Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию детского экспериментирования
статья по окружающему миру на тему

В материале раскрывается вопрос развития познавательных способностей дошкольников через формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольника в ходе детского экспериментирования, где роль педагога заключается в предоставлении детям возможности размышлять, формулировать и аргументироватьсобственнуюточку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_doshkolnikov.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию детского экспериментирования

        ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Таким образом, проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных технологий и методов работы с дошкольниками. Л.А. Венгер и сотрудники его лаборатории исследовали основные закономерности развития познавательных способностей дошкольника и выяснили, что познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные, творческие.

        Сенсорные способности тесно связаны с восприятием ребенка предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Восприятие - первая ступень познания мира; на основе его образов строятся память, мышление и воображение.

        Интеллектуальные способности обеспечивают легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира. Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол - кружком, а шкаф - прямоугольником.

        Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку найти оригинальные способы средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры (сюжет) и замысел рисования, лепки и др.

        Познавательные способности обеспечивают ребенку познание предметов и явлений окружающего мира, и они тесно связаны с познавательными процессами.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте.

        Формирование познавательных способностей включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта. Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.

        Итак, рассмотрим развитие способностей через развивающие технологии.

        Что же такое технология?

        Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

        Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В развивающем обучении, предметом которого является не способ действия, а принцип, этот метод не пригоден по той причине, что принцип, в отличие от способа, нельзя продемонстрировать. Выяснение принципа возможно только в результате самостоятельного анализа действия, ситуации, условий и обобщения тех объективных связей, на которые опирается данный способ.

        Качество и объем выполненной ребенком работы оценивается с точки зрения субъективных возможностей ребенка. Иными словами, оценка отражает персональное развитие детей, совершенство его учебной деятельности. Если ребенок работает на пределе своих возможностей, он заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ребенка это весьма посредственный результат.

        Поставленная цель должна быть достигнута ребенком, только тогда она для него приобретает смысл, но достигнута в процессе решения задачи. Значит, надо организовывать действия детей: разбить эту задачу на ряд частных простых задач, каждая из которых приводит ребенка к постепенному решению основной. В этом заключается основной метод развивающего обучения (постановка учебных задач и организация их решения)

        Задача педагога - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого в режим развития, пробудить в ребенке инстинкт познания, самосовершенствования.

        Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития способностей ребенка потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

        Познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев): любопытство, любознательность, собственно исследовательская деятельность.

        Любопытство представляет собой избирательное отношение к объекту действительности, вызванное его новизной, привлекательностью, что может послужить началом процесса познания.

        Любознательность как черта личности характеризуется стремлением узнать что-то новое, получая при этом положительные эмоции в виде радости от процесса познания, удовлетворенности от проделанной работы, активизируется мышление и процесс поиска.         Исследовательская деятельность способствует получению новых знаний.

        Этому способствует использование в образовательной деятельности различных технологий и методик. Более актуальной, является технология проблемного обучения.

        Деятельность современного педагога  построена на предоставлении детям возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на разные знания фактов, закономерностей, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Мы должны побуждать детей думать и поощрять их мышление, толь тогда у них будет желание познавать, узнавать, размышлять. Все это поспособствует формированию «способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС ДО, раздел 1, ч. 1.6).

        При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-деятельностный характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанника по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей.

        Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предполагаются правила и инструкции. Сущность проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создаёт познавательную задачу, проблемную ситуацию и предоставляет детям возможность изыскать средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие способностей. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

        Одно из направлений это ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ. В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

        Детское экспериментирование может быть организованно в таких формах:

совместная деятельность педагога и воспитанника,

самостоятельная деятельность детей.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

  1. Осознание того, что хочешь узнать.
  2. Формирование задачи исследования.
  3. Продумывание методики эксперимента.
  4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
  5. Прогнозирование результатов.
  6. Выполнение работы.
  7. Соблюдение правил безопасности.
  8. Наблюдение результатов.
  9. Анализ полученных данных.
  10. Словесный отчет об увиденном.
  11. Формирование выводов.

        Для активизации процесса экспериментирования можно задавать проблемные вопросы: Почему карандаш рисует, а палочка нет; Что будет, если снег принести в комнату?; Почему шарик катится, а кубик нет?; Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький); Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок).

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно-пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком (организация центров природы и центров экспериментирования).

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Если в младшем дошкольном возрасте – это вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога), активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом), способность к пристальному и целенаправленному исследованию объекта, формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты), то в старшем дошкольном возрасте – это формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов, развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

Работа по экспериментированию организуется по трем взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
  • неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
  • человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

        Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

        В настоящее время исследовательскую деятельность рассматривают как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизм его осуществления. (Савенков, А.И.)

        Л.А. Парамонова считает, что результатом познавательно-исследовательской деятельности дошкольника является интеллектуальная компетентность, которая характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Итак, организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников способствует развитию, познавательного интереса и познавательной активности, творческих способностей, а также формируются исследовательские умения, умения самостоятельного поиска, происходят открытия и усвоения нового.

Значимость для педагога необходимость организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников подчеркивают слова В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

Литература:

1. Гризик Т.И. Познаю мир: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе«Радуга». — М.: Просвещение, 2000.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2003.

3. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию / Вопросы психологии. 1991. №4.

4. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М., 2006.)

5. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников, СПб.: Питер, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»...

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования"

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования"...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Формирование личностных качеств, способствующих успешной социализациии дальнейшему образованию и самообразованию...

«Развитие познавательной активности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, вс...