Долгосрочный проект о рукотворном мире привычных вещей "Человек трудом красен"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Возраст детей: 5-6 лет
Продолжительность проекта: 6 недель
Тип проекта: познавательный, исследовательский, творческий
Основные рассматриваемые вопросы проекта:
· Одежда. Обувь. Головные уборы.
· Посуда. Народные промыслы.
· Технические средства (инструменты, домашние электрические помощники).
· Транспорт.
· Мебель.
· Профессии (труд людей, история денег).
Обоснование необходимости проекта
Современная нам окружающая действительность и все возрастающая динамичность развития, проникновение на новые уровни познания объектов и предметов, изменение социального устройства и возникновение новых видов деятельности в ранее неизведанных областях – все это ставит условия для развития стремления и способности личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира. Такое активное познавательное отношение к миру должно формироваться с детства.
Предметное окружение ребенка вызывает интерес, любопытство, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать только тогда, когда развита способность удивляться, и человек, желающий воспитать в ребенке такое качество, должен находится с ним на одной струне. Чтобы познать будущее, необходимы представления об истории создания и постоянного совершенствования предметов человечеством.
Рукотворный мир сопровождает ребенка с момента рождения и до конца жизни. Ребенок оценивает деятельность другого человека и плоды его труда для общего блага («Для чего это нужно?», «Почему люди решили сделать чашки для всех?»). Через предметы ребенок много узнает, знакомится с миром свойств, качеств, овладевает способами действиями с ними, что помогает приобретать представления о действительности, истории Земли, страны, культуре, традициях, достижениях мира и своей Родины. Именно познание рукотворного мира и труда создает ценности в воспитании личности ребенка. Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, рукотворный мир, человек. Поэтому приобщение детей ко всему, чем живет человек – задача, которую мир решает с тех пор, как стала необходимость в передаче информации, ценностей от одного поколения другому. Актуальна и сейчас. Предметный мир, окружающий ребенка всюду имеет особое значение в развитии личности дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются эмоциональные предпочтения, интересы. Любой предмет рукотворного мира вводит в «мир» взрослых, рассказывает о нем, обогащает представлениями уже накопленного опыта. Через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, их характеристика, черты, творчество. Тема актуальна, так как дети каждый день сталкиваются с различными предметами, еще незнакомыми для них. А также с знакомыми, но не понятными. Они их интересуют, завлекают, очаровывают. Но для чего их придумал человек, как они зародились? У ребят нашей группы всегда много вопросов о том, что их окружает. Ребята все чаще интересуются историей появления различных материалов, сами наблюдают на прогулках, в совместной деятельности, дома. Тема актуальна и тем, что знакомит детей с трудом взрослых, ценностью каждой работы какой бы она ни была.
Цель нашего проекта не просто познакомить детей с разными предметами, их функциями и назначении, а воспитать трудолюбие, уважение к труду, к истории своей страны и человечества, развивать чувство гордости и стараться приумножать рукотворный мир нашей Земли; рассказать детям о величайших изобретениях человечества, в том числе и русских достижениях и открытиях.
Начиная наш проект, мы преследовали цель – раскрыть перед нашими ребятами многообразие, красоту рукотворного мира, творческую, исследовательскую деятельность человека. А также показать на примерах соприкосновение двух миров – природного и рукотворного. Так как рукотворный мир неотделим от Матушки Природы. Отправляясь в путешествие по миру труда, мы сами узнали много нового для себя. Открывали и исследовали, удивлялись вместе с детьми. А также гордились великими достижениями человечества и нашей страны.
«Человек трудом красен», и «день красен, если полон дел» - гласит русская народная мудрость. Золотые руки мастера построят дворцы, испекут хлеб, сошьют одежду, вылепят посуду, напишут картины, засеют поле, сделают город чище и красивее, построят корабли – нет предела мысли человека. Воспитание у детей чувства красоты, важности и ценности труда необходимо для их роста и познания самого себя, для понимания необходимости труда каждого из нас для развития своей Родины – «Всякий человек – в деле познается».
Цель проекта: ознакомление детей с различными формами народной культуры; развитие представлений о многообразии рукотворного мира человека; поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков; воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.
Задачи проекта:
1. Развивать поисковую деятельность и наблюдательность.
2. Активизировать познавательную деятельность детей; развивать кругозор и творчество.
3. Воспитывать чувства благодарности к тем, кто создает окружающие их предметы, кто трудится для украшения, процветания Земли, государства; воспитывать бережность и аккуратность к вещам (всему рукотворному миру).
4. Знакомить с историей жизни наших предков и достижениями наших дней.
5. Развивать способность думать, размышлять в сотрудничестве, команде друг с другом; развивать коммуникативные способности.
6. Знакомить детей с народной мудростью, культурой посредством пословиц и поговорок, загадок и песен.
7. Воспитывать чувство красоты от общения с рукотворным миром.
8. Развивать интерес к самовыражению и вовлечь родителей в совместную работу с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_trudom_krasen.docx | 768.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №53 «Лесная сказка»
Проект
«Человек трудом красен»
(Рукотворный мир человека)
Материалы предоставлены воспитателем первой квалификационной категории детского сада №53
Тарасенко Викторией Александровной
Возраст детей: 5-6 лет
Продолжительность проекта: 6 недель
Тип проекта: познавательный, исследовательский, творческий
Новосибирск 2016
«Без понимания прошлого, мы не можем познать настоящее и будущее»
Аристотель
«Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.Д. Сухомлинский
«Каковы труды, такие и плоды»
Народная мудрость
Обоснование необходимости проекта
Современная нам окружающая действительность и все возрастающая динамичность развития, проникновение на новые уровни познания объектов и предметов, изменение социального устройства и возникновение новых видов деятельности в ранее неизведанных областях – все это ставит условия для развития стремления и способности личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира. Такое активное познавательное отношение к миру должно формироваться с детства.
Предметное окружение ребенка вызывает интерес, любопытство, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать только тогда, когда развита способность удивляться, и человек, желающий воспитать в ребенке такое качество, должен находится с ним на одной струне. Чтобы познать будущее, необходимы представления об истории создания и постоянного совершенствования предметов человечеством.
Рукотворный мир сопровождает ребенка с момента рождения и до конца жизни. Ребенок оценивает деятельность другого человека и плоды его труда для общего блага («Для чего это нужно?», «Почему люди решили сделать чашки для всех?»). Через предметы ребенок много узнает, знакомится с миром свойств, качеств, овладевает способами действиями с ними, что помогает приобретать представления о действительности, истории Земли, страны, культуре, традициях, достижениях мира и своей Родины. Именно познание рукотворного мира и труда создает ценности в воспитании личности ребенка. Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, рукотворный мир, человек. Поэтому приобщение детей ко всему, чем живет человек – задача, которую мир решает с тех пор, как стала необходимость в передаче информации, ценностей от одного поколения другому. Актуальна и сейчас. Предметный мир, окружающий ребенка всюду имеет особое значение в развитии личности дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются эмоциональные предпочтения, интересы. Любой предмет рукотворного мира вводит в «мир» взрослых, рассказывает о нем, обогащает представлениями уже накопленного опыта. Через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, их характеристика, черты, творчество. Тема актуальна, так как дети каждый день сталкиваются с различными предметами, еще незнакомыми для них. А также с знакомыми, но не понятными. Они их интересуют, завлекают, очаровывают. Но для чего их придумал человек, как они зародились? У ребят нашей группы всегда много вопросов о том, что их окружает. Ребята все чаще интересуются историей появления различных материалов, сами наблюдают на прогулках, в совместной деятельности, дома. Тема актуальна и тем, что знакомит детей с трудом взрослых, ценностью каждой работы какой бы она ни была.
Цель нашего проекта не просто познакомить детей с разными предметами, их функциями и назначении, а воспитать трудолюбие, уважение к труду, к истории своей страны и человечества, развивать чувство гордости и стараться приумножать рукотворный мир нашей Земли; рассказать детям о величайших изобретениях человечества, в том числе и русских достижениях и открытиях.
Начиная наш проект, мы преследовали цель – раскрыть перед нашими ребятами многообразие, красоту рукотворного мира, творческую, исследовательскую деятельность человека. А также показать на примерах соприкосновение двух миров – природного и рукотворного. Так как рукотворный мир неотделим от Матушки Природы. Отправляясь в путешествие по миру труда, мы сами узнали много нового для себя. Открывали и исследовали, удивлялись вместе с детьми. А также гордились великими достижениями человечества и нашей страны.
«Человек трудом красен», и «день красен, если полон дел» - гласит русская народная мудрость. Золотые руки мастера построят дворцы, испекут хлеб, сошьют одежду, вылепят посуду, напишут картины, засеют поле, сделают город чище и красивее, построят корабли – нет предела мысли человека. Воспитание у детей чувства красоты, важности и ценности труда необходимо для их роста и познания самого себя, для понимания необходимости труда каждого из нас для развития своей Родины – «Всякий человек – в деле познается».
Цель проекта: ознакомление детей с различными формами народной культуры; развитие представлений о многообразии рукотворного мира человека; поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков; воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.
Задачи проекта:
1. Развивать поисковую деятельность и наблюдательность.
2. Активизировать познавательную деятельность детей; развивать кругозор и творчество.
3. Воспитывать чувства благодарности к тем, кто создает окружающие их предметы, кто трудится для украшения, процветания Земли, государства; воспитывать бережность и аккуратность к вещам (всему рукотворному миру).
4. Знакомить с историей жизни наших предков и достижениями наших дней.
5. Развивать способность думать, размышлять в сотрудничестве, команде друг с другом; развивать коммуникативные способности.
6. Знакомить детей с народной мудростью, культурой посредством пословиц и поговорок, загадок и песен.
7. Воспитывать чувство красоты от общения с рукотворным миром.
8. Развивать интерес к самовыражению и вовлечь родителей в совместную работу с детьми.
Тип проекта: исследовательский, познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (6 недель).
Основные рассматриваемые вопросы проекта:
- Одежда. Обувь. Головные уборы.
- Посуда. Народные промыслы.
- Технические средства (инструменты, домашние электрические помощники).
- Транспорт.
- Мебель.
- Профессии (труд людей, история денег).
Участники проекта
Основная целевая аудитория – это родители и дети старшей группы №1 «Колокольчик», а также воспитатели.
На начальной стадии реализации проекта перед детьми и родителями был поставлен вопрос: «Что такое рукотворный мир человека?», на который вместе с детьми родители готовили ответ дома. Ответами стали рисунки детей с различными предметами рукотворного мира человека. При постановке трех вопросов: «Что я знаю о предметах, сделанных руками человека, материалах? Что я хочу узнать? И как я узнаю об этом? Мы с ребятами составили схемы с их вопросами и ответами, а также порекомендовали родителям написать свои возможные вопросы для воспитателей, вместе с детьми побеседовать дома.
Задача детей в этом проекте – развитие творчества и познавательной активности, наблюдательности, расширение представлений, обогащение словаря, развитие интересов к окружающему миру и приобщение родителей к сотрудничеству с ними.
Задача родителей – сотрудничество с воспитателями и детьми, поддержка интересов ребенка дома в семье, решение различных проблем в реализации проекта, создание совместных рисунков, бесед, помощь в организации экскурсии.
В реализации проекта участвовали двадцать три ребенка, родители и воспитатели.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Этапы проекта
1. Методический – подбор литературы по данной проблеме.
2. Организационно-подготовительный – беседы о проекте, выявление интересов детей и представлений о рукотворном мире (метод трех вопросов – что я знаю? Что хочу узнать? Как я узнаю?), консультации родителей, знакомство их с задачами проекта, развитие мотивации.
3. Основной – беседы, наблюдения, игры, рисование, конструирование, опыты, чтение книг, просмотр презентаций, мультфильмов, создание выставок работ и папок совместной деятельности детей, воспитателей и родителей, оформление группы, создание центра «Золотые руки» в группе, подготовка сувениров к праздникам мамам и папам – 23 февраля и к 8-му марта своими руками – роспись шкатулок и вешалок и многое другое.
4. Заключительный – творческая экскурсия в студию «Гончарное искусство и керамика»; тематическое занятие в музыкальном зале (Тема: «Музыка и живопись украшают нашу жизнь. Природа и рукотворный мир»).
Задача воспитателя – помочь детям и родителям в осуществлении проекта и создать для этого условия. Такие условия нами и были созданы. С огромной радостью, интересом откликнулись не только дети, но и родители. Каждый в группе хотел что-то сам сделать своими руками. Нами был создан центр «Золотые руки», в котором были представлены различные предметы. Родители приносили посуду из разных материалов: глиняную, керамическую, металлическую, стеклянную, деревянную (горшки, чугунки, вазы, кувшины, пиалы, розетки, подносы, сковородки, масленки и другое). Вместе с детьми мы создавали выставки работ по темам совместных бесед, игр, творчества, а также папки с рисунками, размышлениями, плакаты, загадки-шифровки для родителей, конструировали из ткани северные куклы – берегини, чтобы охраняли маму, папу в машине, дома; делали посуду из папье-маше и расписывали ее под хохлому. Большое внимание было уделено рекламе различных предметов рукотворного мира. Ребята с удовольствием рисовали меню, рекламы магазинов одежды, мебели, посуды и сами рассказывали о себе от первого лица как о каком-либо предмете, вступая друг с другом в спор «А что важнее?».
Вместе с детьми мы проводили конкурсы, викторины, которые так полюбились ребятам. Больше всего им понравился конкурс на лучшее лакомство, в котором ребята были очень активны и заинтересованы. Из подручных средств, бросового материала, кубиков, мозаики, модулей ребята пекли торты, делали мороженое, выступая в подгруппах – кафе. Ребята придумывали названия своим лакомствам и рассказывали о них и голосовали за лучшую, по их мнению, работу. А также создавали проекты будущих домов, мебели, рисовали на стене, как пещерные люди, используя темно-коричневые обои и черные, красные, синие восковые мелки и многое другое. Детям было интересно побыть настоящими пекарями. Результатом нашей работы стали булочки-бантики, приготовленными самими же детьми.
На наш взгляд проект был очень успешным и принес много радости и удивления всем нам. Дети делились впечатлениями дома и в саду, показывая и осмысливая результаты своей деятельности. Многие работы очень удивили родителей своей неожиданностью, как например расписанные плечики для пап к празднику Дню Защитника Отечества или шкатулок к 8-му марта. Ребята были рады поучаствовать в этом проекте.
Выходом из проекта стало тематическое мероприятие в музыкальном зале (путешествие в гости к лесовику) и экскурсия в студию творчества, где ребята познакомились с гончарным искусством и производством керамики воочию, а также сами расписали тарелку уже с нарисованным узором, чему были несказанно рады. В итоге путешествия к лесовичку мы с детьми получили сувенир из рукотворного мира – каменные цветы и деревянный расписанный колокольчик. Участие в проекте понравилось не только воспитателям и детям, но также и родителям.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты проекта
В финале реализации данного проекта мы пришли к следующим результатам:
- У ребят повысился интерес к миру человека и природы. Больше всего их интересует взаимосвязь природного и рукотворного миров, которую они наблюдают в окружающем мире: на картинах, быте, транспорте, культуре нашей страны, сказках, музыке и другом, общаясь друг с другом и воспитателями.
- Ребята много узнали о рукотворном мире человека, его многообразии на нашей планете, достижениях, изобретениях. А также появились мечты о собственных изобретениях, картинах, профессиях, которые они высказывают родителям. Много интересного о мечтах детей мы узнали, благодаря игре в журналистов, берущих интервью.
- Расширились и представления о транспорте, одежде, обуви, посуде и материалах (стекло, глина, фарфор, камень, бумага), различной технике, мебели.
- Благодаря мультимедийным презентациям мы с ребятами смогли путешествовать по разным островкам рукотворного мира. Наши ребята еще больше стали уделять внимание книгам, фотографиям, рассуждениям и беседе друг с другом.
- Родители стали с интересом отзываться и приходить на помощь детям в совместном творчестве дома.
- Стали очень оживленно рассматривать книги о прошлом, о жизни и быте наших предках. Почтительнее относиться к книгам, карандашам, одежде, а значит и к труду.
- Труд стал для них большой радостью, особенно совместный.
- Стали использовать в речи пословицы о труде, сравнения «Золотые руки», «Руки мастера», «Мастер на все руки». А выражение «Тяп ляп», «Спустя рукава», произнесенные детьми друг для друга стали оказывать помощь детям в преодолении лени и воспитании аккуратности, уважении к окружению группы.
- Самое интересное, что теперь наши ребят хотят и стремятся творить, конструировать все больше и больше. Их любимыми центрами в группе при опросе стали: Русская горница, в особенности печка, центр музыки, рисования и центр книги.
- Возрос интерес и к великим людям прошлого, их творениям и их значении в истории России.
- А самое главное, то, что ребята нашей группы стали еще сплоченнее, дружнее, рады всегда оказать друг другу помощь, прийти на выручку. Они любят все, что окружает их, интересуются и наблюдают, призывая к сотрудничеству.
Данный проект привнес в нашу группу много нового, интересного и мы вместе с ребятами готовы двигаться дальше. Узнавать, удивляться, творить, наблюдать.
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска
Начиная наш проект, мы были готовы к определенному риску, так как родители не всегда отзываются на сотрудничество с воспитателями либо из-за нехватки времени, либо из-за нежелания ни в чем участвовать и проявлять творческую инициативу. Принимающие же участие в жизни своего ребенка родители не на словах, а на деле, доказывают, что развитие детей неотъемлемо связано с участием мамы, папы и других членов семьи в становлении личности дошкольников. Поэтому, для того, чтобы проект стал реальностью, нами были предприняты следующие действия: ознакомление родителей со структурой, основными вопросами, целью и задачами проекта, создание мотивации у детей, каждодневная выставка работ в папках: размышления, ответы на вопросы, загадки для родителей, составленные детьми в рисунках и многое другое, привлечение к беседам, рассматриванию кухни, посуды, мебели, одежды, находящейся у них дома, составлению рекламы различных предметов рукотворного мира для последующей презентации ее детьми, составление папок-раскладушек. Все это подвигло родителей на участие в проекте, а также на проявление бескорыстности в расширении развивающей среды группы, желания сотрудничества в становлении личности наших детей.
Дальнейшее развитие проекта
Проект «Человек трудом красен» (рукотворный мир человека) – долгосрочный (шесть недель), но за это время охватить все нет возможности, так как мир, созданный руками человека огромен. Благодаря нашему проекту было подобрано много песен, рассказов, стихов, презентаций, мультфильмов, игр (дидактических и речевых), а также познавательной литературы, было много интересной совместной деятельности, что может быть использовано и другими нашими коллегами. Многие демонстрационные материалы, книги и презентации уже были использованы в работе нашими коллегами в детском саду. Все материалы пригодятся, и будут развиваться нами в следующем году. У нас есть интересные идеи для его продолжения.
Рабочий план реализации проекта
Наименование мероприятия (формы работы) | Дата проведения мероприятия |
Информационно-методическое обеспечение | |
1. Изучение методической литературы. 2. Подбор художественной литературы (сказки, рассказы, стихи, пословицы, крылатые выражения). 3. Подбор песен о профессиях, труде; музыки (Хачатурян «Чиполлино» - строительство дома для Тыквы – финал); презентаций, картин, иллюстраций; предметов быта (посуда разных материалов и назначения; виды ткани; игрушки «Техника»); демонстрационных материалов; подбор мультфильмов об истории предметов, труде; подбор документальных фильмов из серии «Пряничный домик». 4. Подбор познавательной литературы для детей: энциклопедии «История транспорта», «Кем быть», «Как жили люди на Руси», «Россия – великие достижения», «Великие изобретения человечества». А также книги о транспорте специальном, грузовом, пассажирском, «Техника вокруг нас», альбомы «Посуда», «Народные промыслы», «Миллионы лет до наших дней» и многие другие; 5. Создание в группе уголков и библиотеки по данному проекту. | 11.01.16г. – 15.01.16г. |
Работа с детьми | |
1. Беседа о труде – «Человек трудом красен» (по различным видам деятельности) Знакомство детей со значением слова «красный» на Руси (красивый, удачный: «красна девица», «красен день, если полон дел», «Красная площадь») | С третьей недели января – по третью неделю февраля (с11.01.2016 по 19.02.2016год 11.01.16 (понедельник) Утро |
2. НОД «Удивительные предметы. Что такое рукотворный мир человека» Цель: развитие способности сравнивать предметы, реализующиеся людьми с объектами природы и находить между ними общее, знакомство с понятием «рукотворный мир» и его многообразием, назначениями каждого предмета, сделанного руками человека; развитие способности группировать предметы по способу использования и понимать их назначение | 11.01.16г (понедельник) – первая половина дня |
3. Рассматривание картин жанра «портретная живопись» и знакомство с видами ткани, сочетаниями цветов, узорами; знакомство с профессией «дизайнер одежды» и создание ткани собственного дизайна (рисование). | 11.01.16 год Вторая половина дня |
4. Рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки» с рисунками Билибина и многих других, просмотр презентаций на тему: «Как одевались на Руси»; «Русские головные уборы», «Вологодское кружево», «Обувь от древности до наших дней», «Как ухаживать за одеждой», «История пуговицы» | 11.01.16 год Вторая половина дня |
5. Дидактические игры по книги Л.К. Латунко «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников. Человек и рукотворный мир»: «Мебель для Мишутки» (словоизменение); «В гостях у тети Кошки» (назначение предметов), «Заказ мебели по телефону» (свойства мебели), «Приходите в ателье» (активизация слов), «Покупаем одежду» (описание предмета), «Внимательный обувщик» (описание обуви по временам года, классификация), «Что из чего», «Федорино горе»,» «Распредели по полочкам», «Глухой телефон» | В течение проекта |
6. Ср/и «Обувщики – ремонт обуви» Цель: знакомство с профессией обувщик, расширение представлений о разнообразии обуви, внешнего вида (из чего состоит – детали), развитие связной диалогической речи, активности детей, развитие способности описывать предмет, проблему, импровизировать с использованием предметов, развитие интереса к игре, воспитание вежливости, чуткости, уважения друг другу, культура поведения, воспитание уважение к труду и его ценности для человека | 11.01.16год Вторая половина дня |
7. Рисование по трафаретам «Одежда», «Обувь» | Первая неделя проекта с 11.01 по15.01.16г |
8. Настольные игры «Сложи узор», «Юный дизайнер», «Мозаика», «Что из чего» | Первая неделя проекта с 11.01 по15.01.16г |
9. НОД (Художественное творчество: аппликация с элементами рисования) тема: «Дизайнеры одежды» Цель: расширение представлений о симметрии в одежде, развитие самостоятельности выбора вида одежды для собственного дизайна | 12.01.16 – вторая половина дня |
10. Чтение сказок «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «Фея мастерства» и рисование по сказкам (караваи, рубашки, ковры, образ снегурочки и феи) | Первая неделя проекта |
11. Художественное творчество: симметричная аппликация Тема: «Башмаки, туфли» | 13.01.16 – вторая половина дня |
12. Опытная деятельность: «Ткани и ее свойства», «Греет ли шуба, кофта» | 15.01.16 – первая половина дня |
13. Знакомство с понятием «Золотые руки», «Мастер на все руки» | 15.01.16 – первая половина дня |
14. ОБЖ «Осторожно! Опасные предметы» расширение представлений о правилах безопасности с острыми и другими предметами рукотворного мира. Рассматривание иллюстраций сделанных совместно с детьми и родителями | 13.01.16 – первая половина дня – утро |
15. Разучивание стихотворения «Золотые руки» | 13.01.16 – первая половина дня – утро |
16. НОД Пересказ художественного произведения Е. Пермяка «Для чего руки нужны» Цель: расширение представлений о рукотворном мире человека, о его многообразии; знакомство с пословицей «Человек красен умениями, делами», «Трудовые руки», развитие способности рассуждать, делать выводы, приводить примеры из собственных наблюдений, воспитание чуткости, сердечности, трудолюбия, способности радоваться результатам труда, способности последовательно пересказывать, изображать, передавая идею и содержание | 13.01.16 – первая половина дня – утро |
17. Ср/и «Дом моделей» | Вторая половина дня 13.01.16 |
18. ОБЖ «Безопасность в доме» | Вторая половина дня 13.01.16 |
19. КГН «Уход за одеждой» | Вторая половина дня 13.01.16 |
20. Просмотр презентации «Русская праздничная одежда в сказках» | Вторая половина дня 13.01.16 |
21. Конструирование из ткани Тема: «Северная Берегиня» Цель: знакомство детей с лоскутными куклами, их значением в культуре, развитие интереса к играм наших предков, развитие моторики, аккуратности, сотрудничества | 13.01.16 вечер |
22. Чтение рассказа Ушинского «Как рубашка в поле выросла» Цель: продолжать расширять представления о жизни наших предков, появлении одежды, ткани | 15.01.16 первая половина дня |
23. Рассматривание иллюстраций «На ткацкой фабрике, «Девушки прядут» | 15.01.16 первая половина дня |
24. Фольклор Слушание русских народных инструментов, просмотр презентации «Народный оркестр» | 14.01.16 (четверг) – вторая половина дня |
25. Ср/и «Оркестр на ложках» Цель: развитие интереса к народной культуре, музыке, развитие чувства ритма, способности слушать друг друга, знакомство детей с разными инструментами и оркестрами, профессией дирижер | 14.01.16 (четверг) – вторая половина дня |
26. Просмотр мультфильмов по сказке Сутеева «Разные колеса», и «Пирожок» - расширение представлений о предметах рукотворного мира, их совершенствовании | 18.01.16 первая половина дня |
27. ПДД «Как появилась светоотражающая одежда. Светоотражающие элементы одежды и дорога. Безопасность» | 18.01.16 первая половина дня |
28. Рисование одежды, обуви, головных уборов на прилавках магазинов | 15.01.16 вторая половина дня |
29. Д/и «Сравни посуду» Цель: развитие способности сравнивать и находить общие и отличительные признаки посуды друг от друга | Вторая неделя проекта |
30. НОД «Предметы из стекла и металла» Цель: знакомство со свойствами стекла и металла, их применением, развитие наблюдательности, любознательности, внимания; знакомство с профессиями людей, работающих со стеклом и металлом «Стеклодувы, кузнецы, токари и др.» при просмотре серий из цикла «Пряничный домик»; знакомство на опыте со свойствами стекла и металла | 18.01.16 первая половина дня |
31. Просмотр презентаций о посуде: «История самовара», «Глиняная посуда» | 18.01.16 первая половина дня |
32. Ср/и «Пых-пых самовар» | 18.01.16 первая половина дня |
33. Аппликация «Декоративный поднос» Цель: развитие воображения, композиции, цвета и формы, знакомство с народными промыслами России | 19.01.02 вторая половина дня |
34. Просмотр презентации «Русская изба» и рисование «Предметы русской избы на выбор детей» | 20.01.16 первая половина дня |
35. Лепка «Чайный сервиз для семьи знакомство с понятием чайная посуда, сервиз» | 20.01.16 вторая половина дня |
36. Опытная деятельность. Сравнение свойств дерева, стекла, металла и глины. Посуда | 20.01.16 вторая половина дня |
37. Лепка из глины посуды – знакомство с белой и красной глиной, способами лепки, развитие способности отличать качество и свойства глины | 19.01.16 вторая половина дня |
38. Чтение и разучивание стихотворения «Русский самовар» Цель: воспитание уважения к родной стране, культуре, знакомство с культурой чаепития на Руси, развитие памяти, речи | 19.01.16 первая половина дня |
39. Пересказ аудио-сказки «Лиса и кувшин», рисование «Кувшины», сравнение кувшина и вазы, чайника, кофейника, бутылки | 20.01.16 первая половина дня |
40. Ручной труд. Тема: Знакомство с техникой папье-маше. Тарелка своими руками и роспись в стиле «Хохлома» | 21.01.16 вторая половина дня и25.01.16 (роспись) |
41. Рассматривание альбомов «Русская береста», «Уймонская роспись. Изделия из камня», «Уральская роспись», «Хохлома» | Вторая неделя проекта |
42. Чтение рассказа Носова «Заплатка», рассказа Драгунского «Мишкина Каша» | 20.01.16 первая половина дня |
43. Рассматривание иллюстраций «Столовая», «Кухонная посуда» и приборы – сравнение, классификация | 20.01.16 вторая половина дня |
44. Ср/и «Магазин посуды» Цель: расширение представлений о работе пекаря – замешивание теста, лепка булочек-бантиков и выпекание | 20.01.16 вторая половина дня |
45. Рассматривание картины Кустодиева «Барыня за чаем» | 22.01.16 первая половина дня – утро |
46. Чтение стихотворений Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка», О. Бундура «Запахи дня», Д. Родари «Чем пахнут ремесла»; знакомство с писателем Джанни Родари, его творчеством | 22.01.16 первая половина дня – утро |
47. ПДД «Помощники на улице». Какие предметы рукотворного мира, профессии людей помогают нам на улице, дороге | 22.01.16 вечер |
48. Д/и «Радио» - найди предмет по описанию, свойствам | 22.01.16 вечер |
49. Беседы об истории появления ложки, вилки, сковородки, посуды, кастрюли, знакомство с видами кастрюль | Вторая неделя проекта |
50. Рисование «Витрина магазина» на выбор детей;
| 22.01.16 вторая половина дня 25.01.16 первая половина дня |
51. Беседа «Самые важные изобретения человечества» | 26.01.16 вторая половина дня |
52. Аппликация «Чайный сервиз» (Симметричное вырезывание и дополнение карандашом) | 26.01.16 вторая половина дня |
53. ОБЖ «Электричество и вода» | 26.01.16 первая половина дня – утро |
54. Беседа «Как работают электрические предметы» | 26.01.16 первая половина дня – утро |
55. НОД «Как создается книга. Из чего состоит книга» Цель: расширение представлений о книге и профессиях людей, ее создающих | 26.01.16 вторая половина дня |
56. Беседа о пословице «Дело мастера боится» и чтение стихотворений С.Я. Маршака «Мастер-ломастер» и Б. Заходера «Скрипач» | 27.01.16 – первая половина дня - утро |
57. Ср/и «Ремонт Мебели», «Ремонт машин» | Третья неделя проекта |
58. Чтение книги «Какие бывают дома» - развитие познавательной активности, воображения, изобретательности | 28.01.16 утро |
59. Рисование «Бытовая техника» | 26.01.16 первая половина дня |
60. ПДД Тема: «Как связано электричество и дорога, машины» | 28.01.16 утро |
61.Чтение сказки Т. Шорыгиной «Проводок» и стих «Электороток» | 29.01.16 первая половина дня |
62. НОД «Природа и рукотворный мир человека». Как люди используют дерево, метал, камни, резину. Как работает огонь? Огонь и рукотворный мир | 29.01.16 первая половина дня |
63. Ср/и «Мы ремонтируем все! Зовите нас!», «Магазин книг», «Больничка для книжек» | Третья неделя проекта |
64. Рисование в круге, квадрате. Вологодское кружево | 29.01.16. вторая половина дня |
65. Д/и о классификации транспорта | 01.02.16 - утро |
66. Рассматривание плаката «Виды транспорта», иллюстраций «Из чего состоит автомобиль», картин Айвазовского и Боголюбского о кораблях | 01.02.16 вторая половина дня |
67. Художественное творчество (лепка и рисование) Тема: Любит грузовик возить разные грузы. Продолжи историю – «Что везет? Для чего? Куда?» | 02.02.16 вторая половина дня |
68. Опытная деятельность: «Предметы и звук» - развитие наблюдательности, способности слушать; «Что такое звук? Можно ли увидеть звук? Услышать, почувствовать?» | 03.02.16 Вторая половина дня |
69. Коллективная работа по художественному творчеству «Море – море. Пароход» | 03.02.16 Вторая половина дня |
70. Чтение сказки о воробьишке Тишке – пдд; Разучивание стихотворения «Светофор-светофорыч» и викторина «Предметы и безопасность» | 04.02.16г вторая половина дня |
71. Просмотр презентации «История появления железной дороги в России. Отец и сын Черепановы» | В течение четвертой недели проекта |
72. Просмотр презентации о самолетах, истории появления и развития транспорта, а также знакомство с авиастроением в России и конструктором Можайским | В течение четвертой недели проекта |
73. Конструирование из бумаги. Тема: «Лодочка. Кораблик» | 04.02.16 вечер |
74. Р/и «Рукотворный мир человека. Назови пять предметов» | 04.02.16 вечер |
75. Знакомство с профессией ювелир и его работой, с великими деятелями России – Карлом Фаберже (презентация) – воспитание уважения к родной Земле, культуре, истории, людям, развитие интереса и способности удивляться, интереса к познанию | 04.02.16 утро |
76. Д/и «Какие виды транспорта знаете и для чего нужны» | 05.02.16 вторая половина дня |
77. Беседа «Специальный транспорт. История появления» | 05.02.16 вторая половина дня |
78. Рисование «Строительство в нашем городе» | 05.02.16 вторая половина дня |
79. Беседа: «Где живут люди? Для чего человеку необходимо жилище?» Цель: вызвать желание поделиться впечатлениями о своем доме, окружающем мире, развитие способности рассуждать | 08.02.16 утро |
80. Д/и «Назови инструменты и сгруппируй по назначению» (строительные: пилят, режут, заворачивают, сгибают, отмеряют, измеряют, прибивают и другое) | Пятая неделя проекта |
81. Р/и «Назови три любых инструмента для любой профессии». Цель: расширение представлений о разных профессиях, развитие речи, способности размышлять | Пятая неделя проекта |
82. НОД «Путешествие в прошлое жилища. Какие бывают дома?» Цель: расширение представлений о конструкциях домов, о жизни наших предков, знакомство с разными строительными материалами, инструментами, техникой, воспитание уважения к труду, расширение представлений о профессии строителя, показать зависимость типов жилища от места проживания человека, разнообразие архитектуры, развитие словаря детей, развитие интереса к окружающему миру, творчеству | 08.02.16г первая половина дня |
83. С/и «Давайте построим город» | 08.02.16 вечер |
84. Рисование. Тема: «Мы архитекторы и проектировщики. Дома будущего в нашей стране». Цель: развитие речи, воображения, мышления, интереса к изобретению нового | 10.02.16 первая половина дня |
85. Художественное творчество – аппликация с элементами рисования и лепки. Тема: «Мой дом – моя крепость». Цель: расширение представлений о домах, знакомство с понятием «Крепость» - защищает, крепкий, высокий, сильный, дом, место обороны, крепостная стена, башни, бойницы, замки (небольшие крепости), ограда, город, семья; знакомство с пословицей «мой дом – моя крепость», воспитание уважения к своей семье, друг другу, сотрудничество, развитие способности рисовать пластилином, используя стеку и создавать образ берега с помощью мозаики, развитие моторики, способность доводить замысел до завершения | 08.02.16 вторая половина дня |
86. Чтение стихотворения А. Люшкиной «Архитектор» и беседа о профессии строителя, слушание песни «Строитель – ты красиво строишь дом» | 09.02.16 вторая половина дня |
87. Р/и по типу игры «Охотник», но тема «Дом, квартира, мебель» - расширение представлений о том, что необходимо для строительства дома – строим дом постепенно, называя слова-строители | 09.02.16 вторая половина дня |
88. НОД Рассказывание по серии картин, иллюстраций «Наши дома». Цель: развитие способности составлять описательный рассказ по одной из картин и зарисовывать в той последовательности, в которой идет действие; развитие речи, творчества, воображения, мышления | 10.02.16 первая половина дня |
89. Просмотр презентации «Самые красивые мосты России» и «Самые необычные мосты Мира» | 10.02.16 первая половина дня |
90. Художественное творчество. Тема: «Роспись вешалок для рубашек, брюк папам в подарок ко Дню Защитника Отечества» | В течение 3,4,5,6-й недели проекта |
91. Художественное творчество. Тема: «Роспись шкатулок для мам, бабушек к 8-му марта» | В течение 3,4,5,6-й недели проекта |
92. С/и «Кафе «Лакомка» | 19.02.016 вторая половина дня |
93. Режиссерская игра. Тема: «Конкурс кондитеров для кафе «Лакомка». Цель: знакомство с профессией кондитера, с историей появления и процессом создания мороженого, его видами; совершенствование в речи структуры простых и сложных предложений, употребляемых детьми, активизация прилагательных, образованных по аналогии (Например: сок из ананаса – какой? – ананасовый, сок из слив – какой? – сливовый), развитие способности охарактеризовывать, давать название предмету, созданному руками человека, развитие интереса к познанию, родному языку и окружающему миру, воспитывать сотрудничество, развитие воображения | 19.02.16г первая половина дня |
94. Художественное творчество, рисование. Тема: «Дворец» | 12.02.16 вторая половина дня |
95. Беседа: Что умеют делать ваши родители? Где они работают? Какие профессии вы знаете? | 15.02.16 утро |
96. Просмотр презентации о профессиях и серии из цикла «Пряничный домик» «Медовый хлеб» и «Чеканка» | 15.02.16 первая половина дня |
97. Беседа и рисование. Тема: «Кем будешь, когда станешь взрослым?» | Первая половина дня |
98. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Что важнее всего» - о споре разных предметов прошлого; Знакомство с историей появления электрической лампочки и ее родственниц | Вторая половина дня |
99. Художественное творчество. Тема: «Мы поедем, мы помчимся, полетим и поплывем (рисование пластилином)». Цель: расширение представлений о транспортных средствах передвижения по миру (путешествия), развитие моторики, аккуратности, способности доводить замысел до конца | Вторая половина дня |
100. КГН «Что такое культура? Что человек называет культурным?» | 16.02.16г первая половина дня |
101. Р/и «Кому что нужно для работы?» | 16.02.16г первая половина дня |
102. Просмотр презентации «История появления денег». Цель: знакомство детей с понятием денег, их значением в жизни человечества, история появления | 16.02.16г первая половина дня |
103. Сюжетно-дидактическая игра «Цирк». Цель: развитие мышления, способность самостоятельно решать простые математические задачи в новых условиях, расширение представлений о цирковых профессиях, развитие внимание, интереса к игре | 16.02.16г первая половина дня |
104. Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть» - чем вам интересны эти профессии? | 16.02.16 вечер |
105. ОБЖ «Чем опасны разные профессии». Цель: расширение представлений о профессиях, работе людей, опасностях их труда | 16.02.16 вечер |
106. Р/и «Кто это знает и умеет» | 16.02.16 вечер |
107. Заучивание стихотворения А. Барто «А что у вас»? | 17.02.16 утро |
108. СР/и «Ветеринарная клиника для животных» | 17.02.16 вторая половина дня |
109. Д/и (ФЭМП) «Что где лежит, что где стоит» – ориентировка в пространстве, развитие связной речи, знакомство детей с незнакомыми предметами | 17.02.16 утро |
200. НОД «Что такое Заповедник? Какие люди работают с природой?» Цель: знакомство детей с профессиями «Эколог», «Лесник», «Орнитолог», «Биолог», «Ландшафтный дизайнер», расширение представлений о родной природе и заповедниках России и Сибири | 12.02.16 первая половина дня |
201 НОД. Тематическое занятие «Музыка и живопись украшают нашу жизнь. Путешествие в музей рукотворного мира». Цель: расширение представлений о музыке, живописи и о том, как музыканты, композиторы, художники и люди других профессий соединяют природный и рукотворный мир в своем творчестве, труде; развитие речи, активности, творчества, расширение представлений о понятии «пейзаж», «натюрморт» и другое | 19.02.16г вторая половина дня |
Работа с родителями | |
1. Оснащение необходимыми материалами (посуда, коробки для замка, книги и многое другое) | В течение всего проекта |
2. Участие в изготовлении рисунков, составлении рассказов о своем доме, рекламы различных предметов рукотворного мира, мотивации детей дома; изготовлении музыкальных инструментов (погремушек разных видов) | В течение всего проекта |
3. Изготовление папок с рисунками, работами детей в совместной деятельности для просмотра родителями в свободное время | В течение всего проекта |
4. Организация выставок: размещение рисунков и поделок в приемной группы для просмотра | В течение всего проекта |
5. Предоставление материалов для повторения дома, советов, игр согласно проекту | В течение всего проекта |
6. Ознакомление с темой, целью и задачами проекта, структурой, вопросами детей и другое | В течение всего проекта |
Приложение №1
Режиссерская игра «Конкурс кондитеров для кафе «Лакомка»
Участники конкурсанты – кондитеры
1. Виктория Анашкина – приготовила торт «Радуга» - клубничный – проголосовало 10 человек; а также мороженое «Подарок» - 13 человек.
2. Олеся Полякова, Тимофей Филлипов – торт «Разноцветка» - проголосовало 11 человек.
3. Денис Казаков, Артем Дойников, Максим Фурсов, Матвей Кудрин – приготовили торт «Сюрприз» - ягодно-ореховый – проголосовало 13 человек.
4. Миша Кузнецов и Олег Чирманов – торт с посыпкой «Россия» - 12 человек.
5. Александр Кузнеделов и Максим Куксин – торт «Российский» - 5 человек.
6. Игорь Сизиков – торт «Приятного путешествия» - 12 человек.
7. Александр Кузнеделов – торт «Лесной» - ягодный – 10 человек.
Оценивали конкурс жюри-кондитеры из разных стран и городов России, дети подготовительной группы №2 и сами конкурсанты. Оценивался внешний вид, способ изготовления, название, работа в команде и воображаемый вкус.
Состав жюри: Маша Каторгина – кондитер из Франции;
Яна Изосимова – кондитер из Москвы;
Матвей Бондаренко – кондитер из Новосибирска;
Алина Хасанова – кондитер из Англии;
Алеша Вишневский – кондитер из Москвы;
Глеб Егоров – кондитер из Италии;
Прохор Гунько – кондитер из Новосибирска.
Приложение №2
Викторина: «Правила безопасности в общении с предметами рукотворного мира»
Для викторины было изготовлены карточки-цифры от одного до четырех по количеству ответов на каждого ребенка, организована необходимая для игровой деятельности среда. Викторина проходила в два тура. Все участники получили призы – наклейки по интересам, а трое победителей – творческие награды (1 место – набор букв русского языка и цифр от одного до двадцати, 2 место – краски и альбом, а 3 место – цветные карандаши и точилку). Все были рады поучаствовать.
Главное правило игры – молчанка (нельзя выкрикивать ответы, можно только поднимать карточку с цифрой).
Вопросы (правильные ответы обозначены цветом – зеленым)
Первый тур
* Какие перечисленные действия могут привести к наводнению в квартире: (правильных ответов два)
1. Рассматривание книг.
2. Мытье посуды.
3. Лепка из пластилина.
4. Стирка белья.
* Какие перечисленные действия могут привести к пожару?
1. Игры со спичками.
2. Прыгание через скакалку.
3. Поджигание сухой травы и листвы.
4. Игры с музыкальными инструментами.
* Какие перечисленные действия могут привести к порезу, ушибу?
1. Подметание пола.
2. Поливка цветов.
3. Забивание гвоздей.
4. Пришивание пуговицы иголкой.
* Найдите четвертый лишний предмет, который используется для приготовления пищи и для его работы не нужен электрический ток.
1. Миксер.
2. Мясорубка.
3. Деревянная доска для резки овощей.
4. Кофемолка.
* Найдите четвертый лишний предмет для уборки квартиры, которому нужно электричество.
1. Веник.
2. Щетка.
3. Тряпка.
4. Пылесос.
* Найдите четвертый лишний предмет, который может стать причиной пожара.
1. Зажигалка.
2. Кресло.
3. Ваза.
4. Картина.
1. Ковер.
2. Спички.
3. Чашка.
4. Стол.
1. Карандаш.
2. Подушка.
3. Бенгальские огни.
4. Мяч.
* Найдите четвертый лишний предмет, который не используется для шитья одежды.
1. Нитка.
2. Книга.
3. Иголка.
4. Швейная машинка.
* Найдите средство транспорта, не относящееся к пассажирскому.
1. Автобус.
2. Цистерна.
3. Электричка.
4. Метро.
* По какой части дороги должен ходить пешеход?
1. По проезжей.
2. По тротуару.
* Какое транспортное средство можно отнести к общественному?
1. Грузовой автомобиль.
2. Легковой автомобиль.
3. Автобус.
* Как называется место пересечения дорог?
1. Тротуар.
2. Перекресток.
3. Проезжая часть.
* Где можно играть в различные игры?
1. На проезжей части.
2. На тротуаре.
3. На специально оборудованной площадке.
* В какую сторону необходимо посмотреть, прежде чем переходить дорогу?
1. Направо.
2. Налево.
3. Прямо.
* В каком месте можно переходить улицу?
1. В любом месте.
2. Там, где есть пешеходный переход.
Второй тур
Развернутые ответы на вопрос
*Почему зимой на дороге, улице надо быть особенно осторожным, внимательным?
*Какие предметы рукотворного мира помогают нам на улице, в городе?
*Назовите правила дорожного движения.
*Как вы думаете, почему человек придумал светофор?
*Как вы думаете, почему не следует, есть, пить в транспорте?
*Почему детям нельзя брать без спроса в руки инструменты – молоток, пилу, отвертку? Чем они опасны?
*Почему наземный переход называют «зеброй»?
*Как вести себя, если незнакомец предлагает игрушки, конфеты, жвачки, посмотреть каких-нибудь животных?
*Для чего человек придумывает, изобретает все новые предметы рукотворного мира?
Библиографический список
1. Дыбина О.В. Что было до. Игры-путешествия в прошлое предметов. –М. 2011.
2. Российский этнографический музей – детям – СПб, 2001.
3. Волчкова В. Н. Конспекты Нод в старшей группе. Познавательное развитие. – Воронеж. 2014.
4. Как жили люди на Руси – М. 2015.
5. Картотека игр и упражнений по развитию речи дошкольников. Человек и рукотворный мир - Л.К. Латунко.
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в дет. саду и художественный труд – М.,2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "История предметов рукотворного мира человека-творца"
Перспективное планирование для средней групп по ознакомлению с историей чайника...
Проект: «Что из чего сделано в рукотворном мире?» с детьми среднего дошкольного возраста
Проект: «Что из чего сделано в рукотворном мире?»с детьми среднего дошкольного возраста...
Проект: «Что из чего сделано в рукотворном мире?» с детьми среднего дошкольного возраста
Проект: «Что из чего сделано в рукотворном мире?»с детьми среднего дошкольного возраста...
Долгосрочный проект "Профессии в мире спорта"
Название проекта: «Профессии в мире спорта»Продолжительность проектаОдин учебный год(сентябрь 2020г. – май 2021г.)Тип проектаИсследовательский, познавательный, творческийУчастники пр...
Долгосрочный проект "Дети в мире экологии"
https://disk.yandex.ru/i/qmuF9MSWFdzDwA ссылка фотоотчёт по проекту "Дети в мире экологии"Актуальность поднимаемой темы, заключается в том, что экологическое воспитание-чрезмерно актуальная ...
Педагогический долгосрочный проект "По станам мира"
Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо ...
Долгосрочный проект "Знакомство с миром профессий"
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Озн...