Конспект занятия с дошкольниками средней группы на тему: « В гости в осенний лес» (познавательно-тематическое занятие на прогулке)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: занятия состоит в формировании экологических представлений у детей 6-7 лет. Создать условия эмоциональной и познавательной сферы с помощью опытно - экспериментальной деятельности. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_v_oseniy_les_po_duh.nr_.v.docx | 41.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья « Чеховский центр содействия развитию семьи и семейных форм устройства»
__________________________________________________________________________
Разработка практико-значимого проекта - конспекта занятия
с дошкольниками средней группы
на тему: « В гости в осенний лес» (познавательно-тематическое
занятие на прогулке)
Автор: воспитатель Ермак В.А.
Цель: занятия состоит в формировании экологических представлений у детей 6-7 лет. Создать условия эмоциональной и познавательной сферы с помощью опытно - экспериментальной деятельности. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; продолжить знакомство с возникновением мира;
- дать представление о мире, в котором живет человек, как Даре Бога человеку.
-систематизировать знания и естественнонаучные представления об окружающем мире: продолжить ознакомление детей с разными видами деревьев; учить определять названия деревьев по листьям, научить детей замечать изменения, происходящие в природе (похолодание, осадки, опадание листвы, познакомить детей с осенним явлением природы – листопадом, особенности поведения птиц).
-воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства доброго ,бережного отношения к творениям окружающего мира : любовь к природе, умение понимать ее красоту, воспитывать желание защищать и оберегать природу;
-развивать диалогическую форму речи;
-развивать слуховое восприятие;
-развивать связную, доказательную речь;
-продолжать развивать проективное мышление, воображение, творческую инициативу, индивидуальность;
-уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас
-развитие творческих способностей – умение отражать в своих рисунках красоту мира, совершенствовать технику рисования гуашью по цветному фону.
-развивать интерес к музыкальному искусству как отражению красоты творений окружающего мира.
Материал:
1. Книга 1 учебно-методического комплекта ”Добрый мир. Православная культура для малышей”.
2. Музыкальные материалы учебно-методического комплекта ”Добрый мир. Православная культура для малышей”.
3. Методическое пособие учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей»
4. Стихотворение А.Н.Майкова: « Кроет уж лист золотой»
Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций об осени; наблюдения на участке за деревьями и расцвечиванием листьев, рассматривание листьев, семян и плодов. Чтение стихов и художественной литературы об осени. Загадывание загадок . Слушание произведения «Осенняя песня». Цикл «Времена года». Октябрь. Муз. П.И.Чайковский.
Воспитатель: Наш красивый и добрый мир, в котором мы с вами живем – это подарок – подарок человеку. Все, что нас окружает - называется миром. Это и земля, люди, солнце, луна, звезды, моря, океаны, птицы, рыбы, животные.
Ребята, помните, я рассказывала вам о сотворении нашего мира, как добрый Бог последовательно создавал все, что мы видим вокруг. Кто помнит, что сотворил Бог в первый день? (день, ночь) Правильно, в первый день Бог сотворил день и ночь. А во второй? (небо). На третий день создал Бог землю, моря, океаны. А потом повелел Он вырасти растениям: деревьям, травам, цветам.
В третий день Отец небесный
Твердь земную сотворил,
Ароматными плодами,
Древом жизни одарил.
Зелень яркими коврами
Расстилается кругом
Все в садах, цветах, деревьях-
Это наш с тобою дом.
-Какие из творений третьего дня мы увидим сегодня на нашей прогулке?
(земля, деревья, кусты, и травы).
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие, его мы проведем на природе. Наше занятие начнется с прогулки: мы наденем шапочки, курточки и пойдем в лес. Там мы станем исследователями: будем внимательно изучать деревья, растущие в лесу. А когда мы возвратимся, продолжим занятие в нашей комнате. Но второе занятие будет другим: мы откроем альбом, возьмем кисточки, краски и станет еще интересней. На нашем занятии мы увидим, что наш мир очень красивый, мы узнаем, как возник наш мир, как появились растения, мы будем бережно относиться ко всему, о чем узнаем, что увидим: и к маленькой травинке и к большому дереву. Мы научимся радоваться красивому и доброму в нашем мире. Мы будем слушать рассказы о красивом мире, изображать его в своих рисунках, песенках, играх, стихотворениях.
Чтобы попасть в лес, нам с вами надо перейти улицу. Чтобы ни чего не случилось на улице, нам надо помнить следующие правила:
по улице надо идти парами, не отставая друг от друга; на улице не кричать;
Воспитатель: Также нам необходимо вспомнить, как надо вести себя в лесу.
Дети отвечают.
- Не кричать.
- Не сорить.
- Не разорять птичьих гнёзд.
- Не ломать ветки деревьев и кустарников.
- в лесу можно играть, но не убегать далеко.
Вводная беседа.
-Ну, вот мы и пришли. Послушаем стихотворение и музыку «Осенняя песня». Цикл «Времена года». Октябрь. Муз. П.И.Чайковский.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу….
Смело топчу я ногою
Вешнюю леса красу.
С холода щеки горят:
Любо в лесу мне бежать.
Слушать, сучья трещат,
Листья ногой загребать!
А.Н.Майков
Давайте все вместе послушаем, что можно услышать в лесу? Вспомните, какие звуки слышали в парке весной и летом? (Щебетание птиц, шелест листвы). А почему сейчас так тихо? Почему мало птиц? (С похолоданием стало мало корма, семян, ягод, поэтому часть птиц улетела, а те какие остались, перебрались ближе к жилью человека. Здесь легче найти корм и теплее).
- Какое время года наступило?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Какое сегодня число, день недели, месяц?
2. Коллективное наблюдение.
- Какая сегодня погода?
- Что вы наблюдаете в небе?
Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется прочесть стихи:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Бунин Иван
А мы пойдем по лесу дальше и понаблюдаем…
- Какие деревья вы сейчас видите?
- Вот березка. Опишите ее (рассказы детей). Из всех деревьев, пожалуй, березка самая красивая и нарядная. Березу называют русской красавицей. Березу считают символом России. « Русь моя люблю твои березы, с первых лет я с ними жил и рос» (Н. Рубцов).Белоствольное деревце покрыто золотыми листочками. Солнышко и ветерок играют ими. Листочки сияют и переливаются.
Подвижная игра «Я - береза».
Один из участников игры прыгает через прыгалки, остальные участники стоят вокруг него. Игровым песенным припевом определяется ритм вращения веревки.
Роза, береза, кувшинка, мак,
Дуб – дубовистый, табак.
С последним словом - к прыгающему залетает второй игрок, они делают прыжки в паре под тот же игровой песенный припев. Затем первый игрок выскакивает из-за прыгалки, и к нему присоединяется следующий игрок.
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь ответьте мне:
- А какой наряд у клена? (Рассказы детей о своих впечатлениях.) Красавец клен одет осенью в яркие пестрые цвета. Нет ни одного похожего по окраске листочка: все разные, все красивые, нельзя сказать, какой из них лучше. Желтые, оранжевые, красные. С прожилками и однотонные. Красота, да и только. Давайте соберем букет кленовых листочков. (Дети собирают букеты.)
- А вот осинка. (Ее описание.) Рябинка. Елочка. Дуб.
- Ребята давайте понаблюдаем за тем, как деревья роняют листву. От чего происходит листопад?
Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Игра «Мы осенние листочки»
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают, поднимая листочки над головой).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).
Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеют береза и липа. А теперь подумайте и скажите: что держит дерево в земле? (корни).
А для чего они нужны дереву?
Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет.
Постойте тихо, тихо и послушайте, как шелестят ее ветки. А почему они шелестят?
А кто знает, что такое ветер? (Ветер – это воздух, который постоянно движется).
Вы заметили, что в парке стало тихо? (Ответы детей.)
- Почему птицы не поют своих весёлых песен?
- А где они сейчас?
Дети.
Птицы не поют, потому что грустят, что лето кончилось, стало холодно.
Птицы улетели в тёплые края, потому что солнце чаще прячется за тучи, дует холодный ветер, исчезли комары и мошки. Птицам стало трудно добывать себе корм. Когда будет снова тепло, наступит весна, птицы опять вернуться.
Дидактическая игра «Осенние слова»
(Упражнять в подборе прилагательных).
- Какими словами можно сказать об осени? Какая осень?
- Деревья осенью, какие?
- Листья осенью, какие?
Воспитатель: да, ребята, наступила осень и в природе есть некоторые изменения. Давайте, по очереди назовем их.
Дети: листья изменили окраску, трава пожелтела, стало холоднее и т.д.
Воспитатель: Я загадаю загадки, а вы, скажите о какой природе идет в них речь.
Не зверь, а воет. (Ветер)
Шел, долговяз, да в землю увяз. (Дождь)
Без огня горит. (Солнце)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня все были активны, отвечали на вопросы, играли, отгадывали загадки. А теперь нам пора возвращаться. На занятии мы с вами выяснили, что с приходом осени наступило похолодание, листья на деревьях и кустарниках изменили окраску, стали опадать. Но ещё имеются цветущие растения. Осень – пора созревания плодов и семян. Появляются осенние грибы. Меньше стало птиц, многие улетели на юг. Исчезли насекомые. Звери тоже готовятся к зиме. Все по-разному.
Дети возвращаются в группу.
-Ребята, давайте мы нарисуем то, что видели на прогулке. Дети рисуют на тему:
«Осенний лес».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)
В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...
Конспект открытого занятия для дошкольников на тему "В гости к осени".
Материал содержит конспект урока с дошкольниками на тему "В гости к осени"....
Конспект проведения прогулки во 2 младшей группе тема «В гости к осени»
Цель: Познакомиться с сезонными изменениями в природе...
Конспект НОД в средней группе по проведению прогулки на тему: «В гостях у осени»
Цель данного занятия, углубить знания детей об осенних изменениях в природе, расширить словарный запас, сформировать умение видеть красоту осенней природы, развивить наблюдательность, усовершенствоват...
Конспект Осеннего развлечения для педагогов города Тема: «В гостях у осени » «Художественно – эстетическое развитие» «Речевое развитие» Первая младшая группа.
Конспект Осеннего развлечения для педагогов города ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой для детей старшей группы. Тема: «В гости к осени».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой для детей старшей группы. Тема: «В гости к осени»....
Конспект прогулка – событие во 2 младшей группе Тема: «В гости к осени»
Вызвать яркий эмоциональный отклик у детей через собственные ощущения, игры, художественное творчество.Формировать полноценное восприятие окружающего мира. Развивать двигательную активность, соде...