Традиции и обряды народов Южного Урала, связанные с жилищем
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Чекалина Людмила Николаевна
Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа, поэтому так важно приобщать детей к народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_byt_yuzhnogo_urala.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Традиции и обряды народов Южного Урала,

связанные с жилищем».

       В настоящее время растет интерес к осмыслению, укрепления активной пропаганде национально культурных традиций, воплощенных самобытных жанрах фольклора, семейно - бытовых обычаях, обрядах. Проблема приобщения детей данного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью из народной культуры и народных традиций восстановления личности дошкольника, обсуждалось соответствующие содержание, условия, методы ознакомление дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений и способствует всестороннему  грамматическому развитию личности.

 Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал «... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа...»

Что же такое народные традиции и что можно к ним отнести.

      Традиция - слово не русское, оно переводится с латинского языка как «передача», то есть традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды, праздники и т.д.

       Русский народ на Южном Урале селился в деревнях и станицах. В деревнях жили крестьяне. В станицах селились казаки. Русские крестьянские деревни мало отличались от деревень башкир, татар Южного Урала, но народное башкирское, татарское жилище отличалось от русского традиционного жилища.

 В крестьянских и казачьих русских избах и горницах имелся «красный угол», он находился по диагонали от печки, поэтому у русского народа есть поговорка «танцевать от печки», т.е. отсчетом была именно печь в избе, согласно традиционным представлениям  русских «дом без печки - не жилой дом», потому - то любили повторять крестьяне, от доброй хозяйки «должно пахнуть добром». «Кормилицей», «матушкой» называли печь в народе. Русская печь- участница многих обрядов, сопровождавших жизнь крестьянина  от рождения до самой смерти.

 Например, пришедшая в дом невесты сваха, чтобы дело пошло на лад, первым делом подходила к печке «погреть руки». А в конце свадебного пира о печь разбивали глиняный горшок с пожеланиями молодым иметь столько же детей, сколько будет черепков. Через печную трубу звали, домой пропавшую корову, собаку или не вернувшийся к сроку человека.

     Поклонение священному огню предков выражалось в частности  в том, что на ночь в печь клали полено и ставили  горшок с водой «чтобы огонь мог есть и пить». Где - то тут возле печи верили крестьяне, обитает «домовой» - дух, охраняющий благополучие дома и всех обитателей, его еще называли «запечник», «доманя», «доможил», «доброход».

     Поговорка «дом без посиделок, что церковь без народа», говорила о том, что дом ещё бывал и клубом. Ведь в старое время в деревнях дворцов и клубов не строили, а молодежи деваться было некуда, и  юноши и девушки по очереди собирались то в одой избе, то в другой. Пели песни, танцевали, рассказывали всякие истории и вместе с тем что-нибудь мастерили. Такие встречи назывались либо посиделками, либо вечерками. Вечером девушки рассаживались по лавкам, вязали, вышивали, ткали, а юноши что-нибудь мастерили-плели корзины, делали игрушки из прутиков и соломы.

         Больше всего нравились молодежи посиделки, на которых рубили капусту и заквашивали. По окончании работы пекли пироги, потом веселились. Сегодня - в одном доме, завтра – в другом, пока не помогут всем подругам капусту заквасить.

         Важным атрибутом хозяйского быта русских на Южном Урале были скамья и лавка. Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, горницы и не имела ножек, а у скамьи обязательно были ножки, ее передвигали. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье. Скамейки были разных видов, так, гостевая предназначалась для гостей, хозяева предлагали им не стоять, а сесть «в ногах правды нет», ставилась эта скамейка у входа и была не большой, на одного человека. Бытовала у народов Южного  Урала пословица «хлеб да соль».  «хлеб да соль» -такими словами был должен приветствовать хозяев человек, вошедший в дом во время трапезы.  Гостя приглашали к столу и усаживали на почетное место в красном углу. Гостеприимство было правилом народной жизни, традицией. Которую свято соблюдали. Умение принять гостей радушно и щедро – особый почет хозяевам, поэтому семьи, живущие замкнуто, «не хлебосольно» не пользовались уважением односельчан. Как говорится «не красна изба углами а красна пирогами».

У русского народа существовали обычаи, связанные со строительством и переселением в новый дом. Особо тщательно выбирали материал для строительства дома, место стройки и время. Место выбиралось разными способами: с помощью животных - там, где с удовольствием пасся скот, ложились на отдых коровы, место считалось спокойным. Не строили дома на старых кладбищах или там, где нашли чьи - либо кости: разве в «добром» месте приключится такое?

 Выбор времени строительства.

Существовал обычай строить дом на летний праздник Троицу–

 «Без Троицы дом не строится».  Считалось,  что лучше начинать строительство дома 21 марта - в день весеннего равноденствия, а заканчивать 22 июня, когда солнце входит в полную силу и не повернуло еще на осень

Выбирали также дни недели: избегали закладывать дом в понедельник, среду и пятницу;  хорошими, «легкими» днями считались вторник и четверг. Четверг олицетворял число «четыре»: четыре времени года, четыре стороны света, четыре угла. «Утро вечера мудренее» - так считали русские люди, и строительство дома никогда не затевали под вечер.

При строительстве дома люди дарили ему, «жертвовали»  подарок- чаще всего закапывали кости петуха, коня. Дом «вырастал»- из этих костей, и часто крыша завершалась «петушком» или «коньком», а стоки для воды походили на куриные лапки. В домах часто вешали на счастье подкову как напоминание о «жертве», «подарке» месту и дому, а так же как оберег.

    Традиция посадки «мирового дерева» существовала у русских Южного Урала. В первый день строительства высаживали маленького дерева,  привезенное  из леса, – «растет дерево - растет дом».  Дерево считали семейным,  «мировым деревом», олицетворявшим космос, природу, мироустройство, миропорядок.

Семейные традиции при переходе в новый дом, новоселье.

Входя в первый раз в дом, хозяин непременно брал хлеб или тесто в квашне. Они должны были дать новоселам богатую и сытную жизнь. Первый в дом входил старший человек: сквозь раскрытую дверь внутрь бросали клубок ниток; держась за нитку, через порог  переступал глава семьи, а потом за эту нитку «втаскивал» других новоселов по старшинству. Иногда вместо ниток использовали пояс или «оборы»- длинные обувные завязки. Смысл здесь такой: люди собираются  осваивать новый, неизведанный, «иной» мир.

Из старой избы переносили дух дома – домового. Для него в новой избе оставляли хлеб с солью, горшочек каши, чашку воды или медового напитка.

Забирали  также в новый дом и долю. Считалось, что доля есть не только у человека, но и у избы. С прежнего места на новое переправляли символы обжитости: иконы,  огонь очага, домовой сор и лукошко навоза из хлева. Сора переносили не много (горстку),  которую бросали в «красный угол». Существовал обряд «доваривания каши», который показывал преемственность нового очага по отношению к прежнему: хозяйка в последний раз топила старую печь, ставила горшок каши варила её до полу готовности, потом снимала и в чистом полотенце несла в новый дом- доваривать кашу уже там.

Непременным элементом новоселья было застолье, на которое созывали гостей. Оно крепче утверждало хозяев в новом доме. Стол накрывался в «красном углу», назывался Божьей ладонью: нельзя было бить по нему кулаком. Не давали влезать на него домашним животным и младенцам.

К застолью на новоселье приходила родня хозяев. Приходили не с пустыми руками: все несли хлеб-соль, чтобы он никогда не переводился на новом столе.

Особое значение придавалось самому первому гостю. Первым человеком, заглянувшим в новую избу, обязательно должен был стать кто-то домовитый, хозяйственный, порядочный, добрый и щедрый - ни в коем случае не «лиходей» и не горе – хозяин, у которого все валится из рук.

Традиции гостеприимства  башкирской семьи.

Если в башкирский дом приезжал кто-то из гостей, то его выбегала встречать младшая замужняя женщина. Она  принимала лошадей гостей, привязывала их к кибиткам, отстегивала от них седло, обивала пот. Хозяин  или хозяйка провожали гостей на самое почетное, гостевое место, наливали чашки кумыса (кобыльего молока). При этом полагалось выпить предложенный кумыс (2 чашки и больше), иначе хозяин почел бы это за обиду.

Традиции уважительного отношения к старшим, родному дому, интереса к родословной, родни и предкам, воспитания и почитания будущих хороших хозяев, любви к матери отражены в словесном и игровом фольклоре: «Всякий дом хозяином хорош»,  «Не та хозяйка, которая говорит, а которая щи варит», «Не дом хозяина красит,  а хозяин дом», «Дом вести – не лапти плести».

Народные игры отображали семейные отношения.

                           Старший дошкольный возраст:

  • русские народные хороводные игры: « Дед Сысой», «У дедушки Трифона»;
  • татарская народная хороводная игра «Темербай»;
  • башкирская народная хороводная игра «Юрта»;
  • изготовление кукол, изображающих членов семьи, кукол из соломы, тряпочек, платков.

К праздникам на Урале люди долго готовились. Мужчины убирали двор, запасали дрова, продукты, чинили или шили новые одежду, обувь. Женщины наводили порядок в избе, сенях, готовили еду к праздничному столу. Каждый праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавали значительный объём знаний о мире. В народе большой любовью пользовались праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу. Это исходило из стен дома, т.к. хозяйка тщательно готовилась к этим праздникам, готовя, прежде всего к ним избу. Наиболее торжественным, ярким и пожалуй, самым древним из годовых праздников были Святки. Вековая традиция превращала этот праздник в апофеоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага, в праздник семьи. Вечер накануне Рождества называли сочельником. Большое значение в Рождественский сочельник придавалось ужину. Избу тщательно убирали, накрывали чистой скатертью стол, ели в торжественном и строгом молчании, а потом начиналось святочное веселье, проводили игры. Обходили дома, устраивали посиделки, гадания. Дети ходили по домам, дворам, восхваляли всю семью, хозяина и хозяйку дома, просили праздничное угощение.

Татары, башкиры, нагойбаки, казахи переняли у русских обычай собираться по осенним и зимним вечерам в своих жилищах. У них были наиболее популярные праздники: Коргатуй, Собантуй, Джиен. В праздничные дни, татары, башкиры особо украшали свое жилище: по стенам развешивались лучшие полотенца собственной работы, вышитые по концам различными узорами из черного и красного шелка, вывешивалась лучшая праздничная мужская и женская одежда. В доме царили чистота и аккуратность.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими-то ни было материальными богатствами.

Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение  само существование народа, поэтому так важно приобщать детей к народным  традициям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции и культура народов Южного Урала в патриотическом воспитании детей

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и пере...

Традиции и быт народов Южного Урала

Много национальностей проживает на Урале: Я расскажу вам о быте и традициях русского народа. Мужчины и женщины одевались в национальные костюмы. Женщины и девочки носили красивый длинный сарафан повер...

Досуг «Традиции и быт народов Южного Урала»

Цель: приобщать детей к истокам народной культуры и традициям....

Презентация «Традиции и культура народов Южного Урала в патриотическом воспитании дошкольников»

учить бережно относиться к природе и животному миру той местности, где проживает ребенок...

«Национальная культура и традиционные жилища народов Южного Урала»

Формировать основы народной культуры (фольклора). Закрепить знания детей  о жилищах народов Южного Урала, об устройстве избы и юрты, о предметах быта, укладе жизни. Развивать творческий потенциал...