"Углубление знаний о посуде"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Степанова Зоя Тихоновна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающем в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия о посуде21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  по ознакомлению с окружающим в старшей группе

Тема: « Углублением знаний о предметах посуды»

Программное содержание: продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира. Учить  детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды. Образовывать прилагательные от существительных суффиксальным способом ( сахар-сахарница). Закрепит обобщающие понятие «посуда». Формировать умение различать и называть предметы посуды : кухонная, столовая, чайная. Закрепить знания о материале, из которого изготовлена посуда. Развивать мышление, воображение. Воспитывать бережное отношение к посуде.

Предшествующая работа: Экскурсия в посудо -хозяйственный магазин, на кухню. Чтение художественной литературы: « Муха- Цокотуха», «Федорино горе»  К.И. Чуковского,  Б. Гримм «Горшок каши», р.н.сказка « Лиса и Журавль», отгадывание загадок о посуде.

Оборудование: посуда: кухонная, чайная, столовая (сервизы), продукты питания.

Ход  занятия:

Дети стоят около стола с посудой. В группу плача входит Федора  и ищет свою посуду. Увидев детей спрашивает: « Дети вы откуда?»

Дети: Из детского сада А Вы кто?

Федора: А я бабушка Федора. У меня большое горе, убежала от меня посуда: кастрюля,вилки, рюмки да бутылки, чайник, чашки, тарелки да ложки убежали от меня по дорожке. Убежала вся посуда а мне Федоре без нее худо. ( плачет)

Воспитатель: Ребята, а что такое посуда? Кто скажет?

Дети: посуда это предметы, которыми человек пользуется для приготовления и употребления пищи, а также  использует для хранения продуктов питания.

Воспитатель: Ребята , кто придумал посуду?

Дети: посуду придумали древние люди, сначала она была каменная. Но ею было неудобно пользоваться:  она была тяжелая. Тогда человек придумал деревянную посуду – она была легче, удобнее и красивее. В наше время люди пользуются металлической, стеклянной, фарфоровой посудой, которая не ломается и удобна в применении.

Воспитатель : Молодцы ребята, вот как много вы знаете о посуде.

Федора: Дорогие ребята, вы случайно не знаете, что мне нужно сделать, чтобы моя посуда воротилась домой?

Дети: посуду надо любить, ее надо мыть, чистить, вытирать , на место убирать

Федора: Пожалуйста помогите мне ее найти и домой вернуть.

Воспитатель: Что ребята поможем Федореному горю?

Дети : Да поможем!

Федора оглядывается, подходит к столу с посудой и радостно вскрикивает: -« Ой, вот она моя посуда ! Спасибо вам ребятки, что помогли мне ее найти. Теперь я буду ее  любить, холить, мыть и убирать, я с ней не расстанусь никогда, посуда бедная моя.

Воспитатель: :  Ребята, давайте присядем на стульчики и расскажем  Федоре, что мы знаем о посуде.

Воспитатель: Какая посуда бывает по назначению?

Дети: Кухонная, столовая, чайная.

Воспитатель: Назовите кухонную посуду?

Дети: кастрюля, сковорода, чайник, половник,

Воспитатель: Из чего может быть изготовлена кухонная посуда?

Дети: из чугуна, стекла, керамики, металла.

Воспитатель: Как ее используют ваши мамы?

Дети: в кастрюле мама варит суп,  кисель, борщ, в сковороде – жарит картофель, котлеты, блинчики.

Федора:  Ребята, а среди моей посуды есть еще один интересный предмет посуды. Посмотрите – показать дуршлаг. Он нужен, чтобы в нем мыть овощи, еще в него можно отварные макароны откинуть, чтобы вода слилась. Вы запомнили, как эта посуда называется?

Дети: Да, дуршлаг.

Воспитатель: Ребята, как будет называться посуда, из которой мы едим?

Дети: столовая, обеденная.

Федора:  Назовите, какую столовую посуду вы знаете?

Дети: мелкая и глубокая тарелка, вилки, ложки, нож, салатница, селедочница, стакан, бокал.

Федора: Вот какие молодцы, сколько  много назвали столовой посуды.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем, ребята.

Игра с мячом :  воспитатель называет предмет посуды ( кастрюля, сковорода, ) дети по очереди говорят , что можно в ней готовить.

Воспитатель:  Ребята, подумайте и скажите, какой посудой пользуются, когда пьют чай?

Дети: чайной посудой.

Воспитатель: Назовите, какую чайную посуду вы знаете?

Дети: Блюдце, конфетчица, самовар,   чайник, чайная ложка, заварочный чайник.

Воспитатель: Из чего может быть изготовлена чайная и столовая посуда?

Дети: Из стекла, глины, пластмассы, фаянса, дерева.

Воспитатель: Почему стеклянная посуда требует бережного отношения?

Дети: Стекло очень хрупкое и такую посуду легко разбить.

Федора: Вот я сейчас проверю, как вы знаете, из чего посуда сделана?

Федора показывает деревянные ложки:

Из чего сделаны ложки?

Дети: из дерева.

Воспитатель: Как про них можно сказать, какие они?

Дети: деревянные

Федора: показывает по очереди:

- чашка из фарфора ?

Дети: Фарфоровая чашка

Федора: Стакан из хрусталя?

Дети: Хрустальный стакан.

Федора: Кувшин из глины?

Дети: Глиняный кувшин.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите на стол. У Федоры стоит набор одинаковой посуды, какой?

Как называется этот набор посуды?

Дети: сервиз.

Воспитатель:  По к5аким признакам предмет можно отнести к сервизу?

Дети:  По сходной форме, узору.

Воспитатель: Какие бывают сервизы?

Дети: Чайные, столовые, кофейные.

Федора: Ну и умные, ваши дети, все знают. А вот умеют они отгадывать загадки?

Воспитатель: конечно, умеют.

Федора: Вот сейчас ,мы и проверим, (Федора загадывает загадки о посуде)

Он округлый, но не шар,
Медный - не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках
Люди… (Самоваром!)

• Среди ложек я полковник.
И зовут меня… Половник!

• Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в … (Тарелке)

• А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, … (Чашку)

• По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот.
(Ложка)

• Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её… (Кастрюлей)

• Будет вкусная еда
С золотою коркою,
Если пользуешься ты…
Верно, сковородкою!

• На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса ...
/вилка/

• Осторожненько, смотри,
В руку ты его бери,
Не всегда и сам поймёшь,
Как порежет руку ...
/нож/
• Крутобокий и высокий,
Ох, напьюсь сейчас я соку,
Вкуснотища – не обман,
Опустеет мой ...
/стакан/

• Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая ...
/чашка/

• И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё ...
/сковорода/

• Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. 
Самовар 

• Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я …
Фарфор 

• Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
Сахарница 

• Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.
Термос 

• Закипит — исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякае, стучит.
-Эй, сними меня! — кричит. 
Чайник

• Чистопородный
Боярин дородный
Всему народу
Отпускает воду. 
Самовар

• Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река. 
Тарелка

• В земле я родился,
В огне закалился. 
Горшок

• Среди воды огонь пылает,
Вода его не заливает. 
Самовар

Воспитатель предлагает поиграть в игру:

Д/Игра: « Разложи и назови посуду»

Воспитатель: Ребята, у  Федоры есть набор продуктов, давайте поможем ей разложить их в нужную посуду.

Куда мы положим хлеб?

Дети: в хлебницу.

Воспитатель: Масло?

Дети: В масленку.

Воспитатель: Куда можно положить салат?

Дети: В салатницу.

Воспитатель: Молоко?

Дети: В молочник.

Воспитатель: Куда ссыпать сахар?

Дети:  В сахарницу.

Воспитатель: Куда насыпать сль?

Дети: В солонку.

Воспитатель: перец?

Дети: В перечницу.

Воспитатель: А куда можно положить конфеты?

Дети: В конфетчицу.

 Воспитатель: А вот суп можно налить во что?

Дети: В тарелку.

Воспитатель: Ребята, а что используют, чтобы налить суп в тарелку?

Дети: Половник.

Воспитатель: А кто скажет, почему у половника длинная ручка и глубокое основание?

Дети: Длинная ручка для того, чтобы не обжечь руку, когда наливаешь горячий суп. А глубокое основание, для того ¸чтобы подчерпнуть суп из кастрюли.

Федора: Ох, и молодцы какие , все знают и меня научили все делать правильно и посуду свою беречь.

 Воспитатель: Федора, а наши ребята еще знают стихи о посуде. Чтение стихов.

Федора: Спасибо вам дети за стихи. За это я хочу вас отблагодарить. Федора раздает угощение всем детям.

Дети: Спасибо бабушка.

Федора: Мне пора идти наводить порядок в доме, до скорой встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по углублению и расширению знаний детей о сезонных изменениях в природе «Волшебный круг»

Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В игре могут участвовать от 1 до 4 детей. Игра будет интересна воспитателям детских садов, родителям, гувернерам и др....

Открытое занятие во второй младшей группе: "Ложечка точеная - ручка золоченая", углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе

Открытое занятие «Ложечка точеная - ручка золоченая»,  углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе № 10 детского сада №115.Цель и задачи:1.     Обучение детей украшать...

Расширение и углубление знаний педагогической тематики для родителей - не роскошь, а практическая необходимость.

Взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками...

Выступление по тем: «Дидактическая игра – средство усвоения, закрепления и углубления знаний» игра «Зима – Лето»

            Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природове...

Сообщение «Дидактические игры, как одно из средств усвоения, закрепления и углубления знаний по толерантности»

 Игра – как наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка, основной целью, которой является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимоде...

Проект для второй младшей группы «Ложечка точеная - ручка золоченая», углубление в тему «Посуда»

Проект для второй младшей группы «Ложечка точеная - ручка золоченая», углубление в тему «Посуда»Пояснительная запискаВ формате технологии блочно-тематического планирования люба...