Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Колокольная история» Составила воспитатель Рябкова Наталья Витальевна
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Рябкова Наталья Витальевна

Цель:  формировать представления детей о духовных ценностях русского народа, расширить знания о колоколах и колокольных звонах, воспитывать чувства патриотизма и уважения к символам Русской православной церкви.

 

Предварительная работа

 

1.     Рассматривание иллюстраций православных храмов и колоколен.

2.     Фотовыставка «Храмы Нижнего Новгорода».

3.     Совместно с родителями посещение храма.

4.     Сбор коллекции колокольчиков разных размеров и из разного материала.

 

 

Материалы к занятию

 

1.     Музыкальный центр, диски с записями колокольных звонов.

2.     Альбом с иллюстрациями храмов и колоколов.

3.     Схема колокола, разрезные части колокола.

4.     Металлофоны: деревянный и металлический с молоточком.

5.     Карточки с изображением колоколов разного размера.

6.     Колокольчики для детей.

7.     Для украшения колоколов: краски, фломастеры, цветная бумага, бросовый материал, клей, кисточки.

 

 

Ход занятия

 

Звучит колокольный звон. Воспитатель вносит шкатулку и загадывает загадку:

               « Из земли взяли, на огне грели,

               Опять в землю положили:

               А как вынули – стали бить,

               Чтобы мог он говорить.»

 

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что это?

 

Дети: (ответы детей)

 

Воспитатель: Мы сейчас с вами откроем шкатулку, в ней ответ на загадку и узнаем правильно ли вы её отгадали.

 

Открываем шкатулку, достаём колокольчики и дети в них звонят.

 

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о колоколах. Скажите, а где их можно увидеть и услышать?

 

Дети: (предполагаемые ответы: в храмах, в церквях).

 

Иллюстрации православных храмов.

    

Воспитатель: Правильно, в Храмах на колокольнях. Посмотрите на иллюстрации, это православные Храмы, очень красивые, они отличаются от домов в которых мы живём. У входа в Храм есть высокая башня – колокольня. Чем выше колокольня, тем дальше слышен звон колоколов. Храмы строят люди из любви к Богу, чтобы приходить в них и разговаривать с Богом, а зовут людей в Храмы колокола. А как вы думаете, дети, могут колокола звонить сами?

 

Дети: (предполагаемые ответы: нет, должен звонить человек)

 

Воспитатель: Человека называют звонарь, а слово «колокол» означает - зов, шум. Хотите узнать историю появления колокола?

 

Дети: Да.

 

Воспитатель: Давным-давно у нас на Руси не было ни радио, ни телевизора, ни телефона, но случались разные беды: пожары, войны и было необходимо созвать народ, поэтому начинали бить в деревянные или металлические доски колотушками. Этот инструмент называли «било», с ним ходил священник и созывал людей в церковь. Затем придумали «клепало» - металлическая доска или дуга, которую вешали на столбе и били колотушкой.

 

Предложить детям ударять по деревянной и металлической доске молоточком.

 

Воспитатель: Колокола появились более 1000 лет назад. Существует легенда, что священнику приснился сон, где он видел ангелов с цветами колокольчиков, цветы звенели от ветра. Проснувшись, священник приказал сделать такой цветок из металла и использовать его в церкви во время богослужения. С тех пор колокола отливают металлические, но есть и серебряные и позолоченные и даже глиняные.

 

Предложить рассмотреть коллекцию колокольчиков.

 

Физкультминутка: подвижная игра «Бег с колокольчиком вокруг стульев».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, все колокола у меня на картинках одинаковые? (Иллюстрации)

 

Дети: (предполагаемые ответы: нет, есть большие и маленькие).

 

Воспитатель: Маленькие – это колокольчики, как они звонят?

 

Дети: Динь-динь.

 

Воспитатель: Большие – это колокола, а они как звонят?

 

Дети: Бом – бом.

 

Игра: «Большие и маленькие колокола».

(Мальчики звонят, как большие колокола, девочки – как колокольчики. Воспитатель показывает карточки, дети изображают звон.)

 

Воспитатель: Дети, колокол – это единственный музыкальный инструмент, который используют в Храмах.

Загадка: «Нет головы, есть уши, нет рта, а есть язык».

 

Дети: (дают предполагаемые отгадки).

 

Воспитатель: Это колокол. У него, как у человека, есть уши, язык, тело.

 

Внести схему колокола.

 

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот тело – это сам колокол, пояс – это самое широкое место, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол, язык – металлическая палка с верёвкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяя о пояс и получается звон.

 

Игра: «Сложи колокол» (2 команды).

 

Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем различные виды колокольных звонов (включить аудиозапись).

Благовест – праздничный звон, рассказывает о доброй вести.

Набат – звон тревоги и беды.

Малиновый звон – оповещает о радости.

 

Воспитатель: Над приготовлением колоколов трудится много мастеров: художники, литейщики, резчики. Хотите и вы стать мастерами? Я вам предлагаю сделать свой колокол и поместить его на выставку.

 

Дети выбирают материал и украшают свои колокола.

Во время работы звучит музыка «Одинокий пастух» Г. Замфира.

Готовые работы помещаются на выставку для родителей.

Литература :

 

 

1.     Л. Яхнин «Фарфоровые колокола ».Издательство «Эксмо»2013.

2.     Журнал «Дошкольная педагогика», сентябрь 2012г.

3.     «Колокольные звоны России», сборник составил В.С. Мартышин, М. Россия 2006г.

4.      Е.Рувинская «Прогулки с бабушкой».Н.Новгород,издательство «Кварц»2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnye_tsennosti_kolokola.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад 236

г. Нижний Новгород

Конспект  занятия по духовно-нравственному

воспитанию старших дошкольников

«Колокольная история»

Составила воспитатель

Рябкова Наталья Витальевна

г. Нижний Новгород

2015 г.

Цель:  формировать представления детей о духовных ценностях русского народа, расширить знания о колоколах и колокольных звонах, воспитывать чувства патриотизма и уважения к символам Русской православной церкви.

Предварительная работа

  1. Рассматривание иллюстраций православных храмов и колоколен.
  2. Фотовыставка «Храмы Нижнего Новгорода».
  3. Совместно с родителями посещение храма.
  4. Сбор коллекции колокольчиков разных размеров и из разного материала.

Материалы к занятию

  1. Музыкальный центр, диски с записями колокольных звонов.
  2. Альбом с иллюстрациями храмов и колоколов.
  3. Схема колокола, разрезные части колокола.
  4. Металлофоны: деревянный и металлический с молоточком.
  5. Карточки с изображением колоколов разного размера.
  6. Колокольчики для детей.
  7. Для украшения колоколов: краски, фломастеры, цветная бумага, бросовый материал, клей, кисточки.

Ход занятия

Звучит колокольный звон. Воспитатель вносит шкатулку и загадывает загадку:

               « Из земли взяли, на огне грели,

               Опять в землю положили:

               А как вынули – стали бить,

               Чтобы мог он говорить.»

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что это?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Мы сейчас с вами откроем шкатулку, в ней ответ на загадку и узнаем правильно ли вы её отгадали.

Открываем шкатулку, достаём колокольчики и дети в них звонят.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о колоколах. Скажите, а где их можно увидеть и услышать?

Дети: (предполагаемые ответы: в храмах, в церквях).

Иллюстрации православных храмов.

     

Воспитатель: Правильно, в Храмах на колокольнях. Посмотрите на иллюстрации, это православные Храмы, очень красивые, они отличаются от домов в которых мы живём. У входа в Храм есть высокая башня – колокольня. Чем выше колокольня, тем дальше слышен звон колоколов. Храмы строят люди из любви к Богу, чтобы приходить в них и разговаривать с Богом, а зовут людей в Храмы колокола. А как вы думаете, дети, могут колокола звонить сами?

Дети: (предполагаемые ответы: нет, должен звонить человек)

Воспитатель: Человека называют звонарь, а слово «колокол» означает - зов, шум. Хотите узнать историю появления колокола?

Дети: Да.

Воспитатель: Давным-давно у нас на Руси не было ни радио, ни телевизора, ни телефона, но случались разные беды: пожары, войны и было необходимо созвать народ, поэтому начинали бить в деревянные или металлические доски колотушками. Этот инструмент называли «било», с ним ходил священник и созывал людей в церковь. Затем придумали «клепало» - металлическая доска или дуга, которую вешали на столбе и били колотушкой.

Предложить детям ударять по деревянной и металлической доске молоточком.

Воспитатель: Колокола появились более 1000 лет назад. Существует легенда, что священнику приснился сон, где он видел ангелов с цветами колокольчиков, цветы звенели от ветра. Проснувшись, священник приказал сделать такой цветок из металла и использовать его в церкви во время богослужения. С тех пор колокола отливают металлические, но есть и серебряные и позолоченные и даже глиняные.

Предложить рассмотреть коллекцию колокольчиков.

Физкультминутка: подвижная игра «Бег с колокольчиком вокруг стульев».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, все колокола у меня на картинках одинаковые? (Иллюстрации)

Дети: (предполагаемые ответы: нет, есть большие и маленькие).

Воспитатель: Маленькие – это колокольчики, как они звонят?

Дети: Динь-динь.

Воспитатель: Большие – это колокола, а они как звонят?

Дети: Бом – бом.

Игра: «Большие и маленькие колокола».

(Мальчики звонят, как большие колокола, девочки – как колокольчики. Воспитатель показывает карточки, дети изображают звон.)

Воспитатель: Дети, колокол – это единственный музыкальный инструмент, который используют в Храмах.

Загадка: «Нет головы, есть уши, нет рта, а есть язык».

Дети: (дают предполагаемые отгадки).

Воспитатель: Это колокол. У него, как у человека, есть уши, язык, тело.

Внести схему колокола.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот тело – это сам колокол, пояс – это самое широкое место, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол, язык – металлическая палка с верёвкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяя о пояс и получается звон.

Игра: «Сложи колокол» (2 команды).

Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем различные виды колокольных звонов (включить аудиозапись).

Благовест – праздничный звон, рассказывает о доброй вести.

Набат – звон тревоги и беды.

Малиновый звон – оповещает о радости.

Воспитатель: Над приготовлением колоколов трудится много мастеров: художники, литейщики, резчики. Хотите и вы стать мастерами? Я вам предлагаю сделать свой колокол и поместить его на выставку.

Дети выбирают материал и украшают свои колокола.

Во время работы звучит музыка «Одинокий пастух» Г. Замфира.

Готовые работы помещаются на выставку для родителей.

Литература :

  1. Л. Яхнин «Фарфоровые колокола ».Издательство «Эксмо»2013.
  2. Журнал «Дошкольная педагогика», сентябрь 2012г.
  3. «Колокольные звоны России», сборник составил В.С. Мартышин, М. Россия 2006г.
  4.  Е.Рувинская «Прогулки с бабушкой».Н.Новгород,издательство «Кварц»2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...