«Национальная культура и традиционные жилища народов Южного Урала»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Галиулина Юлия Вазировна

Формировать основы народной культуры (фольклора). Закрепить знания детей  о жилищах народов Южного Урала, об устройстве избы и юрты, о предметах быта, укладе жизни. Развивать творческий потенциал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_narod_traditsii_yuzhnogo_urala.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия  «Национальная культура и  традиционные жилища народов Южного Урала»

Цель: Формировать основы народной культуры (фольклора). Закрепить знания детей  о жилищах народов Южного Урала, об устройстве избы и юрты, о предметах быта, укладе жизни. Развивать творческий потенциал.

Задачи:

Расширять знания о жизни народов, живущих на Южном Урале.

Закрепить представления о национальных жилищах татар, башкир, русских, о предметах быта на Южном Урале.

Ознакомить с основами народной  музыкальной культуры Южного Урала.

Закрепить  знания детей о фольклоре и музыкальных инструментах народов Южного Урала.

Приобщать детей к играм народов Южного Урала.

Формировать у детей доброжелательное отношение к людям других национальностей.

Воспитывать чувство толерантности к людям других национальностей, осознание детьми принадлежности к своему народу.

Обогащать словарь детей.

Оборудование: презентация на теме «Жилище народов Южного Урала».

Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы о Южном Урале, рассматривание иллюстраций на темы:  «»Наш край-Южный Урал», «Жилища народов Южного Урала», знакомство с  играми народов Южного Урала .

Словарная работа: татары, башкиры, русская изба, татарская изба, юрта, ухват, чугунок, хлебная лопата, рушник.

Ход занятия:

Воспитатель: Организационный момент.

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свою улыбку.

В: Я кое-что для вас приготовила.

Но  чтобы узнать что это, нужно отгадать загадку.

Города, моря найдём,

Горы, части света.

Умещается на нём

Целая планета.

Дети: Глобус

Давайте рассмотрим его. Глобус имеет форму шара, потому что это модель Земли. На глобусе изображены все страны мира, моря и океаны. А вот здесь – наша страна, в которой мы живём.

 В: Как она называется?

Д: Россия 

Ульяна

Шар большой, на нём страна

Город в ней, а в нём дома

Дом на улочке одной

Неприметный, небольшой.

Этот дом, страна, земля

Это Родина моя!

(садятся на стульчики)

В: - Но наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и живёт. Ребята, как называется то место в России, где мы живем?

Д:  Южный Урал.

В: само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «Каменным поясом».

В: Люди относятся к Уралу. уважительно, с почтением

В: Как называют  уважительно Урал?

Д:  «Седой Урал», «Урал-батюшка».

Дети читают стихи.

Анель:

Наш Урал могуч собою,

И красив он и велик.

Любим мы его душою

Да и как же не любить?

В небеса уходят горы

Реки бурные текут

А леса стоят стеною

Посмотри  и там и тут.

Артём Ш.

Славен наш Урал прекрасный

Родниковою водой

Полечись. Попей водицы

Вместе с нами песню пой.

Здесь в нас в Уральских недрах

Ископаемых не счесть

Потому Уралу слава!

Слава! Слава! Да и честь!

В: На Урале живут много народов.. 

Ребята, а какие народы населяют Южный Урал?

Дети: русские, башкиры, татары.

В:Правильно.

В: А сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Южному Уралу и посетим жилища разных народов.

 В: К кому мы попали в гости?

В:  А встречает нас русская красавица.

И она исполнит нам русскую народную песню «Я на горку шла»

-Как называется  жилище у русского народа?

-Д: Русская изба

В: Из чего были построен изба

Д: Дома были построены из брёвен и назывались «срубы»

В: Чем украшена изба?.

Д:.Окна украшены наличниками. На окна навешивались ставни.

Крыша украшалась коньком.  

В: Кто же строил избу?

Д: Строили избы мастеровые –древоделы топором.

В: Даже есть пословицы про это «Не бравшись за топор, избы не срубишь.

 В. Давайте пройдём в избу.

В: Как вы думаете, что самое главное в избе, какой предмет?

Послушайте загадку:

-"Чего из избы не вытащишь?"

В. - Да, , печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.

Какие пословицы вы знаете про русскую печь?

Про нее в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка- мать родная». Пословицы: «Без печи хата- не хата», «Когда в печи жарко- тогда и варко», «Что есть в печи- все на стол мечи».

В: Почему так говорили? Для чего нужна печка?

Ответы детей.

В. - Да, в ней готовили еду, она обогревала дом, на ней спали дети и старики. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

В: Растопили печку, жарко в ней, пора и готовить. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.  Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит…

Д: Чугунок.  

Чугунок был незаменим в хозяйстве... Чугун- это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь, и никогда не бился.

В. А как же можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался. Вот про него загадка.

 Не бык, а бодает

 Не ест, а еду хватает.

Что схватит- отдает,

А сам в угол идет.

Д. Ухват.

В: А еще какие предметы стояли около печи?

В. - Молодцы (воспитатель показывает ухват). .

Д:Кочерга, хлебная лопата.

В: При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда.

В: А ещё в русской избе были деревянные расписные ложки.

Игра на ложках.

В: В каждой избе было святое место. Как оно называлось?

Д: «Красный угол».

В: " Красный угол" - самое почетное место в доме. Человек приходящий в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. "

 В. - Что значит «красный»?

Д: «красивый», «хороший», «светлый». Красный угол" старались держать в чистоте и нарядно украшали.

В: Его убирали вышитыми полотенцами. Как назывались эти вышитые полотенца?

Д:Рушник

В: А еще в красном углу была полка , на которую ставились иконы.

Д: божница

Вот такое ребята традиционное русское жилище

.В: А ещё ребята на Южном Урале живёт украинский народ.

И сегодня Таня нарядилась в украинский костюм и она хочет исполнить украинскую песню.

Украинская народная песня «Ой, да ловнув обруч»

Воспитатель:

А сейчас мы с вами отправимся  в гости   к другому народу.

Какого народа это жилище?    

Воспитатель: Ребята, и вот мы поговорим про татарское народное жилище.

Татарская изба.

 -А как вы узнали ? Чем отличается татарская изба от русской?

-Верно, красивым узором, орнаментом. Жилище украшали узорными карнизами, наличниками. А почему люди старались так украсить свои окна? Чтобы кра​сиво было. Считалось раньше, такое окно  оберегало дом от злых сил. 

Ворота тоже украшали красивым орнаментом.

В: Как татары украшали свой быт?

Д: Татары украшали свой быт вышитыми и ткаными изделиями – коврами, полотенцами , шторами, скатертями, паласами. И ещё: в татарском доме всегда много подушек, перин, пуховых одеял — татары любят спать на мягком и в тепле

В: Из скольких частей состояла татарская изба?

 Д: Татарская изба состояла из нескольких комнат. У каждого женатого сына  имелась своя комната. В углу помещалась  постель – перина, подушки, одеяло.

В: А если дом татар состоял из одной комнаты, что они делали?

Д: Вешали занавеску,  которая разделяла ее на две половины – женскую и мужскую.

Очень любили татарки развешивать в доме разноцветные яркие занавески-и на окна, и отгораживать ими уголки комнат, и разделять комнату на несколько частей. Яркие, пёстрые с цветами занавески на полочках и окнах веселили душу и делали дом нарядным.. В доме соблюдался уют, порядок, опрятность. Печи несколько раз в год белились, а полы, потолки и стены красились

- Ребята, а кто  у нас сегодня в татарском национальном костюме?

В: Дуня, расскажи, пожалуйста, какой у татар обычай гостеприимства?

Д: Как только на пороге появляется гость, его сразу приглашают за стол. К чаю подадут разные сладости и угощения. Обычно в татарском доме был самовар, иногда два сразу. 

А сейчас я хочу исполнить для вас татарскую народную песню «»Соловушка»

Татарская песня «Соловушка»

В: А сейчас ребята я предлагаю вам поиграть в игру.

В: Поделитесь на две команды: команда мальчиков и команда девочек.

Дается изображения различной утвари и надо сказать, какая из них относится к русскому жилищу.

Воспитатель:

Молодцы ребята! Я предлагаю вам продолжить наше путешествие, и отправится в гости к другому народу.

Но сначала отгадайте загадку

Из синей травы стог поставила

Верхушку открытой оставила

Правильно, юрта

В: Что это такое?

Д: Юрта.

В: А для чего она нужна была башкирам? (Чтобы в ней жить.)

В:Свои жилища башкиры располагали в долинах рек, возле гор или около густых лесов. А вы знаете почему?

Д: Потому что в реках было много рыбы, а возле гор хорошие пастбища.  Леса были богаты ягодами, грибами и мёдом диких пчел.

А когда табуны коней, стада овец выедали, вытаптывали траву, башкиры  перегоняли на другое, богатое травой пастбище. Поэтому башкирам жить приходилось во временных жилищах – юртах (тирмэ).

 В: Какой фор​мы юрта?

В:Ребята, а есть ли в юрте окна и двери?

В: Посмотрите, для чего баш​киры так старательно украшали дверь в юрту. Дверь украшалась орнаментом, чтобы злые силы не проникали внутрь.

В:А теперь давайте «войдем» в юрту.

В:Какое самое главное место в юрте? (очаг)

В: А для чего он был нужен? (Для тепла, света, приготовления пищи.)даже есть пословицы про очаг: «Каков очаг, таков огонь».

В: А куда же выходит дым от костра-очага? Конечно же, в дверь и в круглое отверстие наверху юрты.

В: Послушайте ещё одну загадку.«Липнет к углам, делит юрту пополам»

В: (Ребята, для чего нужна эта занавеска? (Шаршау.)

ДОна разделяет юрту на две половины мужская и женская)

В: Что же находилось в мужской части?

Д:Было особое место для гостей. Это самое красочное и почетное место. Там обычно ста​вили на подставке высокую гору разноцветных подушек, матрацев. Да, налево от двери лук и стрелы , кон​ская сбруя.

В:Кто догадается, какие предметы располагались на правой, женской, половине юрты?

Д: Это посуда, пищевые припасы, одежда. \

Воспитатель:

Звучит фонограмма «Башкирские танцевальные мелодии».

Вот какой платок у меня:

Разноцветный, расписной, необычный, непростой.

Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!

Башкирская подвижная игра «Юрта».

Ребята, а давайте мы с вами теперь поиграем в народную башкирскую игра. Она называется Юрта

«раз, два, три, к своей юрте подходи

«Раз, два, три свою юрту собери».

Воспитатель: Молодцы ребята.  Мы сегодня побывали в гостях у трёх народов. Каких же? Теперь вы знаете, какие народы живут на Южного Урале и особенности их жилища. А я вас хочу угостить национальным татарским угощением «Чак-чак»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальная культура народов Южного Урала

Проектная деятельность .Приобщение дошкольников к традициям народов Южного Урала....

Проект «Национальная культура народов Южного Урала»

объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей....

Презентация "Национальная культура народов Южного Урала"

Без памяти -нет традиции,без традиции -нет культуры, без культуры -нет воспитания, без воспитания -нет духовности, без духовности -нет личности, без личности нет народа, как исторической личности....

Конспект «Национальная культура и традиционные жилища народов Южного Урала»

Конспект «Национальная культура и  традиционные жилища народов Южного Урала»Формировать основы народной культуры (фольклора). Закрепить знания детей  о жилищах народов Южного Ура...