Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб пришел?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Максимова Зинаида Владимировна

Конспект данного занятия будет полезен воспитателям подготовительных к школе групп. Данный материал направлен на расширение знаний детей о значении хлеба в жизни человека, о профессии земледельца-хлебороба. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_hleb_prishel.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе 

«Откуда хлеб пришёл?»

Цель: 

- прививать уважение к труду земледельца – хлебороба;

- формировать бережное отношение к хлебу;

- обучить детей рисовать колосок способом примакивания.

Задачи:

воспитательные:

- воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

- воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность при работе с красками.

образовательные:

- расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека;

- закреплять знания о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания.

развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, воображение;

- закрепить навыки рисования способом примакивания;

- совершенствовать общую и мелкую моторику.

Оборудование: 

картины с изображением поля, этапов выращивания хлеба, пшеничные колосья, зёрна ржи и пшеницы, музыкальное сопровождение; краски, кисти, листы тонированной бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. А чтобы узнать, о чём пойдёт речь, я предлагаю вам отгадать ЗАГАДКУ:

                                                           Он и черный, он и белый,

   И всегда он загорелый.

     Мы как кушать захотим,

       То всегда  садимся с ним.

             О чем эта загадка?   (О хлебе)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Ребята, а что вы знаете о хлебе? (Ответы детей)

Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда. Каждый день в нашем саду меняется меню, вас кормят разнообразно и вкусно. Но что всегда остается на столе неизменным? Конечно же, хлеб. Есть такая русская поговорка «Хлеб – всему голова». Как вы её понимаете?  (….)  Хлеб – всему голова, значит, хлеб – главный продукт, без него в Древней Руси не садились за стол. К хлебу всегда относились с уважением. После еды со стола собирали все крошки и съедали их. Если хлеб нечаянно роняли, то, подняв кусок с пола, целовали его и просили прощения. Выращивание хлеба -  результат долгого и тяжелого труда.

- Ребята, я вам предлагаю совершить небольшую экскурсию. (Дети встают друг за другом, «едут» в поле на машинах, подпрыгивают на кочке, приседают в ямке, делают повороты влево – вправо, объезжая горку)

                                                Едем в поле.                  (Идут друг за другом)

                                                На кочку наехали,         (Подпрыгивают)

                                                В яму заехали,               (Приседают)

                                                Горку объехали             (Идут «змейкой»)       

                                                И на поле приехали!     (Останавливаются)

- А теперь аккуратно садимся на стульчики. Давайте немного побеседуем.

 (Дети смотрят на доску. В ходе беседы выставляются картинки по теме беседы: с одной стороны – как выращивали хлеб в старину, с другой стороны – как выращивают хлеб в нынешнее время.)

- Ребята, как вы думаете, легко ли вырастить хлеб? (…)

- А где его выращивают? (В поле)

- Кто знает, как готовят поле для посева? (Трактор тянет за собой железный плуг, который   глубоко вспахивает землю, боронит ее; землю удобряют)  

- Как называется профессия человека, который работает на тракторе? (Тракторист)

- А так было всегда? Всегда ли у людей были трактор и различная техника? (Нет)

В давние времена у людей не было современной сельскохозяйственной техники. Кто же помогал людям работать в поле? Об этом вы узнаете, отгадав ЗАГАДКУ:

                                               

                                                 Быстрее ветра я скачу,
                                               ''Цок-цок,'' – копытами стучу,
                                               Я громко ''иго-го'' кричу,
                                               Садись на спину – прокачу!
(Лошадка) 

                                                                                                                                               Конечно же, помощником, выполняющим тяжелую работу, была лошадь. Она, запряженная СОХОЙ, вспахивала землю.

Когда поле было готово к посеву, люди засевали его вручную.

А в наше время какая техника поможет засеять поле? (Сеялка)

К трактору прикрепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна.

А человек, который работает на сеялке – СЕЯЛЬЩИК. (Дети повторяют это слово)

Ребята, а как узнать, что урожай созрел? (Колоски становятся желтые, золотые, усатые)

- И вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается ЖАТВА. (Дети повторяют это слово хором и индивидуально). Как раньше скашивали колоски? (…)

В давние времена не было никаких машин и люди срезали колосья СЕРПОМ и КОСОЙ, затем их связывали в снопы. Сжатые колосья потом молотили, чтобы из них высыпались зёрна. Зёрна засыпали в мешки и везли на мельницу, где их мололи и получали муку. Кто работает на мельнице? (Мельник)

А сейчас на поле выходят специальные  машины – комбайны.

Комбайн – это очень интересная машина, она выполняет сразу несколько операций: скашивает пшеницу, обмолачивает ее, высыпает зерно в кузов подъезжающей машины, собирает солому в тюки.

А подумайте, как называется профессия человека, работающего на комбайне? (Комбайнёр) А на машине? (Шофёр, водитель)

А кто из вас знает, куда отвозит зерно шофер? (…) На ЭЛЕВАТОР (зерноток) – специальное сооружение для хранения зерна.

Чтобы получить хлеб и другие хлебобулочные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы, где мелют его в муку.

Дальше мука попадает в пекарню. Кто работает в пекарне? (Пекарь) 

А в давние времена хлеб пекли дома, в печи.

Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы с вами его и покупаем. Вот такое длинное путешествие совершает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.

- Ребята, сейчас я предлагаю вам превратиться в зёрнышки и поиграть.

Физкультминутка

                             В землю зернышко упало,         (Приседаем)

                             Прорастать на солнце стало.     (Руки над головой, ладошки вместе)

                             Дождик землю поливал,            (Встряхнули кистями рук)

                             И росточек подрастал.               (Медленно встаем)

                             К свету и теплу тянулся,           (Встаем на носочки)

                             И красавцем обернулся.            (Руки на пояс, повороты вправо-влево)

Но, прежде, чем засеять поле зерном, нужно выбрать, чем засевать: пшеницей или рожью?

Давайте рассмотрим зёрна пшеницы и ржи. (Дети подходят, рассматривают зёрна) Чем они отличаются?  (Зерна пшеницы круглые, а ржи - удлинённые)

Какая мука получится из пшеницы? (Пшеничная, белая)

Какая мука получится изо ржи? (Ржаная, темная)

Из какой муки получится белый хлеб? (Из пшеничной)

Из какой муки получится чёрный хлеб? (Из ржаной)

(Дети рассматривают чёрный и белый хлеб)

Давайте поиграем в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из

муки -  хлопайте в ладоши, если он не из муки – топайте ногами. Готовы?

Игра «Из чего продукты?»

    В булочной у нас баранки,

   Булки, бублики, буханки,

       Пирожки, батоны, плюшки,

  И плетенки, и ватрушки,

      Курабье, бисквит, печенье,

        Бутерброды, чай с вареньем,

    Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

          И пирог с начинкой сладкой,

 И полено, шоколадка…

       Называйте, не стесняйтесь,

   Выбирайте, угощайтесь!

- А теперь отгадайте ЗАГАДКУ:

Золотист он и усат,

                                 В ста кармашках – сто ребят. (Колосок)

Во что превратилось зёрнышко? (В колосок)

Давайте рассмотрим колосок. Зёрнышки в колоске спрятаны, будто в кармашках, их там много и на каждом кармашке растет усик, словно оберегает зёрнышко. Сами зёрна расположены очень близко друг к другу, в верхней части колоска, а до середины находится стебелёк.

 

Я предлагаю вам самим нарисовать пшеничные колоски. Но прежде мы разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

                                                   Дружат в нашей группе

                                                   Девочки и мальчики.

                                                   Мы с тобой подружим

                                                   Маленькие пальчики.

                                                   (Все пальчики одновременно «здороваются» друг с другом.)

                                                   Раз, два, три, четыре, пять –

                                                   (Пальчики «здороваются» друг с другом по очереди.)

                                                   Мы закончили считать,

                                                   (Встряхнуть обеими кистями рук.)

                                                   Начинаем рисовать.

Рисовать будем способом примакивания. Как вы будете рисовать? (…) Имейте в виду, что начинать надо сверху стебелька – там вы нарисуете одно зёрнышко, а дальше зёрна идут парами – с одной стороны, с другой и т.д. Зёрна нарисуете только до середины стебля. Каждое зёрнышко «смотрит» вверх, как будто тянется к солнцу. Затем нужно будет нарисовать  усики. Как вы будете это делать? ….От каждого зёрнышка концом кисти надо нарисовать тонкие линии – усики. Все они также направлены вверх, вдоль колоска.

Приступайте к работе.

 (Дети рисуют. Обращаем внимание детей на то, как они держат кисточку. В этот момент звучит спокойная мелодичная музыка. По окончании занятия все рисунки вывешиваются на доску, рассматриваются детьми, отмечаются лучшие работы)

- Какое красивое поле у нас получилось!

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

- Ребята, сегодня вы узнали о длинном пути хлеба от поля до стола, от зернышка до каравая. Как вы думаете, выращивать хлеб – это сложная работа?

- Как нужно относиться к хлебу? Почему?

- А у нас для вас сюрприз. Давайте подойдём к нашему Музею Хлеба.                                                                                                      

                                            Вот он, хлебушко душистый.

                                            Вот он – теплый, золотистый.

                                            В нем здоровье наше, сила,

                                            В нем чудесное тепло.

                                            Сколько рук его растило,

                                            Охраняло, берегло!

( Угощение всех детей)

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД конспект занятия в подготовительной к школе группе "Хлеб всему голова"

Занятие посвящено знакомству детей с основным занятием Кубанских земледельцев-выращиванием злаковых культур,с видами полевых работ, со старинными орудиями труда.Пословицы и поговорки охлебе....

Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Школа мяча"

Конспект интегрированного занятия по физической культуре подготовительная к школе группа...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «По дорогам радуги спешим мы в школу»

обобщение знаний  детей через организацию различных видов деятельности,  по пройденному материалу за учебный год....

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Незнайка идет в школу"

Данный конспект предназначен для воспитателей подготовительных групп. В нем вы найдете задания для проверки готовности детей к 1 классу....

Музыкальное интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Хлеб-всему голова»

Музыкальное интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Хлеб-всему голова» Цель: Формирование  у детей любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и ...

Конспект интегрированного занятия В подготовительной к школе группе : «К школе готов ».

Конспект занятия. В подготовительной к школе группе : «К школе готов ».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитанников...