проект "Птицы наши друзья" подготовительная группа.
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Рудакова Ольга Николаевна

Экологический проект в подготовительной группе "Птицы наши друзья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_nashi_druzya.docx43.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Рамонского муниципального района Воронежской области Новоживотинновский детский сад.

Проект «Птицы – наши друзья»

        Выполнил: воспитатель 1 кат. Рудакова О.Н.

Ожидаемые результаты.

У детей сформируются:

  • Знания о жизни перелетных и оседлых птиц.
  • Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
  • Сознание важности природоохранных мероприятий.
  • Навыки правильного поведения в природной среде.
  • Эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
  • Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.

    У родителей:

  • Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
  • Гармонизируются детско-педагогические отношения.
  • Повысится уровень экологической культуры личности.
  • Расширятся знания о птицах.

Актуальность проекта:

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»
(Э.Н. Голованова)

Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Современная концепция дошкольного воспитания  показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Вид проекта: исследовательно-творческий, познавательно-речевой.

Участники: дети, воспитатели, родители  подготовительной группы

Возраст детей – 6 лет.

Сроки реализации:  март, апрель, май 2016 г.  краткосрочный проект.

Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

Цель: 

 Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.

Задачи: 

-Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

-Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

-Придумывать небольшие истории и сказки про птиц.

- Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;

-Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

-Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением .

-Познакомить с удивительными загадками, пословицами, поговорками, за кличками,

 загадками, потешками и тайнами из жизни птиц.

-Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Методическая работа по проекту: формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;

Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.

Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

Взаимодействие с родителями:

 Участвовать в поиске информации о птицах.

Участвовать в изготовлении кормушек для птиц. Участие в акции « Стать другом природы»

Оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.

Формы и методы работы:

- интегрированные занятия;

- игры-ситуации;

- беседы;

- Выставки рисунков и поделок;

- экскурсии;

- просмотр мультфильмов;

- викторина;

- консультации.

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки;

- интеграция со специалистами детского сада.( логопед , педагог- психолог)

Дидактический материал:

Предметно-развивающая среда:

С.Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира.

Разрезные картинки.

Методическая литература.

И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.

 М.П.Костюченко.  Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет.  

 Л.Г.Киреева,С.В.Бережнова. «Формирование экологической культуры дошкольноков»

Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного

 края.

 О.А.Новиковская.    Конспекты комплексных занятий с детьми4-7 лет.

 Ожидаемые результаты.

У детей сформируются:

  • Знания о жизни перелетных и оседлых птиц.
  • Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
  • Знания
  • Сознание важности природоохранных мероприятий.
  • Навыки правильного поведения в природной среде.
  • Эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
  • Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.

    У родителей:

  • Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
  • Гармонизируются детско-педагогические отношения.
  • Повысится уровень экологической культуры личности.
  • Расширятся знания о птицах.

План реализации проекта

 

Раздел программы

Содержание деятельности.

Сроки

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в лес»

Игры драматизации по программным произведениям.

Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы»

Разрезные картинки,

Найди 5 отличий,

Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

Дидактические игры:

«Зимующие и перелётные птицы»

«Чей клюв?»

«Узнай по следу»

Подвижные игры на площадке.

 «Филин и птицы».

 «Горелки»

«Коршун и наседка»

«Совушка»

«Лягушки и цапля»

«Перелет птиц»

 Март, апрель, май

 

 

 

 

 

 

 

 Март, апрель, май

Социальное развитие

 Конспект НОД «Птицы Воронежского края»

Составление альбома « Все о птицах» (приметы,стихи,пословицы,поговорки)

Тематическое занятие «Перелётные    птицы»

Наблюдение за стаями птиц-летящие клином.

Рассматривание картины «Грачи прилетели»

 Игра-викторина, посвященная прилету птиц «Эти удивительные птицы»

Участие в акции « Покорми птиц зимой»

Правила поведения в природе.

 

Март,апрель,май.

Март,апрель,май.

Здоровье и физическое развитие

Совместные походы к реке, на полянку.

Наблюдение за растительным и животным миром.

Подвижные игры на тему «Птицы»

Труд на участке и в природе.

Март - апрель - май.

Труд

- Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

Подкормка птиц.

«Вкусняшки для птиц».

Изготовление скворечников и вывешивание их на участке  

Фотографирование с кормушками и скворечником.

    март.

Познавательное

развитие

Рассматривание методических пособий:

«Всё о птицах»

«Красная книга»

«Хищные птицы»

Занятие «Птицы наши друзья», «Птичья деревня» («Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет»)

Беседа «Хищные птицы. Польза и вред для человека».

Наблюдения за прилётом первых птиц—грачей, скворцов…

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»

Рассматривание энциклопедий.

   Март, апрель, май

Март, апрель, май

Начало грамоты

Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц

Изготовление книжек—малышек «Птичьи истории»

Придумывание детьми сказки « Если был бы я птицей…»

Дидактическая игра «Кто больше? «Узнай по голосу»

Художественная литература.

Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.

И.Белоусов. «Весенняя гостья»

А.Яншин «Покормите птиц»

Т.Волжина. «Где чей дом?»

Е.Благинина. «Стрижи»

А.Толстой «Сорока»

М.Горький «Воробьишко»

В.Бианки «Сова»

Э.Успенски «Птичий рынок»

 Чтение басни « Ворона и лисица»

Заучивание стихотворений про птиц,  

Март ,апрель, май.

Детская продуктивная (изобразительная)

деятельность

Аппликация

«Снегири на ветках»

«Сказочная птица»

Составление композиции птицы - из сухих листьев.

Конструирование

«Журавлик» из бумаги

Рисование

«Птичий двор»

«Отлёт птиц»

«Птица у моего окна»

Лепка.

«Орлы на горных кручах»

«Птички—свистульки»

«Птички—игрушки»

 

Ручной труд

«Прилетели птицы»

«Гнёздышко

 

Октябрь, ноябрь,

декабрь,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  март, апрель, май.

Исследовательская деятельность

Целевые прогулки. Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении  весной?

Наблюдение и сравнение следов на  земле разных птиц.

Наблюдение и сравнение птиц  во время кормления.

Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Как воздух помогает птицам летать?

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Изучаем дерево, плоды и семена:

-какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Какие  птицы посещают деревья растущие на нашем участке .

-Хорошо ли  птицы заметны на деревьях?

Март, апрель, май

Экспериментальная деятельность

Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований.

Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия).

Пословица – Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?

Получили ответ на вопрос, проделав опыт—на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.

 Март, апрель, май

 

 

 

 

 

 

Март—апрель-май.

Итоговое мероприятие «Здравствуйте, птицы».

 Обсуждение проекта «Птицы – наши друзья» на  методическом объединении д. сада.

Рефлексия деятельности.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.

В реализации проектной деятельности дети научились:

- видеть проблемы

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперимент;

- делать выводы и умозаключения;

- доказывать и защищать свои идеи.

- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять

Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и  всегда влияют на отношение человека к природе, к Родине.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к Проекту «Моя семья, дом, детский сад»- ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ на примере нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши

ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши.Все хотят, что бы дети стали образованными, независимыми, целеустремленными. В первую очередь, таким примером должны быть сами родители....

Конспект образовательной деятельности по физической культуре Тема: «Дружно весело играем в Оренбуржье нашем» Старшая группа

Цель:Оптимизировать двигательную активность воспитанников посредством народных подвижных игр как одного из компонентов  по этнокультурному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Фотоотчет «Наше лето!» Группа «Почемучки»2015 год

Лето-это самая лучшая пора года! Лето самое теплое время года. Самое долгожданное время года, не только для взрослых но и для деток. Летом все вокруг зеленым-зеленое, цветут сады, ...

Газета группы №1 "Наши будни" Группа "Смешарики"

В газете группы находятся консультации для родителей, есть страница для детей....