Сообщение «Дидактические игры, как одно из средств усвоения, закрепления и углубления знаний по толерантности»
методическая разработка
Игра – как наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка, основной целью, которой является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия: в процессе которой формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром сверстников, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАЛЬНАЯ ШКОЛА №14
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ЁЛОЧКА»
Сообщение
«Дидактические игры, как одно из средств усвоения, закрепления и углубления знаний по толерантности»
Воспитатель:
Карлик Светлана Анатольевна
высшая квалификационная категория;
Региональный практический семинар по обмену опытом
«Игровые педагогические технологии в практике педагогов дошкольного образования»
в рамках программы курса региональной сети повышения квалификации
«Современные подходы к организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО »
22 ноября 2022г.
г.о. Электрогорск 2022г.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единство в своем роде и неприкосновенная личность, но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать путем хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
(слайд 2)
Толерантность – это готовность принять других такими, какие они есть и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Цель воспитания толерантности - это воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группой людей независимо от национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения и поведения.
Формирование толерантности процесс очень длительный и начинать его необходимо, как можно раньше.
Одним из важнейших компонентов общения является умение взаимодействовать с партнером. Дети дошкольного возраста чаще всего ориентируются на собственные интересы, с трудом прислушиваются к мнению сверстников, предпочитая настаивать на своем, либо, наоборот, полностью зависят от мнения и желаний сверстников, то есть являются ведомыми. Далеко не всегда детям без помощи взрослых не всегда удается договориться мирным путем.
Игра – как наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка, основной целью, которой является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия: в процессе которой формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром сверстников, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
И начать я хочу, с одного простого теста. Посмотрите, что у меня в руках? (купюра, достоинством, например, 1000 рублей)
- Кто хочет получить купюру? (ответы)
- Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю. (помять)
- Ну и кому из вас она нужна в таком виде?
- Несмотря на все, что я проделала с этой купюрой, многие из вас хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности. Она все еще купюра достоинством в 1000 рублей.
- А теперь самое главное: Грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит.
- Наша ценность определяется не тем, какой мы национальности, что мы делаем, или с кем знакомы, а тем какие мы. Не оценивайте людей, а цените их.
(слайд 3)
Различные приёмы и методы организации дидактической игры, могут быть объединены в единую составную форму работы.
Поначалу малышей привлекает в дидактической игре сам процесс игры, а начиная с 5-6 лет детей интересует результат.
1.Ребёнку даются новые знания, понятия, связанные с интересующим его объектом (игрушкой, предметами быта, одеждой и т.д.) Педагог знакомит детей с названиями предметов, их свойствами, понятиями. Чаще всего это происходит в форме ситуативного разговора.
2.Ребёнок осваивает действия с предметами, применяет то, что узнал, получает новую информацию.
3.Педагог задаёт вопросы, ребёнок учится использовать предметы по назначению.
Для поддержания интереса игра усложняется: вносятся новые предметы, вводятся дополнительные задачи, действия, условия, правила.
(слайд 4)
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Так знакомство с костюмами народов помогает воспитывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое.
(слайд 5)
Чтобы дать знания ненавязчиво, необходимо подобрать такие дидактические игры, которые помогли бы быстрому усвоению материала в увлекательной форме.
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактической игре, как одно из наиболее приемлемых форм воспитания и обучения.
Дидактическая игра –важное средство умственного воспитания ребенка.
Игры обучающего характера способствуют развития у детей психических познавательных процессов, мыслительных операция. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Дидактические игры направлены на развитие у ребят логического мышления, с их помощью дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению.
«Найди по описанию»
Цель: формирование у детей навыка находить и называть национальный костюм по описанию, закреплять знания о костюмах народов России.
Материал: картинки и иллюстрации с изображениями костюмов жителей России.
Ход игры: педагог рассказывает о костюме, не называя народ, а дети находят карточку и называют о каком костюме идёт речь.
«Определи костюм по фрагменту»
Цель: закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде.
Материал: пазлы или фрагменты картинок с изображением национальных костюмов.
Ход игры: педагог раскладывает фрагменты картинок, дети изучают и рассказывают.
«Подбери наряд кукле»
Цель: ознакомление с национальной одеждой. Прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю.
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов.
Ход игры: дети одевают куклу в национальную одежду.
Большую роль в развитие речи детей играют дидактические игры. В ходе игры ребенок комментирует свои действия, рассказывает о том, как он выполнил задание или как нашел выход из проблемной ситуации, отвечает на вопросы взрослого, общается со сверстниками.
(слайд 6)
Упражнение “Волшебная шкатулка”.
Ход игры: Дети передают шкатулку с зеркалом внутри друг другу
Педагог: Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там он увидит самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему.
- Ответил Вам этот человек на вашу улыбку?
Дети:((да)
- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?
Ответы детей.
- Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому нужно с уважением и любовью относится окружающим, принимать других такими, какие они есть. Если мы будем уважительны и внимательны друг к другу – это и будет проявлением толерантности.
«Конкурс хвастунов»
Педагог: - Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться нужно не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться.
(Дети хвастаются соседом)
Уважаемые коллеги, понравилась вам эта игра? Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты.
(слайд 7)
«Кто построил этот дом»
Цель: закрепление представлений детей о многообразии народов, населяющих нашу планету, формирование обобщающих понятий: народ, жилище, национальный костюм и т. д. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, объяснять и доказывать свое решение.
Материал: картинки и иллюстрации.
Ход игры: педагог перемешивает картинки (иллюстрации, а дети выбирают дом и людей в национальном костюме, которые построили его. Дети описывают национальные костюмы, национальные дома, рассказывают почему именно эти дома строятся в данной местности.
«Страны и народы»
Цель: формирование представления детей о странах Земли и их народах. Развитие интереса к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.
Ход игры: педагог показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Дети рассказывают о них.
(слайд 8)
Развитию речи способствуют разнообразные словесные игры.
«Хорошие, плохие поступки»
Цель: формирование в детях дружеских взаимоотношений, чувство самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам. Обогащать нравственные представления детей на положительных примерах из жизни.
Материал: мяч.
Ход игры: детям предлагается перечислить хорошие и плохие поступки.
Педагог: Много славных дел ждет нас в жизни, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: какими?
Дети: (Добрыми, смелыми, отзывчивыми, воспитанными, умными и т. д.)
- Еще какими?
Дети: (Вежливыми.)
Педагог: Вежливый человек всегда внимателен к людям. Но иногда ребята ведут себя грубо не только со сверстниками и чужими людьми.
Грубость, неуважительное отношение – признак плохого воспитания.
«Благородные поступки»
Цель: формирование в детях желания совершать поступки ради других людей. Формирование понимания того, что поступком мы не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мяч.
Ход игры: детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам и мальчикам. Педагог кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
(слайд 9)
Нельзя не отметить большое значение дидактических игр в эстетическом воспитании детей. Этому способствуют не только дидактические игры, обучающая задача которых направлена на знакомство детей с произведениями искусства, театра. Красочно, в соответствии с гигиеническими требованиями, оформленная игра прививает ребенку чувство прекрасного, формирует эстетический вкус.
(слайд 10)
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требует от них умение играть вмести, регулировать свое поведение, быть справедливым и четным, уступчивым и требовательным.
(слайд 11)
Дидактическая игра, как одна из многообразных игр дошкольника, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи (игры- соревнования, настольно-печатные игры, в которых могут принимать участие несколько детей, например,
Разрезные картинки «Сложи картинку»
Цель: Формировать представления о народных костюмах.
Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.
Игровое задание:
1 вариант:
Составить картинку в точности по образцу.
2 вариант:
Составить картинку в точности по памяти.
Правила игры:
В игре могут участвовать дети по количеству картинок. Детям предлагается изображения людей в национальных костюмах. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно. Затем части картинки перемешиваются и ребёнок самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение из частей. ( по типу «пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым.
(слайд 12)
Пазл «Собери картинку по сказке»
Пазлы обучат малыша основам логического мышления, а также будут способствовать в нем развитию таких качеств, как зрительное восприятие и усидчивость. Пазлы - это разноцветная картинка, разбитая на определенное количество фрагментов, которые нужно подобрать друг к другу, чтобы получилось цельное изображение. Пазлы могут состоять из разного количества деталей и быть совсем простыми, для самых маленьких, или такими сложными, что не у каждого взрослого хватит терпения, чтобы их сложить.
На этих картинках дети увидят персонажей из любимых сказок и мультфильмов. А что может быть лучше для малыша, чем компания любимых героев? За такими играми время летит незаметно.
(слайд 13)
Пазл «Наша Родина»
Игра «Наша Родина» познакомит ребёнка с государственными символами России, достопримечательностями Московского Кремля, культурой русского народа. Ребёнок узнаёт насколько многонациональна наша страна и как она огромна. Он научится обобщать картинки и распределять их по группам.
С начало нужно познакомить ребёнка отдельно с каждой группой рисунков. Затем перемешав карточки между собой рисунками вверх, нужно попросить ребёнка найти карточки с символами Российской Федерации, столицу и денежную единицу и прикрепить их к центральному элементу.
С боковыми карточками можно играть во множество других игр, которые разовьют у ребёнка внимание, память, абстрактное мышление и пополнить активный словарь малыша.
(слайд 14)
Игра - ходилка «Наши соседи»
Ход игры: Дети кидают кубик и продвигаются вперёд. Какое число на кубике выпало, столько шагов нужно пройти. На какой национальный костюм попадает, его нужно назвать и описать. Если правильно, то вперёд на один ход. Если неправильно, то назад на два хода. Выигрывает тот игрок, который первым дойдёт до финиша.
(слайд 15)
Лото «Моя Родина - Россия»
Правила игры: Ведущий даёт игроку большую карточку. Игрок должен назвать что на ней изображено. Затем ведущий просит подобрать нужную картинку меньшего формата. Игрок подбирает карточку и говорит, что на ней изображено, объясняет почему он выбрал именно её.
(слайд 16)
Домино «Народы России»
Цель: Формировать представления детей о народных костюмах народов населяющих нашу страну. Развивать умение сравнивать карточки между собой, быстро ориентироваться в построении цепочки изображений. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.
Игровое задание: Первым закончить игру, не имея на руках не единой карточки.
Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Все карточки выкладываются на стол рубашкой вверх, перемешиваются, каждый игрок набирает по 4 карточки. Остальные, оставшиеся находятся на столе в стороне – это базар. Игра начинается с карточки, имеющей по двум противоположным сторонам одинаковое изображение народного костюма. Если же таких изображений у нескольких человек, то играющие используют считалку, и право первого хода получает тот, кого выбрали по считалке.
(слайд 17)
Кубики «Наши соседи»
Цель: Расширить, закрепить знания о национальных костюмах народов наших соседей.
Правила игры: Воспитатель поочерёдно демонстрирует картинки с изображением кукол в национальных костюмах и предлагает детям угадать куклы в каком национальном костюме изображены на ней, а затем собрать это изображение из кубиков, опираясь на образец или по памяти.
(слайд 18)
«Найди пару» (Подбери головной убор к сарафану)
Цель: Учить различать между собой и называть предметы народных костюмов. Развивать внимательность, память; способствовать развитию активной речи. Воспитывать интерес к народному костюму.
Игровое задание: Первым собрать костюм правильно.
Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т.д.)
(слайд 19)
"Народный костюм" (по сказкам)
Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского и других костюмов: головные уборы, элементы одежды. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за свой народ.
Ход игры: Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками народов мира. Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.
Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.
(слайд 20)
«Оденем куклу в народный костюм»
Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.
Правила игры: Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.
(слайд 21)
«Круги Луллия»
Данная игра - на основе кругов Луллия и специально подобранных картинок в рамках ознакомления с темой «Народы России. Национальные костюмы. Символика». Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг в рамках указанной темы.
Цель: Расширение представлений детей о народах живущих в нашем крае, их символике, специфике национального костюма. Развитие толерантности к различным народам и народностям, населяющим нашу страну, профилактика развития национализма у детей.
Материалы и оснащение: «круги Луллия» (методика основана на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия, схемы признаков; набор картинок для «Кругов Луллия»: символика народов России (орнамент, национальные костюмы – женский и мужской, изображение элемента костюма.
Варианты использования игры: групповой, подгрупповой, индивидуальный (самостоятельная игра)
Ход игры: ребенок раскручивает 3 круга, сопоставляя сектора, ограничивая зону внимания стрелками. В помощь себе для описания орнамента и костюма, характерных национальных черт (мужчины и женщины, дошкольник использует схемы признаков.
Варианты заданий:
Найди какой элемент принадлежит какому костюму.
Соотнеси народы (национальные костюмы и орнаменты)
Найди орнамент, костюм и элемент костюма определённый народности (по показу, образцу, словесной инструкции)
Расскажи о костюме определенного народа
Составь рассказ о народе живущих в нашем крае.
(слайд 22)
Тауматроп «Одень куклу в национальный костюм»
Как работает тауматроп:
При быстром вращении картонного диска с двумя рисунками наш глаз воспринимает сразу оба изображения и две картинки сливаются в одну, образуя новую картинку. Выглядит это как настоящее чудо!
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на все стороны развития ребенка, а прежде всего они являются одним из главных методов обучения детей дошкольного возраста.
В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"
Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...
Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста
Каждый вид дидактических материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определенного возраста. Обучающая задача, поставленная...
Театрализованная игра как одно из средств развития интегративных качеств детей дошкольного возраста.
Текст выступления на районной научно - практической конференции....
Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возраста
Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возрастаОдним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. По мнению ряда авторов, основная особенн...
Практическое занятие: разработка слушателями дидактических игр по развитию познавательной деятельности «Дидактическая игра – средство усвоения, закрепления и углубления знаний»
Дидактическая игра –важное средство умственного воспитания ребенка....
Выступление по тем: «Дидактическая игра – средство усвоения, закрепления и углубления знаний» игра «Зима – Лето»
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природове...