сотворил день и ночь. А во второй? (небо). На третий день создал Бог землю, моря, океаны. А потом повелел Он вырасти растениям: деревьям, травам, цветам.

В третий день Отец небесный

Твердь земную сотворил,

Ароматными плодами,

Древом жизни одарил.

Зелень яркими коврами

Расстилается кругом

Все в садах, цветах, деревьях-

Это наш с тобою дом.

-Какие из творений третьего дня мы увидим сегодня на нашей прогулке?

 (земля, деревья, кусты,  и травы).

Ход занятия. 

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие, его мы проведем на природе. Наше занятие начнется с прогулки: мы наденем шапочки, курточки и пойдем в лес. Там мы станем исследователями: будем внимательно изучать деревья, растущие в лесу. А когда мы возвратимся, продолжим занятие в нашей комнате. Но второе занятие будет другим: мы откроем альбом, возьмем кисточки, краски и  станет  еще интересней. На нашем занятии  мы увидим, что наш мир очень красивый, мы узнаем, как возник наш мир, как появились растения, мы будем бережно относиться ко всему, о чем узнаем, что увидим: и к маленькой травинке и к большому дереву. Мы научимся радоваться красивому и доброму в нашем мире. Мы будем слушать рассказы о красивом мире,  изображать его в своих рисунках, песенках, играх, стихотворениях.

Чтобы попасть в лес, нам с вами надо перейти улицу. Чтобы ни чего не случилось на улице, нам надо помнить следующие правила:

по улице надо идти парами, не отставая друг от друга; на улице не кричать;

Воспитатель: Также нам необходимо вспомнить, как надо вести себя в лесу.

Дети отвечают.

  • Не кричать.
  • Не сорить.
  • Не разорять птичьих гнёзд.
  • Не ломать ветки деревьев и кустарников.
  • в лесу можно играть, но не убегать далеко.

Вводная беседа. 

-Ну, вот мы и пришли. Послушаем стихотворение и музыку «Осенняя песня». Цикл «Времена года». Октябрь. Муз. П.И.Чайковский.

Кроет уж лист золотой 

Влажную землю в лесу…. 

Смело топчу я ногою 

Вешнюю леса красу. 

 

С холода щеки горят: 

Любо в лесу мне бежать. 

Слушать, сучья трещат, 

Листья ногой загребать! 

А.Н.Майков 

Давайте все вместе послушаем, что можно услышать в лесу? Вспомните, какие звуки слышали в парке весной и летом? (Щебетание птиц, шелест листвы). А почему сейчас так тихо? Почему мало птиц? (С похолоданием стало мало корма, семян, ягод, поэтому часть птиц улетела, а те какие остались, перебрались ближе к жилью человека. Здесь легче найти корм и теплее). 

- Какое время года наступило?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Какое сегодня число, день недели, месяц?

2. Коллективное наблюдение.

- Какая сегодня погода?

- Что вы наблюдаете в небе?

 Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется прочесть стихи: 

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…        

                                                Бунин Иван 

 

 А мы пойдем по лесу дальше  и понаблюдаем…

- Какие деревья вы сейчас видите?

- Вот березка.  Опишите ее (рассказы детей). Из всех деревьев, пожалуй, березка самая красивая и нарядная. Березу называют русской красавицей.  Березу считают символом России. « Русь моя люблю твои березы, с первых лет я с ними жил и рос»  (Н. Рубцов).Белоствольное деревце покрыто золотыми листочками. Солнышко и ветерок играют ими. Листочки сияют и переливаются.

Подвижная игра «Я - береза».

Один из участников игры прыгает через прыгалки, остальные участники стоят вокруг него. Игровым песенным припевом определяется ритм вращения веревки.

Роза, береза, кувшинка, мак,

Дуб – дубовистый, табак.

С последним словом - к прыгающему залетает второй игрок, они делают прыжки в паре под тот же игровой песенный припев. Затем первый игрок выскакивает из-за прыгалки,  и к нему присоединяется следующий игрок.

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь ответьте мне:

- А какой наряд у клена? (Рассказы детей о своих впечатлениях.) Красавец клен одет осенью в яркие пестрые цвета. Нет ни одного похожего по окраске листочка: все разные, все красивые, нельзя сказать, какой из них лучше. Желтые, оранжевые, красные. С прожилками и однотонные. Красота, да и только. Давайте соберем букет кленовых листочков. (Дети собирают букеты.)

- А вот осинка. (Ее описание.) Рябинка. Елочка.  Дуб.  

- Ребята давайте понаблюдаем за тем, как деревья роняют листву. От чего происходит листопад?

Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут. 

Игра «Мы осенние листочки»

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают, поднимая листочки над головой).

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).

Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеют береза и липа.  А теперь подумайте и скажите: что держит дерево в земле? (корни). 

А для чего они нужны дереву?

Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет.

Постойте тихо, тихо и послушайте, как шелестят ее ветки. А почему они шелестят? 

А кто знает, что такое ветер? (Ветер – это воздух, который постоянно движется).

 Вы заметили, что в парке стало тихо? (Ответы детей.)

- Почему птицы не поют своих весёлых песен?

- А где они сейчас?

Дети.

Птицы не поют, потому что грустят, что лето кончилось, стало холодно.

Птицы улетели в тёплые края, потому что солнце чаще прячется за тучи, дует холодный ветер, исчезли комары и мошки. Птицам стало трудно добывать себе корм. Когда будет снова тепло, наступит весна, птицы опять вернуться.

Дидактическая игра «Осенние слова»

(Упражнять в подборе прилагательных).

- Какими словами можно сказать об осени? Какая осень?

- Деревья осенью, какие?

- Листья осенью, какие?

Воспитатель: да, ребята, наступила осень и в природе есть некоторые изменения. Давайте, по очереди назовем их.

Дети: листья изменили окраску, трава пожелтела, стало холоднее и т.д.

Воспитатель: Я загадаю загадки, а вы, скажите о какой природе идет в них речь.

Не зверь, а воет. (Ветер)

Шел, долговяз, да в землю увяз. (Дождь)

Без огня горит. (Солнце)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня все были активны, отвечали на вопросы, играли, отгадывали загадки. А теперь нам пора возвращаться. На занятии мы с вами выяснили, что с приходом осени наступило похолодание, листья на деревьях и кустарниках изменили окраску, стали опадать. Но ещё имеются цветущие растения. Осень – пора созревания плодов и семян. Появляются осенние грибы. Меньше стало птиц, многие улетели на юг. Исчезли насекомые. Звери тоже готовятся к зиме. Все по-разному.

 Дети возвращаются в группу.

-Ребята, давайте мы нарисуем то, что видели на прогулке. Дети рисуют на тему:

«Осенний лес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)

В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...

Конспект открытого занятия для дошкольников на тему "В гости к осени".

Материал содержит конспект урока с дошкольниками на тему "В гости к осени"....

Конспект проведения прогулки во 2 младшей группе тема «В гости к осени»

Цель: Познакомиться с сезонными изменениями в природе...

Конспект НОД в средней группе по проведению прогулки на тему: «В гостях у осени»

Цель данного занятия, углубить знания детей об осенних изменениях в природе, расширить словарный запас, сформировать умение видеть красоту осенней природы, развивить наблюдательность, усовершенствоват...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой для детей старшей группы. Тема: «В гости к осени».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой  для детей старшей группы.  Тема: «В гости к осени»....

Конспект прогулка – событие во 2 младшей группе Тема: «В гости к осени»

Вызвать яркий эмоциональный отклик у детей через собственные ощущения, игры, художественное творчество.Формировать полноценное восприятие окружающего мира. Развивать двигательную активность, соде...