«Национальная культура и традиционные жилища народов Южного Урала»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Формировать основы народной культуры (фольклора). Закрепить знания детей о жилищах народов Южного Урала, об устройстве избы и юрты, о предметах быта, укладе жизни. Развивать творческий потенциал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_narod_traditsii_yuzhnogo_urala.docx | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия «Национальная культура и традиционные жилища народов Южного Урала»
Цель: Формировать основы народной культуры (фольклора). Закрепить знания детей о жилищах народов Южного Урала, об устройстве избы и юрты, о предметах быта, укладе жизни. Развивать творческий потенциал.
Задачи:
Расширять знания о жизни народов, живущих на Южном Урале.
Закрепить представления о национальных жилищах татар, башкир, русских, о предметах быта на Южном Урале.
Ознакомить с основами народной музыкальной культуры Южного Урала.
Закрепить знания детей о фольклоре и музыкальных инструментах народов Южного Урала.
Приобщать детей к играм народов Южного Урала.
Формировать у детей доброжелательное отношение к людям других национальностей.
Воспитывать чувство толерантности к людям других национальностей, осознание детьми принадлежности к своему народу.
Обогащать словарь детей.
Оборудование: презентация на теме «Жилище народов Южного Урала».
Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы о Южном Урале, рассматривание иллюстраций на темы: «»Наш край-Южный Урал», «Жилища народов Южного Урала», знакомство с играми народов Южного Урала .
Словарная работа: татары, башкиры, русская изба, татарская изба, юрта, ухват, чугунок, хлебная лопата, рушник.
Ход занятия:
Воспитатель: Организационный момент.
Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свою улыбку.
В: Я кое-что для вас приготовила.
Но чтобы узнать что это, нужно отгадать загадку.
Города, моря найдём,
Горы, части света.
Умещается на нём
Целая планета.
Дети: Глобус
Давайте рассмотрим его. Глобус имеет форму шара, потому что это модель Земли. На глобусе изображены все страны мира, моря и океаны. А вот здесь – наша страна, в которой мы живём.
В: Как она называется?
Д: Россия
Ульяна
Шар большой, на нём страна
Город в ней, а в нём дома
Дом на улочке одной
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля
Это Родина моя!
(садятся на стульчики)
В: - Но наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и живёт. Ребята, как называется то место в России, где мы живем?
Д: Южный Урал.
В: само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «Каменным поясом».
В: Люди относятся к Уралу. уважительно, с почтением
В: Как называют уважительно Урал?
Д: «Седой Урал», «Урал-батюшка».
Дети читают стихи.
Анель:
Наш Урал могуч собою,
И красив он и велик.
Любим мы его душою
Да и как же не любить?
В небеса уходят горы
Реки бурные текут
А леса стоят стеною
Посмотри и там и тут.
Артём Ш.
Славен наш Урал прекрасный
Родниковою водой
Полечись. Попей водицы
Вместе с нами песню пой.
Здесь в нас в Уральских недрах
Ископаемых не счесть
Потому Уралу слава!
Слава! Слава! Да и честь!
В: На Урале живут много народов..
Ребята, а какие народы населяют Южный Урал?
Дети: русские, башкиры, татары.
В:Правильно.
В: А сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Южному Уралу и посетим жилища разных народов.
В: К кому мы попали в гости?
В: А встречает нас русская красавица.
И она исполнит нам русскую народную песню «Я на горку шла»
-Как называется жилище у русского народа?
-Д: Русская изба
В: Из чего были построен изба
Д: Дома были построены из брёвен и назывались «срубы»
В: Чем украшена изба?.
Д:.Окна украшены наличниками. На окна навешивались ставни.
Крыша украшалась коньком.
В: Кто же строил избу?
Д: Строили избы мастеровые –древоделы топором.
В: Даже есть пословицы про это «Не бравшись за топор, избы не срубишь.
В. Давайте пройдём в избу.
В: Как вы думаете, что самое главное в избе, какой предмет?
Послушайте загадку:
-"Чего из избы не вытащишь?"
В. - Да, , печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.
Какие пословицы вы знаете про русскую печь?
Про нее в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка- мать родная». Пословицы: «Без печи хата- не хата», «Когда в печи жарко- тогда и варко», «Что есть в печи- все на стол мечи».
В: Почему так говорили? Для чего нужна печка?
Ответы детей.
В. - Да, в ней готовили еду, она обогревала дом, на ней спали дети и старики. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
В: Растопили печку, жарко в ней, пора и готовить. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит…
Д: Чугунок.
Чугунок был незаменим в хозяйстве... Чугун- это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь, и никогда не бился.
В. А как же можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался. Вот про него загадка.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит- отдает,
А сам в угол идет.
Д. Ухват.
В: А еще какие предметы стояли около печи?
В. - Молодцы (воспитатель показывает ухват). .
Д:Кочерга, хлебная лопата.
В: При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда.
В: А ещё в русской избе были деревянные расписные ложки.
Игра на ложках.
В: В каждой избе было святое место. Как оно называлось?
Д: «Красный угол».
В: " Красный угол" - самое почетное место в доме. Человек приходящий в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. "
В. - Что значит «красный»?
Д: «красивый», «хороший», «светлый». Красный угол" старались держать в чистоте и нарядно украшали.
В: Его убирали вышитыми полотенцами. Как назывались эти вышитые полотенца?
Д:Рушник
В: А еще в красном углу была полка , на которую ставились иконы.
Д: божница
Вот такое ребята традиционное русское жилище
.В: А ещё ребята на Южном Урале живёт украинский народ.
И сегодня Таня нарядилась в украинский костюм и она хочет исполнить украинскую песню.
Украинская народная песня «Ой, да ловнув обруч»
Воспитатель:
А сейчас мы с вами отправимся в гости к другому народу.
Какого народа это жилище?
Воспитатель: Ребята, и вот мы поговорим про татарское народное жилище.
Татарская изба.
-А как вы узнали ? Чем отличается татарская изба от русской?
-Верно, красивым узором, орнаментом. Жилище украшали узорными карнизами, наличниками. А почему люди старались так украсить свои окна? Чтобы красиво было. Считалось раньше, такое окно оберегало дом от злых сил.
Ворота тоже украшали красивым орнаментом.
В: Как татары украшали свой быт?
Д: Татары украшали свой быт вышитыми и ткаными изделиями – коврами, полотенцами , шторами, скатертями, паласами. И ещё: в татарском доме всегда много подушек, перин, пуховых одеял — татары любят спать на мягком и в тепле
В: Из скольких частей состояла татарская изба?
Д: Татарская изба состояла из нескольких комнат. У каждого женатого сына имелась своя комната. В углу помещалась постель – перина, подушки, одеяло.
В: А если дом татар состоял из одной комнаты, что они делали?
Д: Вешали занавеску, которая разделяла ее на две половины – женскую и мужскую.
Очень любили татарки развешивать в доме разноцветные яркие занавески-и на окна, и отгораживать ими уголки комнат, и разделять комнату на несколько частей. Яркие, пёстрые с цветами занавески на полочках и окнах веселили душу и делали дом нарядным.. В доме соблюдался уют, порядок, опрятность. Печи несколько раз в год белились, а полы, потолки и стены красились
- Ребята, а кто у нас сегодня в татарском национальном костюме?
В: Дуня, расскажи, пожалуйста, какой у татар обычай гостеприимства?
Д: Как только на пороге появляется гость, его сразу приглашают за стол. К чаю подадут разные сладости и угощения. Обычно в татарском доме был самовар, иногда два сразу.
А сейчас я хочу исполнить для вас татарскую народную песню «»Соловушка»
Татарская песня «Соловушка»
В: А сейчас ребята я предлагаю вам поиграть в игру.
В: Поделитесь на две команды: команда мальчиков и команда девочек.
Дается изображения различной утвари и надо сказать, какая из них относится к русскому жилищу.
Воспитатель:
Молодцы ребята! Я предлагаю вам продолжить наше путешествие, и отправится в гости к другому народу.
Но сначала отгадайте загадку
Из синей травы стог поставила
Верхушку открытой оставила
Правильно, юрта
В: Что это такое?
Д: Юрта.
В: А для чего она нужна была башкирам? (Чтобы в ней жить.)
В:Свои жилища башкиры располагали в долинах рек, возле гор или около густых лесов. А вы знаете почему?
Д: Потому что в реках было много рыбы, а возле гор хорошие пастбища. Леса были богаты ягодами, грибами и мёдом диких пчел.
А когда табуны коней, стада овец выедали, вытаптывали траву, башкиры перегоняли на другое, богатое травой пастбище. Поэтому башкирам жить приходилось во временных жилищах – юртах (тирмэ).
В: Какой формы юрта?
В:Ребята, а есть ли в юрте окна и двери?
В: Посмотрите, для чего башкиры так старательно украшали дверь в юрту. Дверь украшалась орнаментом, чтобы злые силы не проникали внутрь.
В:А теперь давайте «войдем» в юрту.
В:Какое самое главное место в юрте? (очаг)
В: А для чего он был нужен? (Для тепла, света, приготовления пищи.)даже есть пословицы про очаг: «Каков очаг, таков огонь».
В: А куда же выходит дым от костра-очага? Конечно же, в дверь и в круглое отверстие наверху юрты.
В: Послушайте ещё одну загадку.«Липнет к углам, делит юрту пополам»
В: (Ребята, для чего нужна эта занавеска? (Шаршау.)
Д: Она разделяет юрту на две половины мужская и женская)
В: Что же находилось в мужской части?
Д:Было особое место для гостей. Это самое красочное и почетное место. Там обычно ставили на подставке высокую гору разноцветных подушек, матрацев. Да, налево от двери лук и стрелы , конская сбруя.
В:Кто догадается, какие предметы располагались на правой, женской, половине юрты?
Д: Это посуда, пищевые припасы, одежда. \
Воспитатель:
Звучит фонограмма «Башкирские танцевальные мелодии».
Вот какой платок у меня:
Разноцветный, расписной, необычный, непростой.
Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!
Башкирская подвижная игра «Юрта».
Ребята, а давайте мы с вами теперь поиграем в народную башкирскую игра. Она называется Юрта
«раз, два, три, к своей юрте подходи
«Раз, два, три свою юрту собери».
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы сегодня побывали в гостях у трёх народов. Каких же? Теперь вы знаете, какие народы живут на Южного Урале и особенности их жилища. А я вас хочу угостить национальным татарским угощением «Чак-чак»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национальная культура народов Южного Урала
Проектная деятельность .Приобщение дошкольников к традициям народов Южного Урала....
Конспект занятия "Народная культура и традиционные жилища народов Южного Урала"
Конспект итоговое занятия...
Проект «Национальная культура народов Южного Урала»
объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей....
Презентация "Национальная культура народов Южного Урала"
Без памяти -нет традиции,без традиции -нет культуры, без культуры -нет воспитания, без воспитания -нет духовности, без духовности -нет личности, без личности нет народа, как исторической личности....
Конспект «Национальная культура и традиционные жилища народов Южного Урала»
Конспект «Национальная культура и традиционные жилища народов Южного Урала»Формировать основы народной культуры (фольклора). Закрепить знания детей о жилищах народов Южного Ура...