Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для разновозрастной группы "Животные дикой природы"
план-конспект занятия по окружающему миру
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для разновозрастной группы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для разновозрастной группы
«Животные дикой природы»
Цель: Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов (внешний вид, пища, характер), умение узнавать и называть животных и их детёнышей. Совершенствовать умения делать выводы.
Задачи:
- активизировать и обогатить предметный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»;
- расширить и закрепить знания о диких животных наших лесов;
- учить классифицировать травоядных, хищников и всеядных животных;
- учить выделять характерные признаки животного определенного вида (внешний вид, питание, поведение и прочее)
- учить дифференцировать домашних и диких животных;
- формировать навык употребления падежных окончаний и образования предложно-падежных конструкций;
- развивать умение координировать речь с движением;
- развивать внимание детей, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию логического мышления;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к природе, бережное отношение к животным;
-воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Предварительная работа: рассматривание картинок, разучивание стихов, разгадывание загадок, просмотр ознакомительных обучающих мультфильмов, презентаций по теме.
Материалы и оборудование: демонстрационный плакат «Дикие животные», картинки зайца и белочки; раздаточный – карточки с изображением пищи для животных; другие материалы – игрушечные дикие животные, аудио запись песни «Лесной гопачок», материалы к игре «Собери животное», мультимедийная доска, игра «Кто что ест», картинки «Дикие животные и их детёныши», интерактивная игра «Четвёртый лишний».
Ход занятия
- Организационный момент
Психогимнастика «Поздороваемся с солнышком»
Дети, как хорошо, когда в окошечко заглядывает солнышко. Давайте пригласим его к нам в гости.
Солнышко, солнышко,
Загляни в окошечко.
Ждут тебя малыши,
Хотят обнять от души.
Дети, а что есть у солнышка? (Лучики) поздороваемся с каждым солнечным лучиком. Протяните руки вперед и представьте себе, что вы сжали в ладошках лучик. Солнечные лучики коснулись ваших ручонок и превратили вас в маленькие солнышки, божьих коровок. Вы – божьи коровки, вы просыпаетесь, умываетесь, расчесываете свои лучи, дарите тепло вокруг, улыбаетесь от счастья, что всех согреваете.
- Мотивация.
Звучит аудиозапись песни «Лесной гопачок». Воспитатель располагает перед детьми рисунок «Дикие животные», а затем обращается к детям.
Согласны ли вы, дети, что если пофантазировать, то можно куда угодно попасть и всюду побывать? И эта веселая песенка уже подсказала вам, в какое интересное место мы сейчас попадем и о ком у нас пойдет речь. Вы догадались? (Педагог подводит детей к выводу, что они будут говорить о лесе и его обитателях, тех животных, которые живут в лесу.)
- Основная часть.
Загадки о диких животных (после отгадывания, воспитатель выставляет картинку с изображением угаданного животного)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (медведь)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёж)
И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит шишки, где поспели,
Где грибная целина. (белка)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (лиса)
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - … (волк)
Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники.
А выстроят плотину,
Хоть пиши картину. (бобры)
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето. (заяц)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (олень)
Беседа «Звери, живущие в лесу»
Дикие звери — так мы называем зверей леса. Как вы думаете, почему? (Заслушивают рассуждения 1-2 детей.) Правильно, потому что лес – это среда дикой природы, удаленная от людей. Жизнь диких животных не требует человеческого вмешательства: они сами себе добывают пищу, обустраивают дом, воспитывают своих детенышей. Лесные животные привыкли жить на свободе, поэтому приносить домой найденного в лесу ежика или зайчонка нельзя: для них лес – родной дом, в котором вольготно и уютно, а в неволе дикая зверушка может погибнуть.
Взгляните на плакат и расскажите, какие животные обитают в лесу. Каких еще зверей дикой природы вы знаете? (Ответы детей.)
Как вы думаете, различаются ли дикие животные между собой? (да.)
В самом деле, все животные разные, хотя у некоторых из них есть общие признаки. Волк и лиса – хищники, охотящиеся на мелких животных. Зайчик и олень – животные травоядные, они питаются только травой или веточками, то есть растениями. А еж, дикий кабан и медведь – всеядны, ежику едят и фрукты, и насекомые; кабан может полакомиться еще и корешками растений, яйцами птиц, а мишка, известный своим пристрастием к меду и малины, не откажется время половить рыбку в лесном озерце.
Расскажите, как питаются лесные животные. (Дети выполняют задание.)
Каждое животное неповторимо по-своему, у него своя характерная внешность. Сказать, что все животные имеют пышный мех, было бы неточно. Например, какой же «мех» у ежика – колючки, да и только! Вряд ли назовешь «меховыми» и кабана и оленя. Почему? (Дети высказывают соображения.)
А у каких животных леса действительно красивые «шубы»? (Лиса, заяц, медведь, волк, белочка...)
Да, а еще – енот, бобр и многие другие.
Иногда ради меха дикие звери становятся жертвами охотников. Жалко ли вам диких животных? (Педагог подводит детей к выводу, что животные дикой природы заслуживают и нуждаются в том, чтобы их не уничтожали, а охраняли, берегли.)
Дидактическая игра «Про зайца и белочку»
Воспитатель задает малышам игровую ситуацию: игрушечным зайчику и белочке (показ) хотелось бы узнать о жизни настоящих зайца и белки, которые живут в лесу. Педагог побуждает малышей рассказать о соответствующих диких животных, сравнить их. В помощь детям взрослый располагает перед ними фото зайца и белочки. Дети с участием педагога составляют сравнительную характеристику животных.
Зайчик – это дикое животное, белочка – тоже дикое животное.
Зайчик большего размера, а белочка меньше, мельче.
Зайчик – зверек пушистый, белочка также пушистая, особенно хвост.
У зайца хвост коротенький, а у белочки он большой, как сама белка.
Заяц длинноухий, а ушки белочки небольшие, с забавными кисточками.
Зайчик имеет серый мех, а белочка рыжая.
Заяц имеет длинные задние ноги, а лапки белочки маленькие и коротенькие, с цепкими коготками.
Заяц быстро бегает, зато белка умеет ловко прыгать по веткам!
Зайчик ест траву, листья, веточки, кору, а белки едят орешки, шишки, грибы.
В процессе игры воспитатель помогает детям наводящими и уточняющими вопросами, предложениями, сравнить определенные признаки соответствующих животных (внешний вид, мех, поведение, питание и т. др.).
Слушание текста «Лисичка знакомая и незнакомая», обсуждение
А вот наша игрушечная лисичка уже обиделась, мол, о ней, лисе, только вспомнили – да и все. Но ведь лиса имеет себя за одно из самых интересных животных дикой природы. (Воспитатель предлагает детям послушать текст про лисичку.)
Лисичка знакомая и незнакомая
В России, практически во всех природных зонах, водится лиса обыкновенная, или рыжая. Тело лисы покрыто густой шерстью ярко-рыжей окраски, благодаря длинному пушистому хвосту создается впечатление, что животное это больше, чем на самом деле. Но лиса небольшая. Длина ее тела чуть меньше одного метра, а хвоста — около полуметра. А весит лиска всего 4-5 килограммов.
Лиса имеет хороший слух и обоняние, хорошую память — малейшие изменения вокруг себя замечает сразу и моментально становится осторожной. Лиса хорошо плавает, прыгает. Основная пища лисы — мелкие грызуны (мыши-полевки). За год она уничтожает их множество, несколько тысяч. Не отказывается лиса (и под другой добычи: зайцев, ящериц, жуков, птиц, в том числе домашних. А еще заботится о витаминах: ест землянику, чернику, яблоки, виноград.
Хитрит лиса не только в сказках, но и в повседневной жизни. Не раз, например, наблюдали, как лиса обманывает птиц: перевернется на бок, откинет лапы – лежит и не шелохнется, будто мертвая. Подлетит сорока или ворона - да и попадет хитрунке в лапы. На зиму лиска «обувается»: ее лапы обрастают густой пушистой шерстью. Из нее выглядывают только кончики когтей. Поэтому лиса зимой будто в валенках, и лапки ей не мерзнут даже в сильные морозы.
А еще хитрая лиса-танцовщица. Она очень любит полакомиться мышами, и чтобы поймать мышку, ей часто приходится хорошо попрыгать – издалека ее движения напоминают элегантный танец. Слышали ли вы когда-нибудь о танце фокстрот? Его название так и переводится – лисий танец.
Вопросы и задания
Понравился ли вам этот рассказ?
О каком животном она была?
Расскажите, что вы знали о Лисе раньше. Что вы узнали о лисичке нового?
Чем, по вашему мнению, наиболее интересна лисичка? Объясните, почему вы так считаете.
Игра «Собери животное»
По типу пазлов, необходимо собрать правильно диких животных.
Интерактивная игра «Четвёртый лишний»
Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Здесь на слайде изображены животные, а один из них лишний. Подумайте, кто из них лишний и объясните свой выбор.
- Кто изображен на слайде, перечисли? (Белый медведь, заяц, лиса, бурый медведь.) Кто из них лишний? Почему он лишний? (Белый медведь лишний, потому что это животное Севера, а все остальные – дикие животные)
- Кто изображен на слайде, перечисли? Белка, волк, еж, собака. Кто из них лишний? Почему она лишняя? (Собака лишняя, потому что это домашнее животное)
- Кто изображен на слайде, перечисли? Петух, лось, кабан, лиса. Кто из них лишний? Почему он лишний? (Петух лишний, это домашняя птица).
- Кто изображен на слайде, перечисли? Лось, волк, жираф, кабан. Кто из них лишний? Почему он лишний? (Жираф лишний, потому что это животное жарких стран).
- Кто изображен на слайде, перечисли? Заяц, кролик, еж, белка. Кто из них лишний? Почему он лишний? (Кролик лишний, потому что это домашнее животное).
Игра-практикум «Что напутал Мишка?»
Воспитатель показывает детям игрушечного мишку и рассказывает, что Мишка, прежде чем укладываться на зиму спать, решил угостить всех своих друзей их любимым лакомством. Но поскольку был уж очень сонный, то кое-что перепутал.
Воспитатель раскладывает возле игрушечных животных карточки с условными изображениями пищи для них, намеренно допуская ошибки. Задача малышей-упорядочить карточки в соответствии с тем, какие животное чем питается в природе. Выполняя задания, дети дают объяснение.
Образцы объяснений
Заяц не будет есть мышь: ему нужна травка (морковка или веточка с листьями).
Мышкой, мы угостим лису, жука она не будет есть.
Еж не будет есть траву: вот ему лучше предложить жука (или яблочко).
Белочку надо угостить не веточкой с листьями, а шишкой (орехом, грибком) и т. др.
Физкультминутка «Зайка»
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Движения по тексту стихотворения.
Логическая блиц-игра «Назови зверушку»
Дети определяют и называют диких животных по их характерным признакам, которые называет воспитатель.
Рыжая, хищная, хитрая – лиса.
Рыжая, запасливая, живет на дереве – белка.
Прыткий, куцохвостый, длинноухий – заяц.
Большой, бурый, косолапый – медведь.
Зубастый, серый, хищный волк.
Спит зимой, маленький, колючий – еж.
Рогатый, с копытами, ест траву – олень.
Игра проводится в быстром темпе. Дети, должны отвечать четко, не колеблясь.
Игра «Назови детеныша»
- Это кто? лиса. Папа – лиса, мама - лисица. У лисицы кто детеныш? (У лисицы - лисенок)
- Это кто? (Белка.) Папа – белка, мама - бельчиха. У бельчихи кто? (У белки - бельчонок)
- Это кто? (Волк.) Папа – волк, мама – волчица. У волчицы кто? (У волчицы - волчонок)
- Это кто? (Медведь.) Папа – медведь, мама – медведица. У медведицы кто? (У медведицы - медвежонок)
- Это кто? (Заяц.) папа – заяц, мама – зайчиха. У зайчихи кто? (У зайчихи - зайчонок.)
- Это кто? (Ёж.) Папа – ёж, мама ежиха. У ежихи кто? (У ежихи - ежонок)
- Это кто? (Лось.) Папа – лось, мама – лосиха. У лосихи кто? (У лосихи - лосенок)
- Это кто? (Кабан.) Папа – кабан, мама – кабаниха. У кабанихи кто? (У кабанихи - кабаненок)
Интерактивная игра «Кто что ест?» (на мультимедийной доске)
В лесу- то, чтобы выживать,
Пищу нужно добывать.
Вы найдите поскорей,
Кто что любит из зверей!
Итоги занятия
Игра «Скажи, зачем?»
Что? Зачем? И Почему?
Всё никак я не пойму
Ну, ребята, не скучайте,
На вопросы отвечайте!
- Зачем лисе длинный пушистый хвост?
- Для чего зайчик на зиму «одевает» белую шубку?
- Зачем ежу иголки?
- Почему волки воют?
- Для чего зайцу длинные уши?
- Зачем бобру такие острые и крепкие зубы?
Расскажите, где мы сегодня побывали, с кем встретились. Объясните, как мы называем этих зверей и почему. Нравятся ли вам дикие животные? Как надо к ним относиться? (Ответы детей.)
Подвижная игра «Зайчик серый умывается»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»
Конспект открытого занятияпо ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития "Дикие и домашние животные"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР старшего возраста с использовнием инновационных технологий....
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир живой природы».
Конспект открытого занятияпо ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе«Путешествие в мир живой природы»Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыб...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему :"Дикие животные"
Расширять представления о диких животных. Продолжать формировать умение выделять характерные признаки диких животных. ...