Опытно - исследовательский проект в подготовительной группе "Ой, снег - снежок..."
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В процессе реализации проекта дети вместе с родителями исследовали свойства снега и льда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальный профессиональный педагогический конкурс
«Руководство детскими исследовательскими проектами в ДОО и семье»
Опытно – исследовательский проект «Ой, снег – снежок…» (методический комментарий)
Неботова Светлана Витальевна
воспитатель
МАДОУ «Золушка»
г. Когалым, 2016 г.
Пояснительная записка
Снег – это не только зимние забавы, это – предмет исследования, который таит в себе столько интересного, любопытного и привлекательного. И самое главное – далеко ходить не надо, вот он – предмет исследования, под ногами! Удивительное – рядом!
Целью моего проекта «Ой, снег - снежок» является развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности как в детском саду, так и в семье. А именно развитие познавательной активности при исследовании снега. К внедрению этого проекта меня натолкнули наблюдения за детьми на прогулке, вопросы детей, проведенное анкетирование среди родителей.
Была поставлена проблема: у детей недостаточно знаний о снеге. Дети часто задавали вопросы: почему говорят, что снег грязный, если он белый? Как снег может защитить от холода, если он холодный? Почему снежинки все разные? Как они образуются? Почему одни снежинки с красивыми узорами, а другие похожи на крупу? Почему снег под ногами скрипит? Почему снег в тепле тает, а на морозе превращается в лед? Чтобы узнать как можно больше про снег и лед, было решено разработать этот проект.
В процессе реализации проекта решались следующие задачи:
- расширять представления детей о свойствах снега и льда;
- формировать представление о том, что все вещества могут находиться в 3-х агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном;
- продолжать формировать знания о сезонных изменениях в природе, закреплять характерные приметы зимы;
- формировать умения детей делать выводы и умозаключения и на основе накопленного опыта реализовывать их в самостоятельной творческой деятельности;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать память, внимание, воображение;
- развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов;
- воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
При решении задач использовались такие методы и приемы, как:
- наблюдения;
- беседы;
- проведение опытов и экспериментов;
- чтение художественной литературы познавательного характера;
- просмотр обучающего мультфильма
- чтение информации из интернета;
- анкетирование среди родителей;
- лепка, рисование, аппликация;
- составление описательных рассказов по картинам;
- заучивание стихов о зиме и снеге.
В ходе реализации проекта дети принимали активное участие в проведении опытов и исследований; пополнили свои знания о свойствах снега и льда; знают о трех агрегатных состояниях веществ: жидком, твердом и газообразном;
называют свойства снега и льда; могут поставить конкретную задачу, найти ее решение и сделать соответствующий вывод.
Актуальность
Детская любознательность,
если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н.С. Лейтес
К внедрению этого проекта меня натолкнула мысль о часто возникающих спорах между детьми о том, что снег есть нельзя: он грязный. Ведь ни для кого не секрет, что некоторые дети любят попробовать на улице снег. Поедающие снег дети недоумевали: «Какой же он грязный? Он же белый!»
С целью выявить отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей было проведено анкетирование, которое показало, что многие родители видят и поддерживают исследовательскую активность своих детей, принимают активное участие в проведении опытов. Но есть родители, которые не придают значения стремлению ребенка к познанию, пресекают попытки исследовательского поведения, так как они кажутся незначительными и не требующими внимания с их стороны. Взрослые даже не догадываются, что тем самым они превращают активного исследователя в малоактивного нелюбознательного ребенка. Вот тут-то мы, педагоги и родители, объединившись, должны поддержать ребенка, чтобы не «растерять» его активности и любознательности.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит, сделать шаг в неизведанное и непознанное. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Расширяется словарь ребенка: он осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова.
Проведя анкетирование, понаблюдав за детьми на прогулке, пришла к осознанию необходимости разработки и внедрения данного проекта.
Руководство экспериментальной деятельностью дошкольника
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Но отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнерства. Он должен руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В дальнейшем дошкольники и сами учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Тема исследования может выбираться и самими детьми, исходя из их потребности в новых знаниях. Интересуясь какой-либо темой, ребенок понимает, что знания его не столь глубоки. Имея какой-либо вопрос, он обращается ко взрослому, чтобы восполнить пробел в знаниях. В данном случае взрослый может дать готовый ответ на поставленный вопрос, а может заинтересовать ребенка, предложив провести исследование по данной проблеме.
В процессе исследования используются различные методы: наблюдение, изучение опыта (чтение литературы, информации из интернета), эксперимент. Также можно провести опрос общественного мнения по интересующей теме или анкетирование.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой - то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Здесь основная задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям из множества информации и рассуждений сформулировать вывод.
При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.
При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы, он пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так… », «Давайте посмотрим, что будет, если… ».
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Особое значение имеют исследования, которые ребенок выполняет вместе с родителями. При этом родители, с одной стороны, поддерживают его познавательную активность, с другой – включаются в совместное с ребенком общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации необходимо донести до родителей важность повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Разрабатываются папки-передвижки с советами для родителей: «Юный следопыт», «Как проводить исследования с детьми», предлагается картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Развивающая работа взрослого состоит в том, чтобы вернуть ребенку обратную связь: показать ему, приводит ли к решению найденный ответ или надо еще подумать. Взрослый (педагог или родитель) должен быть готов отличить подлинное решение задачи от «ловушки», в которую может попасть ребенок. Подобные ошибки ни в коем случае нельзя игнорировать – их обязательно надо обсудить с детьми, помочь понять, почему такое решение не является верным. В познавательно-исследовательской совместной деятельности интегрируются рассказы педагога, наблюдения за его действиями, исследовательская активность детей, рисование, игры, слушание сказок, что обеспечивает развивающий эффект.
Главная задача взрослых - стимулировать познавательную активность детей.
Цель проекта: развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
- расширять представления детей о свойствах снега и льда;
- формировать представление о том, что все вещества могут находиться в 3-х агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном;
- продолжать формировать знания о сезонных изменениях в природе, закреплять характерные приметы зимы;
- формировать умения детей делать выводы и умозаключения и на основе накопленного опыта реализовывать их в самостоятельной творческой деятельности;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать память, внимание, воображение;
- развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов;
- воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
Принципы реализации проекта
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач. 5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и самостоятельную деятельность детей.
7. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).
Паспорт проекта
Образовательная область: познание.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: в реализации проекта принимают участие дети подготовительной группы (6 – 7 лет), родители, воспитатель.
По продолжительности: краткосрочный.
Проблема
У детей недостаточно знаний о снеге. Почему говорят, что снег грязный, если он белый? Как снег может защитить от холода, если он холодный? Почему снежинки все разные? Как они образуются? Почему одни снежинки с красивыми узорами, а другие похожи на крупу? Почему снег под ногами скрипит? Почему снег в тепле тает, а на морозе превращается в лед? Такие вопросы возникли у детей во время беседы про снег и лед. Так мы решили узнать как можно больше о них.
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний о свойствах снега и льда;
- Формирование представлений о трех агрегатных состояниях веществ: жидком, твердом и газообразном;
- Расширение словарного запаса;
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности;
- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований;
- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
Реализация и этапы проекта:
I этап – подготовительный:
- Обсуждение цели, задач с родителями и детьми.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
II этап – основной:
- Реализация проекта путем решения поставленных задач
Образовательные области | Мероприятия | Ответственный |
Познавательное развитие | наблюдение за состоянием погоды; наблюдение за снегом (белый, пушистый, искристый, легкий, сыпучий, мягкий, липкий, серебристый, мягкий); наблюдение за явлениями природы (иней, снегопад, гололед, метель, морозный узор на стекле); опыты со снегом, льдом (приложение №1); просмотр обучающего мультфильма «Почему все снежинки разные?» | воспитатель, родители воспитатель |
Речевое развитие | рассматривание картин с изображением зимних пейзажей; составление описательных рассказов по картинам; заучивание стихотворений о зиме, снеге. | воспитатель воспитатель родители |
Социально-коммуникативное развитие | дидактические игры: «Когда это бывает?», «Зима - лето», «Загадки-отгадки», «Подбери признак», «Угадай по описанию». беседы на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Снег может быть опасным», «Осторожно – гололед!», «Осторожно – опасные сосульки!» | воспитатель родители |
Чтение художественной литературы | произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек…», русские народные сказки «Снегурочка», «Морозко»; использование пословиц, поговорок о снеге, объяснение их смысла. поэзия: А.Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Зимнее утро»; К.Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»; Н. Некрасов «Снежок», С. Есенин «Береза»; И. Демьянов «Первый снег». проза: В.Бианки «Книга зимы», «Лес зимой»; Г. Скребицкий «Зима»; Л.Воронкова «Снег идет», В.Одоевский «Мороз Иванович»; Н. Надеждина «О чем может рассказать снежный сугроб» | воспитатель |
Художественно - эстетическое развитие | проведение новогоднего утренника; танцы «Снежинки», «У леса на опушке»; драматизация сказки «Заячья избушка»; слушание А. Вивальди «Времена года» (зима). | музыкальный руководитель, воспитатель, родители |
Физическое развитие | подвижные игры «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки»; «Кто дальше?», «Попади в цель»; игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», дыхательная гимнастика «Сдуваем снежинки», «Снежинки летят»; игры в снежки, катание на санках. | воспитатель |
Развивающая среда | сюжетные картины на зимнюю тематику; альбом для рассматривания «О природе»; украшение группы к Новому году. | воспитатель, родители |
Продуктивная деятельность | рисование на тему «Деревья в снегу», «Снежный лес», «Снежинки»; лепка из пластилина на тему « Снегурочка», «Снеговик»; аппликация из ткани «В деревне зимой»; вырезывание снежинок из бумаги; постройки из снега «Снежная баба», «Снежная крепость». | воспитатель |
Труд | Сбор снега на постройку ледяной горки, к стволам деревьев, очистка дорожек, скамеек от снега. | воспитатель, родители |
Работа с родителями:
- Консультация «Веселые игры на заснеженном дворе» (приложение №2);
- Консультация «Юный следопыт» (приложение №3);
- Консультация «Как проводить исследования с детьми» (приложение №4);
- Консультация «Экспериментируйте с детьми дома!» (приложение №6);
- Анкета для родителей (приложение №5);
- Домашнее задание: подобрать стихи и загадки о снеге, о зиме;
- Индивидуальный семейный проект.
III этап – заключительный:
- Оформление результата проекта («Снежная» книга»).
- Выставка рисунков на тему «А снег идет, а снег идет…».
Результативность проекта
Считаю, что работа над проектом была результативной. Дети с большим удовольствием принимали участие в исследовательской деятельности. Сейчас они знают намного больше интересных фактов о свойствах снега и льда, а исходя из этого – пополнили свой словарный запас. Дети имеют представления о трех агрегатных состояниях веществ: жидком, твердом и газообразном. Они могут поставить конкретную задачу, найти ее решение и сделать соответствующий вывод.
Используемая литература:
1. Камерина Н. Деловое построение развивающей среды//Детский сад. Управление.2003, №2
2. Савенков А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании//Детский сад. Управление.2004, №2
3. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. С., Учебная литература, 2004 4. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-синтез, 2012 5. Интернет-ресурсы.
Приложение №1
Опыты со снегом
Изготовление цветных льдинок
Цель: познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды: жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находится; теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).
Материал: емкость с водой, краски, разнообразные формочки, ниточки.
Ход: дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной окрашенной водой, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее замерзла. Дети рассматривают цветные льдинки, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и т.д.), выясняют как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится ниточка (она примерзла к льдинке)
Снег чистый и грязный
Объяснить, что чистый снег бывает только выпавший. Доказать это с помощью фильтрованной воды, образовавшейся из чистого снега и загрязненного. Учить сравнивать результаты опыта. Учить делать определенные выводы об опасности употребления грязного снега.
- Наблюдение снега только выпавшего и лежащего, рассматривание слоев снега.
- Внести в дом чистый и загрязненный снег, сравнить.
- Растопить снег и сравнить воду.
- Изготовить фильтр из воронки и салфетки.
- Фильтрование воды.
- Сравнение развернутых фильтров.
Защитные свойства снега
Предположения детей: вода в баночках замерзнет.
Поместим три баночки с водой в большой сугроб: одну в нижнюю его часть, вторую в середину, и третью - в верхнюю часть, припорошив снегом. Через 2-3 часа достанем баночки. В верхней баночке - лед, в средней - наполовину лед и вода, в нижней - вода не замерзла.
Вывод: под снегом тепло, снег играет роль шубы. Вопрос для размышления: почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?
Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Предположения детей: лед в шубе растает быстрее, чем на блюдце.
Поместим несколько льдинок на блюдце и оставим на столе (окне), несколько льдинок завернем в шубу. Понаблюдаем, какой лед раньше растает. Раньше растает лед, стоящий в блюдце на окне.
Вывод: Деду Морозу и Снегурке нужны шубы, чтобы не растаять. Снег или лед быстрее тает, если к нему есть доступ теплого воздуха, а одежда защищает не только от холода, но и от тепла.
«Ледяная рыбалка» Предположения детей: «Вряд ли мы сумеем поймать льдинку на нитку».
Чтобы поймать рыбку, нужно знать, что она любит. Одних можно поймать на хлеб или кашу, других – только на червячка. А если нужно поймать лед? Оказывается, для льда тоже можно подобрать наживку! Пустим кубик льда свободно плавать в стакане с водой. Теперь начинаем рыбалку. Опустим кончик нитки на кусочек льда. Лед нужно «прикормить», насыпав на него немного соли. Главное качество рыбака – терпение. Подожди пять минут и потихоньку потяни за нитку. Кубик льда «клюнул», осталось только вытащить его из воды.
Вывод: когда соль попадает на поверхность льда, она его немного подтапливает. В течение пяти минут соль растворится в воде. Чистая вода за это время приморозит нитку к кубику льда. Вопрос для размышления: зачем зимой посыпают солью дороги?
Нужен ли зимой растениям снег? Предположение: вода замерзнет в обеих бутылках. Вынесем две емкости с водой, одну из которых поставим на снег, а другую - под снег. Понаблюдаем за тем, что произойдет с водой. В стоящей на снегу бутылке вода замерзла, а в бутылке, стоящей под снегом, - нет.
Вывод: под снегом вода не замерзла, потому что там теплее. Поэтому растениям нужен снег, как одеяло. Не будет снега - могут погибнуть и замерзнуть корешки.
Приложение №4
Как проводить исследования с детьми
Если ребенок - исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь - взрослый: умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем интересное и необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает.
- Не игнорируйте вопросы детей, когда у вас нет времени на ответ. Если не можете ответить сразу, сделайте это позже, когда у вас будет возможность. Наберитесь терпения и поощряйте вопросы ребенка, его желание понять окружающий мир.
- Как можно чаще задавайте вопросы ребенку: « А как ты думаешь?», « А что будет, если…», « Почему ты так считаешь?», « Как ты думаешь, что произошло?».
- Обсуждайте с ним самые обычные вещи, побуждайте его задуматься об увиденном: « Смотри, сегодня начал таять снег. Как ты думаешь, почему?», « Что будет, если мы смешаем желтую и зеленую краски?», «Для чего мы поливаем растения?» и т.п.
- Не бойтесь уронить свой авторитет, объясняя ребенку, что не знаете ответа на его вопрос. Поищите вместе с ребенком ответ в энциклопедиях и другой литературе, проведите собственные исследования. Общайтесь с детьми на равных: «Давайте вместе поищем ответ. Мне самому это интересно».
- Предоставляйте ребенку возможность исследовать окружающий мир с помощью разных органов чувств, а не только зрения.
- Не давайте ребенку готовые ответы. Предложите подумать ему самому, высказать свое предложение и проверить его на практике. Учите детей обобщать, делать выводы, искать взаимосвязи.
- Создайте специальные условия, в которых ребенок сможет самостоятельно проводить исследования, не заботясь о последствиях. Не ругайте его за пролитую воду или рассыпанный песок.
- Проанализируйте игрушки и игры вашего ребенка с точки зрения их использования для исследований. Сделайте вместе с ними простые приборы, берите на прогулку лупы, бинокли, компасы.
- Научите ребенка вести дневник наблюдений, делать зарисовки, фотографии. Обсуждайте с ним результаты работы, хвалите его.
- Не ругайте детей за испачканную или порванную в процессе исследования одежду. Выделите специальную одежду, в которой ребенок сможет проводить исследования на улице и дома.
- Помните о правилах безопасности во время проведения исследований. Научите детей правильно обращаться с ножницами, иглами, ножом и т.п. Лучше, если они это сделают под вашим присмотром. Разработайте вместе с ребенком правила проведения исследований, сделайте специальные таблички и повесьте их в лаборатории.
- Если ребенок в течение дня не успел завершить эксперимент, не убирайте оборудование и материалы, дайте ему возможность завершить эксперимент попозже.
- Участвуйте в экспериментировании вместе с детьми. Но только в том случае, если вам действительно интересно. Дети всегда чувствуют неискренность.
- Собирайте с ребенком разные коллекции, изучайте их. Не выбрасывайте камешки, палочки, которые они приносят с прогулки.
- Выделите специальную коробку для ненужных вещей и складывайте в нее вместе с ребенком коробочки, баночки, бутылочки, фантики и т.д.
- Помните о том, что исследовательская деятельность развивает ребенка. Готовиться к школе можно не только сидя за столом, но и познавая окружающий мир.
- Попробуйте сами посмотреть на мир другими глазами и задумайтесь над тем, что происходит вокруг вас. Может быть, вы тогда лучше поймете своего ребенка.
Приложение №5
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Цель данной анкеты: выявить Ваше отношение к поисково-исследовательской активности детей.
1.Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность? Если да, то в чём именно?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок? (с водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом и т.п.).
3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?
4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?
5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с экспериментированием? (очень эмоционально, когда как, эмоции ярко не выражены, другое).
6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно?
7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?
8. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме).
Спасибо за сотрудничество!
Приложение №6
Консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома!»
Детское экспериментирование - один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка - ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн и т. д.).
Кухня - это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, у него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование - это, наряду с игрой, ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования - вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата).
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное - безопасность вас и вашего ребёнка!
Вот несколько несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста.
Мыльные пузыри
Цель: сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте воды и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку.
Итоги: у вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Что плавает, а что тонет?
Цель: выяснить, что не все предметы тонут.
Материалы: жидкость, предметы из различных материалов.
Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать за тем, какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.
Вывод: предметы из дерева не тонут.
Куда исчезли сахар и соль?
Цель: выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.
Материалы: два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.
Процесс: дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?
Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.
Вывод: сахар и соль растворяются в воде.
Какого цвета вода?
Цель: выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.
Материалы: прозрачные стаканы с водой, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).
Процесс: окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.
Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получиться зеленая вода.
Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.
Так же можно смешивать и сами краски.
Вывод: при смешении красок определенного цвета получается другой цвет.
Куда исчезла вода?
Цель: выяснить, что ткань впитывает воду.
Материалы: емкость с водой, кусочки ткани.
Процесс: налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала ткань.
Вывод: ткань впитывает воду и сама становится мокрой.
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет - становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, внутрь ведерка). Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.
Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.
Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику руки. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика).
Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.
Чем больше вы с малышом будете экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детские «почему? »
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность - основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость - разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско-творческий проект в средней группе "Снег, снежок..."
Цель проекта: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой природе - о снеге....
Познавательно-исследовательский проект для средней группы "Снег-снежок"
Цель проекта - развитие познавательной и творческой активности детей в процессе исследовательской деятельности. Обогатить и расширить представление детей о снеге и его свойствах....
Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Снег, лёд, вода»
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать осн...
Опытно – исследовательская деятельность в подготовительной группе по теме: «Снег и его свойства».
Цель: Создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно – исследовательскую деятел...
Исследовательско - творческий проект для младшей группы "Снег, снежок..."
Необходимость реализации данного проекта была подсказана самими детьми. Проводя беседы с детьми о зиме, мы называли ее характерные признаки. Рассматривая картинки, просматривая книги, мультфильмы о зи...
Опытно-исследовательский проект "Ой, снег - снежок"
Цель проекта: развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:расширять представления детей о свойствах снега ...
Опытно-исследовательский проект "Красочный снег"
Благодаря проекту "Красочный снег" дети узнали: что такое снег? Почему снег белый? Свойства снега?В результате реализации проекта у детей появился определённый запас знаний о снеге, и ...