Как от дождика спастись. ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Пролетарская Валентина Борисовна

- Откуда берётся дождик?

- В какое время он чаще бывает?

- Кому нужен и полезен дождик?

- Что может спасти нас от дождя?

- Почему зонтик сделан именно такой формы? 

- Какие материалы лучше спасают от дождя?

Ответы на эти вопросы дети старшей группы находят путём элементарного экспериментирования под руководством педагога.

 

Презентацию и ф/г можно скачать по ссылке: http://cloud.mail.ru/public/F1cp/v5xkzwiQr

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_ot_dozhdika_spastis_konspekt.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Как от дождика спастись.

ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

Задачи:

  • обратить внимание детей на характерные признаки осени;
  • знакомить детей со свойствами разных материалов;
  • учить правильно и аккуратно обращаться со своими вещами;
  • знакомить детей с профессиями взрослых и атрибутами этих профессий.

Оборудование, материалы:

  • ф/г «Я иду по лужам»,
  • «Под дождём» (рисунок Л. Новосёловой)  
  • презентация «Что от дождика спасёт»,
  • детские зонтики,
  • глубокая миска и плоская тарелка,
  • миска с водой,
  • несколько узких прозрачных стаканов,
  • растительное масло,
  • гуашевая краска,
  • песок,
  • кусочки разных материалов (бумаги, дерева, кожи, резины, поролона, разных тканей).

Ход занятия.

- Закончилось теплое лето. Наступило другое время года. Как оно называется? (осень)

- Вы заметили, как изменилось всё вокруг? (листики на деревьях стали жёлтыми, оранжевыми, красными; солнышко греет не так жарко; чаще идут дожди; дует холодный ветер)

- Какое явление природы часто не пускает нас гулять? Вы сможете назвать его, если отгадаете загадки:

 

Шумит он в поле и в саду,

Но в дом он не зайдет!

И никуда я не уйду,

Покуда он идет. (дождь)

Слайд 2

Мочит поле, мочит луг!

Мочит дом и всё вокруг.

Туч и облаков он вождь!

Кто это? Конечно, …    (дождь)

ф/г «Я иду по лужам»

- Откуда берётся дождик?

- В какое время он чаще бывает?

- Кому нужен и полезен дождик?

- А вы любите гулять под дождиком?

- Что может спасти нас от дождя?

Слайд 3

- Что может спасти нас от дождя?

Слайд 4

В небе тучки набежали,
Но с собой мы зонтик взяли.
Громко бьют о землю капли, -
Не боимся мы ни капли.
Ведь наш зонтик, словно щит,
От грозы нас защитит!
                                         Г. Верд

В небе тучка ой-ой-ой!
Все бегут, спешат домой.
Только я один смеюсь,
Чёрной тучки не боюсь.
Не страшны мне дождь и гром,
Я гуляю под зонтом!
                       Л. Брайловский

- Как вы думаете, зонтик может спасти только от дождя? (нет, есть зонтики, которые защищают от солнца).

- Зонт – очень древний предмет. Он появился много тысяч лет назад и применялся исключительно для защиты от солнца. И только спустя много столетий людям пришла идея использовать зонтик в качестве защиты от дождя и ветра. Слово «зонтик» иностранное. На русский язык оно переводится как «навес от дождя и солнца». Зонтики бывают разные по назначению и размеру. Зонтики для детей маленькие, для взрослых – побольше. Самые большие зонты ставят летом на пляже, в открытых уличных кафе над столами.

- Сейчас нам с вами необходимо определить, как правильно ходить под зонтом. Встаньте, раскройте свои зонтики и пройдите с ними, как будто идёте под дождём…

- Что же мы выяснили во время такой «прогулки»? Какие выводы сделали? (Когда идёшь по улице под раскрытым зонтом, нужно быть очень внимательным: можно столкнуться с другим человеком или не заметить внезапно появившуюся машину.)

- А вы когда-нибудь задумывались, почему зонтик сделан именно такой формы? Можно ли сделать зонтик плоским или в форме тарелки?

Ответить на эти вопросы нам поможет исследование.

  1. Возьмём глубокую миску, перевернём её вверх дном, чтобы стала похожа на раскрытый зонтик, и подставим под струю воды из крана. Что происходит? (вода стекает с краёв).
  2. Теперь подставим под струю воды плоскую тарелку. Что наблюдаем? (вода скапливается, а затем стекает сплошным потоком)

- Зонт спасает нас от дождя не только из-за особенностей конструкции, но и благодаря материалу, из которого сделан. Какие материалы лучше спасают от дождя, мы выясним в ходе экспериментов.

  1. Помещаем в миску с водой по очереди разные предметы и материалы (бумагу, лоскуты тканей разного качества (ситец, драп, джинса, плащёвка, болонья), поролон, кожу, полиэтилен, резиновый шарик, металлическую пластинку, кусочек дерева, фарфоровое блюдце) и наблюдаем за свойствами материалов: намокает/не намокает, впитывает в себя воду, не пропускает воду, вода скатывается с поверхности.
  2. В прозрачные стаканы наливаем воду. Добавляем краску, песок, растительное масло. Наблюдаем: краска растворяется в воде, песок оседает на дно, растительное масло держится на поверхности.
  3. Берём два листа бумаги, один из них смазываем растительным маслом и оба окунаем в миску с водой. Делаем выводы: а) масло не смешивается с водой, б) вода скатывается с намазанной маслом поверхности.

- Теперь вы понимаете, почему обувь смазывают специальным кремом? (чтобы не промокала)

Слайды 5-12

Из специальных непромокаемых материалов делают не только зонтики. Людям некоторых профессий приходится работать в любую погоду или иметь дело с водой. Для них выпускают специальную непромокаемую одежду и обувь.

На занятии и в течение недели обсуждаем с детьми, как ухаживать за одеждой и обувью в сырую погоду.

1. Если идёт дождь, надень плащ или куртку с капюшоном, резиновые сапоги, возьми зонтик.

2. Когда входишь  с улицы, сними мокрую одежду и обувь, не проходя дальше прихожей.

3. Мокрую обувь поставь сушиться, а мокрую одежду повесь в расправленном виде.

4. Зонтик можно повесить в полурасправленном виде или поставить в расправленном виде в углу.

5. Не следует сушить обувь на батарее или печке: она может потрескаться.

Последующая работа.

На творческих занятиях дети создают разноцветные зонтики в разных техниках (кляксография, обрывная аппликация, размазывание пластилина, объёмное панно из подручных материалов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"

Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»

Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о профессиях.Задачи:Образовательные:Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость к...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...