Занятие по ознакомлению с окружающим миром в разновозрастной группе «Волшебница вода»
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
формирование познавательных действий дошкольников, путем использования исследовательской технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa_voda.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в разновозрастной группе «Волшебница вода»
Цель: формирование познавательных действий дошкольников, путем использования исследовательской технологии.
Задачи:
Образовательные
уточнить и расширить сведения детей о воде, ее свойствах (прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, роли в жизни человека и живых организмов, об изменении агрегатного состояния воды;
закрепить знания о том, что вода- необходимое условие жизни всех живых существ на земле;
познакомить детей с круговоротом воды в природе, дать представление об основных источниках загрязнения воды;
поощрять выдвижение детьми гипотез; стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми;
формировать умение четко решать поставленные задачи самостоятельно и при взаимодействии со сверстниками;
развивающие
развивать у детей мыслительные операции (анализ);
развивать исследовательскую активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, формировать на их основе устойчивые познавательные интересы;
воспитательные
воспитывать культуру речевого общения;
формировать понимание важности чистой воды для человека;
воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа: чтение стихов и отгадывание загадок о воде, инее, дожде, снеге, льде, росе; наблюдение за изменением воды в природе и в быту; наблюдение за распусканием почек на веточках, поставленных в воду; наблюдение за цветами, поставленными в подкрашенную воду и без воды; беседы о роли воды в жизни человека животных и растений.
Оборудование: глобус, схема с изображением круговорота воды в природе, презентация «Берегите воду», емкости с водой, стаканчики пустые и наполовину заполненные водой, трубочки для коктейля, сахар, соль, лимон, тушь, фильтровальная бумага.
Вниманию детей предлагается загадка:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Воспитатель: «Верно, ребята, это вода».
Сегодня мы с вами поговорим о воде как настоящие ученые- исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов. Как оно называется?
Верно, это лаборатория.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину; не перебивать друг друга; не мешать друг другу; работать тихо, аккуратно, внимательно.
Пройдите в нашу лабораторию, наденьте одежду для работы.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать, все загадки разгадать,
Будем вместе развивать качество- внимательность,
А поможет все узнать наша наблюдательность.
Предлагаю детям посмотреть на глобус, обратить внимание на то, что его большая часть закрашена голубым цветом. Все это – вода.
Что же такое вода?
Сегодня мы с вами будем искать ответы на вопросы о воде.
Опыт 1.
Вниманию детей предлагается два прозрачных стакана, в один из которых наливаем воду, а в другой молоко. Опустив в стаканы ложечки, предлагаю детям сравнить результат и попытаться сформулировать вывод. При необходимости помогаю детям.
Вывод: «Вода прозрачная, а молоко – нет».
В наборное полотно выставляем карточку с изображением свойства воды.
ОПЫТ 2.
Предлагаем детям понюхать воду и определить, чем она пахнет. Для сравнения детям можно дать понюхать духи, лимон. Можно провести эксперимент с закрытыми глазами. Дети делают вывод:
«У воды нет запаха».
Карточку с изображение свойства воды выставляю в наборное полотно.
ОПЫТ 3.
Предлагаю детям попробовать воду на вкус.
Вопрос: «Есть ли у воды вкус?»
Довольно часто дети могут сказать, что вода вкусная. Нужно доказать детям, что чистая вода не имеет вкуса. Можно добавить в воду соль, сахар и сок лимона и выяснить, что вода приобретает вкус того продукта, который мы в нее добавили (становится соленой, сладкой или кислой, а сама вода не имеет вкуса.
Вывод: «У воды нет вкуса».
Карточку с изображением свойства воды выставляю в наборное полотно.
ОПЫТ 4.
Вопрос: «Есть ли у воды форма?»
Вниманию детей предлагаются прозрачные сосуды разной формы и мелкие предметы (кубики, шарики и т. д.). Изменят ли они свою форму, если мы опустим их в стакан, вазу и т. д.? Дети приходят к выводу, что форма предметов не меняется. А теперь предложим детям налить воду в те же емкости. Что произойдет? Вода примет форму того сосуда, в котором она находится, а на поверхности растечется лужицей.
Вывод: «Вода не имеет своей формы».
А теперь можно предложить детям рассмотреть кусочки льда и предложить детям проверить имеет ли форму лед. Дети убеждаются в том, что лед сохраняет свою форму до тех пор, пока не растает, а превратившись в жидкость он растечется по поверхности блюдца.
Вывод: «Вода может превращаться в лед, а лед тает, превращаясь в воду».
Далее предлагаем детям ответить на вопрос: «А какие еще превращения происходят с водой?»
Можно помочь детям загадкой: «Как чайник закипает, он из под крышки вылезает.»
Возьмем термос с кипятком, откроем его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар это тоже вода. Поместим над паром стекло или зеркальце и покажем выступившие капельки воды детям.
Вывод: «Вода может превращаться в пар».
Вопрос: «Скажите, а какие еще формы может принимать вода?
Будем играть «Угадай загадку, доскажи словечко».
1. С неба звездочки летят и на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки, кружатся зимой (снежинки).
2. Они белые, как вата, по небу плывут куда-то,
Держат путь издалека все барашки (облака).
3. Капли влаги на листочках, на траве и на цветочках.
Что это за чудеса? По утрам блестит (роса).
4. Ветер тучу позовет, туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ моросит холодный (дождь)
5. Сыплется из туч горох, прыгает к нам на порог,
С крыши катится он в сад. Что такое? Это (град).
6. Молоко над речкой плыло, ничего не видно было;
Растворилось молоко – стало видно далеко. (Туман).
7. Серые гуси пролетали, белого пуха нароняли. (Тучи)
8. Зонтик буду я держать и стараться их считать.
Раз, два, три, четыре, пять… Что же падает опять? (Капля).
Ребята, мы с вами сегодня выяснили, что воды очень много вокруг и простой (пресной) и соленой в морях и океанах. А нужно ли ее беречь?
ОПЫТ 5. Растворить в стаканчике с водой капельку туши, обратить внимание на то, какой стала вода. Потом пропустить воду через фильтровальную бумагу, вода станет немного чище, но до конца очистить воду очень сложно.
Просмотр презентации о "Берегите воду".
Вниманию детей предлагается схема круговорота воды в природе. Рассмотрев приключения капельки, предлагаю детям представить себя капельками и поиграть в игру.
Динамическая пауза. Подвижная игра «Мы – капельки».
На листочке дерева (дети встают в круг) капельки сидят (присели,
Веселые подружки по сторонам глядят (повороты головы в стороны).
Соскользнули капельки прямо в ручеек (ходьба друг за другом)
И понес их быстро голубой поток (легкий бег).
Вот пригрело солнышко, стало всем тепло,
И поднялись капельки в небо высоко (дети поднимают руки, встают на носки)
Ну а в небе капельки медленно летают (ходьба друг за другом со взмахами рук,
Облачками стали, меж собой играют.
Тут подул вдруг ветер (кружатся, началась гроза,
Превратились в тучку облака тогда (образовать круг).
И закапал дождик мелкий, как песок (прыжки,
И упали капельки снова на листок (присели).
Предлагаю детям ответить на вопрос «Что было бы, если бы не было воды?»
Проанализировав ответы детей делаем вывод, что вода необходима для всего живого, жизнь без нее невозможна и нужно беречь каждую капельку воды.
Что такое капля? Мелочь, ерунда.
А что если по капле исчезнет вся вода?
Все без нее засохнет, жизнь на Земле заглохнет.
Игра «Верно- неверно»
Вода может превращаться в пар.
Животные и растения могут жить без воды.
Вода прозрачная.
Человек может жить без воды.
Вода не имеет цвета.
Все предметы тонут в воде.
Все предметы плавают в воде.
Вода может превращаться в лед.
Чистая вода не имеет запаха.
В. Работали хорошо. Молодцы!
Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.
Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас;
Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных свойствах воды (прозрачная, текучая, одни предметы в воде тонут, а другие плавают, вода может изменять свой цвет); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие,физическое.
Методы и приемы:
Методы: игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, экспериментирование.
Оборудование: центр воды и песка; тазики для воды для каждого ребенка, игрушки из резины, камни; игрушка-мельница; лейки; бутылки с горячей и холодной водой, стаканчики с водой, краски, салфетки тканевые, бумажные кораблики.
Словарная работа: прозрачная, окрасилась, плавает, тонет.
Предварительная работа: игры-эксперименты с водой; просмотр мультфильма «Приключения капельки», беседа по его содержанию.
Структура:
1. Сюрпризный момент. Рассматривание мультфильма.
2. Напоминание правил на занятиях экспериментирования.
3. Вопросы о знакомых свойствах воды.
4. Экспериментирование за столами.
5. Упражнение «Мельница»
6. Окрашивание воды.
7. Пускание корабликов.
Ход.
«Доброе утро я вам говорю! Доброе утро. Я вас всех люблю! Желаю вам узнать сегодня много нового и интересного. Слушать внимательно, ума набираться! Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь!» Воспитатель с детьми входит в группу, приветствуем гостей.
-А вот еще одна гостья, которая очень хочет прийти к вам ребята,- но чтобы узнать-кто это- нужно отгадать загадку:
Она и в море, и в реке,
Она и в кране, в ручейке,
И в пруду, и в роднике.
Может дождиком скакать,
С неба землю поливать.(капелька воды)
Правильно ребята-посмотрите на экран(мультфильм)
Вот какая капелька, ей стало скучно на облачке и она решила спуститься к нам в детский сад, чтобы рассказать о себе и немного с нами поиграть(показываю воду в стакане).Хотите поиграть с капельками воды?
- Давайте вспомним правила занятий с водой – закатать длинные рукава, не толкаться, не брызгаться водой, внимательно слушать указания.
Правила при работе с водой.
- Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
- Пролил воду — не беда:
- Тряпка под рукой всегда.
- Фартук — друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Одеваем фартук.
-Давайте вспомним какая вода. (показываю воду в стакане). Опустите пальчики в воду, почувствуйте, какая вода? (теплая); а какой вода еще бывает? У меня есть бутылочки с водой, потрогайте их. Что вы чувствуете? (Дети трогают, обхватывают, ощупывают бутылки, определяя, что одни бутылки холодные, а другие - горячие.) Значит, вода бывает разной температуры – теплая, приятная для рук, холодная и горячая.
- А еще вы знаете, что некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают. - Давайте сядем за столы и рассмотрим, что у вас там стоит (дети рассматривают емкости с водой, подносы с предметами).
Как вы думаете, резиновый мячик утонет или будет плавать? Давайте проверим. Возьмите мячики в руки, подержите их, мячи из резины, тяжелые они или легкие? (легкие, мягкие). Отпускайте их в воду. Что происходит? (мячи плавают, не тонут).
- Возьмите в руки камушки. Какие камушки (тяжелые)? Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? Аккуратно отпускайте камушки. Что случилось с камнями (они утонули, опустились на дно). Мы с вами убедились, что на разные предметы по-разному ведут себя в воде: резиновые и пластмассовые предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно.
- Ребята, а вы видите камушки на дне? Почему? (Вода прозрачная, сквозь воду можно разглядеть предметы).
-Вода – волшебница: она может обернуться облаком, снегом, дождем! Вот это да! Ай да вода! А еще вода очень сильная. Говорят, капля камень точит. Это правда. Хотите проверить?
Предлагаю детям подойти к столу, на котором стоит «мельница» и лейки с водой. Я сейчас полью воду на мельницу, и она будет крутиться. Что я делаю? (Лью воду) Молодцы, вы уже знаете, что вода льется, ее можно переливать. (предлагаю детям полить на мельницу). Сила воды заставляет мельницу крутиться, работать.
- Молодцы, ребята, вот как много важного и интересного про воду мы с вами узнали!
-Но что-то наша капелька заскучала. Давайте немного развеселим её и вместе потанцуем.
Физминутка.
Молодцы, ребята. А что же ещё наша капелька умеет делать?Давайте посмотрим.(мультик)
-А теперь Я покажу вам фокус с водой!
Дети возвращаются на свои места.
Надо сказать волшебные слова, волшебно поводить руками и происходит волшебство! (растворяю в стакане краску(гуаш), медленно поворачивая стакан, рассматриваем причудливые узоры в воде, как вода меняет свой цвет).
- Ребята, а теперь мы с вами будем волшебниками и узнаем, что воду можно окрашивать в разные цвета. Посмотрите-у вас в баночке стоит краска(обычная краска)разных цветов. Назовём эти цвета(дети называют). Выливайте эти краски в стаканчик с водой и посмотрим, что произойдёт! Давайте попробуем.
Дети берут краски и выливают их, каждый раз наблюдая, как меняется вода. В конце эксперимента предлагаю детям бросить в стаканчик с водой камушки.
- Ребята, вы видите камушки в водичке? Почему?
- Водичка ваша стала цветной, непрозрачной и поэтому камушки не видно. Вот какой волшебницей может быть обыкновенная вода.
- Итак, давайте вспомним, какие свойства водички нам знакомы: водичка льется, она может быть холодной, теплой или горячей, предметы могут в ней плавать или тонуть, вода прозрачная, мы сами можем менять цвет воды.
Молодцы, ребята, Нашей капельке с нами очень понравилось играть, но ей пора возвращаться на своё облачко. Давайте посмотрим (мультфильм)
До свидания, капелька!
Но, чтобы мы сильно не скучали по ней, капелька оставила нам подарки-вот такие бумажные кораблики, предлагаю поиграть с ними – дети пускают кораблики в центре воды и песка, в котором все емкости заполнены водой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Волшебница зима».
Программное содержание: Обобщить представления детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, ум...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Без воды нет жизни на земле»
Назначение: предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Без воды нет жизни на земле»
Программные задачи:- уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря…);- дать представления об источниках загрязне...
Занятие по ознакомлению с окружающим в первой младшей группе «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Занятие по ознакомлениюс окружающим в первой младшей группе «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»Программное содержание:1.Ознакомление и закрепление свойств воды и других материалов (кораблик бумажный)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в разновозрастной группе на тему: " Что такое профессия? "
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в разновозрастной группе на тему: " Что такое профессия? "занятие проводится в разновозрастной группе. Дети от3 до 7 лет. Задания распреде...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе: "Волшебница - вода"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе: "Волшебница - вода"...
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для разновозрастной группы "Животные дикой природы"
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для разновозрастной группы...