Познавательно-игровой проект для детей первой младшей группы "Мини-музей деревянной игрушки".
проект по окружающему миру на тему
Актуальность: В настоящее время мы чаще всего задумываемся над проблемами приобщения детей к русской народной культуре. Для этого в нашей группе был создан музей деревянной игрушки.
Цель: формирование представлений о различных видах народной деревянной игрушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 151.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития – детский сад №1 «Муравейник»
Мини-музей русской деревянной игрушки
Воспитатель:
Воробьева
Юлия
Владимировна
г.о. Коломна
2014
Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид: практический, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители.
Место расположения музея: групповая комната.
Актуальность:
В настоящее время мы чаще всего задумываемся над проблемами приобщения детей к русской народной культуре. Хотя постоянно изучаем с ними песни, пляски, читаем стихи. Однако стало очевидно, что система работы в этом направлении требует изменений, создание новой обстановки. Для этого в нашей группе я выделила небольшое место для мини-музея.
Цель:
Формирование представлений о различных видах народной игрушки.
Задачи:
- Формировать представления детей о народных игрушках.
- Воспитывать умения находить отличительные признаки этих игрушек, узнавать их и правильно называть.
- Способствовать активной игровой деятельности ребенка, познавательной активности, развитию творчества, исследования.
- Развитие мелкой и крупной моторики, сенсорного восприятия.
- Способствовать художественно-эстетическому развитию.
- Способствовать социально-эмоциональному развитию представлений об окружающем мире.
Ожидаемые результаты:
- Имеют представления о многообразии русских деревянных игрушек.
- Бережное отношение к окружающим предметам.
Этапы организации работы:
Подготовительный этап – «Планирование мини-музея».
Определение места размещения музея.
Выбор дизайна – оформления музея.
Предложить детям вместе с родителями выбрать дома для музея деревянные игрушки, иллюстрации, стихи, песенки, книги.
Объявление для родителей об организации мини-музея.
Беседа с родителями о целях и задачах мини-музея в группе.
Практический этап – «Создание музея».
Местоположение музея определялось с учетом принципов психологической комфортности и безопасности деятельности.
Музей в группе располагает постоянной экспозицией.
В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания музея.
Третий этап – «Представление музея».
Организация занятия – экскурсии в музей русской деревянной игрушки. Приглашаются родители.
Четвертый этап – «Функционирование музея».
День недели | Образовательная деятельность | |
1 неделя | понедельник | Музыка Песенка «Мы матрешки - вот такие крошки». Развитие речи Инсценирование сказки Л. Н. Толстого «Три медведя». |
вторник | Рисование «Конь без хвоста». Физическая культура Подвижная игра «Кони, гулять!» (поскоки на палочках-лошадках) | |
среда | Музыка «Пляска с платочком» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской). Развитие речи Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Был у Пети и Маши конь...». | |
четверг | Лепка «Укрась сарафан матрешки» Физическая культура Общеразвивающие упражнения «Танец с матрешками». | |
пятница | Ознакомление с окружающим «Русские деревянные игрушки». Физическая культура Общеразвивающие упражнения с платочками. |
2 неделя | понедельник | Музыка «Танец с ложками» Развитие речи Чтение потешки «Ой, ты заюшка-пострел...». |
вторник | Рисование «Почини ложки» (рисование вертикальных линий) Физическая культура Подвижная игра «Раз, два, три – остановись» (дети прекращают движение, как только перестает играть дудочка) | |
среда | Музыка Игру «Колокольчик» М. Картушиной на мелодию рус. Нар. Песни «Я рассею своё горе». Развитие речи Чтение русской народной песенки «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу...». | |
четверг | Лепка «Дудочки для ребят» Физическая культура Подвижная игра «Птички в гнездышках» | |
пятница | Конструирование "Строим домик для матрешки» Физическая культура Общеразвивающие упражнения с погремушками. |
Развитие речи
- Инсценирование сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».
Цель: Познакомить детей со сказкой «Три медведя», приучая их внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения.
Ход занятия
Эту сказку воспитатель показывает с помощью кукол-матрешек.
Рассказав сказку, детям предлагается возможность изобразить взрослых медведей и медвежонка, увидевших свои чашки, и вопрошающих (с разной силой голоса): «Кто хлебал из моей чашки?»
- Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Был у Пети и Маши конь...».
Цель: Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.
Ход занятия
Цели: прочитать рассказ Л. Н. Толстого; приучать слушать рассказ без наглядного сопровождения, учить рассматривать картинки; учить отвечать на вопросы воспитателя.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки или иллюстрации к рассказу; игрушка конь.
Ход занятия
Воспитатель держит в руках игрушечного коня.
Воспитатель. У многих из вас дома есть игрушечный конь. Это очень красивая игрушка. (Предлагает детям рассмотреть игрушку, обращает внимание детей на длинные ноги, красивые большие глаза, гриву и хвост.) Вы любите играть с ней? (Ответы детей.) Как вы играете 1 с лошадкой? (Дети показывают.) А вы умеете скакать, как скачет лошадка? (Дети бегут, высоко поднимая колени, по группе.) Вот какая замечательная игрушка лошадка!
Воспитатель. Вот в одной семье у брата и сестры тоже был конь. Они тоже с удовольствием играли с ним. Но однажды произошло вот что.
Воспитатель читает рассказ Л. Н. Толстого «Был у Пети и Маши конь...».
«Был у Пети и Маши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать. Дай мне - мой конь. Нет, ты мне дай — конь не твой, а мой. Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей».
Воспитатель. Как звали деток, у которых был конь? Что они стали делать? (Маша и Петя начали спорить о том, чей конь.) Как Маша и Петя спорили? (Они говорили: «Мой конь!») Что сделала мама? (Забрала игрушку.) Петя и Маша умели играть дружно? (Ответы детей.) Поэтому у них мама и забрала игрушку. Как надо было играть? (Маша поиграла с конем, потом дала Пете поиграть.) Давайте еще раз вместе расскажем эту историю.
Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его.
- Чтение русской народной песенки «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу...».
Цель: познакомить с песенкой, упражнять в произношении звукоподражаний.
Материалы и оборудование: иллюстрации, игрушечная дудочка.
Ход занятия
Воспитатель. Посмотрите, какая у меня есть игрушка. (Показывает дудочку.) Знаете, как она называется? Правильно, это дудочка. Как с дудочкой играют? (Ответы детей.) В дудочку можно подуть, и она заиграет красивую мелодию.
Воспитатель читает песенку.
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу, во серебряную.
Труба точеная, позолоченная,
Песня ладная, сказка складная.
Воспитатель показывает детям иллюстрацию к песенке и просит детей рассказать, что нарисовано на картинке. Затем предлагает рассмотреть дудочку, рассказать о ней (похожа на палочку, есть отверстия, красивая, золотистая и т. п.), поиграть с ней.
Воспитатель. Как играет дудочка? (Дети повторяют за воспитателем хором и индивидуально «ду-ду, ду-ду», изображают руками игру на дудочке.) А теперь давайте я буду играть на дудочке, а вы мне будете подпевать.
Воспитатель побуждает детей произносить во время повторного чтения звукоподражающие слова, договаривать фразы.
Рисование
- «Конь без хвоста».
Цель: Совершенствовать умение работать карандашом: учить держать карандаш тремя пальцами выше отточенного конца; давать возможность выбрать цвет самостоятельно.
Материалы и оборудование: игрушка конь, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (кони разного цвета), мольберт; карандаши различных цветов, лист бумаги с нарисованной лошадкой (без хвоста) на каждого ребенка.
Ход занятия
Воспитатель (показывает русскую игрушечную деревянную лошадку) : Это игрушка – лошадка. У нее большая голова, уши, добрые глаза, красивая длинная шея. Есть грива. Сзади длинный хвост. У лошади большие сильные ноги, на ногах копыта. Когда она бежит, то копыта цокают. Лошадка может катать детей.
Физминутка.
Воспитатель предлагает детям послушать песенку «Лошадка». Дети подпевают и исполняют подражательные движения: скачут по кругу, изображая лошадок.
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинку с изображением игрушки-лошади, у которой не хватает хвоста. Дети подходят к картине, рассматривают ее.
Воспитатель: Вот у меня на рисунке хвост у лошадки не нарисован. Это непорядок. Поможем лошадке, нарисуем ей хвостик. Расскажите, карандаш какого цвета вы возьмете? (Ответы детей.)
Воспитатель показывает приемы рисования.
Дети выполняют задание. Воспитатель в процессе рисования контролирует правильность держания карандаша в руках.
Воспитатель: Какие красивые хвосты мы нарисовали для коней! Кони от радости закричали: «Иго-го!» Значит, им понравились наши рисунки.
Лепка
- «Укрась сарафан матрешки»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами пластилина, учить надавливать на маленький пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
Материалы и оборудование: пластилиновые шарики желтого, красного, оранжевого цветов (диаметр 1 см.), рисунки с изображением матрешки.
Ход занятия
Воспитатель: Посмотрите, это матрешка. Она красивая, но ее сарафанчик не украшен.
Давайте – ка украсим сарафанчик матрешки. Желтые, красные, оранжевые кружочки – замечательное украшение. Сначала положим наш пластилиновый шарик на рисунок, а затем надавим на него указательным пальцем. Сделаем много узоров.
Физминутка.
Дуйте в дудки, бейте в ложки –
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Дети выполняют упражнения по тексту.
Дети начинают лепить, воспитатель в процессе лепки оказывает помощь детям, затрудняющимся в выполнении задания.
Полученные рисунки выкладываются на общий стол.
Воспитатель: Ах, какие нарядные матрешки получились!
- Лепка дудочек.
Цель: закреплять приемы раскатывания пластилина между ладонями прямыми движениями, учить работать аккуратно.
Материалы и оборудование: игрушечная дудочка, пластилин, салфетки, дощечки, образец изделия.
Ход занятия
Воспитатель. Понравилось вам играть на дудочке? (Ответы детей.) Жалко, дудочка у нас всего одна. Может быть, сделаем дудочки из пластилина? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, на что похожа дудочка. (Воспитатель показывает детям игрушку.) Дудочка сделана из палочки. А помните ли вы, как можно раскатать палочку? Покажите, как это делается. (Дети выполняют прямые движения ладонями.) Правильно, так мы и будем лепить дудочку.
Воспитатель показывает приемы раскатывания из пластилина палочек, показывает, как аккуратно их нужно разложить на дощечке.
Работы детей раскладываются на дощечке.
Воспитатель. Вот теперь у всех есть замечательные дудочки. Давайте сыграем на них. (Дети имитируют игру на дудочке, проговаривая слова: «Ду-ду, ду-ду».)
Ознакомление с окружающим
Рассматривание деревянной игрушки.
Цель: учить определять название игрушек и материал, из которого они сделаны, развивать слуховое восприятие, расширять словарный запас, способствовать развитию речи как средства общения.
Материалы и оборудование: деревянные игрушки: матрешка, лошадка, медведь, солдатики.
Ход занятия
Воспитатель (демонстрирует деревянную лошадку). Это игрушечная лошадка, у не большая голова, уши, добрые глаза, красивая длинная шея. Есть грива. Сзади длинный хвост. У лошадки сильные и быстрые ноги, а на ногах копыта. Когда лошадка бежит, то копыта цокают. Лошадка может катать детей. Наша лошадка деревянная, она сделана из дерева. Дерево - прочный надежный материал. (Дети могут подойти к игрушке, потрогать ее.) Покажите у лошадки хвост, гриву, глаза, копыта, ноги. Из чего она сделана?
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Но есть и другие деревянные игрушки. Все игрушки из дерева твердые и прочные. (Детям раздаются деревянные игрушки.)
Вопросы детям:
- Какого цвета твоя игрушка?
- Она большая или маленькая?
- Как называется?
Воспитатель предлагает детям послушать «Пляску с куклами» и «Пляску с платочкаш (немецкие народные плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой). Дети выполняют музыкально-ритмические движения плясовой мелодии по показу педагога или самостоятельно.
Детям предлагается поиграть с деревянными игрушками.
Физическая культура
- Общеразвивающие упражнения «Танец с матрешками».
Упражнение «Паровоз».
Мы на паровозе едем,
Сейчас к матрешкам мы приедем.
И. п. - ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях.
Выполнение: на счет 1-4 выпрямить руки вперед и снова согнуть в локтях, говоря: «Чух-чух-чух», 5-6 — возвратиться в и. п. «Ту-ту!». (Повторить 4 раза.)
Шаг вперед и шаг назад –
Такой танец у ребят.
И. п. - основная стойка.
Выполнение: на счет 1—2 сделать шаг вперед, приставить ногу, 3—4 — шаг в обратную сторону. (Повторить 4 раза.)
Учимся мы танцевать —
Ловко в сторону шагать.
И. п. — основная стойка.
Выполнение: на счет 1—2 сделать шаг в сторону, 3-4 — шаг в обратную сторону. То же с другой ноги. (Повторить 4 раза.)
Полюбуйтесь вы на нас,
Как красивы мы сейчас.
И. п. - основная стойка.
Выполнение: на счет 1—4 поворачивать плечи вправо-влево, свободно размахивая руками, 5-6 - возвратиться в и. п. (Повторить 4 раза.)
Так танцуют ручки наши:
У меня, и у Наташи,
И у Пети, и у Коли,
И у Лены, и у Оли.
И. п. - встать на колени, сесть на пятки.
Выполнение: на счет 1-2 выпрямиться, поднять руки вверх, потрясти ими, 3-4 — возвратиться в и. п. (Повторить 4 раза.)
- Общеразвивающие упражнения с платочками.
Сначала платочком помашем,
А потом мы спляшем.
И. п. — сидя на полу, платочек в правой руке.
Выполнение: 1—2 — поднять платочек над головой, помахать платочком, 3—4 — опустить на колени в и. п. То же левой рукой. (Повторить 3—4 раза.)
Поиграйте в прятки
Друг с другом, ребятки.
И. п. - ноги вместе, взять платочек обеими руками за углы, руки внизу.
Выполнение: 1-2 - присесть, поднять платочек перед лицом, 3-4 — и. п. (Повторить 4 раза.)
То платочек поднимаем,
То платочек опускаем.
И. п. - лежа на животе, платочек в вытянутой вперед руке.
Выполнение: 1—2 — поднять руку с платочком вверх, 3-4 - опустить руку с платочком. То же другой рукой. (Повторить 3-4 раза.)
Мы платочками помашем,
Весело с платочком спляшем.
И. п. — ноги вместе, руки с платочком внизу.
Выполнение: 1-4 — прыжки на двух ногах, махать платочком вверху, 5-8 — ходьба на месте. То же другой рукой. (Повторить 2 раза.)
Глубоко мы не вдохнули,
На платочек наш подули...
И. п. — ноги вместе, руки внизу.
Выполнение: 1—2 — поднять руку с платочком к лицу — вдох, 3-4 - на выдохе подуть на платочек. То же держа платочек в другой руке. (Повторить 2 раза.)
- Общеразвивающие упражнения с погремушками.
Погремушку покажи,
Потом на пол положи.
И. п. - ноги слегка расставлены, погремушка в одной руке.
Выполнение: 1—2 — поднять погремушку вверх, погреметь, 3-4 - присесть и положить на пол, 5-6 - выпрямиться и хлопнуть в ладоши, 7—8 — присесть, взять погремушку, 9—10 — и. п. То же другой рукой. (Повторить 4 раза.)
Спрячьте быстро погремушку —
Разноцветную игрушку.
И. п. — сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади, погремушка между ногами на полу.
Выполнение: 1—2 — соединить ноги вместе, 3-4 — и. п. (Повторить 4 раза.)
За игрушкой потянись,
И назад ты с ней вернись.
И. п. — лежа на животе, руки с погремушкой под подбородком.
Выполнение: 1—2 - вытянуть руки вперед, положить погремушку как можно дальше, 3-4 — руки под подбородок. Ноги не сдвигать, голову приподнять. (Повторить 4 раза.)
Спинку мы чуть-чуть согнем,
Носочки погремушкой достаем.
И. п. — сидя на полу, погремушка в обеих руках, руки на коленях, спина прямая.
Выполнение: 1-2 - наклон вперед, коснуться погремушкой носков ног (колени не сгибать), 3-4 - и. п. (Повторить 4 раза.)
Мы попрыгаем с игрушкой –
Развеселой погремушкой.
И. п. — ноги вместе, руки с погремушкой внизу.
Выполнение: 1-4 — прыжки на двух ногах на месте, 5-8 — ходьба на месте, греметь погремушкой. (Повторить 4 раза.)
Конструирование
1. Строим домик для матрёшки. Складывание матрёшки из трёх элементов
Цели: учить делать постройки из кубиков, устанавливая один кубик на другой, обучать умению строить по образцу; выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной, продолжать вводить понятия большой, маленький; выполнять движения вслед за воспитателем, развивать координацию движений рук и ног, внимание.
Материалы и оборудование: строительный материал (кубики, призмы), матрешка из трех элементов; по 2 кубика и призма.
Ход занятия
Воспитатель. Посмотрите, у меня в руках яркая нарядная игрушка. Это матрешка. Вот она какая большая. Поэтому и домик, который мы сегодня будем строить, должен быть большим. Сначала я поставлю один кубик, потом на него сверху еще один. А теперь осталось накрыть домик крышей. Вот такой дом получился у меня. Как вы думаете, матрешка поместится в нем? (Ставит рядом с постройкой матрешку, обращая внимание детей на величину предмета.) Да, этот домик как раз для нашей матрешки. Постройте и вы для матрешки большие домики.
Дети выполняют задание, выполняя постройку по образцу. Воспитатель в процессе работы контролирует деятельность детей, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.
- Целый город мы построили! Теперь моя матрешка может пойти в гости к Мишиной. Пусть живут дружно и не ссорятся.
Физкультминутка
Воспитатель читает слова, дети выполняют движения вслед за воспитателем.
Строили ладошки домик для матрешки.
(Ладошки изображают домик над головой.)
Ах, какие ладушки, ладушки-ладошки!
Прилегли ладошки отдохнуть немножко.
(Ладошки «ложатся спать» под щеку.)
Ах, какие ладушки, ладушки-ладошки!
Воспитатель (показывает детям большую матрешку). А вам не кажется, что внутри матрешки что-то есть? (Встряхивает игрушку.) Давайте попробуем открыть ее. (Открывает крышку и вынимает вторую матрешку, поменьше. Закрыв большую матрешку, воспитатель ставит игрушки рядом.) Вот большая матрешка. Ее не спрячешь в руке. Вторая матрешка меньше. Я могу ее спрятать в ладони. (Фиксирует внимание детей на величине игрушек.) Послушайте, во второй матрешке тоже что-то есть. Слышите, что-то в ней гремит? (Открывает вторую матрешку и достает маленькую игрушку.) Посмотрите, какая маленькая матрешка. (Воспитатель ставит все фигурки рядом.) А теперь сложим наших матрешек в одну. (Складывает матрешек.) А вы сможете сделать так? (Предлагает детям вынуть из большой матрешки и затем сложить в нее все фигурки. Во время выполнения задания педагог оказывает помощь детям.)
Воспитатель. Вот как весело было играть с матрешками! Они то спрячутся от нас, то покажутся снова. Теперь пора им отдохнуть в новом домике.
Сюжетные игры:
- Игровое кормление лошадки.
- «Матрешки обедают» (дети ставят перед матрешками посуду к обеду).
- «Игрушки идут в гости друг к другу».
Дидактические игры:
- «Матрешки танцуют» (дети по сигналу воспитателя поднимают плоскостные фигурки матрешек то одного, то другого цвета).
- Самостоятельное разбирание и складывание матрешки.
- «Чего не стало?» (педагог незаметно убирает со стола одну из игрушек, дети говорят, чего не стало).
- «Матрешки» (одна — много) (показ матрешек: одна -много).
- «Угадай по описанию» (воспитатель описывает предмет, дети находят его и показывают).
- «Определи на ощупь».
- «Что звучит?».
Работа с родителями
Консультация «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольника»
Подведение итогов:
Проводятся познавательные, художественно-эстетические занятия, чтение художественной литературы, подобранной в соответствии с экспонатами мини-музея.
Проводятся ролевые игры, используются развивающие деревянные игрушки в режимных моментах.
Дети активно проявляют интерес к деревянным игрушкам, исследуя их и экспериментируя с ними.
Деревянные игрушки обогащают чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Формируют представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
Деревянные игрушки формируют интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
Деревянные игрушки способствуют активной игровой деятельности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/28/picture-877731-1706465282.jpg)
Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".
Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/12/picture-1148950-1560344812.jpg)
Проект для детей первой младшей группы "Первые шаги в математику"
Математическое развитие имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Поэтому работа по математическому развитию начинается еще в ран...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/28/picture-1293302-1606548149.jpg)
Проект для детей первой младшей группы "Мои первые стихи. Творчество А.Л.Барто"
Краткосрочный проект для детей 2-3 лет..Цель проекта: Помочь детям запомнить стихотворения из цикла « Игрушки». Агнии Львовны Барто., Описывает различные виды деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/04/picture-1183631-1572820125.jpg)
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"
Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/21/picture-1312423-1713712876.jpg)
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»
Познавательно-творческий проект Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/21/picture-1312423-1713712876.jpg)
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»
Познавательно-творческий проект Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-1435844-1668369288.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе «Матрёшка — деревянная игрушка»
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Если её открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше....