Интегрированное НОД на тему:«Саратовская гармошка».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
занятие которое знакомит детей с Саратовской гармошкой и народной музыкой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
. | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61 –
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА
410035, г.Саратов, ул. Бардина, 3, тел./факс: 62-03-35; 62-74-91
e-mail: zvetik-semizvetik61@yandex.ru
сайт: http://www.shkola61.saredu.ru
Конспект
интегрированной образовательной деятельности в
подготовительной к школе группы
Тема: «Саратовская гармошка».
Провела: Чесакова Т.П
Цель: приобщение дошкольников к истории родного края через наиболее узнаваемый символ Саратовской губернии, которой в 2016 году исполнилось 80 лет. Способствовать развитию интереса к саратовской гармошке у людей разных поколений
Задачи:
- ознакомление с историей возникновения саратовской гармошки и способами её сохранения как символа Саратовской губернии.
- Упражнять в украшение силуэта гармошки русским узором по прямой, путем вырезания и наклеивания на фон.
- Воспитывать любовь и уважение, привлечение детей и взрослых к игре на саратовской гармошке.
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Саратовская гармонь», музыкальные инструменты (бубны, треугольники, трещотки, колокольчики, маракасы, гармони Саратовская, Московская ), запись звучания саратовской гармошки,
Предварительная работа: рассматривание карты Саратовской области, совместно с родителями и проведение экскурсий по городу, посещение музеев Краеведения и Саратовской гармони , беседа о саратовской гармошки, рассматривание гармошки узор на ней , заучивание стихов, рисование гармошки, прослушивание аудиозаписи звучание гармони. Разучивание хороводной игры с платочком.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – личностное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Ход НОД.
Дети входят в зал, под музыку «Полька бабочка» на саратовской гармошке.
Вос - ль.
Здравствуйте, ребята!
Психологический настрой: Ребята, давайте с вами пожелаем всем хорошего настроения.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «здравствуйте!» друг другу.
Всем «Привет» и «Добрый день»,
Нам здороваться не лень.
Если каждый улыбнется,
То наш день с добром начнется!
Вос - ль.
Хочу вам загадать загадку и отгадайте, о каком музыкальном инструменте идёт речь:
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
Дети: (Гармонь)
Слайд 1
Вос - ль.
Правильно. Сегодня на музыкальное занятие вы зашли под звуки какого инструмента (включить ещё раз), под звуки гармони, но не простой, а какой?
Дети: Саратовской гармошки.
Слайд 2
Да, молодцы. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с инструментом - Саратовская гармошка. Кто нам расскажет о Саратовской гармошке?
Дети:
Слайд3 Саратовская гармошка изготавливается в нашем городе- Саратове.
Слайд 4 Это ещё один символ нашего города.
Слайд 5 В честь Саратовской гармошки установлен памятник на проспекте Кирова.
-Вос – ль: Говорят, что звучание этой гармошки отличается особой звонкостью, потому что саратовские мастера придумали встраивать в гармошку колокольчики. Давайте послушаем:
Послушаем «Саратовские переборы».
А звук у гармошки правда не простой, что вы слышите?
Дети: Колокольчики звенят.
Кто вспомнит стихи и поговорки про гармошку.
Реб:
Ты в России сердце хоровода,
Как твои разливы хороши.
Ты всегда была душой народа!
Ну а как народу без души?
Слайд 6
Реб:
Ты – гармошка – матушка, не хуже хлеба – батюшки.
Ты не кормишь, не поишь, но всегда развеселишь.
Слайд 7
Реб:
Эх, гармошки вы, гармошки. В каждой выверт. В каждой ферт.
Без гармошки не гулянье. Без гармошки не концерт!
Слайд8
С незапамятных времен и до сегодняшнего дня человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты:
Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою особую окраску звучания. Как вы думаете, ребята, можно ли перепутать звучание, например:
скрипки и балалайки или флейты и трубы.
Конечно, нет. Сейчас проверим, узнаете ли вы инструмент по звучанию.
Музыкальная игра «Угадай инструмент».
Нужно прослушать звучание музыкального инструмента и назвать его.
Дети поочередно слушают звучание инструментов:
Слайд 9 скрипки и балалайки- струнные инструменты,
Слайд 10 флейты и трубы - духовые инструменты.
Ребята, как вы думаете, к какому виду музыкальных инструментов относится гармонь?
Ответы детей.
Струн нет- есть клавиши- можно сказать. Что это клавишный инструмент?
Ответы детей.
А к духовым инструментам её можно отнести?
Ответы детей.
Вос-ль:
Гармонь- это духовой язычковый музыкальный инструмент с клавишным механизмом.
У гармони две клавиатуры, на правой играют мелодию, а левая предназначена для аккомпанемента.
Звук разной высоты издаёт тонкий металлический язычок, обдуваемый воздухом из мехов.
Давайте посмотрим и вспомним из чего состоит гармонь:
Слайд 11
Реб: это деревянные заготовки для корпуса с отверстиями для клавиш и
выходящего воздуха, который преобразуется в звук.
Слайд 12
Реб:
это заготовки для мехов
Слайд 13
Реб: вот готовые меха, они делаются из кожи
Слайд 14
Реб: держится гармошка на ремнях.
Слайд 15
Реб: чтобы звенели колокольчики, нажимают на эти кнопочки,
это они придают гармошке необычный тембр звучания, который и
прославил её на всю Россию.
Слайд16
Вос – ль: А в руках талантливых русских умельцев, гармошка и говорила, и заливалась и пела.
Реб:
А ну-ка для порядочка,
Заговори двухрядочка,
И выдай нам разборчивый,
Сердечный перебор…
Реб:
А мы с тобой, гармошечка,
Сыграем здесь на ложечках,
Пусть перебор уляжется
В душевный разговор.
Вос-ль: Ребята, музыкальный инструмент - ложки, слушаем ритм «Заволжских переборов».
Играем «Заволжские переборы».
Дети все встали в хоровод.
Сегодня мы с вами повторим ритмические движения под любимую музыку «Барыню», но в исполнении Саратовской гармошки.
Игра с платочком.
Пока звучит музыка, дети передают платочек по кругу, музыка остановилась, у кого платочек, тот показывает танцевальные р.н. движения. И так 3-4 раза.
А сейчас вспомним текст частушек, которые мы знаем про гармошку.
Про задорную гармошку, Вам частушки пропою, Про задорную гармошку, Всё как есть вам расскажу | Радостно звучат оркестры, Все танцуют и поют. Стоит зазвучать гармошке – Все поклон ей отдают. |
Песен на Руси не мало, Все поют – и стар и млад. А с гармошкой – говорушкой Песни радостней звучат! | Ах, гармошка – говорушка, Всему свету госпожа! Только кнопки заиграют – Запоёт моя душа! |
Молодцы, ребята!
-1,2,3,4,5 в мастеров вас превращаю, в мастерскую приглашаю!
Дети проходят за приготовленные столы
У вас на столе меха гармони и наша задача мастеров украсить гармонь узорами и колокольчиком. Уточняю, с какой стороны и сколько расположить клавиш, где расположен колокольчик.
Во время работы не забываем о правилах безопасности работы с клеем и ножницами.
Звучит музыка (гармонь).
Дети выбирают необходимый материал и приступают к выполнению работы (в ходе выполнения задания напоминаю детям об осанке). Прошу детей отнести готовые гармошки на выставку в форме большой гармони.
Реб.
«Гармонь - не просто ящик музыкальный,
Она - хранительница русской старины,
Народной мудрости источник уникальный,
Культурное наследие страны!
Своя, саратовская, русская, народная,
Гармонь тревожит сердце благородное,
И музыкой волнующей, особенной,
Вновь наши души связывает с Родиной!»
Рефлексия.
Вос – ль. - Какие вы молодцы, ребята,- проявили столько фантазии! Вашими гармошками мы украсили выставку.
- Скажите, о чем мы сегодня говорили? Кем вы были?
А теперь покажите мне свое настроение
Под музыку дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
конспект - знакомство с картиной М.А.Кудрявцева "Мальчик с гармошкой"
Знакомство детей с творчеством художника М.А.Кудрявцева, расширять представления детей о многообразии картинной живописи....
Чтение стих-ия В.П.Пашутина "Тульская гармошка". Аппликация "Гармонь" (старшая группа)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.Цели: учить детей создавать изображение гармони из частей, учит...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Саратовская глиняная игрушка»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности ...
Проект в старшей группе на тему: «Саратовская гармошка».
Цель: Создание условий для формирования основ музыкальной культуры и развития представлений ребенка о музыкальном инструменте — гармони....
Сценарий непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) на тему: «Саратовская игрушка»
ОО Познавательное развитие, интеграция с ОО «Речевое развитие»поисково-исследовательская, конструктивно-модельнаяЦель: Продолжать формировать представления о родном крае....
Проект в старшей группе на тему: «Саратовская гармошка».
Цель: Создание условий для формирования основ музыкальной культуры и развития представлений ребенка о музыкальном инструменте — гармони....