Конспект занятия «Вкусная и разная, картошка наша разная!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия «Вкусная и разная, картошка наша разная!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kartoshka.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Направление «Познавательно-речевое развитие»
Образовательная область «Познание»
Раздел «Ознакомление с окружающим»
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе
«Вкусная и разная, картошка наша разная!»
Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей.
Задачи:
Образовательная:
Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.
Развивающая:
Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.
Воспитательная:
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
Оборудование и материалы. Стихи, пословицы, поговорки и загадки о картофеле.
Клубни картофеля разных сортов. Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады. Терка. Крахмал, мука, лупы. Накрахмаленная салфетка.
Кисель. Полотенце для каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область: «Чтение художественной литературы»
(Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок. “Эта забавная картошка” (сказка)
Образовательная область: «Художественное творчество»
(Изготовление картофельных куколок, конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина»)
Образовательная область: «Труд»
Проведение прогулок-наблюдений на огород.
Организационный компонент.
Воспитатель вносит в группу шкатулку и спрашивает: «Ребята, чья это такая красивая шкатулка? (Дети в недоумении, никто не знает, чья шкатулка) Ой смотрите, а к ней прикреплена записка, давайте ее прочитаем»
Друзья, здесь лежит продукт для вас,
Который скажет вам сейчас
О том какой он не простой,
О том как вкусно кормит нас!
Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ? (о картошке)
Правильно о картошке.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель читает стихотворение
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне-
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе.
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище….
Многое должны узнать
И уже пора начать.
Далее воспитатель рассказывает детям как и когда входит картофель, историю возникновения картофеля на Руси, о том как сначала использовали картошку и как крестьянам пришла мысль печь картофель.
В России картофель появился в конце XVII века. Первый мешок картофеля прислал из Голландии в столицу царь Петр I. Но посадки картофеля распространялись очень медленно, потому что крестьяне не привыкли к этому овощу и не знали, что можно из него приготовить. В XIX веке в России даже вспыхивали «картофельные бунты». И крестьян насильно заставляли сажать картофель.
Но постепенно картофель «обрусел». Из него стали готовить много замечательных блюд. Картофель отваривают и жарят, из него делают запеканки, пюре и клецки, пекут оладьи, его кладут в супы или салаты, добавляют в начинку для пирожков. Недаром картошку называют «вторым хлебом»!
Послушайте стихотворение.
Из картошки много блюд
Приготовить можно
И простых и сложных:
Ее варят, жарят, трут,
На костре ее пекут.
Что вкуснее в целом мире,
Чем картошечка в мундире?
Наверное, вы, ребята, пробовали картошку, запеченную на костре?
Послушайте стихотворение.
Печеная картошка
Головешки догорают,
Дотлевают угольки.
Словно змейки, пробегают
По поленьям огоньки.
Подождем еще немножко,
Чтобы огонек погас.
Испечем в углях картошку
Да достанем хлебный квас.
Как картошка ароматна,
Как рассыпчата, вкусна!
Получился ужин знатный —
Посидим здесь дотемна.
Пришло время отгадывать загадки, воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом «Отгадай загадку»: (воспитатель загадывает загадку и кидает мяч ребенок должен отгадать и одновременно поймать мяч)
Вот соль тебе,
Вот хлеб и ложка –
Сварилась к ужину …….. (картошка)
Что копали из земли,
Жарили, варили.
Что в золе мы испекли
Ели и хвалили?……………….. (картошку)
И зелён и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом ………………(картошка)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
Это чудо плод…………….(картошка)
Её едим мы круглый год.
Пюре, супы, салат, окрошка –
Везде присутствует ………(картошка)
Воспитатель предлагает детям рассказать пословицы и поговорки о картофеле.
Картошка да каша – еда наша.
Картошку копать, не руками махать.
Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
Без труда картошка не родится никогда.
Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
Физкультминутка:
А теперь прошу всех встать,
Что скажу, то повторять:
Руки вверх и подтянулись,
Наклонились разогнулись,
Вдох и выдох- улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
Далее воспитатель предлагает детям рассказать, каким образом сажают картофель.
После этого, по просьбе воспитателя дети берут в руки картофель и рассматривают его
Какого он цвета?
А какой он формы?
Какой на ощупь?
Опасен ли зеленый картофель?
Воспитатель проводит игру:
«Собери урожай»
Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд.
Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете, как растёт картофельный куст.
Ветер сильный дует — качайте вытянутыми в стороны руками.
И грохочет гром — потопаем ногами.
А картофелю это нипочём.
Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх.
Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.
Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.
Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию
Перед проведением опыта проводит беседу о пользе картофеля и задает наводящие вопросы о свойствах картофеля
Из чего состоит картофель?
Почему сваренный картофель рассыпчатый?
А как вы думаете, для чего нужен крахмал?
«Что общего между киселём и белой салфеткой?»
(Если дети затрудняются с ответами, то помогает)
Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём. Объясняет, что в одном стакане крахмал, из которого варят кисель и салфетка сохраняет форму тоже благодаря крахмалу.
Кто видел крахмал?
Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать?
Опытно — экспериментальная деятельность:
Воспитатель и дети по желанию показывают опыт. Натирают картофелину на тёрке, кладут в марлю и отжимают сок в тёмную керамическую тарелку. Через некоторое время рассматривают загустевший сок – появился крахмал.
Натертую картофельную кашицу размешивают в воде и отстаивают.
Результат: вода стала беловатой, мутной;
Почему вода стала мутной, что придает ей такой цвет?
Воспитатель проводит беседу о пользе крахмала
Для чего же можно еще использовать крахмал.
- Крахмал используется для приготовления киселей, соусов, добавляется к тесту при замешивании лапши, выпечке пирожных, пудингов, изготовлении колбас, конфет. Используют в качестве загустителя, благодаря вязким свойствам (в супах, детском питании, соусах, подливах и т. д. )
- Крахмал находит широкое применение в текстильной, бумажной, асбестовой, красочной, полиграфической, обувной, спичечной, парфюмерной, фармацевтической и других отраслях промышленности.
- Его добавляют при изготовлении таблеток, мазей, присыпок.
- Раньше крахмалили воротнички, фартуки и другие изделия. Клей трудно было купить, поэтому обои наклеивали на стены при помощи клейстера, который получали из крахмала, заваривая его кипятком. Сухим крахмалом чистили меховые изделия от грязи и пыли.
- Крахмал можно использовать в качестве сухого шампуня, для ухода за шерстью домашних питомцев. Он отлично впитывает в себя жиры и запахи. Достаточно посыпать животное им и расчесать расческой – вместе с крахмалом, удалятся любые загрязнения.
- Из крахмала также можно приготовить клей. Клей из крахмала совершенно безвреден для вашего здоровья.
- От жары кондитерские изделия - пастила или зефир - склеились между собой? Не беда, добавьте в пакет небольшое количество крахмала, встряхните пакет и зефир разъединится.
- Не удается развязать узел, потому что руки скользят? Выход простой – “накрахмальте” Ваши пальцы и узел будет намного легче распутать. Чтобы материал не скользил, потрите крахмал между пальцами и развязывайте любые узлы.
- Для панировки и приготовления блюд в кляре очень часто используют именно крахмал, а не муку, это лучше сохраняет сочность продукта.
- Также возможно использование крахмала в качестве детской присыпки и для создания дома пищевых красок для ребенка
Заключение:
Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о том, из чего состоит картофель, о его пользе и о свойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.
Рефлексия
Воспитатель.
Ребята, вам понравилось занятие?
А сейчас мы поиграем.
Подвижная игра «Огородник»
- Ах, картошка, ты, картошка.
Кормишь ты честной народ!
Если есть картошка в доме,
Будешь сытым целый год!
(Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?» — «Огородник» — «Зачем пришёл?» — «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.)
Ребята вы сегодня молодцы, хорошо поработали
Спасибо вам за активное участие.
САМОАНАЛИЗ
Непосредственно-образовательная деятельность была проведена в форме группового занятия, с элементами игры и экспериментальной деятельности.
В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательно - речевым. В ходе работы происходит интеграция таких образовательных областей, как коммуникации — происходит развитие устной речи и активизация словарного запаса по теме (беседы), познания — развитие познавательно-исследовательской деятельности при применении ранее полученных знаний (экспериментирование), чтения художественной литературы — при приобщении к словесному искусству (пословицам, загадкам, стихам), физической культуры — проведение подвижных игр и физкультминуток.
На протяжении всего занятия происходит постоянная смена видов деятельности (игры, эксперименты, беседы), и в достаточной мере прослеживается наглядность (опыты, схемы, таблицы).
Работа с детьми.
Прием неожиданности появления шкатулки в начале занятия позволил вызвать интерес у детей, плавно перейти непосредственно к занятию и создать нужный благоприятный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.
В результате этой мотивации ребята на занятии проявляли интерес не только к подвижным играм, но и активно участвовали в проведении эксперимента, делали самостоятельные выводы, а так же принимали активное участие в беседах.
Дети остались очень довольными, что узнали много нового и интересного про знакомый им картофель.
Работа с родителями: провести небольшую беседу с пояснением того, какая работа была проведена с детьми, рассказать о результатах конкурса рисунков «Мисс Картофелина», который был проведен ранее, а так же рассказать домашнее задание: (Посадить дома с ребенком клубень картофеля так, что глазок был виден над землей, ухаживать за ним и наблюдать рост до появления маленьких новых клубеньков, делать выводы и заполнять их в виде таблицы)
Неделя | Описание фазы роста |
Таблицу принести в детский сад, где будут сделаны совместные с детьми выводы.
Вывод по занятию:
По – моему мнению, структура мероприятия соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности, методы и приёмы обучения были выбраны правильно. Они соответствовали содержанию учебного материала, поставленной цели и задачам.
Занятие способствует всестороннему развитию, прочному закреплению полученных детьми ранее знаний и в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями детей (правильное чередование различных видов деятельности и своевременное переключение с одной работы на другую, полноценный отдых, проведение физических, игровых минуток, создание гигиенических условий во время занятия).
Интернет ресурсы.
- http://histpro.narod.ru/potat.html
- http://persona.rin.ru/view/f/0/19665/ivan-iv-groznyj
- http://konctanciya.info/post206151761
Губа Н. И., Кошик А. С. Картофель в вашем доме. /И. Н. Губа, А. С. Кошик. – Киев: Урожай. – 1994. - 208 с.
Карманов С. Н., Серебренников В. С. Картофель от посадки до стола. С. Н. Карманов, В. С. Серебреников. – М.: редакция журнала «Сельская новь», 1993. – 48 с.
Картофель. /Большая Российская энциклопедия: в 30 т. – М.: Большая Российская энциклопедия. – 2008. – 249 – 250 с.
Картофель, картофелеводство. /Энциклопедический словарь юного земледельца. – М.: Педагогика. – 1983. – 94-97 с.
Небесный С. И., Всякое овощу – своё время. /С. И. Небесный. – М.: Дет. Лит. – 1995. – 142 с.
Ожегов С. И., Шведова Н. ЮЮ. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
Справочник картофелевода. /Под ред. А. И. Замотаева. – М.: Агропромиздат. – 1987. – 351 с.
1000+1 совет овощеводу. /Авт- сост. Н. А. Баранова, О. Л. Насекайло. – Мн.: Современный литератор, 2008. – 249-250 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Вкусная каша" (подготовительная группа)
Занятия по формированию ЗОЖ...
Конспект занятия "Вкусные витаминки"
Занятие знакомит детей младшей группы с понятием "витамины", закрепляются понятия "фрукты и овощи", формируются осознанные отношения детей к своему здоровью....
Конспект занятия "Вкусно и полезно".
Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности....
конспект занятия "Вкусная и здоровая пища"
В данной работе представлен конспект занятия для подготовительной к школе группы...
Презентация «Вкусная и разная, картошка наша разная!»
Презентация «Вкусная и разная, картошка наша разная!»...
Конспект занятия "Транспорт бывает разный разный"
Конспект занятия во 2 младшей группе «Транспорт бывает разный»Программное содержание:способствовать формированию умения детей различать по внешнему вид; называть грузовой и легковой автомо...
Конспект занятия "Вкусная каша - здоровье наше"
Данный конспект позволит в игровой форме выяснить полезные свойства каши....