Консультация для педагогов "Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду"
консультация по окружающему миру по теме
Одним из самых интересных направлений педагогической работы в детском саду явлеяется опытничество и экспериментирование. Что необходимо знать, чтобы сделать эту работу максимально интересной и полезной для детей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятия хода работы и её результатов.
Используется следующая экспериментальная деятельность:
- По характеру объектов, которые используются в эксперименте:
– опыты с растениями,
– опыты с животными,
– опыты с объектами неживой природы,
– опыты, объектом которых является человек.
- По месту проведения опытов:
– в групповой комнате,
– на участке,
– в лесу, в поле и т.д.
- По количеству детей:
– индивидуальные (1-4 ребенка),
– групповые (5-10 детей),
– коллективные (вся группа).
- По причине их проведения:
– случайные,
– запланированные,
– проведённые в ответ на вопрос ребенка.
- По характеру включения в педагогический процесс:
– эпизодические (проводимые от случая к случаю),
– систематические.
- По продолжительности:
– кратковременные (от 5-15 мин.),
– длительные (свыше 15 мин.).
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
– однократные,
– многократные или циклические.
- По месту в цикле:
– первичные,
– повторные,
– заключительные и итоговые.
- По характеру мыслительных операций:
– констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),
– сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
- По характеру познавательной деятельности детей:
– иллюстрированные (детям все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты),
– поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат),
– решение экспериментальных задач.
- По способу применения в аудитории:
– демонстрационные,
– фронтальные.
Какие требования предъявляются к объектам работы:
- Главным является требование максимального соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Например, как и почему нахохливаются птицы зимой лучше всего показать на примере воробьев, а не ворон и сорок.
- Вторым по важности требованием является безопасность объекта для детей. Так категорически запрещается работать с ядовитыми растениями и грибами, со злобными или испуганными животными. Однако, иногда создаются такие условия, когда воспитатель силой обстоятельств обязан познакомить детей с опасными объектами. Например, если вокруг детского сада растут дурман или белена, в лесу встречаются ядовитые грибы, воспитатель обязан познакомить детей с ними для предотвращения несчастного случая.
- Категорически запрещается проводить эксперименты с незнакомыми объектами – будь то незнакомый вид или незнакомый экземпляр. При контакте с незнакомыми объектами вероятность несчастных случаев резко возрастает.
- Желательно, чтобы объект, выбранный для экспериментирования, был типичным для данной группы объектов и содержал все необходимые части. Если же принесенный детьми объект не несет никакой опасности и просто дефектен, можно провести наблюдение, постараться найти причины дефективности, чтобы извлечь из них должный урок, и обсудить, что мы можем сделать для облегчения жизни такому объекту.
- Дети за время пребывания в детском саду должны научиться видеть красоту всех живых организмов и не делить их на красивых и некрасивых.
- Часто встречающиеся представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны. Например, нельзя говорить, что голуби и золотые рыбки соответствуют одному возрасту, а воробьи и гурами – другому. Программа экологического (воспитания) образования дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту приходится возвращаться многократно и каждый раз добавлять к известным знаниям что-то новое.
Выделяются такие особенности детского экспериментирования:
- Детское экспериментирование свободно от обязательств. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
- Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятие только потому, что истекло время. Если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока.
- В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.
- Дети не могут работать, не разговаривая. При организации экспериментов в детском саду нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению. Однако при этом следует четко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.
- При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, поскольку лишение детей, обладающих «исследовательской жилкой», возможности постоянно встречаться с новым, оказывает на них неблагоприятное влияние.
- Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дети дошкольного возраста способны осознавать смысл этой процедуры.
- Следующий важный момент, который необходимо учитывать – это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда имел только правильную точку зрения.
- Очень важно уметь применять адекватные способы вовлечения детей в работу, а именно:
– работа руками детей,
– дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам,
– совместная работа воспитателя и детей,
– помощь воспитателя детям,
– работа воспитателя по указанию детей,
– как сознательно используемый прием, воспитатель иногда допускает неточности в работе, давая тем самым детям возможность внести исправления.
- Предметом особого внимания является соблюдение безопасности. Дошкольники в силу возрастных особенностей ещё не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они могут забыть об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
- Следующей отличительной способностью детского экспериментирования является способ введения ребенка в целостный педагогический процесс. В детском саду не должно быть четкой границы между жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
- Очень ответственным является конечный этап эксперимента – анализ результатов и формирование выводов.
Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношением к работе. Нежелание детей экспериментировать обусловлено разными причинами – плохим настроением, ухудшением самочувствия, неумением выполнить работу, неспособностью к сосредоточению, отсутствием интереса к данному объекту, отсутствием в характере склонности к экспериментированию, незрелостью мыслительных процессов и многими другими факторами. Ни в одной из этих причин нельзя усмотреть злого умысла ребенка, поэтому его нельзя ругать за нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение сформировать выводы.
Необходимо придерживаться следующих методических требований к подготовке и проведению экспериментов.
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются.
Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.
Плановые наблюдения и эксперименты.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.
После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
Эксперименты как ответ на детские вопросы.
Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.
Как работать с детьми.
1. Увлекаясь работой, дети забывают обо всем, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
2. Для того, чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов.
3. Работа с детьми строится по принципу «От простого к сложному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выполнении экспериментальных действий.
4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:
а) действие показывает педагог,
б) действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно.
Это дает возможность сконцентрировать внимание на типичные ошибки;
в) иногда ошибки сознательно совершает сам педагог. С помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибки, вероятность совершения которых велика,
г) действия осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка,
д) действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки,
е) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
5. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации.
6. Один из факторов, провоцирующих дисциплинарные нарушения, является гиперопека со стороны взрослого и чрезмерные требования по соблюдению тишины и порядка.
7. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду.
8. Для успешного руководства экспериментаторской деятельностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами.
9. На занятиях должна быть спокойная обстановка.
Мотивация к экспериментальной деятельности – один из ключевых моментов. В последнее время с этой целью широко используются информационные компьютерные технологии. Видеоматериал значительно повышает интерес к детскому экспериментированию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Интегрированная образовательная деятельность в детском саду"
Консультация для педагогов раскрывает в доступной форме понятие интегрированного занятия, его структуру, рекомендуемые методы и приемы. Предлагает сравнение с другими видами занятий. Имеет в...
Консультация для родителей: " Организация музыкальной деятельности в детском саду".
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте....
Консультация для педагогов ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
В консультации раскрываются возможности использования пректного метода в детском саду....
Консультация "Создание условий для исследовательской деятельности в детском саду"
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». С.Л.Рубинштейн....
Консультация для воспитателей «Проведение экспериментальной деятельности в детском саду»
Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях.Привлечение детей к проведению несложных опытов на прогулках, в уголке природы и на участке детского с...
Консультация на тему: «Организация исследовательской деятельности в детском саду»
Перед государством, школой, детским садом и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепки...
Консультация для родителей "Музыкально-организованная деятельность в детском саду".
Объемная консультация ответит на все вопросы относительно музыкально-организованной деятельности в ДОУ....