Традиции и быт народов Южного Урала
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
Много национальностей проживает на Урале: Я расскажу вам о быте и традициях русского народа. Мужчины и женщины одевались в национальные костюмы. Женщины и девочки носили красивый длинный сарафан поверх белой кофточки, на голову надевали кокошник или ленту, на ногах носили сапожки. Мужчины носили длинные рубахи подпоясанные кушаком поверх штанов, заправленных в высокие сапоги, на голове фуражку. Жили в русской избе. На Руси гостей встречали караваем, а печётся он в русской печи. А вкусные каши и супы, варили в чугунках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Традиции и быт народов Южного Урала | 36.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13 «Родничок» г. Куса»
«Традиции и быт народов Южного Урала»
с детьми второй младшей группы
Воспитатель: Людмила Николаевна Чекалина
г. Куса, 2017г.
Цель: приобщать детей к истокам народной культуры и традициям.
Задачи:
1.Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре и быте народов Южного Урала.
2.Формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона.
3.Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, альбомов о традициях русского народа, чтение фольклора народов Южного Урала: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, прибауток, народных подвижных игр.Посещение музея «Уголок русской избы».
Виды деятельности:
Игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, музыкально - художественная деятельность.
Оборудование:
Экран, проектор, русская печь, расписная деревянная посуда, испеченный каравай, ухват, русские народные костюмы (на каждого ребенка).
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Развитие речи».
Методы и приёмы:
словесный (рассказ, беседа);
наглядный (показ, демонстрация);
практический (игра).
Ход досуга:
Воспитатель:
Тук – тук, тук- тук!
Из ворот слышен стук.
Двери отворяйте,
В дом гостей впускайте!
Веселых ребятишек -
Девчонок и мальчишек!
Хозяюшка:
Давно вас жду – поджидаю, посиделок без вас не начинаю. Припасла для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, да пляски.. (дети проходят и садятся на стульчики).
На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод.
Да играли на Урале! Ах, как игры хороши.
Словом эти посиделки были праздником души!
Воспитатель:
- Ребята скажите, пожалуйста, в какой стране мы живём? (в России). (слайд 2)
Да мы живём в большой и дружной стране, с красивым названием Россия.
(дети читают стихи).
Что мы Родиной зовем? (Маша)
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Что мы Родиной зовем? (Аня Ф)
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый,
Хлеб за праздничным столом.
- Как называется наш край? (Южный Урал). (слайд 3).
- А в каком городе мы живём? (Куса). (слайд 4).
(дети читают стихи).
Взметнулись ели в небеса. (Дима К)
Урал – жемчужина России!
И где-то прячется Куса,
В его уютной сердцевине...
В.Руденко
На склонах Урала (Вика Б.)
Я знаю немало
Красивых селений,
И их голоса.
Но в сердце запала,
И милою стала,
Без всяких сомнений,
Ах, любимая сторонка, (Полина)
Где поют мне птицы звонко,
И шумит зеленый лес,
Доставая до небес!
Пруд, задумчивый такой,
С тихой речкою Кусой.
Ты посмотри: какие горы, (Дима)
Какие здесь стоят леса!
И эти дивные просторы
Собой украсила Куса.
Родная Куса.
Воспитатель:
- В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг. (слайд 5).
Об Урале знают не только в России, но и в других странах. Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его батюшкой, седым Уралом. Его не зря называют жемчужиной природы.Очень богатый край, но всё же больше всего, он ценен людьми. На Южном Урале проживает много народностей татары, башкиры, нагайбаки, армяни, русские.
Богат наш край полезными ископаемыми, каменьями драгоценными. А ещё славен Урал дружбой разных народов.
Хозяюшка:
- Эй, девчата, выходите, хороводы заводите,
Ведь уральский наш народ ловко пляшет и поет.
Хороводная игра: «Воротики».
Хозяюшка:
- Много национальностей проживает на Урале: Я расскажу вам о быте и традициях русского народа. Мужчины и женщины одевались в национальные костюмы. (слайд 6 - 7).
Женщины и девочки носили красивый длинный сарафан поверх белой кофточки, на голову надевали кокошник или ленту, на ногах носили сапожки. Мужчины носили длинные рубахи подпоясанные кушаком поверх штанов, заправленных в высокие сапоги, на голове фуражку.
Жили в русской избе. (слайд 8).
На Руси гостей встречали караваем, а печётся он в русской печи. (слайд 9).
А вкусные каши и супы, варили в чугунках. (слайд 10).
Хороводная игра «Матрёшка»
Хозяюшка:
Я тоже замесила тесто, истопила печь, посадила каравай печься. Пока каравай печется, я расскажу вам о нашем крае легенду как возникли луна и Уральские горы.
- Давно, очень-очень давно на небе было два солнца. (слайд 11).
И вот эти-то два солнца беспрерывно и неустанно озаряли землю. И сильно страдали от этого люди. Не в силах спать от постоянного света, сказал один бай: "Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь. А кроме дочери дам еще и богатства". Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет. Не осталось в стране никого, кто не был бы извещен о решении бая.
После этого стали собираться самые меткие стрелки. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никакого ущерба. И каждого неудачливого стрелка бай отправлял домой со словами: "Кому нужна такая меткость?" Одним из последних приехал богатырь по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. (слайд 12).
Взял он свой роговой лук, наложил на тетеву из просмоленных жил алмазную стрелу, натянул тетеву, все так и зазвенело и загудело. От звука того обрушились горы и замерли в своем течении реки. И в это время алмазная стрела все плыла и плыла вверх и угодила прямо в одно из солнц, пробила его насквозь, разделив на две части, и дальше полетела. "Ай! Ай!" - только и аукнулся внизу весь народ.
Одна половинка солнца осталась висеть на небе, другая упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск. После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться.
Ну и поскольку люди на земле, когда солнце разломилось, закричали "Ай!" - одну часть расколовшегося солнца так и назвали. Гору же, которая образовалась из второй половины, стали называть Урал.
(слайд 13).
Хозяюшка:
- Ребята, пока мы разговоры вели, да стихи читали в нашей русской печи каравай испёкся. (хозяюшка вытаскивает каравай из печи).
Игра: «Каравай». (слайд 14).
Хозяюшка:
А гостей мы провожаем,
Круглым пышным караваем .
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Каравай мы всем подносим,
Поклонясь, отведать просим. (детям и гостям подносится каравай.)
(слайд 15).
Воспитатель:
На завалинке сегодня,
Отдохнули вместе мы.
Вспомнив песни, игры, шутки,
Нашей старины.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями,
Говорим: до новых встреч! (дети кланяются гостям и уходят).
Используемая литература.
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2 –е изд., испр. и доп. – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
2.Бабунова Е. С. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал». Магнитогорск, 2004.
3. Т.А. Никифорова «Магнитогорск: вчера, сегодня, завтра»; Южно Уральское книжное издательство, 1998г.;158стр.
4. В. Степанов, Учебник для малышей «Моя Родина – Россия», ООО Издательство «Фламинго», 2006г.
5..«Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. «Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005.
7. Интернет источникики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА
Для народов, проживающих на Южном Урале, было характерно бережное, любовное отношение к новорожденным детям...
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Быт и традиции народов Южного Урала»
Наш проект дает возможность донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала, знаний о культуре и традициях уральского края. Работа над проектом имеет большое значение для формирования...
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Солнышко» на тему: «Быт и традиции народов Южного Урала»
Наш проект дает возможность донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала, знаний о культуре и традициях уральского края. Работа над проектом имеет большое значение для формирования...
Традиции и культура народов Южного Урала в патриотическом воспитании детей
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и пере...
Досуг «Традиции и быт народов Южного Урала»
Цель: приобщать детей к истокам народной культуры и традициям....
Традиции и обряды народов Южного Урала, связанные с жилищем
Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа, поэтому так важно приобщать детей к народным...