Конспект НОД по познавательной деятельности на тему: «Что такое лес?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательной деятельности на тему: «Что такое лес?»
Программное содержание: Формировать представление о роли леса в жизни человека; уточнить знания о разновидностях лесов; сформировать обобщающие понятия «хвойные» и «лиственные» деревья; закрепить их отличительные особенности. Закрепление деления деревьев на хвойные и лиственные.
Развивать связную речь, умение общаться, обобщать, делать выводы; развивать умение чётко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения.; активизировать словарь (ельник, сосновый бор, сосняк, березовая роща или березняк, осинник); развивать умение образовывать прилагательные от существительных: ель – еловая, сосна – сосновая; развитие воображения и творческого мышления; отработка понятия « хвоя » и «листва».
Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений; бережное отношение к «зеленому другу»; формировать умение заботливого отношения к природе.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие. Что бы узнать куда именно, отгадайте загадку:
Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешками,
Петю – сыроежками,
Катеньку – малиной,
Хулигана – хворостиной. ( Лес ).
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и внимательно послушать аудиозапись «Шум леса».
Воспитатель: Ребята, что вы сейчас слышали?
Дети: Пение птиц, шум ручья, голоса животных.
Сегодня мы поговорим о лесе — богатстве нашего края.
Воспитатель: Человек многим обязан лесу. Чем же дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Дети: Лес - это деревья, кустарники, травы; лес - это дом для огромного количества его обитателей.
- Лес - это место жительство птиц и животных.
- Лес охраняет нас от сильных и холодных ветров.
- Лес дает нам строительный материал.
- Лес дает нам чистую воду и воздух.
Воспитатель: Кто живет в лесу?
Дети: В лесу живут животные, птицы.
(картинка с изображением лесных обитателей на слайде).
Воспитатель: Кто назовет больше всех животных, получит приз от Лешего - шишку. В конце нашего мероприятия, мы узнаем лучшего знатока леса - Кто больше всех наберет шишек.
(Дети называют животных)
Воспитатель: Хорошо, Вы много назвали животных, все получили шишки.
Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Какой? Какая?»
Я начну, а Вы продолжите:
Волк (Какой) – злой, голодный, серый, хищный, лесной, дикий.
Медведь (Какой) – косолапый, дикий, страшный, бурый.
Лиса (Какая) – хитрая, рыжая, хищная.
Заяц (Какой) – косой, длинноухий, белый, трусливый.
Белка (Какая) – ловкая, рыжая, пушистая.
(Раздаются шишки наиболее активным детям)
Воспитатель: Назовите птиц, обитающих в лесу. (Ответы детей, подсказка на слайде).
Посмотрите на картинку с птицами, обратите внимание на внешний вид и скажите, как одним словом назвать этих птиц.
Дети: На картинке изображены перелетные птицы.
Воспитатель: Чем покрыто тело птиц?
Дети: Тело птиц покрыто перьями.
Воспитатель: А теперь мы отдохнем.
II. Беседа о лесе. Ребята, а вы любите гулять в лесу? Что вы там видели? (заслушиваются ответы 2-3 детей). А какие деревья растут в лесу?
Воспитатель: На какие две большие группы можно разделить все деревья в лесу?
Дети. Хвойный лес и лиственный.
Воспитатель: Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?
Дети: У хвойных – хвоинки, а у лиственных листья.
Воспитатель: Какие деревья растут в хвойном лесу?
Дети: Хвойные.
Воспитатель: Посмотрите на лес, где растут одни ели.
Дети: Такой лес называется ЕЛЬНИК.
Воспитатель: А как называется лес, где растут одни сосны?
Дети: Такой лес называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Как можно назвать такой лес?
Дети: Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
Воспитатель: Послушайте загадки и отвечайте дружно:
Что же это за девица
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела Красные кораллы. (Рябина)
Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Стоит Алёна - Платок зелёный,
Тонкий стан Белый сарафан. (Береза).
(Раздаются шишки наиболее активным детям)
Воспитатель: Ребята, а что же такое лес для человека?
Дети:
- Лес - это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь … »
- Столовая. В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода.
- Аптека.
Воспитатель: А почему лес – аптека?
Дети: В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.
- Дом.
Воспитатель: Как лес может обогреть человека?
Дети: Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу.)
Воспитатель: Для кого еще лес является домом?
Дети: Для цветов, кустов, грибов потому что они растут в лесу. Лес является домом для птиц, животных, насекомых. Значит, лес – это еще и дом для растений, животных, грибов.
- Мастерская.
Воспитатель: Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
Дети: Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома.
Дети: Красота.
Воспитатель: Что растет в лесу?
Дети: Цветы, кусты, грибы. Весной и летом радуют глаз пестрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой, ландыши.
Психогимнастика «Прогулка в лес».
Ребята, давайте вспомним, сколько лесных этажей или полочек (как мы их называем) мы знаем.
Есть в лесу три полочки.
Ели – ёлки – ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса,
Внизу на ёлочках – роса.
(«Ели» - стоя на носках, руки вверх.
«Ёлки» - полуприсед, руки в стороны.
«Ёлочки» - присесть, руки вынести вперёд.)
Вот мы с вами вспомнили, что в лесу три этажа: деревья, кустарники, травы.
Воспитатель: Я сейчас загадаю вам загадки, а вы отгадайте их:
1.Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2. Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
3. Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи)
4. Вот летает над водой Вертолётик голубой:
Хвостик, крылья и глаза
Это просто …(Стрекоза)
(Раздаются шишки наиболее активным детям)
Воспитатель: Что дает лес человеку? Воспитатель показывает картинки с изображением даров леса.
Дети: Грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы.
Воспитатель: Дети, а как правильно собирать грибы и травы?
Дети: Собирать только те грибы, которые ты хорошо знаешь.
- Не надо брать старые грибы.
- Нельзя собирать грибы вдоль дорог.
- Срезать гриб надо ножом, а рвать с корнем.
Воспитатель: Почему нельзя их рвать с корнем?
Дети: Чтобы не повредить грибницу, иначе на этом месте не вырастет больше гриб.
Воспитатель: А древесину лес дает человеку?
Дети: Лес дает человеку древесину.
Воспитатель: Дети, что делают из древесины.
Дети: Мебель, игрушки, бумагу, поделки.
Воспитатель: Любуясь красотой леса, художники создают прекрасные картины, поэты стихи. (Воспитатель показывает пейзажные картины леса в разные сезоны года, (Дети читают стихи о лесе)
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.
Мы лесу кричали
Все хором: - Спа-си-бо!
И лес отвечал нам:
"Спасибо! Спасибо!"
Потом вдруг качнулся,
вздохнул... и молчок.
Наверно, у леса
Устал язычок.
Воспитатель: Кто помогает лесу и его обитателям?
Дети: Лесник.
Воспитатель: А кто это такой?
Дети: Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы, не разжигал костры, следит за вырубкой леса.
Воспитатель: Ребята, от какого слова образовалось слово «лесник»?
Дети: Слово «лесник» образовалось от слова «лес».
Воспитатель: Что нельзя делать в лесу? Послушайте стихотворение про лесные правила.
Чтение стихотворения «Лесные правила».
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай.
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить. Топать, хлопать, палкой бить.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Да или Нет».
1.Ломать деревья и ветки (нет)
2.Сажать больше деревьев (да)
3.Ходить и топтать цветы.(нет)
4.Любоваться красотой природы. (да)
5.Рвать большие букеты цветов (нет)
6.Оставлять мусор в лесу.(нет)
7.Разжигать костры в лесу. (нет)
8.Беречь лес от пожара (да)
9.В лесу шуметь (нет)
10.Слушать пение птиц (да)
Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы сберечь лес?
Дети: Чтобы сберечь хоть немного леса, мы должны бережнее относиться к мебели; экономить бумагу, собирать макулатуру для переработки бумаги и т.д.
Воспитатель: Итак, ребята, лес – это большой дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. И мы с вами должны любить и беречь этот большой, могучий лес. Будем лес любить, оберегать, будем взрослым в этом деле помогать.
Произвести подсчет шишек. Раздать детям призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Конспект в первой младшей группе по познанию...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме «Флажки такие разные».
Конспект по изобразительной деятельности (аппликация) :"Флажки такие разные". вторя младшая группа....
конспект организованной познавательной деятельности на тему" Свойства дерева и металла"
Цель: Закрепить знания освойстве дерева и металла"...
конспект организованной познавательной деятельности на тему " Гадкий утенок". По художественно эстетическому развитию дошкольников.
Цель: Зазвивать творческие способности,самостоятельность,интерес к конструированию....
Конспект по познавательной деятельности (экспериментирование) Тема: «Водичка, водичка…..»
Вы слыхали о воде?Говорят, она везде!В луже, море, океанеИ в водопроводном кране.Как сосулька замерзает,В лес туманом заползает.На плите у нас кипит.Паром в чайнике шипит.Без нее нам не умыться,Не нае...
Конспект совместной познавательной деятельности по теме "Одежда" в группе детей раннего возраста с нарушениями слуха
Представлен примерный конспект совместной познавательной деятельности...
Конспект совместной познавательной деятельности по теме «Свойства бумаги» с детьми старшей группы компенсирующей направленности.
Цель: формирование представлений о бумаге, её видах и свойствах.Задачи:расширить и уточнить представления детей о материале – бумага, её видах и свойствах;уточнить знания детей об использовании ...