История для воспитателей
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Материал для создания гидрометиостанции в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_dlya_vospitateley.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Немного истории.
Наш далекий предок находился в большой зависимости от превратностей погоды. Он не понимал сути и закономерности природных явлений и все непонятное объяснял наличием сверхъестественной, «божественной» силы. По «воле богов» всходило солнце, шел дождь, пересыхали реки, налетал ветер.
Все народы обожествляли Солнце, Луну, ветер, молнию и гром. У восточных славян до принятия ими христианства особо почитался Перун- земледельческий бог, податель дождя, творец молнии и грома, в его власти было появление весенней зелени на земле и деревьях. Приняв новую веру, наши предки стали чтить Илью- громовержца.
Многие народы считали Солнце главным источником жизни на Земле. Они называли его «князем Земли и царем неба». Луну почитали как княгиню.
До появления специальных приборов прогноз погоды основывался исключительно на визуальных наблюдениях за атмосферными явлениями, позволивших еще в древности установить некоторые закономерности. Приобретенный опыт продолжал развиваться и накапливаться и в течение многих веков передавался из поколения в поколение.
- Из истории фенологии.
Фенология - наука о закономерностях сезонного развития природы. Развитие фенологии определяется запросами практики (сельского, рыбного, охотничьего, лесного хозяйства, охраны природы, здравоохранения и др.) .
Фенология позволяет прогнозировать сезонные явления и планировать хозяйственную деятельность (природоохранные мероприятия, сроки сельскохозяйственных работ и т. п.) в соответствии со сроками этих явлений.
Имеются свидетельства, что древнейшие народы земли — китайцы и египтяне — в своей земледельческой практике умели следить за сезонным развитием природы.
В средние века в русских и зарубежных летописях и хрониках иногда велись записи о сроках наступления важнейших сезонных явлений .Однако эти материалы оставались без систематизации и научной обработки.
В России самым старинным считается рукописный календарь, датированный 1670 годом, а первым печатным календарем следует считать «Святцы или календарь, изданный Копиевским в Амстердаме и датированный 1702 годом.
Первая мысль о необходимости вести наблюдения за сезонными явлениями природы в России принадлежала Петру I.
В 1721 году Петр I писал из Москвы в Петербург А.Д. Менишкову: «Когда деревья станут раскидываться, тогда велите присылать нам весточки оных, понедельно, наклеивши на бумагу с подписями чисел, дабы узнать, где ранее началась весна». А указом государя, изданным 28 марта 1722 года, предписывалось адмиралу Крюйсу вести систематические записи о состоянии погоды в Петербурге.
Во второй половине XVIII века караульным у Кремлевской стены вменялось в обязанность отмечать состояние мороза, наступление метели, толщину снежного покрова, характер ветра, града, грозы и другие показатели погоды.
С1864 года начал издаваться «Киевский народный календарь» с предсказаниями погоды на каждый месяц. Его целью было «дать народу знание в популярной форме на строго научно изложенных статьях и в справочном отделе, приноровленном к нуждам народа». Теперь эта задача метеорологии- науке о погоде. Она получила свое название от греческого слова «метеора»- «нечто в небе».
После революции 1917 года метеорология продолжала совершенствоваться. В настоящее время гидрометеорологическая служба располагается тысячами наблюдательных станций, множеством обсерваторий и целым рядом научно-исследовательских учреждений. Работники метеослужбы стремятся дать информацию не только на ближайшую, но и на отдаленную перспективу.
- Понятие метеостанции, её состав.
Метеостанция — совокупность различных приборов для метеорологических измерений (наблюдения за погодой).
В узком смысле метеостанция — учреждение, проводящее метеорологические наблюдения. Основным официальным метеостанциям мира присвоены синоптические индексы. В России большинство метеостанций находятся в ведении Росгидромета. В зависимости от установленного объёма наблюдений, метеостанции имеют определённый разряд. Данные метеостанций СССР публиковались в «Метеорологическом ежемесячнике».
Различают аналоговые и цифровые метеорологические станции.
На классической (аналоговой) метеостанции имеется:
1.Термометр для измерения температуры воздуха и почвы.
2. Барометр для измерения давления.
3. Анемометр для направления ветра.
4. Осадкомер (плювиограф) для измерения осадков.
5. Гигрометр для измерения влажности воздуха
6. Снегомерная рейка - рейка, предназначенная для измерения толщины снежного покрова при метеонаблюдениях.
7.Термограф- самописец, непрерывно регистрирующий температуру воздуха.
3.Метеорологические приборы:
Термо́метр (греч. θέρμη — тепло; μετρέω — измеряю) — прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее. Существует несколько видов термометра: жидкостные; механические; электронные;
Баро́метр (др.-греч. βάρος — «тяжесть» и μετρέω — «измеряю») — прибор для измерения атмосферного давления. Ртутный барометр был изобретён итальянским математиком и физиком Эванджелистой Торричелли в 1644 году, это была тарелка с налитой в неё ртутью и пробиркой(колбой), поставленной отверстием вниз. Когда атмосферное давление повышалось, ртуть поднималась в пробирке, когда же оно понижалось — ртуть опускалась. Из-за неудобства такая конструкция перестала применяться и уступила место барометру-анероиду, но метод, по которому такой барометр был изготовлен, стал применяться в термометрах.
Анемометр (От греч.Anemos - ветер + Metreo – измеряю) - прибор для измерения скорости ветра и газовых потоков по числу оборотов вращающейся под действием ветра вертушки. Существуют анемометры разных типов: ручные и постоянно закрепленные на мачтах и др. Отличают регистрирующие анемометры (анемографы).
Флюгер- прибор используемый для направления и силы ветра. представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра. Противовес флага направлен в сторону, откуда дует ветер. Направление ветра может определяться по горизонтальным штифтам, ориентированным по восьми румбам, а на современных флюгерах
Осадкомер или дождемер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков. Осадкомер представляет собой цилиндрическое ведро строго определенного сечения, устанавливаемое на метеоплощадке. Количество осадков определяется путем сливания попавших в ведро осадков в специальный дождемерный стакан, площадь сечения которого также известна. Твердые осадки (снег, крупа, град) предварительно растапливаются. Конструкция осадкомера предусматривает защиту от быстрого испарения осадков и от выдувания попавшего в ведро осадкомера снега.
Гигрометр (От греч. Hygros - влажный )- прибор для измерения влажности воздуха или других газов. Различают волосные, конденсационные и весовые гигрометры, а также регистрирующие гигрометры (гигрографы).
Термограф (От греч.Therme - тепло + Grapho – пишу)- прибор-самописец, непрерывно регистрирующий температуру воздуха и записывающий ее изменения в виде кривой. Термограф располагается на метеостанции в специальной будке.
Радиозонд - прибор для метеорологических исследований в атмосфере до высоты 30-35 км. Радиозонд поднимается на выпущенном в свободный полет воздушном шаре и автоматически передает на землю радиосигналы, соответствующие значениям давления, температуры, влажности воздуха. На большой высоте шар лопается, а приборы спускаются на парашюте и могут быть использованы вновь.
Гелиограф (От греч. Helios - Солнце + Grapho – пишу) - прибор-самописец, регистрирующий продолжительность солнечного сияния. Основная часть прибора - хрустальный шар диаметром около 90 мм, работающий как собирающая линза при освещении с любой стороны, причем фокусное расстояние во всех направлениях одинаково. На фокусном расстоянии параллельно поверхности шара располагается картонная лента с делениями. Солнце, передвигаясь в течение дня по небу, прожигает в этой ленте полоску. В те часы, когда Солнце закрыто облаками, прожог отсутствует. Время, когда Солнце светило и когда оно было скрыто, читается по делениям на ленте.
«Растения - предсказатели» погоды:
1.Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.
2.Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.
3.Перед дождем фиалка сгибает стебелек, дрема и жимолость - облеплены насекомыми.
4.Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,
5.Клевер съёживается, а цветы мальвы сникают и свертываются - к дождю.
6.Клевер сближает листочки наклоняются - перед ненастьем.
7.Если цветок звездчатки (мокрицы) не поднимаются и не раскрываются до девяти часов утра. - Днем жди дождя.
8.Цветки заячьей капусты остаются на ночь открытыми - перед дождем, закрываются - к хорошей погоде.
9.Цветы жимолости перед дождем издают особенно сильный аромат, а перед засухой вообще теряют свой аромат.
10.Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.
11.Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.
12.Перед дождем цветки желтой акации выделяют больше нектара и сильнее пахнут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани»воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская
Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...
Викторина для воспитателей « Великая Отечественная война: страницы истории»
Ко дню Победы мною разработана викторина для воспитателей ДОУ "Великая Отечественная война: страницы истории"...
Информация для воспитателей и родителей "История народной куклы".
Информация для воспитателей и родителей."История народной куклы"."Кукла Пеленашка"....
Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста по теме:«Вкусные истории».Воспитатель: Марина Имиргунеевна Агакеримова.
с использованием образовательных технологий: -игровых технологий (введение, объяснение, закрепление, упражнение); -технологии ТРИЗ (развитие творческого воображения...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Колокольная история» Составила воспитатель Рябкова Наталья Витальевна
Цель: формировать представления детей о духовных ценностях русского народа, расширить знания о колоколах и колокольных звонах, воспитывать чувства патриотизма и уважения к символам Русской право...
Статья "Необыкновенная история обыкновенного воспитателя"
Публикация в газету "Необыкновенные истории обыкновенного воспитателя"...
Статья "Необыкновенная история обыкновенного воспитателя история"
Статья "Необыкновенная история обыкновенного воспитателя история"...