Проект на тему "Дикие животные моего родного края"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хаева Гульфина Габделбаровна

В дошкольном  возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщения детей к природе, в частности – к животному миру. Ведь животные играют огромную роль в природе. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите. Потому что иногда  на диких животных влияет хозяйственная деятельность человека.  Из - за этого одни животные навсегда исчезают, а многие становятся редкими.  Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Решению этого вопроса поможет наш проект посредством знакомства ребёнка с животными родного края, формированием знаний о них. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес, бережное и уважительное отношение к стране, её природе, следует  начать  работу с малой Родины. Малая Родина – это самый близкий объект  для познания. Так как изучение нужно начинать со своей малой Родины, мы взяли для знакомства природу Сабинского района Республики Татарстана.  Дошкольники имеют небольшое представление о ней и, в частности, об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, повадках, питании, жилищах зверей, как они спасаются от зимнего холода. Дети не владеют обобщающим понятием, умением точно описывать и узнавать по описанию животное. Это еще один актуальный вопрос, над которым мы работаем в данном проекте.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Шеморданский детский сад общеразвивающего вида №3 «Салават купере» с.Шемордан Сабинский района РТ

Тема проектной работы «Дикие животные моего родного края»

                                                                               Автор работы: воспитатель Хаева Г.Г.

2017 г.

Оглавление

Введение  ………………………………………………………………………   3                Основная часть ………………………………………………………………..    5                                                                                          Заключение  ……………………………………………………………………   7     Список литературы ……………………………………………………………   8                                                        

Актуальность:                                                                                                                 В дошкольном  возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщения детей к природе, в частности – к животному миру. Ведь животные играют огромную роль в природе. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите. Потому что иногда  на диких животных влияет хозяйственная деятельность человека.  Из - за этого одни животные навсегда исчезают, а многие становятся редкими.  Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Решению этого вопроса поможет наш проект посредством знакомства ребёнка с животными родного края, формированием знаний о них. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес, бережное и уважительное отношение к стране, её природе, следует  начать  работу с малой Родины. Малая Родина – это самый близкий объект  для познания.                                        Так как изучение нужно начинать со своей малой Родины, мы взяли для знакомства природу Сабинского района Республики Татарстана.  Дошкольники имеют небольшое представление о ней и, в частности, об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, повадках, питании, жилищах зверей, как они спасаются от зимнего холода. Дети не владеют обобщающим понятием, умением точно описывать и узнавать по описанию животное. Это еще один актуальный вопрос, над которым мы работаем в данном проекте.                                                                                               Воспитывая у детей бережное отношение к животному миру, любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наш район – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность, неповторимость и красоту природы.                                                            

                                                                                                                                 3

Надеемся, что данный проект поможет детям расширить знания о диких животных лесов Сабинского района Республики Татарстан, способствовать воспитанию доброго и заботливого в жизни человека, любящего все живое, родной край, свою Родину.                                                                                      Цель: расширить знания детей о диких животных родного края в процессе работы над проектом,  развить познавательный интерес к природе, сформировать чувство ответственности, бережное отношение к животному миру.                                                                                                                             Задачи:                                                                                                                                      Обучающие: Дать представление о разнообразии животного мира Сабинского района Республики Татарстан. Познакомить с наиболее распространенными дикими животными нашего края, их характерными особенностями, внешним видом, образом жизни.                                                  Развивающие: Развивать познавательный интерес, любознательность к природе родного края. Закрепить понятие «дикое животное». Использовать полученные знания о животных в продуктивных видах деятельности («Лепке», «Аппликации», «Рисовании»).                                                Воспитательные: Воспитывать любовь, бережное, внимательное отношение к животному миру родного края.                                                                        Методы проекта: словесный, наглядный, игровой, презентации, наблюдение.                                                                                                    Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатель, родители.                                         Тип проекта: групповой.                                                                                       Сроки реализации: краткосрочный (от 1 до 2 недель).                                                        Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, информационный.                                                                                                          Обеспечение проектной деятельности:                                                                           Методические:  Л.Д.Постоева, Г.А.Лукина «Интегрированные развивающие занятия», О.А.Соломенникова  «Ознакомление с природой»,                      

                                                                                                                                4

Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова «Комплексные занятия по программе  «От рождения до школы», К.Д.Ушинский «Сказки о животных», русские народные сказки.                                                                                            Материально-технические:  проектор, атрибуты к сюжетно-ролевым играм,  магнитофон, наборы  мелких животных и их детенышей,  произведения детской художественной  литературы, иллюстрации.                                                                                                      Ожидаемые результаты:                                                                                                                        Для детей: знать и называть животных лесов родного края, особенности внешнего вида, жизненные проявления, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты), развитие интереса к малой родине, познавательной деятельности, воспитание отзывчивости, чуткости, любви к природе.                                                                                                           Для педагога: повышение профессионализма; внедрение современных технологий в работе с детьми и родителями.                                                             Для родителей: укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, вовлечение в педагогический процесс, приобщение к миру природы.      Основная часть.                                                                                                           Выделение проблемы: недостаточно сформированные чувства бережного отношения к природе, слабые знания детей о родном крае, диких животных наших лесов.                                                                                                  Планирование проекта:                                                                                                        1. Определение цели и задач проекта.                                                                               2. Планирование предстоящей деятельности с дошкольниками.                                      3. Планирование  разнообразных видов деятельности с воспитанниками.                        4. Подбор наглядно – иллюстративного материала,  методической литературы, детской литературы (энциклопедии, художественной литературы) по теме проекта; дидактических пособий.                                                             5. Создание предметно-развивающей среды.

                                                                                                                                  5

1.

Беседа «Что я знаю о животных наших лесов»

2.

Беседа «Как животные готовятся к зиме?»

3.

Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций по теме: «Дикие животные наших лесов».

4.

Загадывание загадок о животных.

 5.

Составления описательных рассказов о животных.

Дидактические игры с природоведческим содержанием на тему «Животные»: «Кто, где живет?», «Собери из частей», «Чей силуэт?», «Кто лишний?».

6.

ООД  (познание) «Дикие животные в лесах моего родного края».

7.

ООД (рисование)  «Мое любимое животное».

8.

ООД (лепка) «Животные нашего края»

9.

ООД (аппликация)  «В лесу» - коллективная работа.

10.

Чтение рассказов и сказок о диких животных: В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», латышская сказка «Лесной мишка и проказница мышка», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Д. Хармс «Храбрый еж», Е. Чарушин «Волчишко», русская народная сказка «Лиса и заяц».

11.

Заучивание пословиц, поговорок, чистоговорок.

12.

Упражнение в счете животных, сравнение их по величине, расположении в пространстве на занятиях по ФЭМП.

13.

Инсценировка русской народной сказки «Зюшкина избушка ». (кукольный театр)

14.

Пальчиковые игры по теме: «Дикие животные».

15.

Подвижные игры: «Хитрая лиса». «Охотник и зайцы», « Волк во рву», «Охотники и звери».

16.

Игра – викторина «Дикие животные в наших лесах».

                                                                                                                           6

Взаимодействие с родителями.                                                                               Привлечение родителей к участию  в создании наглядно-дидактического материала по теме.                                                                                               Помощь родителей в изготовлении ширмы для кукольного театра.                       Сбор информации о животных нашего края (фотографии, рисунки, стихи, сказки, рассказы).                                                                                                                   Акция «Найди и прочти информацию о диких животных, обитающих в наших лесах » (домашнее семейное чтение).

 Заключение.

Проект «Дикие животные моего родного края» по формированию основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, по воспитанию поколение гуманно относящееся ко всему живому на Земле  показал свою эффективность.                                                                                                              Были созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности. Большую значимость при решении задач в рамках реализуемого проекта имел тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей и их совместная деятельность способствовал формированию тесных внутрисемейных отношений, развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости.  Используемые в ходе работы  формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяли ребенку расширить кругозор, привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Родители активно участвовали в сборе информации о животных нашего края (фотографии, рисунки, стихи, сказки, рассказы), изготовлении ширмы для кукольного театра, а также приняли участия в акции «Найди и прочти художественную литературу о диких животных, обитающих в наших лесах » (домашнее семейное чтение). Таким образом, став активными участниками  жизни  воспитания и обучения своих детей, мамы и папы чувствовали себя «очень хорошими родителями», поскольку внесли свой вклад в обучение и воспитание, приобретали все новые умения. У детей наступило понимание осознанного уважения и бережное отношение к живой природе своего родного края. Они познакомились с наиболее распространенными дикими животными нашего края, их характерными особенностями, внешним видом, образом жизни и использовали свои знания  в продуктивных видах деятельности. Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты и остались очень довольными. Считаем, что эту направлению работы мы должны продолжить и дальше.

                                                                                                                                  7

Использованная литература.                                                                                             1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования. –М.: Мозаика – Синтез, 2016                2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. –М.: Мозаика – Синтез, 2016     3. Животные России. Самая первая энциклопедия. – М.:РОСМЭН, 2015                   4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. . –М.: Мозаика – Синтез, 2016                                                                                                               5. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. –М.: Мозаика – Синтез, 2013                                                                                    6. Тематический словарь в картинках. Мир животных: Домашние и дикие животные средней полосы. – М.:Школьная книга, 2013                                                     7. Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008                                                                             8. Энциклопедия развивалок. – М.:Эксмо, 2011

                                                                                                                            8                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологии в ДОУ "Природа моего родного края"

Краткосрочный, информационно-творческий проект, который закрепляет и расширяет знания детей о природе своего края....

Познавательно-творческий проект «Природа моего родного края»

тема проекта.актуальностьобъект исследованияцель проектазадачи проекта.вид проекта.сроки реализации.этапы проектаработа с родителями...

ПРОЕКТ ПРИРОДА МОЕГО РОДНОГО КРАЯ

Краткосрочный проект "ПРИРОДА МОЕГО РОДНОГО КРАЯ" разработан с учетом интереса детей к окружающей их действительности, с целью ознакомления с природой Северной Осетии....

Экологический проект "Природа моего родного края"

Презентация отражающая работу по проекту "Природа моего родного края"....

Экологический проект. «Природа моего родного края ».

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи все...

Проект по теме: «Природа моего родного края» для детей старшего дошкольного возраста группы №5 «Колокольчики»

Цель: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры ифауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение кпредставителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценн...

Педагогический проект «Растительный и животный мир родного края»

Педагогический проект «Растительный и животный мир родного края»...